Научная статья на тему 'Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина'

Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7829
969
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белый Антон Владимирович

Рассматриваются вопросы ограничения реализации правового статуса человека, затронуты не только традиционные способы такого рода действий, но и предложены пути решения создавшихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение ограничения прав и свобод человека и гражданина»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145). Право. Вып. 1S. С. 30-33.

А. В. Белый

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Рассматриваются вопросы ограничения реализации правового статуса человека, затронуты не только традиционные способы такого рода действий, но и предложены пути решения создавшихся проблем.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Проблема соотношения прав и свобод человека и гражданина и деятельности государства является особенно важной для конституционного права. Сложность данной проблемы, как верно отмечает Ю. В. Тихонравов, определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой — «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития»1. Это делает вопрос об ограничении прав и свобод человека со стороны властных институтов, и прежде всего государственных, одним из самых актуальных в политико-правовом отношении на протяжении всей человеческой цивилизации.

На рубеже ХХ-ХХІ вв. эта проблема приобрела особое значение в контексте идеи и практики правовой государственности. Ведь задача «согласования общественно значимых интересов граждан и власти» не может быть решена без достижения баланса интересов личности, гражданского общества и государства. Такой баланс достигается путем наложения неких разумных ограничений как на власть государства над гражданином, так и на права и свободы личности. На сегодняшний день все чаще встречаются случаи нарушений прав и свобод человека как со стороны других индивидов, так и со стороны государства2. Данное противоречие разрешается путем разработки и закрепления в конституции основ (условий) ограничений прав и свобод, а в законодательстве — конкретных способов ограничений отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний. Каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, которые устанавливает закон. Согласно ст. 2

и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина не устанавливаются законодателем, а должны признаваться, гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Они неотчуждаемы, то есть составляют минимальную неотъемлемую свободу, и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод.

Следует согласиться с мнением В. А. Четвер-нина о том, что естественные и неотчуждаемые права и свободы — это безусловные притязания на свободную самореализацию индивида в обществе и государстве. Они образуют общий правовой статус человека или гражданина, который складывается из трех частных статусов:

1) status negativus — притязания на сферу свободы, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица; сюда входят личные права и свободы, а также свобода собственности и предпринимательства и другие свободы, относимые по позитивистской классификации к так называемым «социальным, экономическим и культурным правам»;

2) status positivus — обращенные к государству притязания на защиту общего правового статуса — полицейскую и судебную; сюда входит в основном то, что в соответствии с позитивистской классификацией описывается понятием гарантий прав и свобод; так называемые «права» (привилегии) социально слабых на бесплатное получение от государства (общества) иных социальных благ, не относятся к естественным и неотчуждаемым правам и свободам;

3) status activus — притязания на участие в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления, на участие

в общественной жизни как индивидуально, так и совместно с другими; сюда входят политические права, а также права на самоуправление, на коллективные трудовые споры и забастовку3.

На наш взгляд, предположение о естественном и неотчуждаемом характере прав и свобод человека является основой для понимания сущности юридических пределов ограничений прав и свобод государством. Человек не приобретает свое внутреннее свободное состояние в процессе жизни, не заслуживает его и не получает в дар. Его свобода принадлежит ему изначально, с того момента, когда он появляется на свет. Сущность приобретаемой с рождения свободы выражается в возможности человека самостоятельно, без принуждения со стороны кого-либо распоряжаться своими силами и способностями, определять, что хорошо и что плохо, поступать так, как он считает нужным. Н. Н. Вопленко справедливо указывает, что свободное состояние индивида «означает наличие у него реальной возможности независимого поведения на основе личных побуждений (потребности, желания, необходимость и т. д.), заложенных в его свободной воле»4.

Состояние свободы, как представляется, является внутренним состоянием, присущим человеку. Однако индивид существует не просто сам по себе, отдельно и независимо от всего, что происходит вокруг него. Он постоянно находится в сложнейшей системе социальных связей и отношений современного ему общества, что обуславливает существование не только его личного, внутреннего состояния естественной свободы, но и наличие такого же состояния у других, находящихся рядом с ним людей. Данное обстоятельство неизбежно порождает, по крайней мере, два следствия.

Во-первых, для того чтобы внутреннее состояние естественной свободы было реализовано, необходимо гарантировать, закрепить такое состояние в сложной системе социальных отношений. Данную задачу призваны выполнять различные нормы: правовые, моральные, нравственные.

Во-вторых, реализация внутренне присущего каждому индивиду состояния естественной свободы неизбежно приводит не только к пересечению интересов людей, но и к их столкновению, что способно вылиться в ущемление свободы одних свободой других5.

Чтобы такого не происходило, в обществе должен существовать механизм, позволяющий

взаимно ограничивать свободу субъектов с целью недопущения злоупотреблений со стороны одного из них. На необходимость ограничений прав и свобод человека указывают практически все исследователи прошлого и настоящего. Так, известный русский философ XIX в., уделявший много внимания философским аспектам право-понимания, Е. Н. Трубецкой в «Трудах по философии права» пишет: «где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права: существенным признаком права является правило, или норма, ограничивающая свободу»6.

