Научная статья на тему 'Понятие киберпространства и очерчивание его территориальных контуров'

Понятие киберпространства и очерчивание его территориальных контуров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2249
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ПРИЗНАКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЮРИСДИКЦИЯ / INFORMATION SPHERE / INFORMATION SPACE / INTERNET NETWORK / ATTRIBUTES / INFORMATION INFRASTRUCTURE / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терентьева Людмила Вячеславовна

Цель: выявление правовых и доктринальных подходов к определению понятий «сеть Интернет» и «киберпространство», а также решение юрисдикционного вопроса в отношении определенного сегмента киберпространства. Метод: на основе сравнительного правового анализа правовых и доктринальных подходов к определению понятий «сеть Интернет» и «киберпространство» выявляются особенности содержания данных понятий и их соотношение; на основе формально-юридического метода исследования выявляются характерные признаки киберпространства, определяется его место в информационном пространстве, а также поднимается вопрос об установлении юрисдикции в отношении определенного сегмента киберпространства. Результаты: обосновано распространение юрисдикции государства как на физический, материальный аспект киберпространства, представляющий собой определенную технологическую инфраструктуру (объекты информатизации, технические средства), так и на информацию в цифровой форме. Включение в информационную инфраструктуру РФ совокупности объектов информатизации, информационных систем, сетей связи, а также лишенных географических границ и пространственной протяженности сайтов в сети Интернет позволило заключить, что в Доктрине информационной безопасности РФ 2016 г. предпринята попытка «территориализации» определенного сегмента киберпространства в целях распространения на него юрисдикции государства. Показано, что понятие «киберпространство» по сравнению с понятием «сеть Интернет» включает в себя более широкий контур сетей связи, что обусловливает необходимость пополнения законодательного тезауруса данным термином, а также решения вопроса относительно очерчивания юрисдикции государства в отношении определенных сегментов киберпространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CYBERSPACE AND OUTLINING ITS TERRITORIAL CONTOURS

Purpose of the paper: identifying legal and doctrinal approaches to defining the concepts of the Internet network и cyberspace as well as resolving the issue of jurisdiction as regards a certain segment of cyberspace. Method of study: based on the comparative legal analysis of legal and doctrinal approaches to defining the concepts of Internet network и cyberspace, specific features of the content of these concepts and their correlation are identified; based on the formal juridical method of study, characteristic features of cyberspace are identified, the place cyberspace takes in the information space is determined, and the issue of establishing jurisdiction over a certain segment of cyberspace. Results obtained: a justification is given for extending the jurisdiction of the state over the physical, material aspect of cyberspace being a certain technological infrastructure (informatisation objects, technical means) as well as over information in digital form. Including informatisation objects, information systems, telecommunication networks, and websites on the Internet network having no geographical boundaries and spatial extents in the information infrastructure of the Russian Federation allowed to conclude that an attempt at “territorialisation” of a certain segment of cyberspace has been made in the 2016 Doctrine of Information Security of the Russian Federation, with a view to extend the jurisdiction of the state over it. It is shown that the concept of cyberspace, as compared with that of the Internet network, includes a broader contour of telecommunication networks which leads to a need for including this term in the law-making thesaurus as well as for resolving the issue of outlining the jurisdiction of the state as regards certain segments of cyberspace.

Текст научной работы на тему «Понятие киберпространства и очерчивание его территориальных контуров»

ПОНЯТИЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА И ОЧЕРЧИВАНИЕ ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОНТУРОВ1

ТерентьеваЛ. В.*

Ключевые слова: информационная сфера, информационное пространство, сеть Интернет, признаки, информационная инфраструктура, юрисдикция.

Аннотация.

Цель: выявление правовых и доктринальных подходов к определению понятий «сеть Интернет» и «киберпро-странство», а также решение юрисдикционного вопроса в отношении определенного сегмента киберпростран-ства.

