Понятие института содействия в оперативно-розыскной деятельности
АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ТАМБОВЦЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, пенсионер МВД России E-mail: bestcopat@mail.ru
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПАВЛИЧЕНКО,
главный научный сотрудник отдела изучения проблем истории органов внутренних дел научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: pavlichenko.pro@mail.ru
ORCID 0000-0001-7889-4743
The Concept of the Institute of Assistance in Operational
Investigative Activities
ANDREY IVANOVICH TAMBOVTSEV,
Candidate of Law, Associate Professor, Pensioner of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: bestcopat@mail.ru
NIKOLAY VLADIMIROVICH PAVLICHENKO,
Chief Researcher of the Department for the Study of Problems of the History of Internal Affairs
Bodies of the Research Center, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: pavlichenko.pro@mail.ru
ORCID 0000-0001-7889-4743 УДК 343.9
Annotation. This article discusses a very topical issue of defining the concept of the institute of assistance in operational investigative activities. When defining this concept, attention was paid to the regulatory aspects of this activity laid down in the Federal Law "On Operational Investigative Activities", a comparative analysis of the previously given definitions was carried out and the author's position on this issue was developed. авторская позиция по указанному вопросу.
Аннотация. В данной статье рассматривается весьма актуальный вопрос определения понятия института содействия в оперативно-розыскной деятельности. При определении данного понятия было обращено внимание на нормативные аспекты данной деятельности, заложенные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», проведен сравнительный анализ ранее данным определениям и выработана
Ключевые слова и словосочетания: оперативно-ро- Keywords and phrases: operational search activity; assis-зыскная деятельность; содействие; сотрудничество; tance; cooperation; gratuitous assistance. безвозмездная помощь.
В настоящее время абсолютное большинство исследователей в сфере оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) вообще и содействия в частности используют два основных термина, предложенных законодателем в тексте Закона об ОРД1 и относящихся к данной сфере деятельности — «содействие» и «сотрудничество». Так, в названном законе термин «содействие» в разных его падежных формах используется 19 раз, а «сотрудничество» — 9. При этом в тексте наравне с термином «лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе» (ч. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 9, ч. 1, 2 ст. 12, п. 2, 4 ст. 15, ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД и др.), используется синтагма «лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» (название ст. 17 и ее ч. 1, ч. 1, 2, 3 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Закона об ОРД и др.), а также «сотрудничество с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе» (п. 2 ст. 15 Закона об ОРД), «сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (ч. 4, 5, 7 ст. 18 Закона об ОРД), «сотрудничающих по контракту» (ч. 6, 8 ст. 18 Закона об ОРД) и др.
Полагаем, что законодатель должен был внести ясность в вопрос о соотношении терминов «содействие» и «сотрудничество». В связи с тем, что этого сделано не было, мы исходим из смыслового содержания, вкладываемого в нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и полагаем, что можем сделать объективно вытекающие выводы о содержании данных терминологических единиц.
При содержательном анализе правоведами данных понятий практически единодушным является мнение, что, «безусловно, названные термины близки по своей сути, но вместе с тем они неоднозначны по своему содержанию. Первый из них является более емким, второй — составной частью первого. Содействие включает в себя не только сотрудничество лиц с органами внутренних дел, но и другие формы привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), а также их использование в ре-
1 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
шении иных оперативно-тактических задач. Каждое сотрудничество является разновидностью содействия. Вместе с тем анонимное и негласное содействие может оказываться и вне рамок сотрудничества» [1, с. 195—201; 3, с. 38-39].
Терминологическая неопределенность законодателя в вопросе соотношения вышеназванных терминов дает исследователям широкое поле для фантазии при синтезировании их содержания. Большинство авторов, желая внести ясность в данный вопрос, предлагают свои авторские дефиниции, количество которых уже превышает, без преувеличения, несколько десятков. Мы не остались в стороне от данного творческого процесса и предлагаем свое мнение при синтезировании определения «содействие».
