Научная статья на тему 'Психоаналитическое рассмотрение теории личности'

Психоаналитическое рассмотрение теории личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5321
762
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчмарюк Владислав Анатольевич

В статье излагаются основы, понятия и основные этапы развития психоаналитической теории личности З. Фрейда. Всесторонне рассмотрены механизмы вытеснения и понятие бессознательного. Представлена критика психоаналитической теории. Детально рассмотрены основные методические приемы психоанализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychoanalytic consideration of the theory of the person

In clause bases, concepts and the basic stages of development of the psychoanalytic theory of person Z. Freud are stated. Mechanisms of replacement and concept unconscious are comprehensively considered. The criticism of the psychoanalytic theory is presented. The basic methodical receptions of psychoanalysis are in details considered.

Текст научной работы на тему «Психоаналитическое рассмотрение теории личности»

В.А. Корчмарюк*

Психоаналитическое рассмотрение теории личности

В статье излагаются основы, понятия и основные этапы развития психоаналитической теории личности 3. Фрейда. Всесторонне рассмотрены механизмы вытеснения и понятие бессознательного. Представлена критика психоаналитической теории. Детально рассмотрены основные методические приемы психоанализа.

Korchmaryk V.A. Psychoanalytic consideration of the theory of the person.

In clause bases, concepts and the basic stages of development of the psychoanalytic theory of person Z. Freud are stated. Mechanisms of replacement and concept unconscious are comprehensively considered. The criticism of the psychoanalytic theory is presented. The basic methodical receptions of psychoanalysis are in details considered.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Однако Фрейд научно обосновал, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно влиять на жизнь и поведение человека, становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что «говорит» их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала влияние на другие науки о человеке -социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу, а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию.

В различных областях научного знания созданы научные предпосылки для более глубокого исследования взаимодействия сознательного и подсознательного в психике человека. Наибольший вклад в развитие этой теории внесли работы, выполненные в рамках психологии личности. Необходимость в исследовании возникла в связи с появлением проблемной ситуации, когда имеющихся знаний о взаимодействии сознательных и подсознательных сфер личности оказалось явно недостаточно.

Жизнь и деятельность Фрейда были нелегкими и во многом трагическими. Отец его разорился, и он должен был самостоятельно добывать средства для образования в университете. В то время на Австрию нахлынула волна жестокого антисемитизма. Евреи не допускались в научные институты. Они не могли заниматься «чистой наукой», а только коммерческой деятельностью, правом и медициной. Логика антисемитизма неисповедима: евреям не доверяли «чистую науку», но доверяли заботу о праве и здоровье граждан.

Зигмунд блестяще закончил школу с высшими наградами. Он много читал и упорно учился. Ко времени окончания школы он овладел несколькими языками, в т.ч. латинским, древнегреческим и древнееврейским. Зигмунд решил посвятить себя науке, но вынужден был избрать медицинский факультет в Венском университете, хотя к медицине питал отвращение. Но она была ближе других к естественным наукам, и он старался максимально использовать те шансы, которыми он мог располагать в условиях антисемитизма. Значительную часть своего времени Фрейд потратил на работу в физиологической лаборатории. На него обратил внимание крупный ученый физиолог, директор Института физиологии Э. Брюкке. Он пригласил двадцатилетнего Фрейда в свой институт в качестве научного работника.

Около двадцати лет своей научной работы Фрейд посвятил физиологии и неврологии. Он добился немалых успехов в этих двух областях и стал крупным авторитетом среди их представителей. Не станем перечислять научные открытия Фрейда. Отметим только, что он был одним из забытых ныне зачинателей нейронной теории. Однако его еврейское происхождение не позволяло ему

* Начальник кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

Педагогика, психология, философия

продвигаться по должностной иерархии. Его материальные средства были крайне скудны. Он собирался вступить в брак и серьезно задумался о необходимом для этого материальном достатке. Для этого необходимо было пройти клиническую практику и приобрести кабинет для частной медицинской практики.

Медицинская практика в терапевтическом отделении, а потом в клинике психиатрии ему претила. Его требовательный ум не мог мириться с ее скудными терапевтическими возможностями. Знаменитый психиатр Мейнерт допустил его в свою лабораторию, где он мог уделять немного времени научной работе. Фрейд не терял связи с институтом Брюкке и продолжал свои исследования по ^ онтогенетическому развитию головного мозга. Были опубликованы три статьи в неврологическом журнале. Эти статьи закрепили за Фрейдом репутацию выдающегося невролога.

