Научная статья на тему 'Формирование правового государства и права человека и гражданина'

Формирование правового государства и права человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3796
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГАРАНТИИ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скоропупов Ю. И.

Рассматриваются отдельные аспекты истории становления и развития правового государства, провозглашения авторитета прав и свобод. Дается несколько понятий правового государства, однако при всех различиях конкретных структурных элементов, включаемых в это понятие, неизменным выступает свобода личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скоропупов Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION RULE OF LAW AND HUMAN AND CIVIL RIGHTS

Separate aspects of the history and development of law, the authority of the proclamation of rights and freedoms. There will be several concepts of law, but with all the differences of specific structural elements included in this concept, has always stood individual liberty.

Текст научной работы на тему «Формирование правового государства и права человека и гражданина»

human rights and freedoms and civil rights, constitution, justice, international law guarantees.

УДК 340.12:342.7

Ю.И. Скоропупов, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, 8(4872)35-54-11, YSkoropupov@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Рассматриваются отдельные аспекты истории становления и развития правового государства, провозглашения авторитета прав и свобод. Дается несколько понятий правового государства, однако при всех различиях конкретных структурных элементов, включаемых в это понятие, неизменным выступает свобода личности.

Ключевые слова: правовое государство, верховенство права, права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и уважения.

История становления и развития государственности неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношений власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, определяющими в государствах любой формации.

На ранних этапах развития государства, в зависимости от социально-классовой принадлежности, человек либо получал возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя .

Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитой государственности, низкого уровня культуры общества.

Установление формального правового равенства явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, праву, правам человека, которые открыли путь новому этапу развития государственности - правовому государству.

Развитие идей правового государства насчитывает тысячелетия.

В истории политической и правовой мысли идея правового государства всегда являлась и является до сего времени одной из самых гуманных и перспективных мыслей о государстве и праве.

Поэтому не случайно проблемы правового государства всегда волновали передовых людей - прогрессивных мыслителей древности, средневековья и .

Оно включает те прогрессивные представления о цивилизованном государстве, несовместимом с произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период высоких ступеней политического и культурного .

Характерно, что развитие этих идей и доктрин неотделимы от

141

становления понятии прав человека, явившихся, в конечном счете, тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового государства.

Социальные революции, приводившие к смене одной общественно-экономической формации другой, всегда определяли не только новый характер государства, отражающий принципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытекающей проблеме прав человека, правового положения личности в обществе.

Крупным историческим шагом в этом направлении явилась буржуазная революция, которая устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась под идеологическим воздействием юридического мировоззрения, сменившего теологическое мировоззрение средних веков.

Политическое и правовое мышление Нового времени, выступив против власти государства, подавляющей человека, выдвинуло на первый план индивида с его притязаниями и интересами, и они должны были привести к установлению такого государственного порядка, который мог бы их .

Основные притязания индивида к новой государственной власти заключались в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права и благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода.

Из последнего постулата вытекает учение о естественных неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государственной власти и призваны стать ее ограничителем, удерживать ее от произвола и насилия.

Раннебуржуазные теории господства права, правового государства, разделения властей опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них также характерна неотделимость прав человека от принципов правового государства.

Понятие правового государства, господства права на ранних этапах буржуазного развития означало, прежде всего, ограничение его вмешательства в экономику и гарантии личной свободы индивида в распоряжении собственностью, в рыночной стихии.

Однако понятие негативной свободы после прохождения капитализмом периода первоначального накопления вступало в противоречия с реалиями действительности. Индивид расширил свои требования, и новый этап развития либерализма, относящийся ко второй половине XIX в., потребовал дополнить негативное понимание свободы «от» позитивным пониманием свободой «на» (на защиту государства, на получение от него определенных благ, на более активное участие в осуществлении власти и т.д.).

По этому вопросу Б. Чичерин писал: «Нет сомнения, что излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно. Гумбольдт прав, когда он говорит, что этим подрывается

142

самостоятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того чтобы полагаться на самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоничном соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» [1].

В противовес первоначальным замыслам буржуазных либеральных идеологов, отстаивающих свободу конкуренции и недопустимость государственного вмешательства в процесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое государство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.

В конце XIX - начале XX в. правовое государство и в теории и на практике обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм - приоритет прав человека по отношению к власти; демократичность - преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы; нравственность - забота об общем благе; ограничение всевластия - разделение властей, создание сдержек и противовесов.

