Научная статья на тему 'Объект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ)'

Объект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1894
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитриенко Илона Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ)»

Дмитриенко Илона Валериевна

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Объект невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран

(ст. 190 УК РФ)

ОЩ дной из важнейших предпосылок для квалификации преступлений является правильное установление объекта преступления. Именно этот элемент состава преступления выступает отправной точкой для процесса правоприменения.

При этом анализ юридической литературы показывает, что объекту преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, уделяется явно недостаточно внимания. Существующие разъяснения являются, нередко, противоречивыми. Так, М.В. Талан называет объектом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, «общественные отношения, обеспечивающие монополию государства на владение, пользование и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран»1. Однако в современных условиях вряд ли обоснованно утверждение о монополистической собственности государства на обозначенные предметы. Кроме того, рассматриваемое преступление никак не связано с хищением, чтобы говорить о нарушении им отношений собственности, т.е. составом данного преступления не охватывается факт хищения, если такой имел

место.

Ю.И. Сучков считает, что непосредственным объектом данного преступления выступают «общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие порядок возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями»2. Аналогичной позиции придерживается и Б.А. Султанова .

По мнению К.В. Чемеринского, непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, образует «установленный порядок вывоза с территории России и возвращения предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран»4.

Однако, на наш взгляд, при формулировании непосредственного объекта невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) следует обратить внимание на то, что в результа-

1 Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2002. С. 389.

2 Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству (проблемные аспекты теории и законодательства): Дис. ... д-ра юрид. наук. Калининград, 1997. С. 269.

3 Султанова Б.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в таможенной сфере: Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 72.

4 Современное уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. проф. А.В. Наумова. М.: Илекса, 2007. С. 693.

115

те совершения данного преступления общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности нарушаются не в части вывоза и возвращения указанных культурных ценностей, а в части их временного вывоза. Это связано с тем, что текст диспозиции ст. 190 УК РФ гласит о нарушении обязательства о возвращении ранее вывезенных предметов художественного, исторического и археологического достояния в установленный срок. Обязательство о возвращении культурных ценностей в оговоренный срок возникает только в случае их временного вывоза .

Учитывая вышеизложенное, представляется возможным определить непосредственный объект преступления, регламентированного ст. 190 УК РФ, как общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, складывающиеся в связи с временным вывозом за пределы таможенной границы РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Данное понимание непосредственного объекта этого преступления было поддержано 87% респондентов.

Известно, что в структуру объекта преступления входит такой факультативный признак, как предмет. При этом в исследуемом преступлении предмет выступает в качестве конструктивного признака состава преступления, что обусловливает значимость его правильного установления.

Анализ уголовно-правовой нормы об ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности, регламентирующих данные правоотношения, юридической литературы позволяет сделать вывод об имеющейся неопределенности с предметом этого преступления, что, нередко, порождает его противоречивое толкование.

Проблема, по нашему мнению, заключается, прежде всего, в разобщенности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок обращения различных культурных ценностей. Так, понятие «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран», закрепленное в тексте диспозиции ст. 190 УК РФ, не встречается ни в одном нормативном правовом акте. Формулировка

«культурное достояние народов РФ» употребляется в Основах законодательства РФ «О культуре», где в ст. 25 указывается, что состав (перечень) культурного достояния народов РФ определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ. Культурное достояние народов РФ находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством РФ3.

В свою очередь, в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» используется термин «культурные ценности» и отсутствует упоминание о культурном (художественном, историческом и археологическом) достоянии народов РФ (как и зарубежных стран). Для целей названного Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

культурные ценности, имеющие важное значение для РФ и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

В статье 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определено, что под действие данного Закона подпадают следующие категории предметов:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

1 См.: статья 5 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 20 мая 1993. № 20. Ст. 718. (в посл. ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ).

2 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. С. 586-588.

3 Основы законодательства Российской Федерации «О культуре» утв. ВС РФ 09 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 19 ноября 1992. № 46. Ст. 2615. (в посл. ред. ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ).

_116

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

г) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры .

Понятие культурных ценностей предлагается и в Федеральном законе «О культурных цен-

1 Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 20 мая 1993. № 20. Ст. 718. (в посл. ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ).

2 Статья 4 Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 20 апреля 1998. № 16. Ст. 1799 (в посл. ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).

3 См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 542.

4 Статья 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 01 июля. № 26. Ст. 2519 (в посл. ред. ФЗ от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ).

ностях, перемещенных в союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»: культурные ценности - это имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в ст. 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»2.

Отмеченная рассогласованность нормативно-правовых актов о культурных ценностях, прежде всего в части понятийного аппарата, является предпосылкой для противоречивого толкования уголовного закона, а отсюда и правоприменительных ошибок. Так, достаточно сложно согласиться с утверждением о том, что предметом рассматриваемого преступления выступают особо ценные объекты культурного наследия , поскольку к объектам культурного наследия народов РФ Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

В то же время, указом Президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ отнесены расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также дру-

117

гие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства . То есть данным нормативным правовым актом к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ отнесены уже не только объекты недвижимости, но и другие объекты.

Однако, согласно ст. ст. 9 и 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, независимо от времени их создания вывозу и временному вывозу за пределы РФ не подлежат . Поэтому особо ценные объекты культурного наследия народов РФ не могут выступать предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

Под режим временного вывоза из РФ (т.е. с обязательством об обратном ввозе) могут быть помещены:

1) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

2) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных ор-

ганов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

3) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценнос-

тей»3.

Следовательно, исключительно предметы, относимые к одной из перечисленных категорий, могут являться предметом невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

Вместе с тем, в диспозиции уголовно-правовой нормы, регламентированной ст. 190 УК РФ, круг таких предметов неоправданно сужен за счет указания на то, что им могут быть только предметы, являющиеся художественным, историческим или археологическим достоянием. В то время как под режим временного вывоза из РФ могут, согласно ст. 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», также подпадать и другие предметы, обладающие научной или иной культурной ценностью.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным заменить в ст. 190 УК РФ слова «предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» словами «культурных ценностей» . Тем самым предмет исследуемого преступления будет сформулирован в уголовном законе РФ адекватно нормативным правовым актам иной отраслевой принадлежности, регламентирующим обращение различных культурных ценностей.

1 Указ Президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г. № 1487 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 10 декабря. № 49. Ст. 2936 (в посл. ред. указа Президента РФ от 17 мая 2007 г. № 637).

2 Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.05.1993. № 20. Ст. 718 (в посл. ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ).

3 См.: Статьи 9, 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. 20 мая. № 20. Ст. 718 (в посл. ред. ФЗ от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ).

4 С этим предложением согласилось 82% опрошенных в ходе проведенного нами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.