Научная статья на тему 'Понятие идентификации в теории З. Фрейда'

Понятие идентификации в теории З. Фрейда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10996
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ЛИБИДО / LIBIDO / ЭДИПОВ КОМПЛЕКС / OEDIPUS COMPLEX / СУПЕРЭГО / ИМАГО / IMAGO / ПАНСЕКСУАЛИЗМ / ИНТРОЕКЦИЯ / HYSTERIA / SUPER-EGO / PANSEXUALITY / INTROJECTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гальченко Олег Владимирович

В статье описывается понимание З. Фрейдом идентификации. Прослеживается изменение его представлений о феномене идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of identification in freuds theory

In article is described understanding of identification by Z. Freud. It is tracing changing of representation of identification.

Текст научной работы на тему «Понятие идентификации в теории З. Фрейда»

Олег Гальченко

ПОНЯТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА

Аннотация. В статье описывается понимание З. Фрейдом идентификации. Прослеживается изменение его представлений о феномене идентификации.

Ключевые слова: идентификация, либидо, эдипов комплекс, супер-эго, имаго, пансексуализм, интроекция.

Abstract. In article is described understanding of identification by Z. Freud. It is tracing changing of representation of identification.

Keywords: identification, hysteria, libido, Oedipus complex, super-ego, imago, pansexuality, introjections.

Идентификация как

психологический

механизм

Идентификация при истерии

Идентификация в контексте сновидений

К числу важнейших проблем психологии личности относится проблема психологических механизмов, действие которых обеспечивает развитие личности, успешность ее общения. Одним из таких механизмов является идентификация, которая определяется как переживание индивидом своей тождественности с другим человеком или объектом действительности.

Как известно, понятие идентификации было введено в психоанализ и затем развито З. Фрейдом. Это понятие послужило основой многочисленных работ не только в психоаналитической школе, поэтому целесообразно обратиться к пониманию его значений и смыслов с тем, чтобы критически осмыслить его сущностные фиксации.

З. Фрейд, прежде всего, использовал понятие идентификации как объяснительный принцип психопатологических процессов. Главным объектом его внимания была психопатология истерии, а моделью идентификации - идентификация при истерии. Идентификация понималась как бессознательный процесс, в ходе которого субъект отождествляет себя с другим индивидом на основе влечения. Влечение подавляется, но продолжает действовать, весь же процесс является в сущности патологическим.

Более ясное объяснение механизма истерической идентификации дается З. Фрейдом при обсуждении механизмов сновидений в работе «Толкование сновидений». Здесь З. Фрейд разводит уже известное подражание при истерии и истерическую идентификацию, считая, что способность имитировать симптомы при исте-

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

106

№ 2 - 2011

Идентификация в контексте оговорок

рии указывает на путь, по которому будет проходить психический процесс.

Именно в работе о сновидениях впервые появляется в печати термин «идентификация». Здесь подразумевается истерическая идентификация с присущей ей особенностью - она носит сексуальный характер. Больной отождествляет свои симптомы с людьми, бывшими с ним в сексуальных отношениях. Даже воображение таких отношений является достаточным основанием для идентификации.

Согласно З. Фрейду, идентификация в сновидениях может выполнять несколько функций: 1) представлять элемент, общий для двух индивидов; 2) вытесненный элемент; 3) только желаемый элемент.

На этой стадии развития теории идентификации речь идет о механизме, который выражает инстинктивные, либидные импульсы, действующие в обход подавления. Согласно З. Фрейду, это процесс, при помощи которого сексуальная энергия находит выход в патологии - в истерии или в симптоматике сновидений.

В последующий период вплоть до 1915 г. З. Фрейд был занят укреплением и углублением теории либидо. Он распространил ее и на проявления повседневной жизни. На этом этапе феномен идентификации был использован для объяснения оговорок. Например, пациент, который обращается к своей тете, называя ее «мамой», отождествляет этих двух лиц [1, с. 57]. Замена одного имени другим может отражать желание быть этим другим лицом, как это иллюстрируется примером молодого врача, который представился знаменитому Вирхову как «доктор Вирхов» [1, с. 69].

В работе «Психопатология повседневной жизни» идентификация предстает как явление преходящее и служащее ситуативным эмоциональным потребностям. Лишь постепенно З. Фрейд пришел к пониманию идентификации как механизма развития личности.