Обобщая практику современных ему правовых государств, Б. Кистяковский писал: «Правовое государство - это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт» [2].

Анализируя условия становления идей и принципов правового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких благородных свойств, как права человека, как человеческое измерение государственности. Поэтому в своем становлении и развитии права человека и правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но в конечном счете - его цель, которой подчинены все иные характеристики. Б. Кистяковский подчеркнул это важнейшее свойство правового государства, при этом отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина - непременное условие всякого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти [3].

Исследователи выделяют различные признаки правового государства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей.

Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода и право есть только там, где есть свобода личности. «Если мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы наиболее важными являются именно эти свойства права. Поэтому правовой порядок есть конституционная система отношений, при которой все лица данного общества

143

обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения» [4].

Исследуя природу правового государства, П. Новгородцев подчеркивал, что она основана на свободе и правах человека и именно в этом качестве государство сохранило Практическую ценность необходимой и целесообразной организации, оказывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуги [5].

В научной литературе существует несколько понятий правового государства, однако при всех различиях конкретных структурных элементов, включаемых в это понятие, неизменным выступает свобода личности, объективированная в системе ее неотъемлемых прав. К этому главному, определяющему элементу привел многовековой поиск нормальных отношений между личностью и государством, которое в своей первоначальной сущности довлело над индивидом, подавляло его, ограничивало его свободу, навязывая ему правила поведения, удобное прежде всего государству. На самых ранних этапах существования государства этой цели служило божественное обоснование государственной власти, наделение его качествами, определяющими первичность по отношению к индивиду - патернализм, забота о подданных и т.д. И в этом смысле свободы не имели даже правящие, привилегированные классы и слои, поскольку государство изначально не знало ограничений и самоограничений. Законы государства в добуржуазную эпоху не опирались на принципы формального равенства и, следовательно, ставили в различное положение по отношению к власти представителей различных классов и социальных групп.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стремится быть гарантом этой свободы. По этому поводу Гегель писал, что всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания в государственно-правовых формах [6].

Правовое государство в современных условиях - высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида - важнейший противовес всесилию государственной власти, призванные обеспечить ее ограничение и самоограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению свободы и прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства. Цель правового государства - обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве.

В исторических реалиях не было еще идеального правового государства, выражавшего его первоначальный замысел и предназначение. С начальных

144

периодов формирования правового государства необходимо было искать и находить ответы на важнейшие вопросы: каким должно быть государство, чтобы обеспечить справедливый порядок отношений между ним и индивидом; как ограничить самовластие государства и обеспечить автономию и свободу личности; каковы должны быть условия и гарантии, обеспечивающие уверенность человека в предсказуемости действий властей; как соблюсти баланс в обеспечении свободы личности и ограничении ее эгоизма и произвола; как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Каждый из этих вопросов несет в себе противоречия, подчас очень глубокие и трудно преодолимые. Здесь речь идет о поисках тончайших граней, переступив которые государство может стать тоталитарным, либо, напротив, ввергнет общество в анархическую неуправляемость, противоборство антагонистических сил и своеволие эгоистических страстей.

Исследуя в начале прошлого века причины кризиса идей правового государства, П. Новгородцев писал, что идеальные начала правового государства, как показал опыт жизни, не только не могли быть немедленно осуществлены, но еще и заключали в себе, вместо полной гармонии, известный антагонизм, который вообще делал их неосуществимыми в чистом и буквальном выражении.

Поэтому и в конце XX в., когда мы говорим о правовых государствах Германии, Испании, Австрии, Швейцарии, Франции и др., следует учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны.

Для достижения правовой государственности наряду с его признаками, системой процедур, механизмов защиты прав человека следует учитывать традиции, правовые представления, особенности правосознания народа, его социальной психологии.

Провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса - это длительное развитие, переход от одной ступени формирования к другой.

Из вышеизложенного следует сделать выводы.

Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она приобретает свое основное ценностное качество, становится определяющим ориентиром, высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимы разделение властей, признанное их уравновешивать; господство правового закона; основанное на таком законе ограничение индивидуализма с целью предотвратить злоупотребления правами свободами как самих граждан, так и злоупотребления, неправомерные действия государства, всех его властей. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее

145

использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь -взаимная ответственность государства и гражданина, которая не колеблет свободы последнего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех индивидов общества.

