Научная статья на тему 'Понятие, источники, принципы и особенности бюджета Европейского Союза'

Понятие, источники, принципы и особенности бюджета Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2672
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА ЕС / ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЕС / LEGAL INSTRUMENTS OF THE EU BUDGET SPHERE / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТА ЕС / PRINCIPLES FOR THE EU BUDGET / ИНСТИТУТЫ ЕС / EU INSTITUTIONS / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EURASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / DEFINITION OF THE EU BUDGET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пазына Евгений Олегович

В статье анализируются различные точки зрения на понятие бюджета ЕС. Исследуется система источников бюджетной сферы ЕС, дается их классификация в зависимости от принимающих их межгосударственных или наднациональных субъектов. Рассматриваются принципы бюджета ЕС, выявляются их особенности, обусловленные его наднациональным характером. Формируются авторское понятие бюджета ЕС, вывод о целесообразности использования европейского опыта в Евразийском экономическом сообществе и в Евразийском экономическом союзе, создание которого запланировано на 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Definition, Legal Instruments, Principles and Features of the Budget of the European Union

In this article the various definitions of the term «EU budget» are analyzed. Author investigates the system of legal instruments of the EU budget sphere, he provides their classification based on the interstate or supranational subjects that enact them. Principles for the EU budget and their supranational features are also explored. Author defines the term «EU budget» on the base of this study and concludes that the European experience can be used in the Eurasian Economic Community and the Eurasian Economic Union, which creation is planned for 2015.

Текст научной работы на тему «Понятие, источники, принципы и особенности бюджета Европейского Союза»

11 Henryk Urban and Ryszard Urban v. Poland, no. 23614/08, § 51, 30 November 2010.

12 Anheuser-Busch Inc. v. Portugal, no. 73049/01, § 83, 11 January 2007.

13 Henryk Urban and Ryszard Urban v. Poland, no. 23614/08, § 51, 30 November 2010.

14 Sisojeva and Others v. Latvia, no. 60654/00, § 104, 16 June 2005.

15 Trubnikov v. Russia, no. 49790/99, § 86, 5 July 2005; Ouranio Toxo and Others v. Greece, no. 74989/01, § 37, 20 October 2005; Kesyan v. Russia, no. 36496/02, § 64, 19 October 2006.

16 PetzoldH. Op. cit. P. 51.

17 Dimitrova and Others v. Bulgaria, no. 44862/04, § 66, 27 January 2011.

18 Apicella v. Italy, no. 64890/01, § 78, 29 March 2006.

19 Villiger M.E. The Principle of Subsidiarity in the European Convention on Human Rights // Promoting justice, human rights and conflict resolution through international law / ed. L.Caflisch; M. G. Kohen. Leiden : Nijhoff, 2006.

20 Manushaqe Puto and Others v. Albania, nos. 604/07, 43628/07, 46684/07 and 34770/09, §104, 31 July 2012.

Е.О. Пазына

ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА*

В статье анализируются различные точки зрения на понятие бюджета ЕС. Исследуется система источников бюджетной сферы ЕС, дается их классификация в зависимости от принимающих их межгосударственных или наднациональных субъектов. Рассматриваются принципы бюджета ЕС, выявляются их особенности, обусловленные его наднациональным характером. Формулируются авторское понятие бюджета ЕС, вывод о целесообразности использования европейского опыта в Евразийском экономическом сообществе и в Евразийском экономическом союзе, создание которого запланировано на 2015 г.

Ключевые слова: Понятие бюджета ЕС, источники бюджетной сферы ЕС, принципы бюджета ЕС, институты ЕС, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз.

E.O. Pazyna

THE DEFINITION, LEGAL INSTRUMENTS, PRINCIPLES AND FEATURES OF THE BUDGET OF THE EUROPEAN UNION*

In this article the various definitions of the term «EU budget» are analyzed. Author investigates the system of legal instruments of the EU budget sphere, he provides their classification based on the interstate or supranational subjects that enact them. Principles for the EU budget and their supranational features are also explored. Author defines the term «EU budget» on the base of this study and concludes that the European experience can be used in the Eurasian Economic Community and the Eurasian Economic Union, which creation is planned for 2015.

Keywords: definition of the EU budget, legal instruments of the EU budget sphere, principles for the EU budget, EU institutions, Eurasian Economic Community, Eurasian Economic Union.