Для объяснения причин крайней самокритичности и чувства бесполезности у пациентов, переживших потерю родителя или другого любимого лица, З. Фрейд ввел в работе «Печаль и меланхолия» трехфазный процесс. Первая фаза, приходящаяся на раннее детство, состоит из предшествующей идентификации форме, в которой эго и объект представляют собой нечто слитное, еще не разделены. Из слитного состояния во второй фазе развивается выбор объекта или, другими словами, связь либидо с каким-либо лицом, обычно с родителем. Наконец, в третьей фазе, «благодаря реальной травме или

№ 2 - 2011

Различие между истерической и нарциссической идентификациями

Виды

идентификаций

Роль идентификации в развитии эдипова комплекса

разочарованию, касающемуся любимого лица, эти взаимоотношения подрываются <...>, свободное либидо вернулось в эго и не направлено на другой объект. Оно не находит, однако, там применения в каких-либо возможных способах, но служит просто для установления идентификации эго с оставленным объектом» [1, с. 201].

В работе «О нарциссизме» З. Фрейд описывал различие между истерической идентификацией и нар-циссической, указывая, что они имеют разные цели, хотя обе обусловлены привязанностью к объекту. Идентификация при истерии служит желанию сохранить привязанность к объекту путем ассимиляции каких-то его характеристик. При нарциссической идентификации индивид сам занимает место объекта, но без изменений в самом себе, без ассимиляции характеристик объекта [2, с. 53].

Работа «О нарциссизме» является важной для фрейдовской концепции идентификации в двух отношениях. Именно в ней З. Фрейд впервые развил понятие привязанности к другому индивиду, основанной не на явных сексуальных импульсах и желаниях. Этот тип привязанности был назван анаклитическим выбором. Анаклитический выбор объекта в основном досексуален по своему характеру и основывается на отношениях зависимости от матери или другого лица, которое кормит, ухаживает и оберегает ребенка. Анаклитический выбор объекта является существенным понятием, так как позднее он становится главным основанием для одного из двух механизмов идентификации, которые долгое время оставались слитными в теории З. Фрейда. Первый из этих механизмов характерен для идентификации, вытекающей из страха утраты любви; второй обусловлен страхом перед физическим наказанием. Первый тип идентификации известен сейчас как ана-клитическая идентификация [2, с. 57], а второй назван идентификацией с агрессором. По определению А. Фрейд - агрессивной идентификацией. В основном та же самая трехфазовая последовательность служит основанием для расширенного описания идентификации в работе «Психология масс и анализ человеческого Я» [3, с. 71]. Эта работа является следующим этапом в разработке понятия идентификации. Здесь впервые процесс идентификации представлен как механизм разрешения эдипова комплекса.

В последующем идентификация играет совершенно определенную роль в развитии эдипова комплекса и в формировании супер-эго как высшей инстанции инди-

108

№ 2 - 2011

Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации

Три ипостаси идентификации

вида. Это происходит потому, что, как отмечал З. Фрейд, «идентификация стремится к сформированию своего Я по образцу другого человека, который берется за "идеал"» [3, с. 75].

Идентификация с отцом сопровождается развитием отношения к матери как объекту опорного типа. Столкновение идентификации с отцом и выбора матери как сексуального объекта порождает эдипов комплекс. Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери, его идентификация с отцом принимает враждебный оттенок и несет в себе желание заменить отца в отношениях с объектом любви.

З. Фрейд полагал, что потрясения и разочарования, которые ребенок испытывает по отношению к своим «эдиповым надеждам», и особенно страх кастрации, возникающий на этом этапе развития, приводят к тому, что ребенок отвлекается от вопросов пола. Здесь и начинается латентный период развития либидо.

Как считал З. Фрейд, в этот период развития либидо в ребенке возникают определенные процессы, имеющие огромное значение для его морального и культурного развития. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации: «Если кто-то потерял объект любви или был вынужден оставить его, он компенсирует утрату путем идентификации с ним (с объектом любви). Идентифицируя себя с ним, он снова устанавливает его внутри своего Я» [3, с. 79].

Инверсия эдиповых отношений делает отца объектом женской любви, так что идентификация с отцом становится предтечей выбора его как объекта.

Отличие идентификации от выбора объекта З. Фрейд формулировал следующим образом: «В первом случае отец является тем, чем хотят быть, во втором случае, чем хотят обладать. Итак, отличие заключается в том, относится ли эта привязанность к субъекту или к объекту человеческого Я» [3, с. 83].

