© 2003 г. А.Г. Мусеибов
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Определение понятий является начальным пунктом всякого теоретического исследования, поскольку они представляют собой узловые пункты в познании соответствующей предметной области, подлежащей изучению и анализу. Недостаточная разработанность понятийного аппарата и терминологическая несогласованность той или иной теоретической концепции являются существенным препятствием в ее становлении и развитии. Эго в полной мере относится и к криминологической теории предупреждения преступлений.
Понятие «методика предупреждения преступлений» является важнейшей научной категорией в гносеологическом инструментарии криминологии. Однако ее содержательный анализ в криминологической литературе до сих пор не проводился. Не подвергались обстоятельному исследованию вопросы установления ее места в иерархической системе категорий теории предупреждения преступлений, взаимосвязей и взаимозависимости с иными криминологическими категориями.
В этом термине определению подлежит прежде всего понятие «методика», так как относительно категории «предупреждение преступлений» в научной литературе достигнута ясность. В учебной и специальной криминологической литературе первое употребляется преимущественно при анализе проблем методологии криминологических исследований. Им обозначают, как правило, совокупность приемов и методов изучения криминологией составных элементов своего предмета: преступности, причин и условий преступности, личности преступника, систему мер воздействия на преступность [1].
В значении совокупности приемов и методов исследования определенных объектов термин «методика» используется не только в криминологии, но и в философии, социологии, социальной психологии, педагогике [2].
Однако им обозначают также совокупность приемов, методов, способов организации и регуляции не только научно-исследовательской, но и практической деятельности. В толковом словаре русского языка он трактуется как совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо [3]. С.И.Ожегов определяет «методику» как «совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь» [4].
Применительно к какому-либо виду практической деятельности подразумевается совокупность упорядоченных знаний (сведений) о принципах,
содержании, методах, средствах и формах организации той или иной разновидности этой деятельности, обеспечивающих решение поставленных задач [5]. В этом качестве указанное выражает систему научных знаний, сведений о приемах, способах и методах осуществления какого-либо конкретного вида деятельности, адресуемых (рекомендуемых) практике. Основное содержание всякой методики как системы научных знаний (или теоретической системы) - рекомендации по оптимизации конкретного вида познавательной или практически-преобразовательной деятельности.
В отличие от императивных предписаний, жестко определяющих содержание и последовательность рабочих операций, научная методика носит рекомендательный характер, предоставляя исполнителю простор для принятия собственных творческих решений [6]. Но, однако, она должна содержать не только рекомендации, но и их обоснования в виде определенной суммы знаний, сведений о самом предмете деятельности, раскрывающих закономерности этой деятельности.
Научная методика - это система методов, приемов, способов, обладающая строгими правилами построения и применения. Каждая методика индивидуальна. Один и тот же вид практической деятельности не исключает возможности разработки и применения нескольких методик, преимущество из которых получает наиболее оптимальная из них.
В зависимости от вида и объема деятельности, на оптимизацию которой направлена методика, последняя может представлять собой как относительно небольшую систему рекомендаций, так и научную отрасль. Так, полноправной отраслью педагогики является методика преподавания. В соответствии с теорией она включает в себя методики преподавания различных дисциплин или частные методики, которые, раскрывая идейные и научные основы преподавания конкретной дисциплины, строятся в соответствии с общей методикой преподавания.
Общая методика - это принципы, основополагающие идеи, лежащие в основе построения и применения частных методик. Будет более точным именовать ее общими положениями или теоретическими основами методики осуществления определенного вида деятельности.
Если применить указанные выше определения понятия «методика» к определению понятия «методика предупреждения преступлений», то последнее предстанет как система общих научных положений и разработанных на их основе частных методик предупреждения отдельных видов преступлений.
Разработка комплексов методических рекомендаций по оптимизации того или иного вида деятельности предполагает использование всей суммы научных знаний, выработанных в рамках соответствующей науки, нередко и других наук, а не только в рамках общих положений (теоретических основ) методики, которая является всего лишь разделом данной науки. Мето-
дика предупреждения преступлений как часть криминологической науки должна занимать поэтому заключительное место в системе криминологии, аккумулируя в себе достижения всех предшествующих ей разделов.
