Научная статья на тему 'Понятие контактности руководителя организации'

Понятие контактности руководителя организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТАКТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RAPPORT / COMPETENCE / ACTIVITY OF MANAGER / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагаева Елена Алексеевна

В статье анализируется контактность как один из видов компетенции руководителя организации. Для этого раскрываются основные подходы к понятию «контактность» в современной психологической науке, исследуется понятие «компетенция». Установлено, что контактность, наряду с другими компетенциями, является условием эффективной деятельности руководителя организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF COMPANY MANAGER RAPPORT

The article examines rapport as one of the competencies of managers of companies. It discusses the main approaches to the concept of rapport in the modern science of psychology and analyzes the concept of competence. It is established that rapport among other competencies is a condition for someone to be an effective company manager.

Текст научной работы на тему «Понятие контактности руководителя организации»

УДК 159.9

ПОНЯТИЕ КОНТАКТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

© Елена Алексеевна ШАГАЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]

В статье анализируется контактность как один из видов компетенции руководителя организации. Для этого раскрываются основные подходы к понятию «контактность» в современной психологической науке, исследуется понятие «компетенция». Установлено, что контактность, наряду с другими компетенциями, является условием эффективной деятельности руководителя организации

Ключевые слова: контактность; компетенция; деятельность руководителя; управленческая компетентность.

Деятельность современного руководителя сопряжена с большим количеством контактов с подчиненными, деловыми партнерами, конкурентами, агентствами, государственными служащими, поставщиками и потребителями. В связи с этим огромное значение в профессиональной деятельности руководителя приобретает контактность. Умение находить общий язык с любыми людьми, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с человеком является и частью профессиональных компетенций руководителя организации.

В современной акмеологической науке, а также психологии управления контактность

как вид компетенции руководителя не исследовалась. Наряду с этим изучались коммуникативные умения и навыки, коммуникабельность и общительность, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность руководителя. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Е.А. Воробьевой, Б. С. Жумагуловой и других, посвященные изучению контактности специалистов различного профиля (следователей, преподавателей, руководителей организаций).

Для описания сущности психологического феномена контактности и места контактности среди основных управленческих компетенций руководителя раскроем, прежде

всего, основные подходы к понятию «контактность» в современной психологической науке. Можно выделить несколько таких подходов к изучению этого феномена [1].

Прежде всего, это связывание контактности с определенным видом общения в работах Б.Ф. Ломова, В.Н. Куницыной и др.

Контактное (прямое) межличностное общение имеет свои специфические черты: активную обратную связь, обогащенную контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает в большей мере механизмы рефлексии.

Следующий подход к пониманию контактности заключается в том, что контактность рассматривается в качестве одного из признаков малой группы и основы группооб-разования (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.Н. Сирота и др.). Так, Г.М. Андреева определяет контактность как возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями [2].

С других позиций контактность анализируется как показатель глубины установившегося контакта или как одна из стадий контакта (В.Л. Васильев, С.Е. Жучкова и др.).

Ряд авторов (Е.А. Воробьева, Б.С. Жума-гулова, В. А. Кан-Калик, В. Н. Куницына,

Н.В. Казаринова, В. Леви, В.М. Погольша и др.) рассматривали в своих работах контактность в качестве некоторого социального умения или способности личности. А.К. Семенов, В.И. Набоков рассматривают контактность в качестве организаторской способности [3]. Контактность - это способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника [4].

Д.П. Котов, ГГ. Шиханцов, ТВ. Реше-това и другие определяют контактность как проявление индивидуальных особенностей, личностных качеств участниками взаимодействия.

Другие авторы (О.И. Бабенко, Е.А. Воробьева, В.И. Набоков, А.К. Семенов и др.) рассматривают контактность как профессионально-важное качество специалиста. Отдельные работы посвящены контактности

при осуществлении профессиональной деятельности (В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Т.Н. Курбатова, И.Н. Сорокотягин, А.М. Сто-ляренко, Н.П. Хайдуков, Ю.В. Чуфаровский, Г.Г. Шиханцов и др.). Большое количество таких исследований мы находим в психологии управления, менеджменте, организационной и юридической психологии.

Изучение всех перечисленных выше подходов позволило нам считать контактность одним из условий эффективного межличностного взаимодействия и рассмотреть этот феномен как один из важных элементов структуры профессиональной компетенции руководителя. Прежде необходимо уточнить ключевое понятие «компетенция» руководителя, а затем дать определение контактности как вида управленческой компетенции руководителя организации.

Понятие «компетенция» тесно связано с термином «компетентность». Рассматривая результаты исследований компетентности субъектов профессиональной деятельности, проводимых в рамках акмеологии, психологии труда, эргономики, социальной психологии, отметим, что в современной науке широко изучается как компетентность в целом, так и ее отдельные виды (Ю.С. Артемов, Л.И. Берестова, Е.Н. Богданов, Н.В. Вегер-чук, О.И. Денисов, А.А. Деркач, И.В. Елшина, А. Кох, О.И. Миронова, А.П. Ситников и др.). Авторы с разных позиций дают определение понятия «компетентность», рассматривают ее природу и структурные компоненты.