Практика формирования правового государства сложна и противоречива. В реальности чрезвычайно трудно воплотить те принципы правового государства, которые явились результатом поиска оптимальных ответов на основной вопрос: как строить отношения индивида и государства? Правовое государство развивается в преодолении трудностей и противоречий как чисто правового свойства, так и находящихся вне правового поля. Формирование правового государства не одномоментная акция, а поэтапный процесс, который не имеет конечных границ.

Правовое государство для выполнения своей основной функции - защиты и охраны прав и свобод граждан - должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищающих права человека, создает механизм, без которого не может функционировать правовое государство. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека.

Еще в начале XX века выдающийся российский цивилист И.А. Покровский отмечал: «Одно из первых и самых существенных требований, которые предъявляются к праву развивающейся человеческой личностью, является требование определенности правовых норм. Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспособлять свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условием упорядоченной общественной жизни является определенность этих требований... Индивид, поставленный лицом к лицу с обществом, государством, имеет право требовать, чтобы ему было этим последним точно указано, чего от него хотят, и какие рамки ему ставят. Логически это право на определенность правовых норм есть одно из самых неотъемлемых прав человеческой личности, какое только себе можно представить; без него, в сущности, вообще ни о каком «прав» не может быть речи» [7].

Действительно, требование правовой определенности выступает в качестве своего рода юридической гарантии соблюдения и уважения всех иных прав, защиты их от произвольного вмешательства. В этом смысле правовую определенность рассматривают как одну из составляющих концепции верховенства права.

Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, конфронтацией, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека

146

сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы не были прекрасны принципы правового государства, их никогда не удавалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества.

Цель правового государства - защищая прав человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотивший многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения и унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий, в предусмотренных законом формах, контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти.

Содержательный аспект верховенства права связан уже с ограничением усмотрения законодателя определенными требованиями, предъявляемыми к закону с позиций его соответствия общим принципам права. Поэтому, говоря о проблемах правовой определенности как важнейшей составляющей верховенства права, нельзя игнорировать ее содержательный аспект. Содержательная характеристика верховенства права исходит из дихотомии права и закона. При этом право рассматривается как нормативно закрепленная справедливость.

Список литературы

1 Чичерин Б. Собственность и государство.4.2. С. 201.

2 Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое / / Вопросы философии. 1990. №6. С. 143.

3 См. Кистяковский Б. Социальные науки и право. М., 1916. С. 490.

4 Кистяковский Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990. №3. С. 56.

5 См.: Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. С.

388.

6 Гегель. Соч. Т. 8. М.; Л., 1934. С. 98-99.

7 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2003. С.

175.

Y.Skoropupov

FORMATION RULE OF LAW AND HUMAN RIGHTS AND CIVIL

Separate aspects of the history and development of law, the authority of the proclamation of rights and freedoms. There will be several concepts of law, but with all the differences of specific structural elements included in this concept, has always stood individual liberty.

Keywords: rule of law, rule of law, the rights and freedoms of man and citizen, ensure

147

compliance and respect.

УДК 349.412.4

В.Н. Харьков, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского и земельного права, 8(920)-743-07-80,KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На основе анализа конституционных норм, норм земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены перспективы развития конституционно-правового регулирования земельных отношений

Ключевые слова: земельные отношения; обеспечение рационального и эффективного использования и охраны земель; земельное законодательство Российской Федерации

Земля является уникальным природным ресурсом, обеспечивающим жизнедеятельность человека во всех сферах приложения его творческих сил. Право пользования землей призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции РФ целями политики Российской Федерации как социального и правового .

Конституция России закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Указанная конституционная норма находится в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка пользования землей в соответствии со ст. 16 Конституции, закрепившей, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя России.

В связи с этим, одним из главных направлений развития законодательства Российской Федерации является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования земельных ресурсов - главного богатства и достояния народов Российской Федерации. Рассматривая понятие «народы Российской Федерации» не статично, а имея ввиду и будущие поколения, к ответственному поведению перед которыми призывает преамбула Конституции России, со всей очевидностью следует вывод о необходимости приоритетного обеспечения правовыми средствами публичных интересов в сфере землепользования и, следовательно, приоритете публично-правовых методов регулирования условий и порядка пользования землей в Российской Федерации, включая имущественные аспекты земельных отношений.

Указанные направления развития законодательства Российской Федерации имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития, что с неизбежностью повлечет

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.