В теории предупреждения преступлений уже давно нашли свое эмпирическое подтверждение и теоретическое обоснование принципиальные положения, согласно которым этот целенаправленный вид деятельности представляет собой строго упорядоченную и взаимосвязанную систему мер воздействия на криминогенные объекты. Набор этих мер, алгоритм и тактика их осуществления определяются видом преступления, характером и степенью криминогенной пораженности объектов и компетенцией субъекта воздействия. Эффективность предупредительной деятельности обеспечивается на основе применения заранее разработанной дифференцированной программы действий, учитывающей особенности объекта воздействия, компетенцию и возможности субъекта деятельности [7].
Научное сопровождение деятельности по предупреждению преступлений является, как известно, прерогативой криминологии, в рамках которой разрабатываются теоретические модели различных предупредительных программ. Подобные модели представляют собой частные методики предупреждения отдельных видов (групп, категорий) преступлений или видов преступности. Частными они именуются в связи с тем, что задают программу предупреждения не всей преступности, а отдельных ее видов или конкретных видов преступлений.
Методика предупреждения преступлений - это, во-первых, определенная программа практической деятельности, система приемов и методов преобразования действительности и, во-вторых, - вид научной продукции, теоретическая система.
Методика предупреждения преступлений как теоретическая система является заключительным разделом криминологии, в котором на основе общих принципиальных положений, выработанных в рамках данного и предшествующих разделов криминологии, достижений иных юридических, гуманитарных и естественно-технических наук разрабатываются комплексы методических рекомендаций по предупреждению тех или иных видов (групп, категорий) преступлений или видов преступности.
В структуре методики предупреждения преступлений как раздела криминологии отчетливо выделяются два подраздела: общая теория и частные методики предупреждения преступлений.
Как вид научной продукции частные методики предупреждения преступлений занимают важсное место в системе криминологии. Они представляют собой конечный продукт криминологических исследований и в своей совокупности составляют основное содержание ее заключительного раздела. Они оформляются в виде монографий, пособий, статей, отдельных глав в учебниках криминологии, методических рекомендаций.
Собственное содержание частных методик составляют комплексы методических рекомендаций по предупреждению тех или иных видов преступлений или преступности и их научное обоснование.
К настоящему времени усилиями ученых и практиков разработаны многочисленные частные методики предупреждения многих видов (групп, категорий) преступлений или видов преступности. В то же время уровень разработанности общетеоретических проблем методики предупреждения преступлений как раздела криминологии существенно отстает от развития частных методик предупреждения отдельных видов преступлений. Многие вопросы, возникающие при подготовке частных методик и построении их системы, до настоящего времени не имеют научного обоснования, решаются различными авторами неоднозначно и не составляют единой теории. Подтверждением этому является отсутствие в работах, посвященных предупреждению тех или иных видов преступлений или преступности, общетеоретических разделов.
Предлагая практике алгоритм решения соответствующих задач в определенных ситуациях, частные методики служат основой и средством программирования предупредительной деятельности. Ее алгоритмизация, построение программ предупреждения преступлений для различных этапов и ситуаций является одной из основных задач частных методик. В этом и заключается их практическая значимость.
Предупреждение преступлений осуществляется множеством субъектов (в пределах компетенции каждего), на разных уровнях, включает систему различных по форме и содержанию действий и мероприятий, осуществляемых как гласно, так и с применением приемов и методов оперативнорозыскной деятельности.
В зависимости от стадии развития криминогенных объектов меры воздействия на них облекаются в форму профилактики, предотвращения и пресечения [8]. Каждая из этих форм представляет собой относительно самостоятельное направление предупредительной деятельности.