Метод: на основе сравнительного правового анализа правовых и доктринальных подходов к определению понятий «сеть Интернет» и «киберпространство» выявляются особенности содержания данных понятий и их соотношение; на основе формально-юридического метода исследования выявляются характерные признаки ки-берпространства, определяется его место в информационном пространстве, а также поднимается вопрос об установлении юрисдикции в отношении определенного сегмента киберпространства.

Результаты: обосновано распространение юрисдикции государства как на физический, материальный аспект киберпространства, представляющий собой определенную технологическую инфраструктуру (объекты информатизации, технические средства), так и на информацию в цифровой форме. Включение в информационную инфраструктуру РФ совокупности объектов информатизации, информационных систем, сетей связи, а также лишенных географических границ и пространственной протяженности сайтов в сети Интернет позволило заключить, что в Доктрине информационной безопасности РФ 2016 г. предпринята попытка «терри-ториализации» определенного сегмента киберпространства в целях распространения на него юрисдикции государства. Показано, что понятие «киберпространство» по сравнению с понятием «сеть Интернет» включает в себя более широкий контур сетей связи, что обусловливает необходимость пополнения законодательного тезауруса данным термином, а также решения вопроса относительно очерчивания юрисдикции государства в отношении определенных сегментов киберпространства.

001:10.21681/1994-1404-2018-4-66-71

Несмотря на разнообразные дискуссии, посвященные различным аспектам правового регулирования отношений в киберпространстве, сам термин «киберпространство», хотя и встречается в нормативных правовых актах, но содержательного определения не получил. На международном уровне данный термин фигурирует в Окинавской хартии2 2000 г., Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г. В национальном праве РФ широкое распространение получил термин «сеть Интернет»,

2 Хартия Глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51 — 56.

тогда как термин «киберпространство» не упоминается ни в одном внутреннем нормативном акте.

Термин «киберпространство» (от англ. cyberspace) представлено сочетанием двух частей «cyber» (в современном значении часто понимается как современная механическая технология3) и «space» (пространство). В характеристиках, которыми учеными наделяют киберпространство, как правило, отмечается его единый характер, неделимость, несводимость к границам физического пространства [6], их подвижность и изменчивость [10], отсутствие однозначной географической определенности [16], трансграничность, многомер-

3 Мацкевич И. М. Причины экономической преступности: Учеб. пособие. М.: «Проспект», 2017.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-29-16061 «Сетевое право в условиях сетевого общества: новые регуляторные модели».

* Терентьева Людмила Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного частного права Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

ность и отсутствие линейности, протяженности, физических параметров [2].

Что касается отсутствия однозначной географической определенности, то данный признак, как представляется, не вполне точно характеризует киберпро-странство, поскольку игнорируется определенная материальная база его функционирования, которой может являться та или иная технологическая инфраструктура в виде специального оборудования, сервера, компьютеров и др. В работе [10] содержание понятия киберпространства раскрывается в трех аспектах:

1) физический аспект киберпространства, который обусловлен тем, что его функционирование опирается на определенную технологическую инфраструктуру (хабы, серверы, компьютеры и др.);

2) информационный аспект киберпространства, представляющий собой совокупность бесчисленных информационных потоков в цифровой форме;

3) социальный аспект киберпространства, связанный с социальным взаимодействием в неосязаемой цифровой среде.

Отсутствие законодательного термина «киберпро-странство» переводит поиск его содержательных характеристик в научной доктрине. В литературе часто понятия сети Интернет и киберпространства синони-мизируются [3, 4], хотя ряд авторов отмечает нелогичность отождествления киберпространства и Интернета в силу более широкого содержания первого понятия [9,10]. В то же время не во всех работах обозначается, в чем конкретно проявляется широкое содержание киберпространства. По мнению М.А. Федотова [16] только в подпункте 11 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ имеет место формула, в которой киберпространство определено имплицитно, через понятие «такого образа» доведения произведений до всеобщего сведения, при котором любой может получить доступ к произведениям «из любого места и в любое время по собственному выбору». Эта формула является фактически дословным воспроизведением нормы, содержащейся в ст. 8 Договора4 Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. Как представляется, вышеуказанная формула не столько определяет само понятие киберпространства, сколько отображает специфику осуществления деятельности в нем.