Понятие бюджета комплексно. Оно отражает совокупность политических, экономических и правовых отношений субъектов, включая материальный и процессуальный аспекты, и может рассматриваться с различных точек зрения1.

В зависимости от задач, стоящих перед бюджетом, и принимающих его субъектов, различается и сфера его действия. Например, бюджет может быть местным, региональным, государственным, наднациональным и т.д.

© Пазына Евгений Олегович, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: epazyna5@yandex.ru

*Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках гранта «Правовое регулирование механизма наднационального финансирования Европейского Союза: проблемы, перспективы развития и возможности применения европейского опыта в интеграционных образо-106 ваниях с участием России (на примере Евразийского экономического сообщества)» (проект № 14-03-00203).

Раскрывая сущность государственного бюджета Большой юридический словарь определяет его как форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности государственной власти и выполнения функций государства2.

Давая понятие бюджета Европейского Союза (далее - Евросоюз, ЕС), российские правоведы отмечают, что он «представляет собой нормативный правовой акт, который позволяет осуществлять законное расходование финансовых средств в рамках одобренной на законодательном уровне программной деятельности ЕС»3 или «единый фонд денежных средств для покрытия всех расходов ЕС»4.

Следует отметить, что спектр задач и сфера финансовой поддержки национальных бюджетов государств-членов гораздо шире, чем у бюджета ЕС. Последний финансирует лишь области, признанные приоритетными для всего интеграционного образования. При этом он лишь дополняет соответствующие средства, выделяемые государствами.

Представляется, что наиболее полно понятие «бюджет ЕС» может быть выработано в результате анализа его источников и принципов.

Бюджет ЕС унаследовал многие черты бюджетов своих государств-членов. В то же время особая правовая природа Евросоюза, сочетающего в себе как признаки классической международной организации, так и черты сложного государственного формирования5, придает источникам, принципам и всему механизму наднационального бюджетного регулирования ряд уникальных особенностей.

Система источников, регулирующих бюджетный механизм Евросоюза, включает в себя нормы, содержащиеся как в актах первичного, так и вторичного права. Кроме того, на развитие данной системы, а также бюджетных правоотношений ЕС существенное влияние оказывает практика Суда ЕС6. е

т

Представляется целесообразным провести классификацию источников бюджет- и ного регулирования ЕС не только относительно их юридической силы, но и с точки а зрения преобладания в процессе их принятия наднациональных или межгосудар- о

в

ственных начал. Это позволит понять, в какой степени государства-члены сохра- §

нили контроль за принятием решений в бюджетной сфере ЕС, а также насколько а

их соответствующие полномочия были переданы на наднациональный уровень. Р

Акты бюджетного регулирования ЕС могут приниматься, с одной стороны, е

его государствами-членами напрямую (ратификация) или опосредованно через °

институты межгосударственного сотрудничества (Совет ЕС, Европейский Совет); р

с другой стороны, наднациональными формально независимыми от государств- Ч

членов в своей работе институтами (Европейский парламент, Европейская о

комиссия, Европейская счетная палата, Суд Европейского Союза), и, наконец, К

совместно указанными выше субъектами. М

Государства-члены принимают основные первичные источники, регулирую- I

щие общий бюджет ЕС, имеющие высшую юридическую силу, главенствующую ¡§

ш

роль среди которых в настоящее время играют два его учредительных договора: 00 Договор о функционировании ЕС и Договор о ЕС. Последние редакции данных 22 нормативных актов вместе с протоколами, приложениями и декларациями, 4 являющимися их неотъемлемой частью7, были приняты Лиссабонским договором 2007 г., вступившим в силу с 1 декабря 2009 г. после его ратификации в национальных парламентах и проведенного референдума в Ирландии.

Договор о функционировании ЕС в разд. II «Финансовые положения» ч. 6 устанавливает порядок финансирования доходной части бюджета ЕС за счет преимущественно системы собственных средств, закладывает основы финансового 107

планирования относительно его расходной части в среднесрочной перспективе, закрепляет ряд бюджетных принципов и, наконец, регламентирует основы бюджетного процесса, включая обеспечение его надлежащего исполнения и защиту финансовых интересов ЕС от противоправных посягательств8. Кроме того, он регулирует случаи финансирования продвинутого сотрудничества государств-членов за счет наднациональных бюджетных средств9.

Договор о ЕС устанавливает особый порядок финансирования расходов на общую внешнюю политику и политику безопасности за счет бюджета ЕС10.