Однако при изобилии авторских определений понятия «содействие» Закон об ОРД, по нашему убеждению, не так конкретен. Прежде всего, мы хотим всецело поддержать коллег, считающих, что, «говоря о содействии граждан, законодатель не дает определения этого понятия, он лишь закрепляет условия и требования, предъявляемые к содействию». В этом плане трудно согласиться с исследователями, заявляющими о наличии в тексте Закона об ОРД понятия и содержания содействия, например, с «авторами учебника «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» [6, с. 139], утверждающими, что в гл. IV Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», наряду с другими вопросами, определено понятие содействия» [1, с. 195-201]. Из положений ст. 17 «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» главы IV Закона об ОРД можно лишь опосредованно предположить, что содействие выражается в «подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий» и в «предоставлении информации». При этом оно исключительно добровольное, может быть по желанию конфиденциальным и контрактным.
Разумеется, столь отрывочные сведения невозможно считать официальным (пусть даже предельно общим и крайне полемичным, по аналогии с определением оперативно-розыскной деятельности, данным в ст. 1 «Оперативно-розыскная деятельность» Закона об ОРД) юридическим определением значи-
мого для всей оперативно-розыскной деятельности понятия, в связи с чем многочисленные попытки синтеза дефиниции содействия и сотрудничества предпринимались исследователями с момента опубликования первого варианта Закона об ОРД в 1992 г.
Следует согласиться с утверждением, что, основываясь на положениях Закона об ОРД, «в самом общем виде такое содействие можно представить как участие отдельных лиц в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также на решение других задач по борьбе с преступностью [1, с. 195— 201]. Данное определение в целом соответствует и нормам Закона об ОРД и оперативно-розыскной действительности, хотя очевидно является очень обобщенным и не отражает в себе некоторые обязательные атрибуты содействия — полный функциональный инструментарий, правовую основу, добровольность, конспиративность, возмездность и пр.
Аналогично вышеприведенной дефиниции, функционально «узким» и излишне обобщенным можно оценить и такое понятие — «содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, — это оказание помощи граждан оперативным подразделениям в предоставлении информации, способствующей решению задач ОРД» [5, с. 33]. В данном случае авторы еще более ограничили функционал содействия, исключив из него даже предусмотренное Законом об ОРД «участие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий», что нам представляется иррациональным.
Очень полемичным нам представляется дефиниция содействия, предложенная авторами академического (то есть официально допущенного к использованию в образовательном процессе) учебника «Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие в схемах и определениях»: «содействие представляет собой комплекс организационных мер, проводимых оперативными подразделениями ОВД, обусловленных оперативно-розыскным законом и другими подзаконными актами, направленными на привлечение граждан с их добровольного согласия, на возмездной или безвозмездной основе, гласно и негласно к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также предоставление ими оперативно значимой информации для решения задач борьбы с пре-
ступностью» [6, с. 138]. Данное понятие нам представляется некорректным по следующим основаниям:
1. Прежде всего, признавая, что содействие как «деятельностный феномен» представляет собой субъект-субъектную деятельность, предлагаем рассмотреть, кто и кому оказывает содействие. Основываясь на положениях Закона об ОРД, следует сделать вывод, что содействие оказывается гражданами (то есть кем, каким субъектом?) органам, осуществляющим ОРД (то есть кому, какому субъекту?), что и отражено в названиях главы IV и ст. 17. Исходя из этого, деятельность субъекта, оказывающего содействие, не может быть определена через некую активность субъекта, принимающего это содействие.
2. Указанный в рассматриваемом определении «комплекс организационных мер, проводимых оперативными подразделениями ОВД», направлен прежде всего на предусмотренное Законом об ОРД привлечение граждан к содействию и дальнейшую реализацию ими своих функций, но сам не является содействием.