В работе [9] представлено мнение Д. Менте [18], который под киберпространством5 понимает конкретное место (точку) соединения между компьютерами, преобразовавшуюся в глобальное виртуальное сообщество, а сеть Интернет преимущественно определяет с функциональных позиций. При этом автор характеризует Интернет не только как объединение сетей и со-

4 Для России Договор об авторском праве ВОИС вступил в силу с

5 февраля 2009 г.

5 «Уникальный носитель, известный его пользователям как киберпространство, не находящийся на определённой территории, но доступный каждому в любой точке мира через Интернет» [18].

вокупность разнообразных сервисов, но и в качестве социальной структуры, объединяющей разных индивидуумов со всего мира — пользователей сети, распространителей информации, сервис-провайдеров и иных заинтересованных лиц.

В [7] киберпространство определяется через техническую базу, на основе которой оно функционирует. В состав данной базы автор включает совокупность программных средств, с помощью которых осуществляются обработка и передача информации. Помимо технической и технологической сущности киберпро-странства выделяется и информационная база [11], состоящая из потоков информации, которые люди передают друг другу посредством сетевых средств связи. Автор предлагает определять киберпространство как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе использования функционирующей электронной компьютерной сети, складывающихся по поводу информации (информационных ресурсов), обрабатываемой с помощью ЭВМ и услуг информационного характера, предоставляемых с помощью ЭВМ и средств связи компьютерной сети, совокупность отношений, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ и средств связи компьютерной сети. Автор специально не разграничивает киберпространство и сеть Интернет, но упоминает, что сеть Интернет представляет собой только один из видов компьютерных сетей (наряду, в частности, с глобальными телематическими сетями Релком, Ситек, Sedab, Remart и др. [13,14]). Отсюда можно заключить, что поскольку кибернетическое пространство создают также и обычные компьютерные сети внутри предприятия («интранет»), а также виртуальные сети, которые предназначены для соединения частных сетей различных компаний между собой («экстранет»), то, безусловно, можно сделать вывод о том, что понятие «киберпространство» шире понятия «сеть Интернет».

Наоборот, есть мнение6, что поскольку киберпространство является свойством виртуального поля, которое может продуцироваться в инфраструктуре Интернета, определять термин «киберпространство» через понимание пространства не является конструктивным. Согласно этому мнению люди взаимодействуют с помощью элементов виртуального интернет-поля, а не киберпространства. Использовать понятие «киберпространство» предлагается в значении интернет-пространства, т.е. как юридический термин, обозначающий наличие национальной юрисдикции на некоторой территории. Как представляется, поскольку именно киберпространство включает в себя широкий контур сетей связи, следовательно, именно данный термин должен являться предметом обсуждения относительно очерчивания юрисдикции государства в отношении того или иного сегмента киберпространства.

6 Нестеров А. В. Интернет-поле УБ киберпространства. ии_: ИИр://е-notabene.ru/nb/article_16743.html (дата обращения 21 ноября 2018 г.).

Вместе с тем, не смотря на отсутствие закрепления термина «киберпространство» в российском законодательстве, инициативы его определения имели место в проекте Концепции7 стратегии кибербезопасности в РФ. В соответствии с данным Проектом предлагается рассматривать киберпространство как определенный, имеющий четкие границы элемент информационного пространства [11—14]. Тогда киберпространство можно определить как сферу деятельности в информационном пространстве, образованную совокупностью коммуникационных каналов сети Интернет и других телекоммуникационных сетей, технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства). В Проекте стратегии отмечена невозможность регулирования киберпространства исключительно на национальном уровне. В научной доктрине также были озвучены пожелания относительно заключения многосторонних международных договоров, содержащих унифицированные нормы и правила регулирования отношений в киберпространстве [8,17]. Но на сегодняшний день, исходя из современных политических реалий, пока не сложилось предпосылок для проведения такого рода работы на универсальном уровне, но есть возможности ее проведения на региональном уровне8.

