Научная статья на тему 'Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России'

Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10929
1102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНЫЕ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Эльвира Маисовна

Представлены вопросы эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском обществе. Особое внимание уделяется анализу действующих положений науки и практики в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).

Право. Вып. 18. С. 9-13.

Э. М. Филиппова

МЕСТО И РОЛЬ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Представлены вопросы эффективного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском обществе. Особое внимание уделяется анализу действующих положений науки и практики в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: личные права человека, личные свободы человека, правовая система России, личные права и свободы гражданина.

Современная политическая жизнь России характеризуется формированием новой системы взаимоотношений между гражданином и государством. Основными функциями правового демократического государства являются обеспечение и защита личных прав и свобод человека и гражданина, его чести и достоинства, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Изменение характера взаимоотношений между государством и гражданином, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей требуют тщательного исследования основных прав и свобод человека и гражданина в условиях их реализации.

Права и свободы человека выражают и определяют его положение в любом государственноорганизационном обществе. Личные права человека и гражданина в демократических государствах являются всеобъемлющей ценностью, их базовой основой. Поэтому нормы главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», как важнейшей части Конституции РФ, имеют особый статус в российской правовой системе и решающее значение для уяснения фактического положения человека и гражданина в государстве и обществе. Конституция РФ подтвердила, что в России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Это положение определяет их приоритет по отношению к государственной власти, что означает отказ от теории «дарованных» прав человеку волей власти или законодателя. Они равноценны и не делятся на более или менее значимые. Однако на людей, особенно на государственные структуры, их формирование налагает определенные обязательства. В первую очередь, они включают

необходимость уважения всеми чести и достоинства любого человека; соблюдение его личных прав: на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность; соблюдение свобод: слова, мысли, совести, убеждений и других. Эти права призваны обеспечить свободу человека, являющуюся для него необходимым условием выбора и самоопределения.

Конституция РФ исходит из равенства, неделимости и взаимозависимости всех видов прав и свобод личности. Такое понимание регламентируется международно-правовыми документами. В принятой в 1986 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции № 41/177 «Неделимость и независимость экономических и социальных, культурных, гражданских и политических прав» зафиксировано, что «идеал свободной человеческой личности, живущей вне страха и нужды, может быть осуществлен только тогда, когда будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими гражданскими и политическими правами, что все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы, что развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения одних государств от развития и защиты других»1. В развитие этих положений в Конституцию РФ включена норма, согласно которой перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина в случае их нарушения должны быть восстановлены соответствующими государственными органами или законными действиями должностных лиц, допустивших эти нарушения.

Характеризуя основные права человека как неотчуждаемые, Конституция РФ подчеркивает

невозможность и недопустимость лишения человека этих прав. Нельзя лишить человека права на достоинство, свободу мысли, благоприятную окружающую среду. Нельзя произвольно, не опираясь на закон, лишить человека и иных основных прав. При совершении противоправных действий человеком общество вынуждено идти на ограничение его основных прав. Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения прав и свобод других лиц. Это положение декларируется в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. В то же время ни одно из провозглашенных в конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований такого ограничения. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ только гражданин России «обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Однако права и свободы любого человека, не являющегося гражданином Российской Федерации, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства.

Глава 2 Конституции РФ включает в себя 48 статей, большинство из которых посвящены конкретным правам и свободам человека и гражданина. Они представляют собой логически выверенную систему, отражающую специфику указанных прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Многообразие конституционных прав и свобод обуславливает необходимость их классификации, осуществляемой по разным критериям.

Изучение конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе необходимо, во-первых, для того, чтобы адекватно раскрывать их единство, внутреннее содержание, взаимообусловленную роль в общественных процессах, значение в удовлетворении жизненных потребностей и интересов каждого индивида в отдельности. Во-вторых, правильная классификация важна для всесторонней разработки вопросов

осуществления конкретизации и повышения эффективности исполнения правогарантирующих функций обязанными компетентными субъектами. Искажения в классификации могут оказывать негативное влияние на исследования в данной области2.