Иначе говоря, «в первом случае его Я изменяется по модели отца, во втором - это необязательно. Идентификация и выбор объекта, возможно, действуют независимо друг от друга, но человек может идентифицировать себя с личностью, соответственно изменяя свое Я и одновременно взять этого человека в качестве сексуального объекта» [3, с. 71].

З. Фрейд суммировал свои выводы по идентификации в трех формулах:

• во-первых, идентификация является первоначальной формой эмоциональной привязанности к объекту;

№ 2 - 2011

Идентификация как сопереживание

Роль идентификации в образовании группы

Идентификация с вождем

• во-вторых, при регрессии она становится заменой либидной связи с объектом, как будто бы вбирая объект в эго;

• в-третьих, идентификация может возникать при каждом новом восприятии качеств, общих с каким-либо другим лицом, которое не является сексуальным объектом.

Чем важнее это общее качество, тем успешнее может быть частичная идентификация, и она может, таким образом, представлять начало новой привязанности. Правда, З. Фрейд описывал и другой вариант: «При идентификации Я копирует иногда любимое лицо, а иногда -нелюбимое. Нам должно также придти в голову, что в обоих случаях идентификация является только частичной, в высшей степени ограниченной, что она заимствует лишь одну черту объектного лица» [3, с. 95].

Нам представляется важным отметить тот факт, что З. Фрейд считает идентификацию основой понимания человека человеком, механизмом сопереживания. Он так писал об этом: «От идентификации путь ведет через подражание к вчувствованию, то есть к пониманию механизма, благодаря которому для нас вообще возможно соприкосновение с душевной жизнью другого человека» [3, с. 105].

З. Фрейд использовал понятие идентификации в еще одном значении - идентификация становится основой образования группы. Проблема группообразования решалась путем проведения аналогии между идентификацией и состоянием влюбленности. Влюбленность характеризуется тем, что эго обогащается за счет интро-екции объекта и присвоения его качеств. В случае образования группы объект идентификации заменяет идеальное эго. Таким образом, объект удерживается, сохраняется как идеал, в отличие от идентификации в меланхолии, где объект утрачивается, а затем восстанавливается в виде частичного изменения эго. Соответственно, получается формула образования группы - ряд индивидов, «поставивших один и тот же объект на место своего Я-идеала и идентифицировавшихся вследствие этого друг с другом в своем Я» [3, с. 67].

Важным моментом в образовании группы является наличие вождя, присутствие которого создает «двойной вид привязанности: идентификацию и замену Я-идеала объектом» [3, с. 114]. При этом те индивиды, у которых «неотграничено Я от Я-идеала, легко выбирают вождя в качестве своего Я-идеала. Другие индивиды, Я-идеал которых воплотился бы в его личности лишь при усло-

110

№ 2 - 2011

Идентификация требует уравнения всех членов группы

вии корректуры, увлекаются затем суггестивно, то есть путем идентификации» [3, с. 121].

Взаимная привязанность индивидов, составляющих группу, является по своей природе идентификацией в силу важной аффективной общности, которая, по мнению З. Фрейда, заключается в привязанности к вождю.

Чувство общности, характерное для группы, является противоположностью первоначальному чувству враждебности, отмечал З. Фрейд. Так, поклонницы популярного певца отказываются от ревности друг к другу ввиду невозможности обладания объектом своих желаний и идентифицируются друг с другом [3, с. 127]. Враждебность заменяется общей эмоциональной привязанностью к лицу вне группы. Идентификация требует уравнения всех членов группы за исключением лидера. «Многие равные между собою, могущие идентифицироваться друг с другом и один единственный, превосходящий их всех - такова ситуация, существующая в жизнестойкой массе» [3, с. 148].

Следовательно, структура группы является производной от двойного рода явлений: идентификации друг с другом и замены идеального Я объектом. Явления такого рода свойственны и стихийно возникающим неструктурированным группам, и официально организованным группам, в качестве которых З. Фрейд рассматривал церковь и армию. Солдат идентифицируется со своими товарищами и относится к командиру как к своему идеальному эго. Члены христианской общины идентифицируются друг с другом и ставят Христа вместо своего идеального эго; но, в отличие от армии, идентификация происходит и с Христом с тем, чтобы любить своих собратьев, как он [3, с. 155].

Отметим, что идентификация членов группы возможна на основе того, что им всем присуща общая черта - эмоциональная привязанность к лидеру. Этот случай описывается третьей формулой З. Фрейда, когда идентификация является следствием обнаружения общей как субъекту, так и другому индивиду, черты, причем этот индивид не относится к сексуальным объектам. При описываемой идентификации не происходит присвоения черт других индивидов, субъект не интроецирует какие-либо черты членов группы, его эго остается без изменений.