Если принимать во внимание указанный подход в проекте Концепции стратегии кибербезопасности в РФ как восприятие киберпространства в качестве части информационного пространства, то определенные содержательные признаки киберпространства можно выявить в Указах в Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы»9 и «Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации»10. Именно в данных Указах закреплены характерные признаки киберпространства, определено

7 Проект Концепции стратегии кибербезопасности РФ. URL: http://council.gov.ru/media/files/ 41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf (дата обращения 21 ноября 2018 г.).

8 Так, принимая во внимание, что работоспособность Интернета зависит, главным образом, от международной некоммерческой корпорации по распределению имен и адресов ICANN, которая находится в юрисдикции США, Совет безопасности России на заседании 26 октября 2018 г. поручил Минкомсвязи совместно с МИД России до 1 августа 2018 г. инициировать в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) обсуждение вопроса о создании для государств — участников объединения собственной «системы дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS), независимой от контроля [международных организаций] ICANN, IANA и VeriSign и способной обслуживать запросы пользователей перечисленных стран на случай сбоев или целевых воздействий» — https://www.rbc. ru/technology_and_ media/28/11/ 2017/ 5a1c1db99a 794783ba546aca (дата обращения 1 декабря 2018 г.).

9 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

10 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 № 646 «Об утверждении

Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»

// СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074..

его место в информационной сфере, а также предложено решение вопроса об установлении юрисдикции в отношении определенного сегмента киберпростран-ства.

Так Доктрина информационной безопасности включила киберпространство в информационную сферу [11—14], понимая под ней совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений. Как представляется, включение сети Интернет в информационную сферу может свидетельствовать и о включении киберпространства.

Что касается Указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», то в нем не смотря на присутствие определений таких современных явлений как «интернет вещей», «облачные вычисления», «обработка больших данных» и др., сам термин «киберпространство» не обозначен. В данном Указе Президента информационное пространство определяется в качестве совокупности информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры. Доктринальные определения киберпространства как сферы деятельности в информационном пространстве [1], а также в качестве продукта функционирования любых информационно-коммуникационных технологий (в том числе и сети Интернет), к которым могут быть причислены и информационные ресурсы, и информационные системы, и необходимая информационная инфраструктура [10], позволяют отнести к информационному пространству и киберпространство.

Следует заметить, что в содержании определения «информационного пространства» в Указе Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» включено немало терминов, которые либо закреплены в иных нормативных правовых актах, или же получили свои доктринальные толкования в отсутствие нормативно-правовых определений. Так, понятие информационной системы закреплено в Федеральном законе11 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г., которая определена как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Понятие информа-ционныхресурсов имело место в утратившем силу Фе-

11 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2018; № 30. Ст. 4546.

деральном законе от 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», под которыми понимались отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). В научном сообществе распространен более широкий подход к этим понятиям [5, 11—15].

Что касается информационной инфраструктуры, то данное определение представлено в Доктрине информационной безопасности 2016 г., которая обозначает информационную инфраструктуру РФ как совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи, расположенных на территории РФ, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ или используемых на основании международных договоров РФ.

Вышеуказанные определения, содержащиеся в Указах Президента РФ, представляют определенную сложность для восприятия. Так, информационные системы фактически дважды присутствуют и в понятии информационного пространства, представленного в Указе Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы», и в качестве содержательного элемента в определениях информационной инфраструктуры и информационной сферы, развернутые понятия которых представлены в Доктрине информационной безопасности 2016 г.