Кроме того, государства-члены принимают ряд актов вторичного права, регулирующих бюджетную сферу ЕС, которые будут рассмотрены ниже. Используя единогласную процедуру голосования в Совете ЕС (в состав которого входят национальные министры по соответствующему профилю заседания), а также процесс ратификации, они принимают решение о системе собственных средств11. Данный нормативный акт устанавливает основные источники пополнения бюджета ЕС, составляющие около 99% его доходной части, и их предельно допустимый объем по отношению к валовому национальному доходу (далее - ВНД) Евросоюза. В настоящее время действует Решение Совета ЕС о системе собственных средств от 7 июня 2007 г.12, вступившее в силу с 1 марта 2009 г. и распространяющее обратную силу на период до 1 января 2007 г. В Решении также закрепляется механизм корректировочных выплат в пользу Великобритании, призванный компенсировать бюджетный дисбаланс, возникший вследствие значительного превышения вклада данного государства в наднациональный бюджет над полученными им из него средствами. Помимо этого, данный документ закрепляет порядок сбора собственных а средств государствами-членами и предоставления их в распоряжение Европейской ? комиссии. Также в нем отражен принцип универсального покрытия доходами всех

0

з расходов бюджета ЕС и правило перехода остатков средств на следующий год. % В целях конкретизации положений решения о системе собственных средств

1 государства-члены действуют через подотчетный им Совет ЕС, принимают регла-| мент по применению решения о системе собственных средств. В настоящее время

го

| действует данный акт, принятый 22 мая 2000 г.13 (в ред. от 26 января 2009 г.14). | Советом ЕС принимаются еще ряд актов вторичного права, регулирующих

| отдельные компоненты системы собственных средств ЕС, носящих вспомога-

и

2 тельный характер: Регламент Совета ЕС, определяющий единообразный порядок ° сбора собственных средств, полученных от отчислений от налога на добавленную ж стоимость15 (в настоящее время действует в ред. от 14 апреля 2003 г.16); Директива | Совета ЕС по гармонизации сбора данных о валовом национальном продукте17

0 (действует в ред. от 29 сентября 2003 г.)18; Регламент Совета ЕС по гармонизации

1 сбора данных о ВНД от 15 июля 2003 г.19 и Решение Совета ЕС по определению ° ВНД для нужд бюджета ЕС и его собственных средств от 16 марта 2010 г.20

го

3 На приведенных актах монополия принятия решений относительно основных 1 источников бюджетного регулирования ЕС государствами-членами и Советом | ЕС заканчивается. Один из важнейших документов в этой сфере - финансовый

регламент после вступления в силу Лиссабонского договора стал приниматься в соответствии со ст. 322 Договора о функционировании ЕС совместно Европейским парламентом, не зависимым от государств-членов, и Советом ЕС в соответствии с обычной законодательной процедурой на основании предложения Европейской комиссии и заключения Европейской счетной палаты. В настоящее время он 108 действует в редакции от 25 октября 2012 г.21. До Лиссабонской реформы финан-

совые регламенты принимались Советом ЕС, который лишь консультировался с Европейским парламентом22. Такое изменение в процедуре свидетельствует об усилении наднациональных начал в сфере бюджетного регулирования ЕС. Данный нормативный акт закрепляет принципы бюджета ЕС, регламентирует структуру последнего, а также различные этапы бюджетного процесса, начиная от его составления до исполнения и бюджетного контроля. Он регулирует порядок осуществления закупок и предоставления грантов, финансируемых из наднационального бюджета. Наконец, в данном акте впервые на нормативном уровне дается определение бюджета ЕС: инструмент, который на каждый финансовый год прогнозирует и санкционирует все доходы и расходы, признанные необходимыми для ЕС23. В целом финансовый регламент конкретизирует целый ряд положений статей Договора о функционировании ЕС, касающихся бюджетного регулирования24.

В целях более точного понимания положений финансового регламента и более правильного применения его норм на практике Европейская комиссия наделяется полномочиями принимать делегированный регламент25 о правилах его применения. В настоящее время данный акт действует в редакции от 29 октября 2012 г. (вступил в силу с 1 января 2013 г.26).