Между тем, по мнению Л. Д. Воеводина, классификация прав и свобод человека и гражданина, будучи сложной правовой категорией, представляет собой не простую совокупность ее элементов, а систему, так как им присущи все качества последней: единство и внутренняя дифференциация3.

Система конституционных прав и свобод личности представляет собой довольно сложное и многогранное явление. В юридической науке термин «система» применяется для характеристики политической организации общества, органов государства, права и многих других общественных явлений. Система означает, с одной стороны, целостное единство данного явления, а с другой — внутреннюю структуру, дифференциацию составляющих его частей, то есть их известную обособленность по отношению к целому. Системное рассмотрение всякого сложного общественного явления позволяет видеть и учитывать как общие черты всех структурных подразделений, образующих систему, так и их особенности. В этом выражается диалектика общего и особенного. Большинство правоведов считают, что системный подход позволяет сосредоточить внимание на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в единое целое4. Следует согласиться с мнением В. М. Капицына о том, что основанием для классификации прав человека должны служить определенные требования5.

Основание классификации прав человека должно соединять ценностные институционализированные позитивно-нормативные моменты.

Основание классификации должно иметь такие односторонние составляющие, как позитивные и естественно-правовые теории.

Подход к правам человека, как к гуманитарной области, универсален, состоятелен, если не учитывает государственный, культурный (национально-этнический, местный) контексты.

Для определения адекватных оснований классификации прав человека необходимо рассматривать механизмы их идентификации.

Наиболее распространенным критерием классификации прав и свобод человека и гражданина

является само их содержание, которое зависит от вида благ, лежащих в их основе, а также от вида жизненных потребностей и законных интересов личности. В соответствии с данным подходом права и свободы традиционно делятся на личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные6.

Как справедливо отмечает М. В. Баглай, такая классификация помогает уяснить относительную целостность прав и свобод каждой группы7. Однако представленная классификация не считалась незыблемой и неоднократно подвергалась изменениям. Например, И. В. Ростовщиков подразделяет права личности на социальноэкономические, политические, культурные, личные, по поводу защиты других прав и свобод, общие и специальные8. Л. Б. Алексеева, В. М. Жуйков, И. И. Лукашук выделяют следующие категории основных прав человека и гражданина: гражданские, трудовые, культурные, политические, право на окружающую сре-ду9. Однако необходимо отметить, что все вышеперечисленные классификации носят условный характер.

Система прав и свобод человека и гражданина представляет собой органическое единство. При этом одни права раскрывают содержание других, гарантируют их. Так, например, право на жизнь нельзя рассматривать в отрыве от права на охрану здоровья и оказания медицинской помощи. В советской юридической литературе прочно утвердилось мнение о том, что конкретные частные права (права в рамках правоотношения) делятся на абсолютные и относитель-ные10. И. А. Ледях пишет, что до второй мировой войны права и свободы человека и гражданина делились на две категории. К первой относились абсолютные, или вечные, неизменные надгосударственные права. Их содержание не зависело от воли законодателя. К числу таких «классических» прав относили свободу совести, личные свободы, неприкосновенность жилища, частную собственность. Вторую категорию составляли все остальные права, затрагивающие область отношений государства и личности, общества и личности, граждан между собой11.

Еще в XIX веке Н. М. Коркунов писал, что абсолютные права — это прирожденные права, независимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосновенные для власти12. В современных юридических словарях абсолютные

права расцениваются исходя из позитивистского правопонимания. Абсолютные права — это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Учитывая, что нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, то есть против неопределенного круга лиц13. Эту позицию поддерживает и Н. И. Матузов, который считает, что основному естественному праву корреспондирует обязанность всякого, кто приходит в столкновение по поводу пользования соответствующим благом с носителем данного права14. Ограничение или временное приостановление этих прав не допускается в демократическом правовом государстве ни при каких обстоятельствах. По мнению Д. Н. Бахраха, абсолютные права осуществляются действиями тех, кому принадлежат, а все другие субъекты прав обязаны не препятствовать или даже содействовать этому15. Такая же трактовка абсолютных прав существует и в конституционном праве зарубежных стран.

