УДК 349.41
Юридические науки
Валеев Амир Рустамович, студент 4 курса юридического факультета
Стерлитамакского филиала БашГУ
Исаева Лилия Айратовна, к.ю.н., доцент юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация: Данная работа дает общие характеризующие признаки административной ответственности, повествующие о самом понятии административной ответственности, функции, основании, её целях и особенностях.
Ключевые слова: правоотношения, отрасли права, административное право, административная ответственность, административное правонарушение, административное принуждение, административное наказание.
Annotation: This work gives general characteristic features of administrative responsibility, telling about the very concept of administrative responsibility, functions, grounds, its application and features.
Key words: legal relations, sectoral rights, administrative law, administrative responsibility, administrative offense, administrative, coercion, administrative punishment.
Административная ответственность - вид правовой ответственности, наступающий в связи с производством незаконных действий (бездействия), относящиеся к сфере регулирования административного права, за которую соответствующие правовые субъекты подвергаются мерам административного воздействия.
Наступление административной ответственности сопровождается назначением административных санкций. Поэтому административная ответственность определяется реализацией административно-правовых наказаний, применяемыми уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами.
Этот вид правовой ответственности определяет государство, публикуя разные нормативно-правовые акты и законодательные инициативы, где и определяются причины и основания наступления административной ответственности, меры и виды воздействия государства, порядок их исполнения, разбирательство в судебном порядке дел о данных правонарушениях. КоАП РФ определяет их, как деяния, представляющие опасность для граждан. К таким правонарушениям можно отнести, например, нарушение охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны промышленности, строительства, безопасности дорожного движения и т.д. [3, с. 1].
Согласно статье 2.3 КоАП Российской Федерации, административная ответственность наступает, если лицо достигло 16-летнего возраста, при этом полностью правоответственными граждане становятся с 18 лет. В этой же статье разбирается ответственность несовершеннолетнего правонарушителя, по каким основаниям он может быть освобождён от неё и меры воздействия возможные к применению, регламентированные административным законодательством (ст.60 Конституции РФ).
Задачами административной ответственности являются:
1.Защита правопорядка в государстве;
2.Воспитание граждан в духе патриотизма;
3.Восстановление социальной справедливости;
4.Предупреждение правонарушений среди населения.
5. Восстановление нарушенных прав и свобод личности.
6. Предупреждение совершения преступлений.
Административная ответственность призвана осуществлять предупредительно-воспитательные, репрессивные и сигнализационные функции. Они взаимосвязаны и в разных степенях обнаруживаются во всех видах юридической ответственности.
Первая функция направлена на предупреждение правонарушений, профилактику, стимулирование субъектов права не нарушать закон. Основополагающим принципом функции является воспитание личности по нравственным представлениям, основанным на положительном моральном воздействии на граждан.
Вторая функция характеризуется применением санкций к правонарушителям, вследствие совершения ими противоправных действий.
Последняя сигнализационная функция даёт характеристику правонарушителю, касаемо смягчающих и отягчающих обстоятельств. С такого рода обстоятельствами нас знакомят ст. 4.3 и ст. 4.2 КоАП РФ [2].
Как и иным видам правовой ответственности, административной ответственности присущи такого рода признаки как:
- понуждение со стороны государства в виде восстановительных и карательных мер осуществляемые уполномоченными органами, в целях защиты интересов общества и государства;
- юридическое принуждение - осуществляемое воздействие на субъект со стороны государственных органов, с целью защиты нарушенных прав;
- создание негативных последствий для нарушающего, в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.
- обязательный характер ответственности;
- чёткая формальная характеристика;
- государственная правовая оценка действий нарушителя [4, с. 50].
Также есть некие признаки, отличающие административную
ответственность от других видов ответственности:
- регулируется законодательными актами и законами Российской Федерации по административному праву;
- основанием административной ответственности есть правонарушение (проступок);
- субъектами правонарушений являются физические, юридические, а также должностные лица;
- административное наказание не несет судимости;
- контролируются большим кругом ответственных должностных лиц, органов, судами РФ;
- составляется особыми процессуальными формами;
- неимение правового подобия сторон [5, с. 21].
Можно сделать заключительный вывод, что административная ответственность имеет все признаки юридической ответственности, но в тоже время характеризуется отличительными чертами, отличающими её от других видов ответственности. Административная ответственность влияет не только на нормы административного права, а также на ряд других, например, трудового и финансового. В отличие от уголовных наказаний, отдельные административные наказания могут не доходить до судебного разбирательства, а разрешаться во внесудебном порядке.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 151.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Российская газета. - 2001. - № 654.
3. Андреев П.Г. Профилактика в области дорожного движения // Административное право и практика администрирования. - 2021. - № 4. - С. 1 -8.
4. Гречкина О.В. К вопросу о понятии административной юрисдикции // Российская юстиция. - 2010. - № 3. - С. 50-58.
5. Панова И.В. Административное судопроизводство и процедура внесудбного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбиртражного суда Российской Федерации. - 2021. - № 4. - С. 2134.