Уголовно-правовые науки
DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_295 УДК 343.9
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ THE MAIN DIRECTIONS OF PREVENTION OF OFFENSES COMMITTED IN THE FIELD OF FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE BY INTERNAL AFFAIRS BODIES
БЫСТРОВА Юлия Викторовна,
доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник НОЦ правовых исследований ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М Бербекова», г. Нальчик,
заведующий кафедрой уголовного процесса и прокурорского надзора Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева. 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: zukova57@mail.ru;
BYSTROVA Yulia Viktorovna,
Doctor of Law, Associate Professor, Senior Researcher at the REC of Legal Studies of the Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik,
Head of the Department of Criminal Procedure and Prosecutorial Supervision of the I. S. Turgenev Oryol State University. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: zukova57@mail.ru
Краткая аннотация: в статье рассмотрены основные формы профилактики, применяемые органами внутренних дел для предупреждения семейно-бытового насилия, и как следствия профилактики преступности несовершеннолетних. Указано на несовершенство законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия. Предложены основные направления реформирования законодательства, в целях снижения уровня семейно-бытового насилия.
Abstract: the article discusses the main forms of prevention used by the internal affairs bodies to prevent domestic violence and as a consequence of the prevention of juvenile delinquency. The imperfection of legislation in the field of prevention of domestic violence is pointed out. The main directions of legislative reform are proposed in order to reduce the level of domestic violence.
Ключевые слова: профилактика, предупреждение, семейно-бытовое насилие, преступность несовершеннолетних. Keywords: prevention, prevention, domestic violence, juvenile delinquency.
Для цитирования: Быстрова Ю.В. Основные направления предупреждения правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытового насилия органами внутренних дел //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 295-296. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_295.
For citation: Bystrova Yu. V. The main directions of prevention of offenses committed in the field of family and domestic violence by internal affairs bodies //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 295-296. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_295.
Статья поступила в редакцию: 26.04.2023
Деятельность органов полиции Российской Федерации по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере относится к наиболее сложным направлениям деятельности. В связи с чем, деятельность полиции в сфере профилактики правонарушений регулируется Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»1 предупреждение (профилактика) и пресечение преступлений и административных правонарушений является основным направлением ее деятельности. Вместе с тем, отдельное место в регламентации направлений деятельности органов полиции отведено подзаконному регулированию. Так, например, ведомственные акты обязывают участковых уполномоченных полиции уделять особое внимание лицам, склонным к совершению бытовых преступлений, а также проведению с ними профилактических мероприятий.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в Российской Федерации уполномоченными органами применяются десять форм профилактического воздействия, пять из которых активно применяются ОВД (полицией) при осуществлении профилактики правонарушений. К ним относятся: профилактическая беседа; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор и объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.
Наилучшим образом, отражают данную специфику виды административной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН). Опираясь на основной нормативный акт, регулирующий работу данного подразделения, а именно на Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845, можно выделить следующие виды (формы) административной деятельности в рассматриваемой сфере:
- комплекс мероприятий по проведению индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и их законных представителей;
- использования административных мер, направленных на рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях несовершеннолетних;
- применение мер административного принуждения на лиц, совершающих различного рода противоправные действия в отношении несовершеннолетних;
- осуществление административно-юрисдикционных мер по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, находящихся в компетенции инспекторов ПДН;
- реализация административных (управленческих) мер по взаимодействию с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Следует отметить, что формирование правовой основы деятельности участкового уполномоченного полиции по противодействию правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе по проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, склонными к совершению таких правонарушений, заняло достаточно длительное время.
1 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции»//Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)
Важно, чтобы меры индивидуальной профилактики правонарушений были эффективными и ориентированы на решение проблемы. Важно, чтобы проводимые мероприятия были не только формальными, но и направлены на решение конкретных проблем конкретных лиц.
Также важно, чтобы проводимые меры были не только репрессивными, но и включали в себя социальную помощь и поддержку лицам, нуждающимся в ней. Это могут быть мероприятия по социальной адаптации, трудоустройству, лечению от зависимостей и др.
Кроме того, важно обеспечить контроль за проводимыми мероприятиями, чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов и защитить права и свободы граждан.
При применении вышеуказанных форм воздействия у участковых уполномоченных достаточно много проблем возникает при проведении профилактических мероприятий с правонарушителями в семейно-бытовой сфере. Домашнее насилие имеет ярко выраженный латентный характер. Для формирования плана профилактических мероприятий достаточно сложно установить причину противоправного поведения семье. Ситуацию в данном случае нужно рассматривать комплексно с применением различных психологических аспектов.