Все остальные основные права человека называются относительными, это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам)16. Указанные права реализуются путем правоприменения. При этом для осуществления такого права необходим правоприменительный акт, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его. Субъект власти (при-менитель) в данном случае жестко связан с законом и фактическими обстоятельствами либо обладает определенной свободой усмотрения17. Относительные права могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения и в других случаях, установленных законом.

Часть 15 Конституции РФ предусматривает, что международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Россия является участником ряда международных актов по правам человека. Принятие Международного билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948), Международный пакт о гражданских

и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976), внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. Все лица, проживающие в государстве — участнике пактов, или те, на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальности либо социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Данное требование обязывает все государства, присоединившиеся к пактам, привести свое национальное законодательство в соответствие с их требованиями. Таким образом, международные правовые акты приобретают приоритет над внутригосударственным законодательством. Поэтому гражданин, гражданские или политические права которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся средства правовой за-

щиты18.

Следовательно, в современных условиях основными правами человека являются права, содержащиеся как в конституции государства, так и в международных правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если какое-либо право человека не вошло в конституцию, то оно должно быть признано государством основным, независимо от его формального закрепления в ней.

Права и свободы личности подразделяются на две группы: конституционные (основные) и закрепленные в текущем законодательстве, отраслевые. В ряде случаев необходимость их закрепления предусматривается конституцией или федеральными законами. Например, в ст. 36 Конституции РФ провозглашено право частной собственности на землю, в ч. 3. данной статьи указывается, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Отраслевая конкретизация конституционных личных прав и свобод в значительном объеме осуществляется в нормах

отраслей публично-правового блока (уголовное, административное право), в определенном объеме в нормах гражданского и семейного права. В то же время следует подчеркнуть, что при всей важности норм гражданской, уголовной, административной и других отраслей права нормы конституционного права имеют приоритетное значение. Основы института личных прав и свобод должны формироваться в источниках конституционного права и конкретизироваться в иных отраслевых нормах. Отраслевая конкретизация касается не столько собственно конституционных прав и нормативных свобод, сколько процесса их реализации каждым индивидом. Следовательно, можно утверждать, что специфика института личных прав и свобод состоит в том, что он носит комплексный межотраслевой характер.

Таким образом, под основными конституционными правами и свободами человека и гражданина понимаются наиболее важные личные права и свободы, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую оценку.

Институциональный характер современного государственно-правового регулирования исследуемой разновидности прав и свобод свидетельствует о значительных масштабах их государственно-правового обеспечения и высоком уровне юридико-технического воздействия.

Примечания

1 СССР и международное сообщество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 543.

2 См.: Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 50.

3 См.: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 162.

4 Там же. С. 163.

5 См.: Капицын В. М. Права человека и механизмы их защиты. М., 2003. С. 47.

6 См.: Чхиквадзе В. М. Советское государство и личность. М., 1978. С. 60-61; Витрук Н. В. Система прав личности. Права личности в социалистическом государстве. М., 1981. С. 86-113.

7 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 164.

8 См.: Ростовщиков И. В. Права и свободы личности в СССР и роль органов внутренних дел в их обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 39.

9 См.: Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применении их судами Российской Федерации. М., 1992. С. 89-132.

10 См.: Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права // Права человека. История, теория и практика / Отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1995. С. 149; Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1992. С. 100-104; Горшенев А. П. Личные конституционные права советских граждан. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1972. С. 8; Гулиев В. Е., Рудинский Ф. М. Социальная демократия и личные права. М., 1984. С. 142-143; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 119; Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 118; РайхирВ. К. Абсолютные и относительные права // Изв. экон. фак-та ЛПИ. Вып. 1 (XXV). 1982. С. 273-306.

11 См.: Ледях И. А. Проблема прав человека в современной идеологической борьбе // Реализация прав граждан

в условиях развитого социализма / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1983. С. 244.

12 См.: Коркунов Н. М. Русское государственное право. Введение и общая часть. СПб., 1899. С. 419.

13 См.: Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 1987. С. 9.

14 См.: Матузов Н. И. Права человека и общерегулятивные отношения // Правоведение. 1996. № 3. С. 15.

15 См.: Бахрах Д. Н. Индивид, субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 18.

16 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 299.

17 См.: Бахрах Д. Н. Указ. соч.

18 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.