Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
миграция / миграционное движение / миграционные процессы / право / закон / правовое обеспечение / границы / государство. / migration / migration movement / migration processes / law / law / legal support / borders / state.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тяминов М. Ш.

В юридической и социологической литературе широко используются для обозначения передвижения населения такие термины, как «передвижение населения», «миграционное движение населения», «механическое движение населения» и т.д. Это понятие включает в себя различные группы лиц, например, трудовые мигранты, нелегальные иммигранты, международные студенты и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF MIGRATION PROCESSES

in the legal and sociological literature, terms such as "population movement", "migration movement of the population", "mechanical movement of the population", etc. are widely used to denote the movement of the population. This concept includes various groups of people, for example: migrant workers, illegal immigrants, international students, etc.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

Тяминов М.Ш. студент юридический факультет РАНХиГС Владимирский филиал Россия, ¿.Владимир

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В юридической и социологической литературе широко используются для обозначения передвижения населения такие термины, как «передвижение населения», «миграционное движение населения», «механическое движение населения» и т.д. Это понятие включает в себя различные группы лиц, например, трудовые мигранты, нелегальные иммигранты, международные студенты и т.д.

Ключевые слова: миграция, миграционное движение, миграционные процессы, право, закон, правовое обеспечение, границы, государство.

Tyaminov M.Sh. student Faculty of Law RANEPA Vladimir branch Russia, Vladimir

THE CONCEPT AND SIGNIFICANCE OF MIGRATION PROCESSES

Abstract. in the legal and sociological literature, terms such as "population movement", "migration movement of the population", "mechanical movement of the population", etc. are widely used to denote the movement of the population. This concept includes various groups of people, for example: migrant workers, illegal immigrants, international students, etc.

Keywords: migration, migration movement, migration processes, law, law, legal support, borders, state.

Общеизвестно, что процессу миграции способствует множество факторов: экономических, политических, национальных, культурных, климатических, природных и других. В научной литературе существуют различные подходы к классификации факторов миграции [1].

Миграция всегда возникает между странами, имеющими социально -экономические или политические проблемы, и странами, предлагающими людям более комфортную жизнь с точки зрения материального и социального благополучия. К последней категории стран относятся страны

Европы, которые «открыли свои двери» для иностранных граждан не только из соображений гуманизма, но и в целях решения собственных проблем, например, демографических (низкий уровень рождаемости и общее старение населения, особенно обострившиеся в начале XXI в.). На интенсификацию миграционных потоков также оказывает значительное влияние рост численности населения в развивающихся странах, в частности, в Северной Африке, а также военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке.

Современные международные миграционные процессы можно охарактеризовать как крупномасштабные, глобальные и многофакторные явления, динамично меняющие пространство вокруг себя и оказывающие влияние на социально-экономические процессы в мире.

Государственное управление миграцией строится на определенных принципах:

- принцип избирательности. Относительно миграционных процессов принцип избирательности должен проявляться в том, что государство, регулируя миграционные потоки, должно ориентироваться на недостающие в стране профессии, направляя прибывающие потоки иммигрантов в это русло;

- принцип социальной справедливости. Суть принципа раскрывается через реализацию всех прав мигрантов, принадлежащих им не как гражданам государства, а как членам общества. О нарушении этого принципа часто говорят митинги, поднимаемые коренными жителями европейских стран, права которых в силу сложившихся обстоятельств становятся ограниченными, а государства не принимают к их защите никаких мер (речь идет о том, например, что жители Франции, Германии и других стран боятся выходить из дома в темное время суток, боятся попасть в районы, где большинство населения мигранты, причем паразитирующего качества);

- принцип гражданского равноправия. Заключается в обеспечении всех прав и законных интересов граждан, независимо от времени и способа получения гражданства, независимо от территории проживания и т.д.;

- принцип безопасности. Речь идет о национальной безопасности государства, осуществляющего активную миграционную политику. В силу ряда обстоятельств, таких как проводимая экономическая политика, государственный режим и т.д.,

государства современного мира разделились на две основные группы: те, кто принимает мигрантов, и те, кто их выдает. Принимающие государства должны особенно остро заботиться о своей национальной безопасности, т.к. потоки мигрантов, вышедшие из-под контроля, могут поставить ее под угрозу (осложнение криминогенной ситуации, стремительный рост рождаемости, отсутствие постоянной работы);

- принцип научности. Активная миграционная политика должна проводиться государством при поддержке научных разработок, концепций, обобщения опыта иностранных государств в этой сфере, выработки научных положений, на основе которых будут приниматься нормативные акты;

- принцип законности. Любые правоотношения в миграционной сфере и с участием любых субъектов должны строиться на неуклонном соблюдении норм права - в первую очередь Конституции РФ, федерального законодательства, а также ратифицированных государством международных договоров.