Кроме того, включение в содержание понятия информационной инфраструктуры сайтов в сети Интернет фактически дублирует содержание понятия информационных ресурсов, содержащееся в понятии информационного пространства, поскольку сайты в сети Интернет можно отнести к массивам документов в информационных системах.

Что касается «объектов информатизации», то в законодательстве не отражено, какой объем вкладывается в содержание данного понятия, что обусловливает обращение к Доктрине и глоссарию12 терминов информационной безопасности, где данное понятие представляет собой совокупность информационных ресурсов, средств и систем информатизации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, и систем связи вместе с помещениями, в которых они установлены. Как представляется, объекты информатизации можно также представить в виде центра обработки данных, которые в Распоряжении Правительства РФ от 7 октября 2015 г. № 1995-р определены в качестве здания или части здания, предназначенные для размещения технических и технологических средств, обеспечивающих обработку данных), обеспеченная собственной информационно-телекоммуникационной

12 Общие вопросы технической защиты информации — Ь1Н:р$:// www.intuit.ru/studies/courses/2291 /591/1есШге/12689 (дата обращения 1 декабря 2018 г.); Техническая защита информации. Основные термины и определения: рекомендации по стандартизации Р 50.1.056 — 2005. М.: Изд-во стандартов, 2005. С. 105.

инфраструктурой. Таким образом, фактически определение «объекты информатизации» включает в себя элементы, которые также содержатся в вышеуказанных нормативных понятиях «информационная инфраструктура», «информационные системы» и др.

Интерес вызывает определение информационной инфраструктуры, представленное в Доктрине информационной безопасности РФ. Именно данное определение нормативно обозначило сферу распространения юрисдикции и в отношении киберпространства. Доктрина информационной безопасности фактически придала территориальное значение совокупности объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи, посредством определения их местонахождения на территории РФ, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. Заметим, что территориальный аспект информационной инфраструктуры ранее выделялся и в научной доктрине. Так, в [11—14] информационная инфраструктура определяется как совокупность автоматизированных информационных систем, коммуникаций (информационно-компьютерные телекоммуникационные — телематические сети) и информационных ресурсов (библиотек, архивов, хранилищ и баз данных и знаний и др.), находящихся в ведении государства.

В соответствии с Доктриной об информационной безопасности под понятие информационной инфраструктуры РФ подпадают все объекты информатизации и информационные системы, под которыми в законе об информации понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Таким образом, физическое оборудование, включая серверы, находящиеся на территории РФ, а также информация, которая поддерживается данным оборудованием, охватывается юрисдикцией РФ. Данный документ фактически провозгласил13 суверенитет России в информационном пространстве в качестве одного из основных направлений информационной безопасности.

Таким образом, юрисдикция государства распространяется как на физический, материальный аспект киберпространства, представляющий собой определенную технологическую инфраструктуру (объекты информатизации, технические средства), так и на информацию в цифровой форме. Включение в информационную инфраструктуру РФ совокупности объектов информатизации, информационных систем, сетей связи, а также лишенных географических границ и пространственной протяженности сайтов в сети Интернет, позволяет заключить, что в Доктрине информационной безопасности РФ предпринята попытка «террито-

13 См., например: Добрикова Е. Кибербезопасность и цифровой суверенитет: стимул или препятствие для развития IT-рынка? // Га-рант.ру. Информационно-правовой портал: Аналитические статьи. 2017. 2 мар. URL: http://www.garant.ru/article/1095177/

риализации» определенного сегмента киберпространства в целях распространения на него юрисдикции государства. При этом следует заметить, что понятие «киберпространство» по сравнению с понятием «сеть Интернет» включает в себя более широкий контур се-

тей связи, что обусловливает необходимость пополнения законодательного тезауруса данным термином, а также решения правового вопроса относительно очерчивания юрисдикции государства в отношении того или иного сегмента киберпространства.