В работе «Я и Оно» З. Фрейд развил идею о супер-эго и выстроил трехчленную модель психического аппарата. В связи с этим понятие идентификации получает важную роль в формировании личности. Механизм идентификации оказывается тесно связанным с образованием супер-эго и, таким образом, идентификация

№ 2 - 2011

Ранние

идентификации с родителями и вторичные идентификации

Идентификация с родителем того же пола

Сущностные особенности идентификации

приобретает ясную структурирующую функцию, до этого более или менее имплицитную.

Первые, самые ранние идентификации с родителями приходятся на время, когда супер-эго еще не существует. Эти идентификации досексуальны, они представляют собой первоначальную эмоциональную привязанность к объекту [3, с. 146]. Позднее выборы сексуального объекта приводят к дальнейшим (вторичным) идентификациям, которые усиливают первичные. Так, маленький мальчик идентифицируется с отцом и выбирает мать в качестве сексуального объекта. При усилении сексуальных желаний, направленных на мать, отец воспринимается как препятствие удовлетворению желаний и развивается эдипов комплекс. Идентификация с отцом становится амбивалентной [2, с. 306].

Последующее разрешение эдипова комплекса, при котором мальчик должен отказаться от своей любовной привязанности к матери, может привести или к идентификации с матерью, или к усилению идентификации с отцом. Чаще всего происходит усиление идентификации с отцом, что приводит к консолидации мужских черт в характере мальчика и одновременно позволяет сохранить нежную привязанность к матери. В случае идентификации с матерью в характере мальчика появляются женские черты. З. Фрейд пришел к такому выводу: «Общим исходом сексуальной фазы, в которой доминирует эдипов комплекс, может быть, следовательно, появление в эго некоторого образования, состоящего из этих двух идентификаций, неким образом объединенных друг с другом. Эта модификация эго сохраняет особое положение; она противостоит другим содержаниям эго как идеальное эго или супер-эго» [3, с. 314].

Отцовский авторитет интроецируется в эго и образует ядро супер-эго, которое носит отпечаток отцовской строгости. Таким образом, либидные тенденции эдипова комплекса десексуализируются и сублимируются, вероятно, вследствие трансформации либидо в идентификацию.

Возникающую проблему агрессии и строгости супер-эго по отношению к эго З. Фрейд объяснял следующим образом. Идентификация есть форма десексуализации, сопровождаемая распадом инстинктов и последующим освобождением агрессивных инстинктов в супер-эго. В борьбе за обретение контроля над либидо эго подвергается опасности атаки со стороны супер-эго. В основе боязни эго супер-эго лежит страх кастрации, которой однажды угрожает высшее существо, являющееся идеальным эго. З. Фрейд отмечал, что каждая вспышка агрессии прини-

112

№ 2 - 2011

Значение идентификации для развития личности

мается супер-эго и усиливает его агрессию против эго. Следовательно, агрессия ребенка, направленная против родительского авторитета, который препятствует удовлетворению инфантильных желаний, сопровождается атаками супер-эго - угрызениями совести. Ребенок поэтому вынужден отказаться от агрессивных попыток и отождествить себя с авторитетом. Именно через идентификацию авторитет становится супер-эго, которое овладевает агрессивностью ребенка.

Согласно З. Фрейду, если отец жесток и суров, супер-эго приобретает такие же характеристики. В то же время в эго развивается пассивная, женская потребность в наказании, которая находит удовлетворение в строгости супер-эго [3, с. 327].

Итак, развитие личности у Фрейда тесно связано с идентификацией как главным механизмом структурирования, участвующем как в образовании супер-эго, так и в развитии эго. Супер-эго строится на основе идентификации, связанной с интроекцией определенных свойств объекта, однако остается неясным, что интерио-ризуется из объекта идентификации в эго и супер-эго. Временами З. Фрейд говорил так, как будто весь объект идентификации целиком становится достоянием супер-эго; временами речь идет о таких атрибутах объекта, как авторитет и агрессия.

З. Фрейд сделал некоторые добавления к этой уже знакомой формулировке. Идентификация и выбор объекта независимы, но могут проходить вместе: можно любить и идентифицироваться с одним и тем же объектом. Утрата объекта может компенсироваться идентификацией так, что выбор объекта регрессирует до идентификации.

