ПОНЯТИЕ И ЮРИДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СОМАТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Е. М. НЕСТЕРОВА
В статье раскрывается современная концепция соматических прав человека. Указывается на необходимость применения комплексного подхода к исследованию сущности данных прав, выделяются основные противоречия в отношениях морали, этики и религии к этой категории прав, приводятся существующие дефиниции соматических прав, и дается авторское определение.
Ключевые слова: соматические, личностные права; новое «поколение» прав человека; право на распоряжение своим телом.
История развития концепции прав человека показывает, что каждое качественно новое изменение системы прав человека, возникновение нового «поколения» обусловлено трансформацией общественных отношений, сменой мировоззренческих установок. Одним их главных достижений второй половины ХХ в. стало развитие науки, техники. Однако научно-технический прогресс и ставшие реальными в связи с ним возможности реализации новых прав личности, имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Как отметил Ф. Г. Добжанский, «зависимость выживания человечества от науки и технологии неуклонно возрастает» [1]. Человечество переходит на качественно иной уровень осмысления предназначения самого себя. «Насколько прогресс в развитии генетики и генной инженерии в медицине может быть использован для вмешательства в сущность человеческого индивида, т. е. в каких пределах допустимо вмешательство права, медицины и биологии в человеческую сущность, чтобы не затрагивать его достоинство и не нарушать его фундаментальные права», так сформулировала проблему личностных (соматических) прав М. О. Квачадзе [3].
В современных условиях в связи с изменением общественных и индивидуальных ценностей даже традиционные права и свободы личности обретают новое качественное состояние. Так, казалось бы, устоявшееся естественное право на жизнь, являвшееся первоочередным элементом правового статуса личности, находится на сегодняшний день в стадии пересмотра его границ. Основанием для этого явилась предпосылка возможности добровольного ухода из жизни, поста-
новка проблемы определения момента начала жизни и ее окончания и т. д.
Бесспорным является то, что каждая из возникающих современных технологий, каждое качественное изменение общественного бытия личности, поднимающие вопрос о праве на распоряжение собственной телесной субстанцией, порождает не только технические сложности, но и серьезные юридические проблемы, диллемы этического характера.
Таким образом, среди множества проблем прав человека, являющихся дискуссионными на сегодняшний день, в центре внимания находятся и проблемы признания прав человека на реконструкцию и распоряжение своего тела, определения сущности и природы соматических прав человека, пределы вмешательства государства в их сферу регулирования.
Без соматических прав правовой статус современного человека не воспринимается в полном объеме, так как происходит расширение возможностей человека по распоряжению своим телом как объектом собственности.
Так, в настоящее время, несмотря на достижения современной медицины, увеличивается количество бесплодных браков. По результатам медицинской статистики в России каждый шестой брак бесплоден в силу различных причин [10]. Сегодня в результате развития научных достижений в медицине, применения методов искусственной репродукции стало возможным преодоления бесплодия. В то же время, возможность осуществления медицинской стерилизации как одной из форм планирования семьи, в последнее время все чаще рассматривается в случае принудитель-
ной стерилизации как нарушение права иметь детей, права на свободный репродуктивный выбор, на невмешательство в личную жизнь, наконец, права на жизнь.
Право на трансплантацию органов и тканей рассматривается как право больных с неизлечимыми заболеваниями на жизнь вопреки биологическим законам. Но помимо вопроса об оправданности или неоправданности трансплантации органов как терапевтического эксперимента, при этом возникают и другие проблемы, связанные с вопросом об оправданности применения органа живого донора, далее - с проблематикой пересадки органов от трупа, что влечет за собой целый ряд проблем, касающихся многих медицинских и этико-правовых вопросов.
Неоднозначно и право на изменение внешности с помощью пластической хирургии, которая восстанавливает формы и функции тканей и органов. Но здесь в большинстве случаев человек меняет свою телесную субстанцию не по причине жизненной необходимости. Данные медицинские вмешательства помогают человеку в нужном качестве воплощаться в обществе, которое в настоящее время рассматривает внешность как один из факторов развития социальных отношений.
Широкое распространение операций по пересадке органов, тканей, клеток крови на сегодняшний день дает нам право видеть в трансплантации не лечебный эксперимент, а лечебный метод. Чего еще нельзя сказать о клонировании.
В целом, исследования в области биотехнологий охватывают широкий спектр проблем: от проекта человеческого генома до клонирования, от выделения стволовых клеток до репродуктивных технологий. Реализация права на использование результатов данных биотехнологий дает возможность управлять определенными генетическими изменениями уже своих потомков, в чем и видится основная опасность в данной сфере даже при наличии всех положительных моментов для сохранения жизни отдельной личности.