Несомненный интерес, с точки зрения классификации источников бюджетного права Евросоюза, представляют акты вторичного права, закладывающие основу для среднесрочного финансового планирования. Оно играет важнейшую роль в процессе поддержания бюджетной дисциплины вообще и баланса доходов и расходов ежегодных бюджетов ЕС в частности; отражает приоритеты наднационального финансирования и служит своеобразным «маяком» для государств-членов относительно направлений, в рамках которых возможно получение до- е

т

полнительных к национальным денежных средств. Несмотря на обозначенное и выше значение, до вступления в силу Лиссабонского договора в учредительных а актах ЕС отсутствовали положения, регулирующие среднесрочное финансовое о

в

планирование. Тем не менее, оно начало активно применяться еще с 1988 г. на §

основе межинституциональных соглашений, заключаемых между Европейским а

парламентом, Советом ЕС и Европейской комиссией27. Правовая база для за- Р

ключения таких соглашений также отсутствовала в учредительных договорах е

вплоть до Лиссабонской реформы. Вследствие вступления в силу Лиссабонского °

договора в Договор о функционировании ЕС были добавлены соответствующие р

статьи28. При этом произошло разделение межинституционального соглашения Ч

и самого среднесрочного финансового плана, которые теперь размещены в от- |

дельных документах, хотя последний ранее являлся приложением к первому29. К

В настоящее время Совет ЕС в соответствии со специальной законодательной м

процедурой, основываясь на проекте, представленном Европейской комиссии I

с учетом одобрения, полученного от Европейского парламента и в отсутствие ¡§

ш

возражений со стороны, как минимум, одной трети национальных парламен- 00

30 2 тов государств-членов30 единогласно принимает регламент, устанавливающий ^

многолетний финансовый рамочный план. В настоящее время действует подоб- 4

ный акт от 2 декабря 2013 г., который распространяет свое действие на период

с 2014 по 2020 г.31 Помимо самого финансового рамочного плана, указанный

регламент содержит нормы, регулирующие процедуру пересмотра последнего,

а также порядок функционирования ряда фондов и резервов, финансируемых

в чрезвычайных случаях вне рамок основного финансового плана. Кроме того,

он закрепляет предельные размеры финансирования т.н. «крупномасштабных 109

проектов» и основы межинституционального сотрудничества в бюджетном процессе. Учитывая особую важность данного регламента, все его финансовые положения были предварительно согласованы на заседании Европейского совета, которое прошло в г. Брюсселе 7-8 февраля 2013 г.32 Таким образом, окончательные решения относительно актов, регулирующих финансовое планирование, принимаются государствами-членами через подотчетные им Европейский Совет и Совет ЕС, но с учетом одобрения, полученного от Европейского парламента.

Межинституциональное соглашение между Европейским парламентом, Советом и Комиссией о бюджетной дисциплине, сотрудничестве в бюджетной сфере и добросовестном управлении финансами в настоящее время действует в редакции от 2 декабря 2013 г.33 Несмотря на то, что оно утратило функцию документа, содержащего среднесрочный финансовый план ЕС, его значение в укреплении сотрудничества институтов бюджетной власти по-прежнему велико. Соглашение имеет три части. Первая посвящена нормам, регулирующим среднесрочный финансовый рамочный план, а также финансовым инструментам, финансируемым вне его, о которых упоминалось выше. Вторая часть касается сотрудничества институтов в ходе бюджетной процедуры. Третья часть посвящена добросовестному управлению финансами Европейских фондов, через которые происходит наднациональное финансирование соответствующих областей общественной жизни ЕС.

Суд Евросоюза на различных этапах европейской интеграции наряду с другими сферами общеевропейской общественной жизни оказывал существенное влияние на бюджетные наднациональные правоотношения. Значительным был вклад данного института в процесс разрешения споров, возникавших между Европейским а парламентом и Советом ЕС, относительно принадлежности видов бюджетных ? средств к обязательным и необязательным расходам в 80 г. ХХ в.34 Конфликты

0

3 тех лет неоднократно приводили к задержкам в принятии очередного ежегодного наднационального бюджета35. Высокий авторитет Суда ЕС сыграл далеко не по-

1 следнюю роль в налаживании надлежащих взаимоотношений институтов бюд-| жетной власти и развитии их диалога и сотрудничества на основе выработанных

го

| позднее межинституциональных соглашений, о которых упоминалось выше.

| Следует отметить, однако, что, несмотря на то, что за прошедшие десятилетия

| бюджетная процедура совершенствовалась в т.ч. с целью снизить напряженность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 между органами бюджетной власти, даже после Лиссабонской реформы конфлик-° ты между Европейским парламентом и Советом ЕС продолжают рассматриваться « Судом Евросоюза. Так, например, в 2013 г. последний вынес решение, сохранившее | прерогативу единоличного подписания принятого совместно указанными инсти-е тутами бюджета ЕС за Председателем Европейского парламента36.