В возрасте 29 лет Фрейд успешно прошел конкурс (при трех кандидатах) на место приват-^ доцента кафедры неврологии в Венском университете. Ему также предложили должность директора ^ неврологической клиники в институте детских болезней.

Вскоре Фрейд получил стипендию на заграничную поездку в Париж в клинику знаменитого ^ невролога Жана Шарко, где он пробыл четыре с половиной месяца. Здесь он научился ^ дифференцировать органические и истерические параличи. Органические параличи вызывались ^ травмой или кровоизлияниями. Но какого рода травма вызывала истерические параличи? Фрейд задал ^ этот вопрос Шарко. Тот ответил, что здесь может быть невидимая динамическая травма. Ответ Шарко стал для Фрейда мощным импульсом поиска этой невидимой динамической травмы, которому он посвятил всю свою долгую последующую жизнь. Так из потребностей медицинской практики появился ^ психоаналитическая теория, однако еще в течение нескольких лет Фрейд продолжал писать серьезные монографии и статьи по неврологии.

Следует отметить, что уже первое выступление Фрейда по поводу истерических параличей с психоаналитических позиций было воспринято с большой неприязнью многими психиатрами, среди которых были такие знаменитости как Шарко, Мейнерт, Клягес и другие. Такое отношение знаменитых ^ коллег к психоанализу не сломило Фрейда, как и то, что его талантливые ученики Адлер, Юнг и его ^ дочь Анна Фрейд отошли от классического психоанализа на новые позиции. Все это было не случайным. На причинах этого остановимся ниже.

Практика в клинике Шарко произвела на Фрейда большое впечатление. На его глазах

^ происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом. Вскоре Фрейд ^ прочел книгу ученика Шарко доктора Бернгейма «Внушение и его применение в качестве терапии». В ^ этой книге впервые гипноз был объявлен эффективным медицинским терапевтически средством. ^ Фрейд сразу решил испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые ^ несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился N слух, что доктор Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии. Однако он вспомнил беседу со ^ своим старым другом доктором Брейером, который лечил истерию гипнозом, заставляя больных ^ рассказывать в гипнотическом состоянии о пережитых ими в прошлом неприятных событиях. Это был случай с исцелением Анны О. У нее был нервный кашель, параличи, нарушения речи. Посредством гипноза Брейер вызвал у больной рассказ о травмировавших ее событиях, касавшихся болезни и смерти отца. Выполняя свой долг перед больным отцом, привязанная к его постели, она стыдилась своих мыслей о проходящей молодости, своих желаний развлекаться, танцевать и др.

Попытка Брейера кончилась неудачей. Когда Брейер думал, что пациентка уже выздоровела, и объявил ей об окончании лечения, у нее появились явные признаки мнимой беременности. Фрейд ^ объяснил это механизмом переноса истерического симптома на врача. Фрейд вспомнил также, как ^ Бернгейму удалось снять истерические симптомы у больного путем простого настояния, положив ^ руку на его голову, без применения гипноза.

^ Отказавшись от гипноза, Фрейд решил испытать метод настояния: он клал руку на лоб пациента

и настаивал на рассказе о том, с чем связаны болезненные симптомы, особенно о том, что им забыто. ^ Уже опытный психоаналитик улавливал в рассказе пациента нечто забытое, неприятное, вытесненное из сознания. Так в психоаналитической концепции Фрейда появились понятия вытеснения и бессознательного.

Рассмотрим их несколько подробнее. Механизм вытеснения распространяется на все неприятное, особенно на постыдное и запретное, которые непроизвольно вытесняются из сферы сознания в сферу бессознательного. Они обладают большим эмоциональным зарядом энергии, которая находит выход

в болезненных симптомах. Извлечь их методом настояния удавалось нечасто. Само содержание сферы бессознательного открывалось Фрейду в мучительных поисках. Он не раз бывал на грани отказа от своих теоретических построений и терапевтической практики. Этому способствовала и острая критика его многочисленных оппонентов. Житейские и творческие мучительные трудности на пути познания человека и его душевных болезней привели к невротическим расстройствам у самого Фрейда. Жестокий антисемитизм стал серьезным препятствием на пути его научных устремлений. Он был не I Ьв только источником личного страдания Фрейда, но и одним из побуждений изучения истории ^