Изучая аспекты отношения морали и этики к личностным правам, мы считаем возможным выделить несколько основополагающих моментов, вызывающих наибольшее беспокойство в данных сферах:
- биологическая опасность. На ранней стадии развития новых технологий представители научного мира призывали объявить мораторий на исследования, ссылаясь именно на биологическую опасность [9]. Здесь имеется в виду опасность проникновения в среду микроорганизмов,
опасных для человеческого общества и экологической системы;
- социальная опасность заключается в появлении на свет организмов, отличающихся от людей или вообще ими не являющиеся, а также процесс их возможной социализации. Наряду с может быть уже не актуальным опасением «фран-кенштейновского фактора» (изменение свойств человеческой расы), существуют вполне реальные иллюстрации реализации других прав манипуляции человеком своего тела - появление клонов, увеличение числа трансвеститов и транссексуалов со своей субкультурой, уже отмеченный выше факт первого официально зарегистрированного человека неопределенного пола;
- исследования, затрагивающие наследственные процессы, в частности, направленные на исправление человеческого рода. Данная группа опасений вытекает из предыдущей, но отличается важностью и необратимостью процессов на генетическом уровне. Если любые изменения тела мужчины и женщины могут воздействовать только на их жизнь и жизнь их окружения, то аналогичные манипуляции, проведенные на клеточном генетическом уровне, произведут необратимые процессы уже в потомках этого пациента. Здесь остро встает вопрос о справедливости в отношениях между поколениями;
- вопрос контроля за этими процессами и ответственности за последствия. Вот тут плавно переходим к осознанию необходимости правового регулирования этих прав. Использование возможностей в результате реализации личностных прав может привести к концентрации власти отдельных лиц и бесконтрольности всей ситуации в целом.
Эти факторы, по мнению отдельных исследователей [13], являются угрозой антропологической катастрофы, которая носит глобальный характер и порождена историческими особенностями развития того или иного региона и какими-то коренными ошибками человечества в выборе ценностных ориентиров.
Основные современные мировые религии проявляют последовательность и выражают нежелание идти на существенные компромиссы в вопросе о пределах пользования личностными правами. Христианство (мораль католической церкви и протестантская этика) наиболее последовательно выступает за их ограничение, исходя из главного принципа понимания того, «что человек по - настоящему человечен только тогда, когда он создан Богом и не пытается производить манипуляции с самим собой» [12].
Соответственно, одной из особенностей данных прав, определяющих ее сущность является неразрывность с нормами морали, религии, этики, неоднозначным отношением последних к различным видам реализации соматических прав.
На самом деле, соматические права не должны вызывать к себе какое-то однозначное отношение. Это не отношения хорошего и плохого, правильного и неправильного. Это правовая категория. Как отмечал В. А. Бачинин: «Право -это зеркало человеческой природы. В нем имеется все то, что есть в человеке - рациональное и иррациональное, возвышенное и низменное, социальное и духовное и еще очень и очень многое» [1]. Правосознание и правовые нормы, нравственное сознание и нравственные нормы действуют в едином поле общественных отношений, отражая и воздействуя на них специфическими для каждого из этих регуляторов средствами. Развитие человечества привело к такой ситуации, в которой при несомненной роли права невозможно не рассматривать противоречия со стороны религиозных норм, моральных принципов и устоев, достижений современной науки, медицины и техники. Задача права, а непосредственно, урегулирование личностных прав, заключается в нахождении такого баланса среди этих сфер.
Личностные права, существуя первоначально в качестве моральных, гуманистических ценностей, на определенном этапе своего развития обретают правовую форму. Их дальнейшее развитие определяется эволюцией общественных отношений. Данные права должны получить соответствующий юридический инструментарий по их осуществлению, защите и восстановлению.
Соматические права человека на распоряжение своим телом как собственностью, изменение своей телесной субстанции, являются сложной правовой категорией. Проблемность исходит из несоответствия фактического применения этих норм в жизни научному и законодательному обеспечению.
Новая создающаяся реальность требует де-финирования, формулировки понятий, которые ее отражают. Касаются эти понятия личностных, соматических прав человека.
Постановка вопроса в юридической науке о данной категории естественным образом породило необходимость его легального определения. Одним из новаторов введения понятия «личностные (соматические) права» является В. И. Крусс, который определяет эти права как «... группу таких, которые основываются на фундаментальной
мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [5].
Е. А. Лукашева находит личностные права человека категорией не подвластной государству: «... эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности» [8].
А. Б. Мезяев и А. М. Солнцев раскрывают сущность соматических прав через признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом [7].
В целом, определенную теоретическую разработку соматические права получили в рамках конституционного права (В. И. Крусс, М. А. Лав-рик) [5; 6], теории права и философии права (А. И. Ковлер, О. Э. Старовойтова) [4; 11]. Однако, основной уклон в данных исследованиях делался на необходимость признания этой группы прав и проблем реализации отдельных прав по распоряжению телом. Характеристики как элемента системы прав человека соматические права не получили.
В целях развития и уточнения существующих научных взглядов, предлагаем особый подход к формулированию понятия рассматриваемой правовой категории, суть которого заключается в уяснении универсальных признаков, относящихся ко всем личностным правам, и отличающие их от других групп прав человека. К числу этих критериев, по нашему мнению, относятся следующие.