Недостатки в действующей системе профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере ярко проявились в особый период - период пандемии. Количество совершенных актов семейного (домашнего) насилия в период пандемии ужасает, так 2680 женщин погибли от домашнего насилия в РФ за 2020 и 2021 годы. Это составляет соответственно 70,9% и 71,1% от всех случаев убийств женщин в стране. Данные показатели свидетельствуют об отсутствии действенного плана профилактических мероприятий в нашей стране в сфере пресечения правонарушений в семейно-бытовой сфере. Не обладая достаточными познаниями, в том числе в сфере психологии, уполномоченные органа несвоевременно принимают меры для пресечения противоправного поведения лица. Действия законодателя также не отличаются быстрым реагированием на складывающуюся ситуацию. Так, в октябре 2019 г. положения Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (п. 12 ч. 1 ст. 13) дополнены компетентными полномочиями полиции объявлять гражданину официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия правонарушениям, либо антиобщественного поведения или поведения против общества. В последующем 4 марта 2022 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации Приказом № 119 установлены порядок объявления сотрудниками полиции такого официального предостережения, его форма и категория должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение1. Итак, на формирование механизма предотвращения преступного поведения у законодателя ушло почти два года, которые как раз таки и пришлись на пандемийный период.
Действительно, объявление официального предостережения может сыграть важную роль в профилактике правонарушений, в том числе и в сфере семейно-бытовых конфликтов. Оно может служить средством предупреждения потенциальных нарушителей о недопустимости определенных действий и создавать условия для более эффективной работы правоохранительных органов. Если ориентироваться на криминологический портрет «домашнего дебошира», то это лицо не отличается какими либо волевыми качествами, не стремиться совершить преступное деяние явно, и не рассчитывает на сопротивление со стороны жертвы. В связи с чем, опираясь на эти специфические психологические черты характера можно смело утверждать, что вовремя объявленное предостережение со стороны правоохранительных органов действительно могли бы пресечь его дальнейшую противоправную деятельность в семье.
Однако, для того чтобы объявление официального предостережения стало эффективным инструментом профилактики, необходимо не только его введение в законодательство, но и проведение информационной работы среди населения. Важно объяснить гражданам, что такое официальное предостережение, какие действия могут быть признаны нарушением и какие могут быть последствия для нарушителя.
Также необходимо обеспечить возможность правоохранительным органам использовать данное правоохранительное средство в своей работе. Это может быть достигнуто через проведение специальных курсов повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов и установление соответствующих процедур объявления официального предостережения.
Немаловажным фактором в работе участкового уполномоченного является активное использование автоматизированных информационно-поисковых и адресно-справочных баз, в которых содержится информация о лицах, склонных к противоправной деятельности. Только путем постоянного ежедневного мониторинга справочных систем позволит участковому уполномоченному сформировать план упреждающих мероприятий на своем административном участке. Вместе с тем, работа в информационно- поисковой системе осложняется тем, что на настоящий момент даже в актах, регламентирующих работу участкового уполномоченного на административном участке при профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере, отсутствует перечень противоправных деяний, относящихся к семейно-бытовым правонарушениям.
Таким образом, действующим законодательством не установлен перечень специальных профилактических мероприятий, применяемых для профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере. Участковый уполномоченный на своем административном участке для профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере применяет общий порядок профилактики правонарушений, установленный действующим законодательством. Вместе с тем, полагаем, что меры для профилактики домашнего насилия, а также формы воздействия необходимо сконцентрировать и выделить в форме обособленной главы в действующем нормативном правовом акте либо принять специализированный закон о противодействию домашнему насилию. Кроме того, учитывая спектр работы участкового уполномоченного на вверенном ему административном участке, полагаем необходимым выделить и закрепить структурную единицу в органах внутренних дел, как в ситуации с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, уполномоченную на профилактику правонарушений в семейно-бытовой сфере.
Библиогра фия:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции»//Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
2. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, (дата доступа: 23.04.2023).
References:
1. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 12/21/2021) "On the Police"//Collection of legislation of the Russian Federation. - 02/14/2011. - No. 7. - St. 900.
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 119 dated 04.03.2020 "On certain issues of the announcement by the internal Affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior." The official Internet portal of legal information. [electronic resource]. Access mode: http://www.pravo.gov.ru , (access date: 23.04.2023).
1 Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravD.gov.nj, 23.06.2022.