ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
GENERAL DESCRIPTION PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS IN ARBITRATION COURTS
Чумакова Анна Евгеньевна магистрант
юридического факультета ЮРИУ РАНХиГС [email protected]
Chumakova Anna Undergraduate Faculty of Law URIU RANEPA
В статье описывается общая характеристика рассмотрения дел об административной ответственности в Арбитражных судах. Анализируется структура Арбитражной системы. Изучается порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в Арбитражных судах.
Ключевые слова: Арбитражный суд, административное правонарушение, административная ответственность, протокол, постановление.
The artide describes the general characteristics of cases of administrative responsibility in arbitration courts. Analyzes the structure of the arbitration system. Studied govern cases of bringing to administrative responsibility in arbitration courts.
Key words: Arbitration Court, an administrative offense, administrative responsibility, protocol, decision.
Несмотря на ряд политико-правовых преобразований, произошедших за последнее время арбитражные суды, по прежнему, входят в судебную систему и представляют собой специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
После объединения двух высших судебных инстанций и образования в составе Верховного Суда РФ коллегии по экономическим спорам в системе арбитражных судов сохранились Федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ1.
Арбитражными судами рассматриваются дела возникающие из административных и других публичных правоотношений, а именно:
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).
2. Дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).
1 Шмалий О.В. Современные тенденции развития административного судопроизводства //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 11(42)
2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (с учетом изменений, от 28.06.2014 Ш86-ФЗ )
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
3. Дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).
4. Дела в которых говорится о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ).
Другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, которые были нарушены если федеральным законом рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражного суда.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется судами по нормам гл. 29 КоАП РФ, арбитражными судами - по нормам § 1 главы 25 АПК РФ. Начальной стадией административного процесса является возбуждение дела об административном правонарушении. За исключением случая, указанного в п. 4 ч. 4 ст. 28.1, когда дело возбуждается на основании протокола об административном правонарушении либо постановления прокурора. Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в арбитражном суде является не сам протокол, а заявление административного органа, содержащее требование заявителя о привлечении к административной ответственности, к которому прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы (ч. 2 ст. 204 АПК).1 Согласно норм КоАП дело об административном правонарушении возбуждается до суда, и в суде процесс начинается с рассмотрения уже возбужденного дела, то есть стадия возбуждения дела в суде как таковая отсутствует. Согласно КоАП возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется в рамках производства по делам об административных правонарушениях, по нормам АПК - это самостоятельная стадия административного судопроизводства в арбитражном суде. Заяв-
1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ ^ учетом изменений, от 28.06.2014 Ш86-ФЗ )
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
ление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или по месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК). Вопрос о территориальной подсудности в КоАП рассматривается иначе. Согласно общего правила, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5). Следующим этапом административного судопроизводства - является подготовка дела к рассмотрению. Хотя КоАП и не выделяет эту часть подготовки в качестве самостоятельной, в главе 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении" ей посвящены ст. ст. 29.1 - 29.4, в которых определены вопросы, решаемые судьей на данном этапе. В § 1 гл. 25 АПК таких статей не предусмотрено, и после регламентации вопросов о подаче заявления о привлечении к административной ответственности и требований к нему (ст. ст. 202 - 204) следует судебное разбирательство по делу (ст. 205). Учитывая изложенное возникает вопрос: осуществляется ли подготовка материалов дела арбитражным судьей по общим правилам искового производства в соответствии с главой 14 АПК, либо в соответствии с требованиями вышеупомянутых статей гл. 29 КоАП? Каким образом судья арбитражного суда должен реагировать на подачу заявления по делу, которое согласно закона ему неподведомственно? В соответствии со ст. 29.4 КоАП, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то выносится определение о передаче их на рассмотрение по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 29.4). В § 1 гл. 25 АПК такая норма не предусмотрена. Таким образом, общие правила искового производства не предусматривают такого процессуального действия, как отказ в принятии заявления по делу, которое не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Такое дело принимается к производству, и в случае, если не подлежит рассмотрению в арбитражном
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
суде, производство по нему прекращается (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК). Если при рассмотрении вопроса о принятии заявления арбитражный суд установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду, он возвращает исковое заявление (п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК). Вопрос о сроках подготовки и рассмотрения дела об административном правонарушении решен в КоАП и АПК в целом одинаково. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6), арбитражным судьей - заявления о привлечении к административной ответственности (ст. 205 АПК). В случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем выносится определение (ч. 2 ст. 29.6 КоАП, ст. 205 АПК). По-разному определена ответственность за неявку в суд.
Согласно санкции за неявку в судебное заседание без уважительных причин по АПК является наложение судебного штрафа как на лиц, привлекаемых к административной ответственности, так и на свидетеля (ч. 2 ст. 157 АПК); по нормам КоАП - это привод, что является более жесткой санкцией. При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК). На ком лежит бремя доказывания, в КоАП внимание не акцентируется. КоАП предусмотрено выяснение обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, на обстоятельства, исключающие производство по делу; на необходимость установления характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, а также - на иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1).