Таким образом, естественная свобода всегда абсолютна. Она в принципе не может иметь пределов и границ, как не может быть пределов у челове -ческих потребностей, интересов и устремлений7. Однако абсолютный и беспредельный характер свободы неизбежно перестает быть таковым в том случае, когда попытки одного субъекта реализовать свою свободу в неограниченном виде всегда будут наталкиваться на аналогичные попытки со стороны другого субъекта. Это приводит к явному доминированию одной свободной воли над другой. Чтобы такое состояние не наступило, существует только один путь — взаимное ограничение абсолютной свободы всех субъектов путем установления ее пределов.

В нормах конституции определены общие условия ограничений прав и свобод. Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы. Как верно отмечает А. Ф. Квитко, для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Основным Законом, конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью. В законах должно быть обязательно указано, в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека. Однако подобной ясности в законодательстве не существует, как и единого понимания и толкования конституционных основ ограничения прав и свобод.8

Вместе с тем ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается следующий вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества9. Поэтому на современном этапе очень важно четко обозначить основные принципы ограничения прав и свобод человека и гражданина, под которыми необходимо понимать основополагающие положения, определяющие применение ограничительных мер. Использование принципов ограничения позволяет установить пределы ограничения прав, очертить границы дозволенного государству умаления прав и свобод.

Стоит согласиться с позицией А. Ф. Квитко, заключающейся в том, что права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развития последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Широко признанные идеи гражданского общества и правового государства основаны на признании приоритета прав человека. Но демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных запретов и ограничений, установленных против различного рода антиобщественных явлений. Поэтому проблема пределов свободы человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений, представляющих собой меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных10.

Поэтому большое значение для современной науки конституционного права приобретает

анализ понятия «ограничение прав и свобод». Существуют разнообразные подходы к определению этого понятия. Так, А. В. Малько определяет правовое ограничение как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контр-субъекта и общественных интересов в охране и защите, как исключение определенных возможностей в деятельности лиц»11.

А. Коровников, рассматривая понятие «ограничение прав и свобод человека и гражданина» называет следующие «структурные элементы» ограничения прав и свобод: правовая основа, определяющая характер и содержание ограничений; цель ограничений; обстоятельства, вызывающие необходимость ограничений; перечень (виды) прав и свобод, подлежащие ограничениям; информирование мирового сообщества о введении ограничений12.

А. Ф. Квитко считает, что под термином «ограничение права (свободы)» следует понимать «установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценно -стей, и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства»13.

Полагаем, что следует согласиться с мнением И. Д. Ягофарова, который предлагает рассматривать понятие «ограничение права» в двух смыслах.

Во-первых, ограничение представляет собой исключение из общей совокупности прав и свобод человека принадлежащих либо предоставляемых ему некоторых прав. Такое исключение, т. е. количественное уменьшение уже принадлежащих человеку прав и свобод, происходит в силу различного рода объективных или субъективных обстоятельств, имеющих, как показывает практика, чаще всего политический характер. Такие ситуации имеют место, например, при введении в стране или на какой-либо ее территории режима чрезвычайного положения.

Во-вторых, ограничение представляет собой сужение объема и (или) содержания конкретных прав и свобод путем установления пространственных пределов, временных рамок, круга лиц или определенных вариантов поведения индивидов.

Наиболее важное, по нашему мнению, ограничение содержится в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Это означает, что индивид может осуществлять свои права в тех пределах, в которых не нарушаются аналогичные права других лиц14.

Таким образом, полагаем, что можно дать определение понятия «ограничение прав и свобод человека» как обусловленное различными факторами, главным образом политикоправового свойства, преследующее определенные цели, осуществляемое как правовыми, так и неправовыми средствами и способами, количественное и (или) качественное умаление субъектами власти прав и свобод человека, причем под умалением понимается либо исключение, либо сужение объема и содержания прав человека.

Примечания

1 Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. С. 331-332.

2 См.: Ягофарова И. Д. Основные характеристики ограничения прав и свобод человека: теоретико-правовой аспект // Академ. юрид. журн. 2002. № 4. С. 15.

3 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 45.

4 Вопленко Н. Н. Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 8. С. 43-44.

5 См.: НерсесянцВ. С. Философия права. М., 1997. С. 6872.

6 Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 291.

7 См.: Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1994. С. 31-36.

8 См.: Квитко А. Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.

9 См.: Лапаева В. В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1. С. 56.

10 См.: Квитко А. Ф. Указ. соч. С. 16.

11 МалькоА. В. Стимулы и ограничения в праве: теоретикоинформационный аспект. Саратов, 1994. С. 59.

12 См.: Коровников А. Правовая защита военнослужащих: проблема ограничения прав // Обозреватель. 1999. № 4. С. 34.

13 Квитко А. Ф. Указ. соч. С. 18.

14 См.: Ягофарова И. Д. Указ. соч. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.