Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1763
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТ / КОНФИГУРАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ / ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Плеванюк Е.А., Кизириди Э.Ю.

В статье раскрыта сущность понятия «транспортная инфраструктура»; сделан акцент на различных подходах к определению и трактовке; отражены характерные пространственно-функциональные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Плеванюк Е.А., Кизириди Э.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

УДК 340

Е.А. Плеванюк, Э.Ю. Кизириди ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье раскрыта сущность понятия «транспортная инфраструктура»; сделан акцент на различных подходах к определению и трактовке; отражены характерные пространственно-функциональные черты.

Ключевые слова: инфраструктура, транспорт, конфигурация транспортной сети, обслуживание.

На современном этапе развития экономики наиболее актуальными являются вопросы функционирования инфраструктуры. Дальнейшее развитие и размещение производительных сил, перспективы территориальной организации хозяйства и расселения в регионах России в условиях становления рыночной экономики в значительной степени зависят от развития инфраструктуры, всех звеньев инфраструктурного комплекса. В методологическом отношении важно выявить сущность понятия «инфраструктура».

В работах отдельных западных авторов в содержание «инфраструктуры» включаются все социальные услуги: законодательство, охрана порядка, просвещение, здравоохранение, транспорт, связь, энергетика, водное снабжение, система мелиорации. В энциклопедическом словаре географических терминов инфраструктура определяется как «совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения».

В экономической литературе встречаются и другие определения инфраструктуры. Так, С.А. Хей-нман рассматривает инфраструктуру материального производства как «группу отраслей, от которых в большой степени зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства в целом. Сюда относятся, прежде всего, транспорт всех видов - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом общественного производства». И.Ф. Чернявский полагает, что «понятие инфраструктуры сводится главным образом к перечислению элементов, которые, по мнению авторов, входят в ее сферу. Преимущество такого подхода в его простоте и доступности. Но, по-видимому, одного перечисления входящих в инфраструктуру отраслей, производств и объектов будет недостаточно. Важна не только простая совокупность ее составных частей, но и та их обусловленность, которая характеризует инфраструктуру как элемент производительных сил. При этом очень важно учитывать в определении понятия данной категории весь комплекс характеризующих ее признаков».

В. Жамин определяет инфраструктуру как «интегральный элемент производительных сил, включающий вспомогательные, дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие непосредственно основное производство (производственная инфраструктура), а также такие отрасли, подотрасли непроизводственной сферы, которые опосредованно связаны с процессом производства (социальная инфраструктура)». Данное определение - более емкое по содержанию: инфраструктура в своей общеэкономической функции выступает как подсистема общественного воспроизводства, обуславливающая общие условия функционирования экономики и жизнедеятельности людей. Размытость понятия «инфраструктура» и неоднозначность его определения объясняется тем, что не обоснованы четкие признаки отнесения к ней отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности. Спорным остается вопрос о том, что включать в круг объектов инфраструктуры. Введение в сферу инфраструктуры различных отраслей и их составляющих приводит к разным трактовкам данного понятия. Основным критерием выделения инфраструктуры из системы хозяйства служит особая форма трудовой деятельности, ее полезный эффект - услуги. С этим трудно не согласиться, хотя такое решение в размежевании (обособлении) элементов и систем инфраструктуры в практике исследований достигается далеко не просто.

Под транспортной инфраструктурой понимается реальная транспортная сеть, используемая для осуществления перевозок, в виде ряда узлов и связывающих их дуг, причем каждому из элементов присущи свои характеристики. Для транспортной инфраструктуры характерен линейно-узловой по преимуществу тип размещения, отличный от преобладающих типов размещения промышленной (точечный тип) и сельскохозяйственной (ареальный тип) инфраструктуры. Инфраструктура транспорта характеризуется

© Плеванюк Е.А., Кизириди Э.Ю., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

ISSN 2223-4047

универсальностью технико-экономических связей и ролью транспорта как материального носителя территориально-экономических связей и выразителя общественного и производственного (технологического) пространственного разделения труда.

Транспортная инфраструктура представляет систему пространственно выраженных элементов, включающих транспортную сеть определенной конфигурации, используемую для осуществления перевозок, а также объекты организационно-сервисного обслуживания для обеспечения эффективной транспортной работы. Основу транспортной инфраструктуры составляет транспортная сеть. Сооружения и устройства транспортной сети отличаются большой капиталоемкостью, длительными сроками строительства и реконструкции и, как следствие, невозможностью их быстрого приспособления к изменяющейся ситуации (а иногда и практической невозможностью приспособления вообще), что требует от специалистов особой тщательности при выборе мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, а также создания определенных резервов мощности. Анализ показывает, что объемы работ и меры по развитию транспортной сети, осуществляемые в определенный период, оказывают влияние на ее работу в течение нескольких последующих лет. Правильность выбора таких мер и заблаговременность их осуществления имеют особое значение. Встает проблема: как создать необходимый потенциал (провозные способности) транспорта при минимуме его средств производства (в частности дорог). Это означает, что в экономико-географических исследованиях на первый план выходят задачи повышения надежности транспортной сети и маневрирования хозяйственными связями за счет чисто территориальных их особенностей (конфигурации). Одной из существенных характеристик транспортной инфраструктуры является схема территориальной организации транспорта как форма пространственной организации сети (рисунок элементов сети). Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяет производственный потенциал и возможности развития транспортной инфраструктуры на разных уровнях. Транспортные системы со сходными количественными показателями - общая протяженность и плотность сети, масса и скорость движения транспортных средств, но с разными схемами начертания дорожной сети обладают неодинаковыми возможностями развития и выполнения перевозок. В связи с этим важным моментом в определении транспортной инфраструктуры является включение такой составляющей как конфигурация транспортных сетей. В силу своей двойственной ориентации (обслуживает производственную и социальную сферы), транспортная инфраструктура определяет не только экономическую, но и социальную ценность территории. Рассматривая влияние уровня развития транспортной сети в целом на социально-экономическое развитие территории, С.А.Тархов считает, что цикличность сети характеризует уровень освоенности территории, Н.Ф.Голиков видит в кольцевании систем линейных сооружений способ повышения эффективности их работы. И.М. Маергойз приводит пример с Францией и Венгрией, где сугубо радиальная транспортная сеть стала тормозом развития периферийных районов этих стран. О качестве конфигурации можно судить, лишь начиная с циклических структур, ибо древовидная сеть абсолютна и ненадежна. Мерами качества в данном случае выступают конфигурационные особенности транспортных сетей, их связанность, которые обуславливают инфраструктурные возможности выполнения транспортных функций в полном объеме в случае выхода из строя отдельных участков дорожной сети. Чем больше зацикленных участков транспортной сети (связок) и выше их коэффициент надежности, тем более эффективно функционирует транспортная инфраструктура.

При определении понятия «транспортная инфраструктура» следует не только перечислять входящие в ее состав элементы, но и уделять особое внимание их качественным характеристикам, которые определяют возможности транспортно-инфраструктурного обслуживания. Под транспортной инфраструктурой будем понимать транспортную сеть с определенной конфигурацией и технико -экономическими характеристиками, объекты сервисного обслуживания в зоне влияния дорожной сети, а также материально организационную структуру для обеспечения эффективной работы транспорта.

Библиографический список

1. Семина И.А. Транспортная инфраструктура в социально-экономическом и экологическом развитии региона // Проблемы региональной экологии. - № 4. - 2008. С. 126-133.

ПЛЕВАНЮКЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

КИЗИРИДИ ЭЛИНА ЮРЬЕВНА - магистрант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.