Рецензент: Марков Алексей Сергеевич, доктор технических наук, профессор кафедры ИУ-7 МГТУ им. Н.Э. Баумана, главный редактор журнала «Вопросы кибербезопасности», г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Литература

1. Алпеев А. С. Терминология безопасности: кибербе-зопасность, информационная безопасность // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 5. С. 39—42.

2. Ансельмо Э. Л. Киберпространство в международном законодательстве: опровергает ли развитие Интернета принцип территориальности в международном праве? // Экономические стратегии. 2006. Т. 8. № 2. С. 24—31.

3. Афанасьева В. В. Тотальность виртуального. Саратов, 2005.

4. Браже Р. А. Синергетика и творчество. Ульяновск, 2001.

5. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. Информационное право: прикладные задачи и математические методы // Информационное право. 2017. № 3. С. 17—21.

6. Войниканис Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М. : ИД «Юриспруденция», 2013.

7. Грибанов Д. В. К вопросу о правовой теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. № 4. С. 57—62.

8. Даниленков А. В. Государственный суверенитет Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Lex Russica. 2017. № 7. С. 154—165.

9. Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. М. : «Волтерс Клувер», 2007. 248 с.

10. Добринская Д. Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского Уни-

верситета. Сер. 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 1. С. 52—70.

11. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М. : РАН. Наука, 2005. 248 c.

12. Ловцов Д. А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 8—13.

13. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: Монография. М. : РГУП, 2016. 316 с.

14. Ловцов Д. А. Развитие информационной сферы общественно-производственной деятельности: достижения, угрозы безопасности и правовое регулирование // Государство и право в новой информационной реальности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Алферова, Д. А. Ловцов. М. : ИНИОН РАН, 2018. C. 15—37.

15. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Формирование единого информационного пространства судебной системы России // Российское правосудие. 2008. № 11. С. 78—88.

16. Федотов М. А. Конституционные ответы на вызовы киберпространства // Lex Russica. 2016. № 3. С. 164—182.

17. Федотов М. А. Конституция как уходящая натура доцифровой эпохи: Доклад на IX Междунар. конф. «Право и Интернет». URL: http://www.ifap.ru/pi/09 (дата обращения 21 ноября 2018 г.).

18. Menthe D. C. Jurisdiction in cyberspace: A theory of international spaces // Michigan Telecommunications and Technology Law Review. 1998. Vol. 4. Pp. 69— 103. http://www.mttlr.org/volfour/menthe.pdf (дата обращения 21 ноября 2018 г.).

THE CONCEPT OF CYBERSPACE AND OUTLINING ITS TERRITORIAL CONTOURS

Liudmila Terent'eva, Ph.D. (Law), Associate Professor at the Department of International Private Law of Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Keywords: information sphere, information space, Internet network, attributes, information infrastructure, jurisdiction.

Abstract.

Purpose of the paper: identifying legal and doctrinal approaches to defining the concepts of the Internet network и cyberspace as well as resolving the issue of jurisdiction as regards a certain segment of cyberspace.

Method of study: based on the comparative legal analysis of legal and doctrinal approaches to defining the concepts of Internet network и cyberspace, specific features of the content of these concepts and their correlation are identified; based on the formal juridical method of study, characteristic features of cyberspace are identified, the place cyberspace takes in the information space is determined, and the issue of establishing jurisdiction over a certain segment of cyberspace.

Results obtained: a justification is given for extending the jurisdiction of the state over the physical, material aspect of cyberspace being a certain technological infrastructure (informatisation objects, technical means) as well as over information in digital form. Including informatisation objects, information systems, telecommunication networks, and websites on the Internet network having no geographical boundaries and spatial extents in the information infrastructure of the Russian Federation allowed to conclude that an attempt at "territorialisation" of a certain segment of cyberspace has been made in the 2016 Doctrine of Information Security of the Russian Federation, with a view to extend the jurisdiction of the state over it. It is shown that the concept of cyberspace, as compared with that of the Internet network, includes a broader contour of telecommunication networks which leads to a need for including this term in the law-making thesaurus as well as for resolving the issue of outlining the jurisdiction of the state as regards certain segments of cyberspace.