° Помимо обеспечения процедуры принятия бюджета, Суд Евросоюза отстаивал

0

° и надлежащий порядок его исполнения. В частности, в 2005 г. в целях обеспе-

го

3 чения надлежащей работы системы собственных средств и бесперебойного по-

1 полнения доходной части бюджета ЕС своим решением возложил на государства-| члены финансовую ответственность за действия их таможенных служб, которые

повлекли невыполнение финансовых обязательств перед Евросоюзом37.

Взаимоотношения институтов Евросоюза в сфере формирования источников бюджетного регулирования ЕС, разграничение их полномочий, баланс межгосударственных и наднациональных начал, сама архитектура соответствующих актов представляет несомненный интерес с точки зрения использования инте-

110

грационного опыта в межгосударственных образованиях с участием Российской

Федерации, в частности в Евразийском экономическом сообществе, и особенно в Евразийском экономическом союзе, чье создание, запланированное на 2015 г., предполагает еще большую степень интеграции его государств-членов.

В основе формирования и исполнения бюджета Евросоюза лежит ряд принципов. Правовая основа для них заложена в Договоре о функционировании ЕС38, финансовом регламенте39 и делегированном регламенте о правилах применения по-следнего40. В соответствии с данными актами установлены следующие принципы: полноты и единства бюджета, ежегодности, сбалансированности, единства единицы исчисления, универсальности, предметной специализации, добросовестного управления финансами, включающий соблюдение экономности, эффективности и продуктивности и осуществление внутреннего контроля и гласности.

В целом данные принципы основаны на правилах управления бюджетной сферой, установленных на национальном уровне в государствах-членах ЕС. В то же время наднациональная сущность Евросоюза порождает некоторые особенности. Так, например, принцип сбалансированности бюджета ЕС требует не только равенства доходов и расходов, но и запрещает Евросоюзу осуществлять заимствования. Данный запрет обусловлен отсутствием у ЕС достаточного имущества для покрытия таких долгов и призван защитить государства-члены от негативных финансовых последствий, содействуя тем самым поддержанию стабильности.

Другим нетипичным для национального бюджета принципом является принцип гласности, требующий, чтобы бюджет и любые поправки к нему размещались на официальном сайте ЕС не позднее чем через четыре недели после их окончательного принятия, а также публиковались в Официальном вестнике ЕС в течение трех месяцев с указанной даты. Национальные бюджеты могут иметь секретные части, например, связанные с обороной государства, информация о которых не подлежит разглашению широкому кругу лиц. В то же время прозрачность бюджета ЕС способствует повышению авторитета данного интеграционного образования среди его граждан, которые своевременно получают информацию о программах наднационального финансирования различных сфер общественной жизни.

Представляется целесообразным учитывать указанные особенности принципов наднационального бюджета при углублении интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества и будущего Евразийского экономического союза.

Подводя итог и возвращаясь к понятию бюджета ЕС, видится возможным определить его как нормативно-правовой акт, принятый в рамках специальной законодательной процедуры на основе ряда принципов и системы источников, отражающей баланс межгосударственных и наднациональных начал; основанный на среднесрочном финансовом плане; позволяющий ежегодно осуществлять дополнительное к национальному финансирование приоритетных для Евросоюза областей.

1 См.: Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2010. С. 400-403; Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 235.

2 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1999. С. 61.

3 Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник / рук. авт. кол. и отв. ред. Л.М. Энтин. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2011. С. 755.

4 Право Европейского Союза: в 2 т. Т. 2: Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. С.Ю. Каш-кина. 4-е изд., перераб. и доп. М, 2013. С. 226.

5 Вопрос о правовой природе Евросоюза является дискуссионным в юридической науке. Подробнее об этом см., например: Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М., 2010. С. 49-64; Введение в право Европейского Союза: учебное пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2005. С. 93; Европейское международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. М., 2009. С. 191-198; Колосов Ю.М., Малеев Ю.Н. и др. Международное право: учебник / отв. ред. А.Н. Вылегжанин.