Учитывая изложенное, в КоАП предмет доказывания определен более под-
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
робно по сравнению с АПК, и положения ст. 26.1 должны применяться арбитражным судом. КоАП предусматривает ведение протокола по делу об административном правонарушении, если дело рассматривается коллегиальным органом (ст. 29.8). Нормы § 1 гл. 25 АПК ничего не говорят по данному поводу, но общие правила искового производства предусматривают, что в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол (ст. 155 АПК). Таким образом при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судом протокол судебного заседания ведется.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП). Согласно ст. 206 АПК по делу о привлечении к административной ответственности выносится решение, которое принимается по правилам главы 20 АПК "Решение арбитражного суда". И вид акта, и его содержание существенно отличаются друг от друга. Так, в ч. 2 ст. 29.10 указано, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, который подлежит возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении по делу об административном правонарушении так же должны быть решены вопросы вещах которые были изъяты и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ч. 3 ст. 29.10). В статье 206 АПК ничего об этом не говорится.
Пленум ВАС РФ в п. 14 Постановления N 2 от 27.01.2003 обращает внимание судов на то, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (параграфы 1 и 2 гл. 25), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
первой инстанции (статьи 206 и 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ), порядка исполнения судебных актов арбитражных судов (разд. VII АПК РФ).
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК). Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления, решения по жалобе, протесту, если указанное постановление (решение) не было обжаловано или опротестовано. Сроки на обжалование в АПК и КоАП исчисляются различно. Согласно АПК десятидневный срок, установленный для обжалования, исчисляется со дня принятия решения, согласно же КоАП - со дня вручения или получения копии постановления, то есть с того дня, когда его содержание станет известно заинтересованному лицу. Наиболее удачно эти вопросы решены в КоАП, нормы которого позволяют реализовать право на обжалование, в то время как нормы АПК - не всегда.
Решения по делам о привлечении к административной ответственности, вынесенные арбитражным судом могут быть обжалованы путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (ч. 4 ст. 206, гл. 34 АПК). В свою очередь постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (ч. 6 ст. 271, гл. 35 АПК). Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 4 ст. 30.11 КоАП).1 В данном случае имеются противоречия между этой нормой КоАП и ар-
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
битражным процессуальным законодательством. Во-первых, арбитражный суд выносит по результатам рассмотрения дела решение, а не постановление. Во-вторых, указанную норму КоАП нельзя применять в том случае, когда дело об административном правонарушении не рассматривалось в арбитражном суде и постановление вступило в законную силу, так как согласно ст. 292 АПК предметом пересмотра в порядке надзора могут быть вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ.
Учитывая изложенное можно сделать вывод, что постановление по делу об административном правонарушении, которое совершено юридическим лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное административным органом, должностным лицом и не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Что касается пересмотра такого постановления в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, то я полагаю, что в связи с реформой судебной системы будут устранены существующие в настоящее время противоречия между ч. 4 ст. 30.11 КоАП и нормами АПК. Надзорное производство в данном случае будет возбуждаться на основании представления прокурора (ч. 1 ст. 293 АПК), а не протеста, как это предусмотрено ст. 30.11 КоАП. Полномочия суда общей юрисдикции и арбитражного суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности) так же отличаются. Например, в ст. 211 АПК многие важные моменты, которые касаются полномочий суда не урегулированы. Так КоАП предусмотрено, что, если при вынесении постановления существенно нарушены процессуальные требования, то такое постановление подлежит отмене и дело возвращается на новое рассмотрение; в то же время согласно АПК, если порядок принятия решения административного органа не со-
ответствует закону, то такое решение подлежит отмене без возвращения его на новое рассмотрение. В ст. 211 АПК не уточняется, при каком условии решение административного органа изменяется, в то время как в КоАП говорится, что изменение постановления возможно в том случае, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 ч. 1 ст. 30.7). Также нормами АПК не предусмотрено полномочие арбитражного суда в случае необходимости применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (п. 4 ст. 30.7 КоАП). В ст. 211 АПК не предусмотрено и такое полномочие, как отмена решения административного органа о привлечении к административной ответственности и прекращение производства по делу в случае малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП); наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП); а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено решение по делу о привлечении к административной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
Как мы видим, существуют принципиальные различия в полномочиях суда и арбитражного суда. Вопрос о форме осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях и делам по жалобам (протестам) на эти постановления решен в действующем законодательстве неодинаково. В АПК объединены гражданско-процессуальные и административно-процессуальные нормы. Нарушены целостность процессуальной формы и принцип равенства всех перед законом и судом. Все это не способствует эффективной защите нарушенных прав. Законодательство об административном судопроизводстве на данном этапе находится в начальной стадии своего развития. Возможно, что к моменту завершения реорганизации судов защита субъективных гражданских прав и охраняемых законных интересов граждан, организаций, государства (в том числе в сфере пред-
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
принимательской деятельности) будет осуществляться в порядке гражданского судопроизводства по правилам единого гражданского процессуального кодекса, в то время как привлечение к административной ответственности, будет осуществляться по правилам законодательства об административных правонарушениях в форме административного судопроизводства, как это и предусмотрено в соответствии со ст. 118 Конституции РФ.1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.06.2014)
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 N 95-ФЗ (с учетом изменений, от 28.06.2014 Ш86-ФЗ )
4. Силайчев, М.В. Правовая теория и практика административной процедуры: дис. . канд. юрид. наук. -М., 2009. 218 с.
5. Соловьева, О.М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Соловьева, Ольга Михайловна. Краснодар, 2004. - 193 с.
6. Шайхутдинова, Т.Ф. Рассмотрение судьями арбитражных судов дел об административных правонарушениях, возбужденных органами внутренних дел: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Шайхутдинова Танзиля Фаридовна. М., 2008. - 190 с.
7. Шмалий О.В. Современные тенденции развития административного судопроизводства //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 11(42)
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 Ю-ФКЗ)