Меры предупреждения, осуществляемые в отношении отдельных криминогенных групп и лиц, вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и замышляющих совершение преступления, относятся к мерам предотвращения. Под пресечением преступлений понимается деятельность, направленная на прекращение начатого преступления путем разработки и осуществления специальных мероприятий. Система заблаговременно принимаемых мер по упреждению, выявлению, ограничению и устранению криминогенных явлений и процессов, связанных с совершением преступлений, именуется профилактикой [9, с. 61].
Меры предотвращения и пресечения персонифицированы, т.е. направлены на удержание от совершения преступлений и коррекцию поведения конкретных лиц и малых социальных групп. Деятельность по осуществле-
нию указанных мер принято называть индивидуальным предупреждением. В эту систему входит и часть мер профилактики, адресуемых к конкретным лицам или группам. Система мер профилактики, направленных на объективные внешние причины преступлений и условия, способствующие их совершению, традиционно определяется в теории и на практике как общая профилактика или общее предупреждение преступлений.
По целевой направленности осуществляемых мер в структуре общего предупреждения преступлений выделяются четыре вида деятельности: профилактика упреждения, ограничения, устранения и защиты.
Профилактика упреждения включает совокупность мер, направленных на недопущение возникновения и распространения криминогенных явлений и процессов. Профилактика ограничения имеет целью препятствовать распространению криминогенных объектов на тех или иных уровнях социальной жсизни. В ходе профилактики устранения подавляются, ликвидируются те или иные криминогенные объекты. Профилактика защиты призвана аннулировать незащищенность или недостаточную защищенность и безопасность материальных объектов и личности. Она создает внешние препятствия для посягательства на охраняемые обществом ценности [9, с. 36 - 47]. В литературе данный вид профилактики именуют также викти-мологической профилактикой.
По каждому направлению предупредительной деятельности разрабатываются различные по уровню и виду частные методики (или программы) предупреждения преступлений.
Частные методики, программируя деятельность по предупреждению преступлений, способствуют упорядочению сложсного и многогранного предупредительного процесса, обеспечивают правильный выбор приемов и методов воздействия на криминогенные объекты, определяют наиболее рациональные пути достижения цели.
Значение программирования предупредительной деятельности особенно возрастает в современных условиях, когда в стране сложсился высокий уровень преступности, многократно выросла интенсивность предупреждения преступлений. Практическая потребность в разработке новых и совершенствовании существующих частных методик предупреждения отдельных видов (групп, категорий) преступлений или видов преступности диктуют необходимость повышения качества методических рекомендаций, адресуемых практике. А это предполагает вооружение разработчиков этих рекомендаций соответствующими методологическими знаниями, что не-возможсно без дальнейшего развития их теоретических основ (общей теории).
Общая теория любой научной дисциплины - это система принципов, теоретических концепций, категорий и понятий, определений и терминов, методов и связей соответствующей предметной области знаний [10].
Заключая в себя знания фундаментального характера, общая теория предупреждения преступлений выполняет методологическую функцию, служит основой прикладных исследований по разработке типовых предупредительных программ. Она позволяет оптимизировать научно-исследо-вательскую деятельность, направленную на выработку научных рекомендаций прикладного характера, способствующих предупреждению преступлений, дает ориентиры для правильной систематизации эмпирического материала и результатов прикладных исследований.
Литература
1. Игошев К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977. С.9.
2. Андреева ГМ. Социальная психология. М., 2001. С.50; Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.35.
3. Большой толковый словарь русского языка /Под ред С.А.Кузнецова. М., 1998.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968.
5. Педагогический словарь / Под ред. Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспирова. М., 2001.
6. Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Минск, 1983. С.186.
7. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступлений // Сов. гос. и право. 1972. №11; Звирбуль В.К и др. Курс советской криминологии: Предупреждение преступности / Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. М., 1986; Криминология/ Под ред. А.И.Долговой. М., 1999.
8. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
9. Голина В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. Киев, 1980.
10. Гензюк Э.Е. Криминология как теоретическое средство познания практики// Профилактика правонарушений. М., 1980. №11.
Воронежский научно-исследовательский институт
МВД РФ 4 марта 2003 г.