References

1. Alpeev A. S. Terminologiia bezopasnosti: kiberbezopasnost, informatsionnaia bezopasnost', Voprosy kiberbezopas-nosti, 2014, No. 5, pp. 39-42.

2. Ansel'mo E. L. Kiberprostranstvo v mezhdunarodnom zakonodatel'stve: oprovergaet li razvitie Interneta printsip territorial'nosti v mezhdunarodnom prave?, Ekonomicheskie strategii, 2006, t. 8, No. 2, pp. 24-31.

3. Afanas'eva V. V. Total'nost' virtual'nogo. Saratov, 2005.

4. Brazhe R. A. Sinergetika i tvorchestvo. Ul'ianovsk, 2001.

5. Vashchekin A. N., Vashchekina I. V. Informatsionnoe pravo: prikladnye zadachi i matematicheskie metody, Informat-sionnoe pravo, 2017, No. 3, pp. 17-21.

6. Voinikanis E. A. Pravo intellektual'noi sobstvennosti v tsifrovuiu epokhu: paradigma balansa i gibkosti, M. : ID "Iuris-prudentsiia" 2013.

7. Gribanov D. V. K voprosu o pravovoi teorii kiberneticheskogo prostranstva, Gosudarstvo i pravo, 2010, No. 4, pp. 57-62.

8. Danilenkov A. V. Gosudarstvennyi suverenitet Rossiiskoi Federatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoi seti "Internet", Lex Russica, 2017, No. 7, pp. 154-165.

9. Dashian M. S. Pravo informatsionnykh magistralei (Law of information highways): voprosy pravovogo regulirovaniia v sfere Internet, M. : "Wolters Kluwer", 2007, 248 pp.

10. Dobrinskaia D. E. Kiberprostranstvo: territoriia sovremennoi zhizni, Vestnik Moskovskogo Universiteta, ser. 18. Sotsi-ologiia i politologiia, 2018, t. 24, No. 1, pp. 52-70.

11. Lovtsov D. A. Informatsionnaia teoriia ergasistem : tezaurus, M. : RAN. Nauka, 2005, 248 pp.

12. Lovtsov D. A. Lingvisticheskoe obespechenie pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere, Informatsionnoe pravo, 2015, No. 2, pp. 8-13.

13. Lovtsov D. A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere : monografiia, M. : RGUP, 2016. 316 pp.

14. Lovtsov D. A. Razvitie informatsionnoi sfery obshchestvenno-proizvodstvennoi deiatel'nosti: dostizheniia, ugrozy bezopasnosti i pravovoe regulirovanie, Gosudarstvo i pravo v novoi informatsionnoi real'nosti: sb. nauch. tr., otv. red. E. V. Alferova, D. A. Lovtsov, M. : INION RAN, 2018, pp. 15-37.

15. Lovtsov D. A., Niesov V. A. Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva sudebnoi sistemy Rossii, Rossiiskoe pravosudie, 2008, No. 11, pp. 78-88.

16. Fedotov M. A. Konstitutsionnye otvety na vyzovy kiberprostranstva, Lex Russica, 2016, No. 3, pp. 164-182.

17. Fedotov M. A. Konstitutsiia kak ukhodiashchaia natura dotsifrovoi epokhi : doklad na IX Mezhdunar. konf. "Pravo i Internet", URL: http://www.ifap.ru/pi/09 (data obrashcheniia 21 noiabria 2018 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Menthe D. C. Jurisdiction in cyberspace: A theory of international spaces, Michigan Telecommunications and Technology Law Review. 1998. Vol. 4. Pp. 69-103, URL: http://www.mttlr.org/volfour/menthe.pdf (data obrashcheniia 21 noiabria 2018 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.