Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балаянц М. С., Бидова Б. Б., Быстрова Ю. В., Комоско А. А.

В статье рассмотрены основные направления предупредительной деятельности, формы и виды мер предупреждения в зависимости от отрасли права, в которой они реализуются. Выявлена система профилактического воздействия в целях устранения противоправного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND TYPES OF PREVENTIVE ACTIVITIES

The article discusses the main directions of preventive activities, forms and types of preventive measures, depending on the branch of law in which they are implemented. The system of preventive influence for the purpose of elimination of illegal behavior is revealed.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_267 УДК 343.9

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE CONCEPT AND TYPES OF PREVENTIVE ACTIVITIES

БАЛАЯНЦ Михаил Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС. 302028, Россия, Орловская обл., г. Орел, б-р Победы, 5 А. E-mail: balayani300181@icloud.com;

БИДОВА Бэла Бертовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова», г. Нальчик. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: bela_007@bk.ru;

БЫСТРОВА Юлия Викторовна,

доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ правовых исследований ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М Бербекова», г. Нальчик,

заведующий кафедрой уголовного процесса и прокурорского надзора Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: zukova57@mail.ru;

КОМОСКО Анна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС. 302028, Россия, Орловская обл., г. Орел, б-р Победы, 5 А. E-mail: 89103050004@ mail.ru;

BALAYANTS Mikhail Sergeevich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA. 302028, Russia, Orel region, Orel, Pobedy b-r, 5 A. E-mail: balayani300181@icloud.com;

BIDOVA Bela Bertovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Process and Criminalistics, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: bela_007@bk.ru;

BYSTROVA Yulia Viktorovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Senior Researcher at the REC of Legal Studies of the Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik,

Head of the Department of Criminal Procedure and Prosecutorial Supervision of the I. S. Turgenev Oryol State University. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: zukova57@mail.ru;

KOMOSKO Anna Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA. 302028, Russia, Orel region, Orel, Pobedy b-r, 5 A. E-mail: 89103050004@ mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные направления предупредительной деятельности, формы и виды мер предупреждения в зависимости от отрасли права, в которой они реализуются. Выявлена система профилактического воздействия в целях устранения противоправного поведения.

Abstract: The article discusses the main directions of preventive activities, forms and types of preventive measures, depending on the branch of law in which they are implemented. The system of preventive influence for the purpose of elimination of illegal behavior is revealed.

Ключевые слова: профилактика, предупреждение, правонарушение, противоправное поведение, право.

Keywords: prevention, prevention, offense, illegal behavior, law.

Для цитирования: Балаянц М.С., Бидова Б.Б., Быстрова Ю.В., Комоско А.А. Понятие и виды профилактической деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 267-269. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_267.

For citation: Balayants M. S., Bidova B.B., Bystrova Yu. V., Komosko A.A. The concept and types of preventive activities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 267-269. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_267.

Статья поступила в редакцию: 12.04.2023

Защита личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз - является приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности. Кроме того, данные элементы в своем единстве составляют целостность национальной безопасности нашего государства. Противоправные деяния посягают на целостность государства, безопасность граждан и т.д., в связи с чем одной из приоритетных задач любого государства является противодействие и пресечение совершения противоправных деяний в обществе, а также эффективная их профилактика.

Основополагающим термином, на котором строится данное правопонимание, является термин «противоправное поведение». Термин «противоправное поведение» не имеет легального определения, однако, в научной литературе достаточно доктринальных толкований. Правовой

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

сущности противоправных деяний посвящено множество научных работ. Данная тема достаточно дискуссионная, так как именно противоправное деяние положено в основу правовой дефиниции «правонарушение». Правонарушение является единственным основанием применения мер юридической ответственности к субъекту, в связи с чем правовая дефиниция «правонарушения» присутствует практически во всех отраслях права. В качестве примера приведем наиболее часто используемые трактовки.

Административные правонарушения - это нарушения норм административного права. Они могут быть связаны с нарушением правил дорожного движения, правил охраны окружающей среды, порядка проведения массовых мероприятий и др. Административные правонарушения регулируются специальным законодательством - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисциплинарные правонарушения - это нарушения правил трудовой дисциплины, установленных трудовым законодательством, коллективными договорами, локальными актами предприятия или организации. Они могут быть связаны с нарушением режима работы, личной дисциплины, профессиональных обязанностей и др. Дисциплинарные правонарушения регулируются трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия или организации.

Гражданские правонарушения - это нарушение субъектами гражданского права норм и правил, установленных гражданским законодательством. Аналогичная терминология формируется в рамках бюджетного права, финансового и т.д. Несмотря на то, что гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения отличаются своей степенью общественной опасности, все они наносят вред интересам общества и должны быть пресечены государственными органами и судами.

Отдельным блоком выступают противоправные деяния, урегулированные нормами уголовного права, имеющие собственное наименование «преступления». В юридической литературе неоднократно встречаются тезисы о близости двух понятий «административное правонарушение» и «преступление» по степени общественной опасности, составу противоправного поведения и др. В связи с чем как теоретиками, так и практиками ставится вопрос о формировании общей системы профилактики как преступлений, так и правонарушений, именуемой в актах федерального законодательства «профилактика правонарушений».

Наличие общей системы противодействия противоправным деяниям (правонарушениям и преступлениям) обеспечивает понимание целей и задач противодействия преступности и формулирование эффективных мер для их достижения. Для устранения проблем эффективности существования данной системы необходимо разработать единые и понятные определения основных терминов и использовать их последовательно в законодательных актах и в практике правоприменения. Также важно проводить систематический мониторинг уровня преступности и ее динамики, чтобы вовремя выявлять негативные тенденции и принимать меры для их предотвращения. Особое внимание следует уделять работе с рисковыми группами населения и проведению профилактической работы среди молодежи и детей в школах и других образовательных учреждениях. Также важно улучшить качество работы правоохранительных органов и систему оказания правовой помощи пострадавшим от преступлений. Это обеспечит большую доверенность населения к правосудию и увеличит эффективность противодействия преступности в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 профилактика правонарушений понимается как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

Следовательно, профилактика правонарушений определяется как совокупность применяемых мер различного характера, а предупреждение преступлений - как деятельность определенных субъектов в пределах их компетенции.