М., 2009. С. 423-425; Топорнин Б.Н. Европейское право: учебник. М., 1998. C. 148-157; Энтин Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 - 2017 годы. М., 2009. C. 52-63; Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. С. 709-713.

6 До вступления в силу Лиссабонского договора данный институт носил название «Суд Европейских сообществ».

7 Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal C 326, 26/10/2012. P. 1-390.

8 См.: Arts. 310 - 325 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal C 326, 26/10/2012. P. 47-199.

9 Ibid. Art. 332.

10 Art. 41 Consolidated version of the Treaty on European Union // Official Journal C 326, 26/10/2012. P. 13-45.

11 Art. 311 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union.

12 Council Decision of 7 June 2007 on the system of the European Communities' own resources (2007/436/ EC, Euratom) // Official Journal L 163, 23/06/2007. P. 17-21.

13 Council Regulation (EC, Euratom) No 1150/2000 of 22 May 2000 implementing Decision 94/728/EC, Euratom on the system of the Communities' own resources // Official Journal L 130, 31/05/2000. P. 1-12. В название и текст данного регламента неоднократно вносились изменения. В настоящее время он имеет следующее полное наименование: Council Regulation (EC, Euratom) No 1150/2000 of 22 May 2000 implementing Decision 2007/436/ EC, Euratom on the system of the Communities' own resources.

14 Council Regulation (EC, Euratom) No 105/2009 of 26 January 2009 amending Regulation (EC, Euratom) No 1150/2000 implementing Decision 2000/597/EC, Euratom on the system of the Communities' own resources // Official Journal L 36, 05/02/2009. P. 1-5.

15 Council Regulation (EEC, Euratom) No 1553/89 of 29 May 1989 on the definitive uniform arrangements for the collection of own resources accruing from value added tax // Official Journal L 155, 07/06/1989. P. 9-13.

16 Council Regulation (EC) No 807/2003 of 14 April 2003 adapting to Decision 1999/468/EC the provisions relating to committees which assist the Commission in the exercise of its implementing powers laid down in Council instruments adopted in accordance with the consultation procedure (unanimity) // Official Journal L 122, 16/05/2003. P. 36-62.

17 Council Directive 89/130/EEC, Euratom of 13 February 1989 on the harmonization of the compilation of gross national product at market prices // Official Journal L 049, 21/02/1989. P. 26-28.

18 Regulation (EC) No 1882/2003 of the European Parliament and of the Council of 29 September 2003 adapting to Council Decision 1999/468/EC the provisions relating to committees which assist the Commission in the exercise of its implementing powers laid down in instruments subject to the procedure referred to in Article 251 of the EC Treaty // Official Journal L 284, 31/10/2003. - P. 1-53.

19 Council Regulation (EC, Euratom) No 1287/2003 of 15 July 2003 on the harmonisation of gross national income at market prices (GNI Regulation) (Text with EEA relevance) // Official Journal L 181, 19/07/2003. P.1-3.

20 2010/196/EU, Euratom: Council Decision of 16 March 2010 on the allocation of financial intermediation services indirectly measured (FISIM) for the establishment of the gross national income (GNI) used for the purposes of the European Union's budget and its own resources.

21 Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on the financial rules applicable to the general budget of the Union and repealing Council Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002 // Official Journal L 298, 26/10/2012. P. 1-96.

22 Проект финансового регламента также составлялся Европейской комиссией и в отношении его давалось заключение Европейской счетной палаты. Изначально Совет ЕС принимал его единогласно, с 1 января 2007 г. - квалифицированным большинством.

23 Art. 2 (c) Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 ofthe European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on the financial rules applicable to the general budget of the Union and repealing Council Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002.

24 Arts. 315, 316, 317, 320 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union.

25 Понятие «делегированные акты» было введено в правовую систему ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора и нашло свое правовое закрепление в ст. 290 Договора о функционировании ЕС. Подробнее о правовой природе делегированных актов см., например: Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2008. С. 151-152.

26 Commission Delegated Regulation (EU) No 1268/2012 of 29 October 2012 on the rules of application of Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 of the European Parliament and of the Council on the financial rules applicable to the general budget of the Union // Official Journal L 362, 31/12/2012. P. 1-111.

27 Interinstitutional Agreement of 29 June 1988 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and improvement of the budgetary procedure // Official Journal L 185, 15/07/1988. P. 33.

28 Arts. 295, 312 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union.

29 Interinstitutional Agreement of 17 May 2006 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline and sound financial management // Official Journal C 139, 14/06/2006. P. 1-17.