происхождения человека и религиозных мифов. ^

Свои невротические явления и свою жизнь Фрейд подверг тщательному и беспощадному психоаналитическому исследованию. Он понял, что за понятием «вытеснение» следовало понятие §

«бессознательное». Фрейд сравнил структуру личности с айсбергом, в котором надводная, одна десятая ^

его часть составляет сознание, а вся остальная, подводная часть - бессознательное. ^

Придавая большое значение половому инстинкту, Фрейд замечает, что цивилизованный человек &

испытывает больше трудностей в его реализации, чем первобытный человек, поскольку в те доисторические времена не существовало моногамии, и человек пользовался большей свободой в реализации полового инстинкта (либидо). Табу распространялось только на инцест.

С развитием моногамии и «Сверх-Я» цивилизованный человек часто сталкивается с трудностями в реализации своей сексуальности, и потому вынужден сублимировать энергию либидо. Сублимация осуществляется перенесением либидо на несексуальные сферы деятельности, доставляющие личности удовлетворение и удовольствие.

Если большая энергия либидо не разряжается естественным путем или путем сублимации, она находит выход в напряжении, общем душевном дискомфорте и невротических симптомах. Поскольку ^

у большинства людей в современном обществе существуют явные или скрытые сексуальные проблемы, СЪ

Фрейд мог сделать диагностический вывод о «коллективном неврозе».

только чувство удовольствия от раздражения эротогенных зон.

После четырехлетнего возраста наступает скрытый период дополового созревания. Предгенитальные фазы при нормальном развитии ребенка вытесняются и сублимируются. Но если этого не происходит, инфантильная фаза может фиксироваться, и тогда она сохраняется в последующие годы. Клинический опыт склоняет нас к выводу, что инфантильные формы сексуальной извращенности

§

Половые инстинкты с их либидной, сексуальной энергией составляют главное, но не ^

единственное содержание бессознательного. Не будем забывать о комплексе инстинкта смерти, ^

агрессивности, жесткости, которые тоже подвергаются вытеснению в ходе общественного развития. ^

Они были причиной войн, инквизиции на протяжении всей истории цивилизации. Они имеют место 8

и в семейно-брачных отношениях. Таким образом Фрейд пришел к убеждению, что «цена прогресса ^

цивилизации оплачена утратой счастья». Вывод, как видно, пессимистичный. Не меньшее значение в ^

нем имеют онтогенетические аспекты. На основе анализа психопатологической симптоматики своих ^

пациентов Фрейд смог представить свою модель психического развития ребенка. Вызвали скандал его положения о фазах развития детской психики.

Фрейд видит в фазах психического развития ребенка повторение филогенетического развития доисторического человека, с той только разницей, что фазы развития ребенка генетически обусловлены. Критическим периодом развития ребенка являются первые четыре года его жизни. Эта предгенитальная фаза в значительной степени определяет весь жизненный путь индивида, в т.ч. черты его характера, проявления сексуальности и другое. 3^

Фрейд говорит о четырех фазах развития врожденной сексуальной конституции. Первую фазу он называет оральной, или каннибалистской. Губы, слизистые рта, языка очень скоро становятся ^

эротогенными зонами. Вначале младенец впивается в материнскую грудь, ее тело и насыщается его ^

продуктом (каннибалистская фаза), а потом испытывает удовольствие от самого процесса сосания и ^

манипулирования материнской грудью. При неправильном воспитании ребенка оральная Я

сексуальность может продлиться до четырех лет и более. Если ему отказывают в груди, он сосет свою ^

пустышку, палец.

Вторая предгенитальная фаза называется садистско-анальной. Ребенку доставляет удовольствие ^ мочеиспускание и дефекация. Соответственно эротогенными зонами являются слизистые прямой кишки и половых органов. Много хлопот и волнений доставляет ребенок, когда он упорно не желает садиться на горшок, но предпочитает мочиться и испражняться в штанишки. Родители недоумевают, когда ребенок при этом прячется от них где-то в укромном и скрытом месте. Его побуждает к этому

К)

Педагогика, психология, философия

детей часто приводят уже взрослого индивида к различным сексуальным деформациям под влиянием педагогического и, в частности, сексуального невежества воспитателей.

Для обозначения новых инстанций психики Фрейд ввел новые термины: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Он раскрыл их содержание на основе данных исторической, этнографической и языковедческой наук.

