УДК 342.951
Лобода А.Е.,
адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ ИЛИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ
В статье произведен сравнительно-правовой анализ административной ответственности в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обсуждаемого в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Проекта № 957581-6 Кодекса Российской Федерации обадминистра-тивных правонарушениях.
Ключевые слова: административная ответственность в сфере регистрационного учета граждан, сравнительно-правовой анализ, проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Loboda A.,
Adjunct of the Moscow University of Interior Ministry of the Russian Federation named after V. Kikotya
CERTAIN ASPECTS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN REGARD TO THE REGISTRATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THEIR PLACE OF STAY OR ON THEIR RESIDENCE IN A DWELLING PREMISE
The article presents a comparative-legal analysis of administrative responsibility in regard to the registration of citizens of the Russian Federation at their place of stay or on their residence in a dwelling premise and the provisions of Code of the Russian Federation on Administrative Violations and the Draft Code of the Russian Federation on Administrative Violations № 9575816, which is under discussion in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.
Keywords: administrative responsibility in regard to register of citizens, comparative-legal analysis, Draft Code of the Russian Federation on Administrative Violations
Многие граждане России пользуются государственной услугой по регистрационному учету при изменении своего места жительства или места пребывания. Сфера регистрационного учета граждан Российской Федерации определенным образом регулируется нормами административного права.
На данный момент ведется активная нормот-ворческая деятельность, направленная на совершенствование административного законодательства, в связи с чем представляется актуальным провести сравнительно-правовой анализ норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее - КоАП РФ) с проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Проект № 957581-6), разработанным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - ГД): заместителем председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Д.Ф. Вяткиным, председателем ко-
митета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигиным, членом комитета ГД по обороне С.А. Поповым и др. [2].
Применительно к сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении действующими административными нормами являются два состава административных правонарушений. Административная ответственность за нарушения в указанной сфере предусмотрена статьями 19.15.1 «Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» и 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении» КоАП РФ.
К примеру, ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ предусматривает, что проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации свы-
шз
ше установленного российским законодательством срока в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (в иных субъектах России за аналогичное правонарушение ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ установлен административный штраф на гражданина в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей).
Для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц) за допущение проживания гражданина России по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге без регистрации свыше установленного законодательством срока предусмотрено ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа в сумме от пяти тысяч до семи тысяч рублей (в других субъектах России за данное правонарушение нанимателю или собственнику жилого помещения (физическому лицу) в соответствии с ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ установлен административный штраф от двух тысяч до пяти тысяч рублей).
Юридические лица за подобные правонарушения в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге привлекаются к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей (в иных субъектах России от двухсот пятидесяти тысяч рублей до семисот пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
В ч. 2 ст. 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении» КоАП РФ также устанавливаются повышенные штрафные санкции для лиц в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге при привлечении к административной ответственности.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в настоящее время в ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ для правонарушителей регистрационного учета в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге предусмотренный законодателем размер административных штрафов увеличен.
Рассматривая положения Проекта № 9575816, мы наблюдаем изменения в сравнении с действующими нормами относительно санкций за административные правонарушения в исследуемой нами сфере. Так, в Проекте № 957581-6 ответственность за нарушения законодательства о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении предусмотрена составами административных правонарушений, установленных ст. 33.18 «Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистра-
ции» и 33.19 «Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении».
Часть 2 ст. 33.18 Проекта № 957581-6 устанавливает ответственность гражданина Российской Федерации, равно как нанимателя или собственника жилого помещения (физического лица), а также юридического лица по территориальному признаку объективной стороны данного правонарушения в случае проживания гражданином Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленного законодательством Российской Федерации срока при совершении указанных нарушений в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге. При этом штрафные санкции, предусмотренные Проектом № 957581-6 в ч. 2 ст. 33.18 для граждан Российской Федерации, а также нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) и юридических лиц, устанавливаются законодателем уже одинаковыми, как и для иных субъектов административной ответственности в других регионах России, ответственность для которых установлена ч. 1 ст. 33.18.
В науке административного права проблемы реализации принципа равенства перед законом исследовались не так детально в сравнении с другими отраслями права [3]. Данная проблема широко изучалась в контексте конституционного и уголовного права [4]. Между тем Конституцией Российской Федерации [5] (далее - Конституция РФ) принципу равенства граждан перед законом посвящена ч. 1 ст. 19: «Все равны перед законом и судом», а в КоАП РФ он нашел свое отражение в ст. 1.4 ч. 1: «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств» и ч. 2 «Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
ип
На наш взгляд, применительно к административной ответственности названный принцип означает, что равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных в административном законодательстве ко всем гражданам, нанимателям или собственникам жилых помещений (физическим лицам), а также юридическим лицам при установлении административной ответственности по так называемой «территориальной принадлежности» правонарушителей. Расширение санкций по территориальному принципу вызывает немало вопросов с позиции обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение норм в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Прежде всего речь идет о правомерности, обоснованности, справедливости установления законодателем таких санкций по региональному признаку для правонарушителей в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации.
С нашей точки зрения, одними из основных критериев для законодателя, послуживших в принятии решения об установлении повышенного размера штрафа по территориальному принципу в исследуемой сфере, стало следующее: во-первых, интенсивность миграционных процессов в определенных субъектах Российской Федерации; во-вторых, материальное благополучие населения, проживающего в конкретных центральных регионах России.