Базовый термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» (от лат. еошре1еп8 - соответствующий, способный) и означает в первом значении: обладающий компетенцией; во втором: знающий, сведущий в определенной области [5].

То есть компетентность по отношению к компетенции выступает наиболее общим понятием. Компетентность определяется как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6].

И.А. Зимняя считает, что компетенции -это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [7].

Таблица 1

Место контактности в системе управленческих компетенций руководителя организации

№ п/п Область управленческой деятельности Необходимые управленческие компетенции

1 Планирование деятельности организации Планирование объема работ, понимание бизнеса, знание и понимание потребностей клиентов, формулирование стратегии развития организации, инициативность, готовность к нововведениям, инновациям, открытие вакантных должностей

2 Взаимодействие с коллективом Контактность, способность оказывать влияние, мотивировать на продуктивную деятельность, объяснять цели и задачи деятельности, обучать и развивать персонал, организовать слаженную работу в коллективе (командообразование), умение поддерживать климат сотрудничества, межличностное понимание, решение кадровых вопросов, делегирование полномочий членам коллектива

3 Организация взаимодействия с партнерами и иными лицами Контактность, решительность, целеустремленность, готовность к риску, коммуникативная компетенция, приоритет целей компании, деятельность с ориентацией на интересы клиента, принятие решений, толерантность к неопределенности

4 Контроль за осуществлением деятельности организации Анализ организационных проблем, умение сравнивать замысел с результатом, знание стандартов деятельности, управленческий контроль за исполнением принятых решений, внимание к деталям, стимулирование и поощрение сотрудников, нацеленность на достижение поставленных целей, умение брать на себя ответственность за принятые решения

Именно из последнего подхода к определениям компетенции и компетентности мы исходим. Под компетенциями будем понимать психологические новообразования в виде знаний, умений, навыков, направленности личности и прочее, составляющие компетентность человека, т. е. обеспечивающие его способность эффективно действовать в той или иной сфере деятельности. Компетентный в своем деле человек (от лат. еошре1еп18 - соответствующий, способный) -это осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, способный действовать эффективно.

Управленческая компетентность руководителя (владение способами управления совместной профессиональной деятельностью, приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда) включает в себя множество различных компетенций. Анализ литературы позволил разделить их на четыре группы по основным сферам деятельности руководителя: планирование деятельности организации; взаимодействие с коллективом; организация взаимодействия с партнерами и иными лицами; контроль за осуществлением деятельности организации (табл. 1).

Как видно из табл. 1, контактность необходима руководителю и для взаимодействия внутри организации, и для построения сис-

темы внешних связей. Обладая этим видом компетенции, руководитель становится эффективным управленцем, способным вести деловые переговоры, принимать правильные решения, налаживать контакты с деловыми партнерами и сохранять благоприятный психологический климат внутри организации.

Таким образом, теоретический анализ таких психологических понятий, как «контактность», «компетентность», «компетен-

ция», позволяет нам заключить следующее.

Контактность может рассматриваться как один из видов компетенции руководителя в структуре его управленческой компетентности, она характеризует его глубокую осведомленность в сфере межличностных и массовых коммуникаций, коммуникативные умения и навыки общения, личностный опыт управленческой деятельности и образованность руководителя, нацеленного на перспективность и прогностичность деловых контактов и открытого новой информации и динамичному общению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов в своей профессиональной деятельности.

Функция контактности состоит в оптимизации взаимодействия руководителя с сотрудниками организации, деловыми партнерами, посредниками и государственными служащими, в расширении и развитии существующих контактов.

Под контактностью руководителя организации понимается один из видов его

компетенции, это психологическое образование, обеспечивающее возможность находить, устанавливать, поддерживать и развивать контакты с людьми, необходимые для эффективного управления и деятельности организации.

Итак, контактность как вид управленческой компетенции - сложный психолого-акмеологический феномен, требующий более конкретного исследования его структуры и содержания.

1. Миронова О.И., Шагаева Е.А. Исследование взаимосвязи контакта и контактности в психологической науке // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 2. С. 184-189.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. М., 2004.

4. Миронова О.И. Вынужденный контакт как вид межличностного контакта между людьми. М., 2008.

5. Словарь иностранных слов. М., 1989.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

Поступила в реакцию 11.07.2011 г.

UDC 159.9

CONCEPT OF COMPANY MANAGER RAPPORT

Elena Alekseyevna SHAGAYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The article examines rapport as one of the competencies of managers of companies. It discusses the main approaches to the concept of “rapport” in the modern science of psychology and analyzes the concept of “competence”. It is established that rapport among other competencies is a condition for someone to be an effective company manager.

Key words: rapport; competence; activity of manager; managerial competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.