30 О порядке передачи проектов нормативных актов и документов для обязательного ознакомления с ними национальных парламентов государств-членов, введенном Лиссабонским договором, см: Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union - PROTOCOLS - Protocol (No 1) on the role of National Parliaments in the European Union; Protocol (No 2) on the application of the principles of subsidiarity and proportionality // Official Journal C 115, 09/05/2008. P. 203-209.

31 Council Regulation (EU, Euratom) No 1311/2013 of 2 December 2013 laying down the multiannual financial framework for the years 2014-2020 // Official Journal L 347, 20/12/2013. P. 884-891.

32 European Council 7/8 February 2013 - Conclusions (Multiannual Financial Framework), EUCO 37/13 CO EUR 5 CONCL 3 / European Council. Brussels, 2013.

33 Interinstitutional Agreement of 2 December 2013 between the European Parliament, the Council and the Commission on budgetary discipline, on cooperation in budgetary matters and on sound financial management // Official Journal C 373, 20/12/2013. P. 1-11.

34 Вплоть до вступления в силу Лиссабонского договора Совет ЕС обладал решающими полномочиями относительно обязательных расходов, Европейский парламент - необязательных. При этом в учредительных договорах отсутствовали нормы, позволяющие четко разграничить бюджетные средства по упомянутым группам. Лиссабонский договор отменил указанное деление бюджетных расходов, наделив Европейский парламент и Совет ЕС равными полномочиями относительно всего объема средств.

35 Community public finance - The European budget after the 1988 reform / European Communities - Commission. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1989. P. 19, 20.

36 Judgment of the Court (Grand Chamber) of 17 September 2013. Council of the European Union v European Parliament. Action for annulment - Definitive adoption of the European Union's general budget for the financial year 2011 - Act of the President of the Parliament declaring that the budget has been definitively adopted - Article 314(9) TFEU - Establishment by the Parliament and the Council of the European Union's annual budget- Article 314, introductory paragraph, TFEU - Principle of institutional balance - Principle that the institutions must act within the limits of their powers - Duty to cooperate in good faith - Compliance with essential procedural requirements. Case C-77/11 // Сайт по праву Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:62011CJ0077&rid=2 (дата обращения: 12.05.2014).

37 Judgment of the Court (Grand Chamber) of 15 November 2005. Commission of the European Communities v Kingdom of Denmark. Failure of a Member State to fulfil obligations - Communities' own resources - Customs duties legally owing not subsequently recovered following an error by the national customs authorities - Financial liability of Member States. Case C-392/02. // European Court reports 2005. P. I-9811.

38 Arts. 310, 313, 316, 320 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union.

39 Arts. 6 - 35 Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on the financial rules applicable to the general budget of the Union and repealing Council Regulation (EC, Euratom) No 1605/2002.

40 Arts. 2 - 22 Commission Delegated Regulation (EU) No 1268/2012 of 29 October 2012 on the rules of application of Regulation (EU, Euratom) No 966/2012 of the European Parliament and of the Council on the financial rules applicable to the general budget of the Union.

Е.С. Хорошаев

ПРАВОВОЙ ДУАЛИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ЕС И ЕГО ЧЛЕНОВ

Статья посвящена правовому анализу функционирования оффшорных зон в границах Евросоюза, инструментам урегулирования их деятельности и ограничения их влияния на решения субъектов бизнеса стран-членов с целью недопущения оттока капитала и снижения фискальных доходов.

Ключевые слова: фискальное право, оффшоры, международное налогообложение.

E.S. Xoroshaev

LEGAL DUALISM FORM OF THE EU TAX SYSTEMS AND ITS MEMBER STATES

This article is devoted to the legal analysis of the functioning of tax havens within the European Union, tools settlement of their activities and way to limit their influence on the decisions of business entities of member countries in order to prevent capital flight and fiscal revenues reduce.

Keywords: fiscal law, tax havens, international taxation.

Законодательное обеспечение деятельности Евросоюза (далее - ЕС) строится на двухстороннем компромиссе: между странами-членами и между членами и ЕС, что отображено в актах как первичного, так и вторичного права. Например, в ст. 93 Договора об учреждении Евросообщества речь идет исключительно о необходимости

© Хорошаев Евгений Сергеевич, 2014

Кандидат экономических наук, адвокат (Украина); e-mail: evg2012@i.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.