3. Нам представляется неправильной используемая авторами терминологическая конструкция «комплекс организационных мер, проводимых оперативными подразделениями ОВД, обусловленных оперативно-розыскным законом и другими подзаконными актами, направленными на привлечение граждан...», а именно недопустимость использования термина «обусловленный» в данном контексте. Данная лексема образована от слова «условие» и означает вызванный чем-либо; зависящий от каких-либо условий, детерминированный, предопределенный [4]. В связи с этим рассматриваемая фраза означает, что комплекс мер, направленных на привлечение граждан, детерминирован (то есть предопределен) Законом об ОРД. Считаем, что данный комплекс мер обусловлен (предопределен) сложившейся криминогенной ситуацией и необходимостью борьбы с преступностью, а Закон об ОРД (и другие законы) этот комплекс не детерминирует, а регламентирует. Подобным же недостатком, по нашему мнению, страдает еще одна дефиниция содействия — «особый вид деятельности, осуществляемый на основе законодательных и иных нормативных правовых актов посредством привлечения граждан с их добровольного согласия к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий в целях получения оперативно значимой информации о подготавливаемых либо совершаемых преступлениях и лицах, причастных
к ним» [2, с. 39-42]. При достаточно полном и корректном отражении в ней основных элементов содействия она все-таки рассматривает содействие как деятельность не граждан (содействующего субъекта), а оперативных подразделений, что мы считаем неверным.
4. Полагаем, что авторское определение содействия исключительно комплексом организационных мер оперативного подразделения является слишком «урезанным». Организация оперативным подразделением содействия как сложный многоэлементный процесс очевидно включает в себя не только мероприятия организационного характера, но и многие другие.
С учетом изложенного полагаем, что при конструировании понятия «содействие» необходимо исходить из нормативных аспектов данной деятельности, заложенных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности:
1. Содействие осуществляется на безвозмездной и возмездной основе.
П. 2 ст. 15 Закона об ОРД регламентирует права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
П. 5 ст. 18 Закона об ОРД. Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
2. Содействие организуется и обеспечивается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
П. 2 ст. 17 Закона об ОРД. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
П. 2 ст. 15 Закона об ОРД закрепляет право за органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами,
изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Содействие осуществляется отдельными лицами с их согласия.
П. 1 ст. 17 Закона об ОРД. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться...
В анализируемом законе наравне с синтагмой «отдельные лица» применяется слово «граждане». Достаточно сказать, что название ст. 17 звучит как «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность», а ст. 18 как «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».
Данный термин значительно заужает число участников изучаемых нами правоотношений.
4. Содействующие лица привлекаются к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий.
П. 1 ст. 17 Закона об ОРД. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
Из анализа Закона об ОРД можно сделать вывод, что помощь содействующих лиц не ограничивается подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий, а направлена на решение задач оперативно-розыскной деятельности в целом.
5. Содействие может осуществляться гласно и негласно (конфиденциально).
Ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД. Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия...
Таким образом, содействие как институт оперативно-розыскной деятельности представляет собой участие отдельных лиц (физических лиц) на возмездной и безвозмездной основе в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на выполнение задач ОРД, осуществляемое с их согласия гласно или негласно (конфиденциально). Полагаем, что именно такая редакция определения понятия «содействие» разумно и достаточно сочетает в себе перечисление всех упомянутых в законе признаков и не переходит в излишнее обобщение и чрезмерную лаконичность.
Список литературы:
1. Владимиров С. И. К вопросу о дефиниции «содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6 (79).
2. Владимиров С. И., Иванов П. И. Актуальные проблемы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).
3. Железняк Н. С. Сущность и правовая основа содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. Крас-
ноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004.
4. Обусловленный. URL: https://ru.wiktionary. org/wiki/обусловленный (дата обращения: 22.02.2021).
5. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие в схемах и определениях / под ред. Е. С. Дубоносова. Москва, 2009.
6. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю. А. Агафонова, Ю. Ф. Ква-ши. Москва: ЦОКР МВД России, 2009.