По мнению экспертов ООН, распад социалистической системы и ее интегрирование в мировую экономику создали мощный импульс для миграционных потоков. С момента возникновения самостоятельных государств на постсоветском пространстве появилась в границах СССР международная миграция. По мере развития двусторонних отношений между республиками «миграционный хаос» стал приобретать цивилизационные формы, появились законодательные инициативы, которые привели к появлению совокупности законов, регламентирующих организацию миграционных процессов. Динамика миграционных процессов, усложнение миграционных правоотношений на постсоветском пространстве способствовали формированию нормативно-правовой базы, регулирующей указанные правоотношения.

Миграционный процесс выступает в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве. Если в стране наблюдается массовый приток мигрантов из других стран, - это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в данной стране, и наоборот, отток образованных и квалифицированных кадров из государства говорит о наличии проблем, по которым молодые специалисты решают эмигрировать в другую страну.

Миграционные процессы являются несомненным атрибутом современной глобализации, имеют как объединяющие, так и разъединяющие последствия. Международные перемещения сопряжены с существенным ростом транспортных потоков, интенсификацией коммуникационных технологий, на фоне которых изменяются регионы, первоначально испытывавшие недостаток трудовых ресурсов, и регионы с избытком рабочей силы.

Наиболее значимую долю во всех миграционных процессах занимает трудовая миграция страны, которая оказывает существенное воздействие на экономическое развитие. Поток трудовой иммиграции (преимущественно квалифицированный) привносит новые технологии и умения, а также дополнительный объем рабочей силы, обеспечивая рост производительности труда и, следовательно, развитие экономики страны в целом. В то же время, может наблюдаться эмиграция, негативным образом

влияющая на отечественный рынок труда, характеризующаяся оттоком трудовых ресурсов из страны, в т.ч. квалифицированных кадров («утечка мозгов»), вызывающая дисбаланс на рынке труда [2].

Успешное решение вышеуказанных проблем, снижение социальной напряженности, вызванной негативными последствиями незаконно нежелательной миграции, повышение миграционной привлекательности государства зависит, в частности, от эффективного управления миграционными процессами [3].

При этом задача государства - по возможности равномерно распределить эти полномочия между государственными органами с учетом их реальных возможностей и стоящих перед ними задач.

Как справедливо указывает Л.Д. Матросова, наличие обширной нормативно-правовой базы в сфере миграции [4] не исчерпало проблем, связанных с правовым обеспечением миграционной системы, нацеленной, прежде всего, на успешное решение задач социально-экономического, демографического и культурного развития страны.

На современном этапе концепция регулирования миграционного вопроса складывается из интересов каждой страны, т.е. европейским странам необходимо сначала преодолеть «кризис солидарности» для решения миграционного вопроса.

Миграционные процессы могут оказывать воздействие на этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих рынков труда, способны стать как источником экономического развития, так и вызывать социальные конфликты и противоречия в обществе. В положительном аспекте: уменьшается дефицит рабочей силы, за счет иностранных работников повышается спрос на услуги и товары, низкая стоимость рабочей силы мигрантов увеличивает конкурентоспособность продукции и т.д. С отрицательной стороны: возникает демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, происходит отток средств из экономики принимающей страны, массовые скопления мигрантов могут навязать свою собственную культуру и т.д.

Миграционная политика, несмотря на достаточно глубокое исследование в доктринальных источниках, не получила единого признаваемого всеми понятия. В широком смысле миграционная политика представляет собой концепцию регулирования миграционных процессов, а в узком смысле направлена на регулирование численности, состава и расселения мигрантов.

Миграционная политика, являясь частью социально-экономической (демографической) политики государства, определяет основные направления деятельности государственных и общественных институтов в рассматриваемой сфере общественных отношений. Соответствующая деятельность охватывает такие непосредственно связанные с миграцией сферы государственного управления как экономика, оборона, безопасность,

внутренние дела, внешние отношения, социальная политика и др. В зависимости от приоритетности проблем в государственном управлении, требующих принятия политически важных решений по вопросам миграции, осуществляется корректировка необходимых документов стратегического планирования, что влечет за собой неизбежность последовательных изменений правовых и организационных механизмов реализации миграционной политики [5].

Основные направления миграционной политики, отраженные в законодательстве, и их реализация отвечают на вызовы современности и призваны решить главные проблемы и стратегические задачи, без учета которых невозможно процветание и полноценное развитие российского государства. Иными словами, это те важные аспекты, на которые государство не может не реагировать, это зоны роста государства.

Таким образом, государственная политика регулирования миграционных процессов выстраивается в планомерную социальную и демографическую политику, т.к. с помощью регулирования миграционных потоков можно привлекать квалифицированные кадры по приоритетным направлениям развития государства и экономики, а также миграционное регулирование может способствовать увеличению показателей численности населения.

Использованные источники:

1. Кодзокова Л.А. Миграционные процессы: понятие, сущность, значение // Образование и право. - 2022. - № 2. - С. 14-18.

2. Тужба Э.Н. Западный опыт миграционной политики в российских реалиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 7. - С. 41.

3. Воробьёва О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 9 (202). С. 15-19.

4. Матросова Л.Д. О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. -С. 208.

5. Матросова Л.Д. О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. -С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.