Но тут можно отметить, что сложная миграционная ситуация характерна не только для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга либо приграничных регионов с данными субъектами Российской Федерации, например Московской и Ленинградской области, но и на иных территориях нашего государства. Так, город федерального значения Севастополь и Республика Крым в летний период испытывают также непростую миграционную обстановку в связи с прибытием россиян на время летних отпусков. Похожая миграционная ситуация в летнее время наблюдается в Краснодарском Крае и иных субъектах Российской Федерации, где организован отдых российских граждан и имеется соответствующая инфраструктура возле побережья Черного моря. Причем законодатель, устанавливая повышенные штрафные санкции по так называемому региональному признаку, исходил в том числе и из имущественного положения лиц, проживающих (как правило, вставших на регистрационный учет по месту житель-
ства) в тех регионах центральной части нашего государства, где сложившаяся миграционная ситуация наиболее тяжелая. Однако, как правило, на практике привлекаются к административной ответственности граждане других субъектов Российской Федерации, прибывшие на временное место пребывания в города федерального значения, такие как Москва или Санкт-Петербург, либо приграничные регионы, соответственно Московскую и Ленинградскую области. Само административное наказание назначается за административные правонарушения, которые характеризуются такими признаками, как противоправность, виновность и наказуемость. Эти признаки присущи правонарушениям вне зависимости от места их совершения.
Представляется, что справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности правовых норм, и без ее учета как критерия соизмеримости поведения людей правое регулирование в конечном счете затруднительно. В определенной степени несправедливые законы не воспринимаются в качестве права, равно как не считаются правосудием несправедливые судебные решения [6]. C этим нельзя не согласиться, так как принцип справедливости тесно связан с принципом равенства перед законом и принципом гуманизма. По мнению О.А. Козлова, «широкие возможности, предоставленные действующим правом для индивидуализации ответственности, привели на практике к тому, что меры наказаний, назначенные за сходные правонарушения, в разных регионах страны стали существенно отличаться. Такое положение следует расценивать не как нарушение стабильности охранительной правовой политики, но и как существенное нарушение принципа справедливости юридической ответственности» [7].
Из всего изложенного можно сделать вывод, что действие принципа равенства перед законом применительно к административной ответственности требует дальнейшего исследования и более детальной законодательной проработки. Взятая в Проекте № 957581-6 законодателем концепция изменений размера административных штрафов в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении по территориальному критерию, с нашей точки зрения, объективно оправдана и преследует значимые цели принципа юридического равенства и справедливости. Изменения в исследуемой нами сфере должны способствовать совершенству российского законодательства.
икз
[1] Российская газета. 31.12.2001. № 256.
[2] Проект № 957581-6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Официальный сайт Государственной думы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/ scans.nsf/ID/039188E64FEB3F8443257DD3004740F6/$File/703192-6.PDF? OpenElement (дата обращения: 29.04.2016).
[3] Кузмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. - 2014. - № 9. - С. 61.
[4] ЗубакинВ.Ю. Конституционный принцип равенства всех перед законом в Российской Федерации: автореф.... канд. юрид. наук. - Саратов, 2005; Бабаян Н.Н. Реализация принципа равенства перед законом в российском уголовном законодательстве: автореф.. канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2010 и др.
[5] Собр. зак. РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
[6] ВязовА.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении (теоретико-правовое исследование): автореф.. канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 19.
[7] Козлова О.А. Справедливость как принцип юридической ответственности: дис.... канд. юрид. наук. - М., 2005. С . 143.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. зак. РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
3. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.11.2015) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Собр. зак. РФ. 28.10.2013. № 43. Ст. 5444.
4. Проект № 957581-6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.04.2016).
5. Бабаян Н.Н. Реализация принципа равенства перед законом в российском уголовном законодательстве: автореф____канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2010.
6. Вязов АЛ. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении (теоретико-правовое исследование): автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.
7. Козлова О.А. Справедливость как принцип юридической ответственности: дисс. .канд. юрид. наук. - М., 2005.
8. Кузмичева Г.А., Молчанов П.В. Принцип равенства перед законом и административная ответственность // Административное право и процесс. - 2014. - № 9.
9. Зубакин В.Ю. Конституционный принцип равенства всех перед законом в Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2005.
Reference list
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote in 12.12.1993 (approved as amended by the following Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation: FCL№ 6 from 30.12.2008, FCL № 7 from 30.12.2008, FCL № 2 from 05.02.2014, FCL № 11 from 21.07.2014) // Official Gazette of the Russian Federation 04.08.2014 № 31. Art. 4398.
2. Code of the Russian Federation on Administrative Violations of 30th of December, 2001. № 195-FL // Rossiyskaya Gazeta. 31.12.2001. № 256.
3. The Law of the Russian Federation of 25.06.1993 № 5242-1 (new version from 28.11.2015) "On right of citizens of the Russian Federation to freedom of movement, choice of their place of stay and their residence within the Russian Federation"// Official Gazette of the Russian Federation. 28.10.2013. № 43. Art. 5444.
4. Draft Code of the Russian Federation on Administrative Violations № 957581-6 (new version, submitted in the State Duma of the Russian Federation, the updated text of 29.04.2016)
5. Babayan N. The implementation of the principle of equality before the law in the Russian Criminal Legislation: Dissertation abstract of PhD in Law. Rostov - on - Don, 2010.
6. Vyazov A. The principle of justice in the contemporary Russian law and law enforcement (the theoretical-legal study): Dissertation abstract of PhD in Law. M., 2001.
7. Kozlova O. Justice as a principle of legal responsibility: Thesis of PhD in Law. M., 2005.
8. Kuzmicheva G., Molchanov P. The principle of equality before the law and administrative responsibility // Administrative Law & Process. 2014. № 9.
9. Zubakin V. The constitutional principle of all citizens' equality before the law in the Russian Federation: Dissertation abstract of PhD in Law. Saratov, 2005.
ШЗ