З. Фрейд подчеркивал, что, хотя вторичные идентификации усиливают уже существующие и могут включать их в себя, но именно первичные идентификации играют центральную роль в образовании супер-эго. Супер-эго может обогащаться и за счет идентификаций с другими индивидами, которые занимают место родителей - с учителями и с идеальными моделями разного характера. Обычно такие родительские и другие авторитеты сами следуют указаниям своего супер-эго при воспитании и обучении детей. Следовательно, супер-эго ребенка создается по образцу родительского супер-эго.

Могут быть и дополнительные идентификации, которые не связаны с формированием супер-эго. Впоследствии ребенок идентифицируется с родителями и эти идентификации важны для формирования его характера (который, по З. Фрейду, связан с эго). Эти

№ 2 - 2011

идентификации ассимилируются в эго, а не в супер-эго, определяемые только ранними родительскими образами (imago). Перечисляя факторы, влияющие на формирование характера, З. Фрейд отнес к ним инкорпорацию ранних родительских инстанций супер-эго наряду с идентификациями с родителями в более поздние периоды; идентификации с другими влиятельными фигурами; идентификации, оставшиеся от прошлых объектных отношений; образовавшиеся реакции на нежелательные инстинктивные импульсы. Некоторые из этих идентификаций приписываются супер-эго. Они могут вытесняться, подавляться, отвергаться или сверхком-пенсироваться, но обязательно проявляться как черты характера где-то на жизненном пути.

Проследив эволюцию понимания идентификации в теории З. Фрейда, можно выделить в ней следующие основные типы идентификации:

1. Идентификация сновидения - проявление эго субъекта в виде других лиц во сне.

2. Истерическая идентификация - ассимиляция свойства или симптома объекта как выражение сходства, идущего от какого-то общего элемента, который остается неосознанным. Эта ассимиляция - функциональная и симптоматичная и не связана со структурализацией личности.

3. Первичная идентификация - первоначальная примитивная форма эмоциональной привязанности к объекту, возникающая до установления каких-либо сексуальных отношений с объектом. Образцом этого типа идентификации служит инкорпорация на оральной стадии развития либидо.

4. Вторичная (или нарциссическая) идентификация - следует за утратой или отказом от объекта и представляет собой регрессию до замены отношений с объектом его интроекцией. Интроекция означает, что из объекта вбираются какие-то качества. Этот вид идентификации служит как формированию супер-эго, так и образованию эго. Вторичная идентификация выполняет структурирующую роль.

5. Частичная (вторичная) идентификация - основывается на восприятии общей черты и не зависит от отношений с объектом. В этом случае не происходит интроекции и этот тип идентификации связан с развитием структуры эго. Это важный механизм формирования характера и образования группы.

Основные выводы Подводя итог рассмотрению основных работ

З. Фрейда, связанных с идентификацией, можно прийти к следующим выводам.

114

№ 2 - 2011

Во введенном З. Фрейдом понятии идентификации отразилась важная характеристика развития индивида, позволяющая раскрыть роль родителей и значимых других в формировании структур личности и, в частности, такой наиважнейшей структуры, как сознание.

Безусловную ценность представляет указание З. Фрейда на ту функцию идентификации, следствием которой является «вчувствование», «соприкосновение с душевной жизнью другого человека».

Однако для современной научной психологии неприемлем пансексуализм З. Фрейда, который кладется им в основу почти всех типов идентификации, объясняемой перераспределением либидо, страхами, детерминируемыми эдиповым комплексом. Весь процесс социализации, одним из механизмов которой является идентификация, сводится З. Фрейдом к интериоризации социальных запретов и требований, переживаемых человеком как грозное и чуждое давление, противостоящее врожденным сексуальным и агрессивным влечениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненной заслугой З. Фрейда является то, что своими исследованиями он дал начало работам, связанным с анализом идеитификации во внутригрупповом общении. З. Фрейд рассматривал идентификацию, понимавшуюся им в данном случае как сугубо эмоциональный феномен, в качестве решающего и универсального условия группообразования.

В теории З. Фрейда выделен феномен идентификации как реальная детерминанта формирования и функционирования личности, группы и межличностного общения, однако мотивы и функции этого явления представлены в биологизаторском и мистифицированном виде.

1. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / Под ред. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой. - СПб., 2010.

2. Фрейд З. Бессознательное // Психология бессознательного / Под ред. А. М. Боковикова и С. И. Дубин-ской. - М., 2006.

3. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я» / Под ред. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой. -СПб., 2010.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

115

№ 2 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.