В первобытной среде психика человека, лишенная внутренних противоречий, еще не расчленилась. Но между первобытными индивидами существовали конфликты. На определенном этапе они стали критическими, особенно на почве полового соперничества. Из этого исторического деяния возникло «сознание вины»; и это было началом собственно человеческой психики с ее расколом на приведенные выше три инстанции. Каждый акт в истории развития человеческой психики вызывался каким-либо отказом от инстинкта. Особое значение Фрейд придавал актам отказа от элементов полового инстинкта. Так появилось табу на инцест. Значение этого табу в прогрессивном развитии человечества трудно переоценить.

Фрейд понимал, что версия убийства сыновьями своего отца из ревности не обязательно должна быть реальностью. Ее можно заменить желанием смерти отца. Все рассуждения Фрейда о психологии первобытного человека свидетельствуют о глубоком ее понимании и близки к современным историкоэтнографическим исследованиям.

Племенной период человеческой предыстории состоял, по Фрейду, в вытеснении многих инстинктивных побуждений. Он длился десятки тысяч лет. Таким образом, «Оно» становилось «хаосом, бурлящим котлом возбуждений». «Оно» существует вне времени, не знает добра и зла. Высокое напряжение его комплексов требует разрядки. В процессе развития цивилизации отношения между «Оно» и «Я» можно уподобить всаднику и строптивой лошади. Всадник («Я») должен управлять строптивой лошадью («Оно»), и далеко не всегда ему это удается. В последнем случае всадник может погибнуть от рук племенного общества за несоблюдение табу, или от сил природы за несоблюдение ее законов. Таким образом, «Я» должно вести борьбу на два фронта - против «Оно» и против внешнего мира. С этими явлениями сталкивается большинство родителей, но не понимает их значения и последствий.

Трудности «Я» усугубляются еще и тем, что оно само расщепляется на собственно «Я» и «Сверх-Я» которое, в свою очередь, требует все большего вытеснения, поскольку становится хранилищем табу, а позднее - нравственных норм и религиозных заповедей. Таким образом, «Я» находится в положении слуги трех строгих господ и должно делать все, от него зависящее, чтобы примирить запросы и требования всех трех. Эти требования всегда расходятся и часто кажутся совершенно несовместимыми. Не удивительно, что «Я» так часто падает под ношей этой задачи.

Обратимся к наиболее трудному понятию в концепции Фрейда - комплексу Эдипа.

Комплекс Эдипа начинается с первых фаз развития инфантильной сексуальности ребенка. Вначале он направлен на грудь матери и связан с инстинктом насыщения. Эту и последующие фазы инфантильной сексуальности ребенка определяют как аутоэротизм.

После двух лет жизни ребенок снова обращается к внешнему миру, где он находит сексуальный объект в своей матери. К отцу у него амбивалентное отношение. Он видит в отце свой идеал, восхищается им, идентифицирует себя с ним, но в то же время видит в нем соперника в его любви к матери. Отсюда желание избавиться от отца. У мальчика генетически заложен комплекс виновности перед инцестом и желанием смерти отца. Вина усугубляется страхом наказания кастрацией, особенно, если он увидит, например, при купании сестрички, что она лишена пениса, которым он гордится как символом мужской силы.

У девочек комплекс Эдипа (или комплекс Электры - последний термин встречается редко не только в художественной, но и в психоаналитической литературе) проявляется во влюбленности в отца, на пути которой уже становится соперница-мать.

Генетически обусловленная фаза комплекса Эдипа, также генетически должна к пяти годам смениться новой фазой. В благоприятных случаях, хотя и редких, он полностью сублимируется в социальных видах деятельности. Если же он просто вытесняется в царство «Оно», индивид обречен на неврозы, сексуальные психопатии и другие виды патологии. Это может проявиться и в отдельном индивиде, и в масштабе общества.

Мы отметили, что концепция комплекса Эдипа вызвала общественный скандал. Против Фрейда ополчились в первую очередь «респектабельные родители». Фрейд решил пойти на уступку обывательской морали, возложив ответственность родителей на детей, и предпочтя извращенности отцов извращенность детей.

£

Концепцию детской сексуальности и эдипова комплекса Фрейд создал на основе многочисленных фактов практического изучения их проявлений у своих пациентов - взрослых и детей.