1. Специфический характер объекта данных прав - тело человека, выступающее объектом права собственности и имеющее на сегодняшний день в большинстве случаев денежно-стоимостное выражение.
2. Природная зависимость от знаний биологии, генетики, медицины, техники. Их существование и реализация возможны только при помощи использования достижений научно-технического прогресса.
3. Новизна, носящая разную степень выраженности в зависимости от вида охраняемого результата распоряжения телом или жизнью.
4. Неоднозначное отношение со стороны религии, морали, этики, политики.
5. Неразрывная связь с конституционными основными правами человека в силу особой связи с личными (естественными) правами и обособленность как самостоятельной группы прав человека.
6. Исключительность по своим правовым последствиям в процессе и результате из реализации. При каком-либо изменении телесного воплощения человека меняется субъективный аспект правоотношения, следовательно, затрагиваются множество связей различных отраслей правового регулирования (гражданского, брачносемейного, административного, трудового, уголовного и т. д.).
7. Степень их признания и реализации отражают уровень развития государства и общества в целом.
Данные признаки позволяют говорить о соматических правах как о самостоятельной категории, имеющей способность соответствовать современным интересам личности, ее потребностям.
Изложенное дает основания предполагать, что с категорией «соматические права» связывается новый теоретический подход к правам человека, способный коренным образом изменить существующие общетеоретические и практические представления в этом вопросе.
Несмотря на множество подходов к проблеме существования личностных прав, на разнообразие мнений и кардинально различное понимание идеи признания данных прав со стороны морали, этики, религии, политики, исследуемые в аспекте права и философии, следует вывод - эти права, отличающиеся тесной связью с правами и физиологической сущностью человека, зависимостью от прогресса в области медицины, являются порождением современного развития общества, требуют соответствующего механизма юридического обеспечения и, неоспоримо, являются обширной группой прав человека. Соматические права нуждаются в определении достойного места в системе прав человека, как в системе российского, так и международного права.
Учитывая изложенные выше особенности права, подчеркнем, что природа соматических прав определяется путем анализа исследований в разных плоскостях, с учетом достижений различных наук, то есть с применением комплексно-
го подхода. На примере личностных прав как элемента системы прав человека, наиболее отчетливо прослеживается сложное переплетение религии, морали, политики и права. Они, находясь в постоянном взаимодействии, обнаруживая многочисленные грани соприкосновения, множество противоречий, пересекаются в сфере сущности соматических прав, являются неотделимыми от их субстанции, обретают специфические для этих прав качества.
Возникновение этих прав как духовнонравственных правопритязаний, а позже как законных интересов, так или иначе, перешло в признание соматических прав непосредственно правовой категорией, имеющей юридический инструментарий своего существования, пусть пока не имеющей должного уровня эффективности.
На основе указанных критериев, подходов к сущности исследуемых прав, пытаясь отразить их юридико-социальную сущность, мы полагаем, что соматические (личностные) права можно определить как комплекс прав человека, направленных на достижение максимально высокого уровня духовного и физического здоровья, включающий право свободно и ответственно принимать решения в отношении собственного тела и своей жизни с помощью достижений медицины и техники, и отражающий уровень развития государства и общества в целом.
Литература
1. Бачинин В. А. Право и религия (методологические проблемы социокультурного взаимодействия) // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 7-14.
2. Добжанский Ф. Мифы о генетическом предопределении и о Tabularasa // Человек. 2000. № 1.
3. Квачадзе М. О. Эксперименты в сфере генной инженерии и правовые вопросы // Московский журнал международного права. 1999. № 3. С. 3-10.
4. Ковлер А. И. Антропология права: учебник для вузов. М., 2002.
5. Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10. С. 43-50.
6. Лаврик М. А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 24-25.
7. Мезяев А. Б. Новое поколение прав человека: соматические права // Международная и внутригосударственная защита прав человека / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011.
8. Права человека: учебник для вузов / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003.
9. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002.
10. Сергеев Ю. Д., Павлова Ю. В. Проблемы правового регулирования методов вспомогательных репродуктивных технологий // Медицинское право. 2006. № 3.
11. Старовойтова О. Э. Соматические права и генетический риск // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: сб. науч. тр. СПб., 2007. С. 58-62.
12. Харакас С. Православие и биоэтика. СПб., 1992.
13. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пер. с англ. и фр. М., 1990. С. 7-25.
* * *
CONCEPT AND LEGAL SOCIAL ESSENCE OF SOMATIC HUMAN RIGHTS
Ye. M. Nesterova
In article the modern concept of somatic human rights reveals. It is underlined necessity of application of the complex approach to research of essence of the given rights, the basic contradictions in relations of morals, ethics and religion to this category of the rights are allocated, existing definitions of the somatic rights are resulted and author's definition is made.
Key words: somatic, personal rights, new «generation» of human rights, right to order the body.