В этом смысле «профилактика» означает совокупность мероприятий, предупреждающих или предохраняющих от чего-либо, «превентивный» - значит предохраняющий от чего-либо, предупреждающий. Безусловно необходимо согласиться с Г.М. Миньковским, который полагает, что в основу «разграничения предупредительной деятельности по уровням, направлениям, видам должен быть положен анализ ее содержания»2.

С.С. Чернова под профилактикой понимает совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального

3

состояния правопорядка, так же как «предупреждение» .

Г.А. Майстренко утверждал, что «профилактику» можно определить как выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений (общая профилактика), и оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения (индивидуальная профилактика)4.

Сущность данных формулировок определяет суть профилактики правонарушений. Сами по себе «предупреждение» и «профилактика» не являются одинаковыми понятиями, однако они родственны и преследуют одну цель - не допускать совершения преступлений. Также про эти понятия необходимо сказать, что профилактика правонарушений является общим понятием и включает в себя меры предупреждения преступлений, поскольку правонарушение - понятие более широкое, чем преступление.

Вместе с тем, легальное понятие профилактики правонарушений не отражает только деятельность органов полиции, оно является по своей сути обобщающим деятельность в том числе органов публичной власти, в том числе регионального и местного уровней. Полагаем, что такое смешение не является положительным фактом в правоприменительной деятельности. «Переплетение» полномочий органов публичной власти разных уровней порождает неэффективное исполнение возложенных функций, так как происходит «рассеивание» ответственности за не-

1 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 26. - Ст. 3851.

2 Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского.

3 Чернова С.С. Профилактика правонарушений на современном этапе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. Т. 20. С. 1103 - 1105.

4 Майстренко Г.А. Понятие и сущность предупреждения правонарушений // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 4 (172). - С. 119 - 123.

Уголовно-правовые науки

надлежащеее исполнение обязанностей, что в сфере противодействия правонарушением, является недопустимым.

Казалось бы, профильный закон о профилактики правонарушений имеет своей целью отразить и закрепить функциональное поле всех субъектов профилактики, вместе с тем, только путем практических изысканий и сравнительного анализа положений данного федерального закона с иными нормативными правовыми актами можно выделить и сформулировать цели и задачи каждого субъекта профилактики.

Итак, исходя из положений федерального законодательства по своей сути профилактический меры имеют как общий, так и индивидуальный характер, так в статье 17 Закона о профилактике правонарушений содержится исчерпывающий перечень форм профилактического воздействия:

1) правовое просвещение и правовое информирование;

2) профилактическая беседа;

3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

4) профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

5) профилактический надзор;

6) социальная адаптация;

7) ресоциализация;

8) социальная реабилитация;

9) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Действующим законодательством определено девять способов профилактического воздействия на субъектов, с целью профилактики и пресечения совершения противоправных деяний. Органы внутренних дел активно применяют в своей деятельности только пять указанных форм - это профилактическая беседа; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор и объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Последние четыре формы воздействия довольно сложно отнести к деятельности органов полиции и их совершенно опрометчиво относят к деятельности органов государственной власти. Данный блок профилактических мероприятий довольно поверхностно исполняется органами государственной власти, вместе с тем как раз их направленность носит профилактический характер.

Если органы публичной власти ведут свою профилактическую деятельность путем принятия и финансирования различных государственных и муниципальных программ, то основное содержание профилактики правонарушений органами внутренних дел заключается в выявление преступлений и проступков, устранение причин и условий, способствующих их совершению, и оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения их совершения или антиобщественного поведения.

На основании изложенного, действующим законодательством на базе органов государственной власти сформирована целая система противодействия совершению противоправных деяний, обладающая целым комплексом мер, как общих, так и индивидуальных, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, принимается. Полагаем, что сфере профилактики правонарушений превентивная составляющая в деятельности уполномоченных органов должна иметь превалирующее значение.

Вместе с тем, необходимо при формировании комплексного подхода к профилактике правонарушений: обеспечить взаимодействие всех правоохранительных органов и общественных структур, объединив их в единый механизм, что представляется возможным только при высокой степени координации, слаженности деятельности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, что будет способствовать предупреждению преступности на общесоциальном уровне.

Таким образом, профилактика правонарушений заключается в применении регламентированных мер уголовно-правового и административно-правового характера, направленных на выявление и пресечение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Виды профилактического воздействия имеют общий и индивидуальный характер и осуществляются в порядке, закрепленном в законе.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2016. - № 26. - Ст. 3851.

2. Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского.

3. Майстренко Г.А. Понятие и сущность предупреждения правонарушений // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 4 (172). - С. 119 -

123.

4. Чернова С.С. Профилактика правонарушений на современном этапе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. Т. 20. С. 1103

- 1105.

References:

1. Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016 "On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation" // SZ RF. - 2016. - No. 26. - Article 3851.

2. Criminology: textbook / edited by N.F. Kuznetsova, G.M. Minkovsky.

3. Maistrenko G.A. The concept and essence of the prevention of offenses // Law and the state: theory and practice. - 2019. - № 4 (172). - P. 119 - 123.

4. Chernova S.S. Prevention of offenses at the present stage // Scientific and methodological electronic journal "Concept'. 2014. Vol. 20. pp. 1103 - 1105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.