В их теоретическом обобщении он мог опираться на глубокое изучение антропологических, историкоэтнографических исследований и современных ему открытий. Он также опирался на основательное знание мифологического и символического языка, которое вошло в его теоретические построения. Но некоторые его слова нельзя понимать буквально. Так, слова «сыновья убили» (из версии о первобытной I Ьв орде) и «желание смерти отца» (комплекс Эдипа) относятся только к представлениям первобытного ^ человека, его мыслям об этом.

Фрейд вполне осознавал гипотетичность своих теоретических построений, но они были ему необходимы в практической работе как рабочие гипотезы. Необходимо учитывать и то, что § фундаментальные современные историко-этнографические труды не опровергают этнографические модели Фрейда, которые послужили ему опорой для разработки теории неврозов. В современных ^

монографиях прослеживается историческое развитие от гаремной семьи антропоидов к &

промискуитетному сообществу; далее к зыбкому парному браку и другим семейно-брачным отношениям, приведшим, наконец, к моногамному браку. Эта история была трудной и драматичной. Она не могла не оставить следов в архетипах психики человека. Суть эдипова комплекса состоит в проблеме инцеста и его преодоления.

В наше время мы не можем доказать или опровергнуть теоретическую гипотезу комплекса Эдипа.

Но либидного комплекса у детей не видят только те, кто не хочет его видеть. В современной сексопатологии эдипов комплекс признается достоверным научным фактом. ^

Мы не останавливались на методах психоаналитической практики, хотя в них проявляется ее теоретическое обоснование. Фрейд использует свое основательное знание психолингвистики при ^

анализе речевого построения рассказа пациентов о своих тревогах и болезни. Он учитывает СЪ

эмоциональные нюансы речи, ее задержки, затруднения, шутки и другое. ^

Приступая к оценке научного наследия Фрейда, нельзя забывать, что его истоки связаны с ^

медицинской практикой, потребностью понять природу, диагностировать и лечить неврозы. Ни ^ физиология, ни психология не могли ему в этом помочь. Он привлек для решения своих задач, можно 1

сказать, все антропологические и смежные с ними науки: историю, этнографию, этнопсихологию, 8

искусствоведение, фольклор, языкознание, религиозные вероучения, философские системы и другие. ^

Широк был диапазон его медицинского образования и специализации по физиологии, неврологии, ^

биологии и клиническим дисциплинам: терапии, невропатологии (в т.ч. детской) и психиатрии. ^

Всесторонность образования Фрейда уникальна. В статьях о Леонардо да Винчи и Достоевском впечатляет глубокое знание их биографии. Он, например, проследил, в какие периоды жизни Достоевского были у него эпилептические припадки, чтобы определить их характер. Знание всемирной художественной литературы было тоже уникальным.

Фрейда справедливо считают крупным психологом. Он, действительно, внес большой вклад в развитие психологической науки. Но этот вклад довольно своеобразен, хотя и существенен. Фрейд погрузился в изучение глубинных слоев и систем личности. Ученого не привлекли личностные проблемы психологии. В его знаменитой триаде отсутствует личностный системный уровень. В трех психологических структурах психоаналитической теории только «Я» и отчасти «Сверх-Я» могли бы ^

представлять личностный уровень. Но «Я» - это только хрупкий эпифеномен, незначительная верхушка ^

огромного айсберга, безликое, раздираемое тремя монстрами - «Сверх-Я», «Оно» и враждебной ему ^

социальной средой. Эту слабую сторону психоанализа Фрейда учли его ближайшие ученики. Они Я

признали примат силы «Я» (сознания) и соответственно модернизировали свою психотерапевтическую ^

практику. К силе личностного уровня обращаются современные психотерапевты и педагоги. 1 ®

Не выдерживает строгой критики и теория эдипова комплекса. Не доказана его наследственная ^

(и потому неотвратимая) природа. Сексуальность у детей уже в раннем возрасте носит, по-видимому, закономерный характер. Но это нельзя сказать в отношении стремления к инцесту, который лежит в основе эдипова комплекса, детей воспитанных в коммунах и кибуцах. Исследования показали, что они лишены комплекса Эдипа. Но если он все же бывает, то ищите его у родителей. В этом парадоксальном заявлении есть своя доля правды. Своими неумеренными ласками родители могут ^

вызвать у детей эдипов комплекс или другие сексуальные извращения.

Критические замечания к психоанализу не умаляют значение того вклада в науку, который сделал Фрейд. Но многие великие первооткрыватели в науке не смогли избежать преувеличения сферы распространения их открытий (Дарвин, Павлов, Мечников и другие). Этого не избежал и Фрейд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.