Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ'

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плеванюк Е.А., Кизириди Э.Ю.

В статье проводится исследование особенностей правового управления транспортной инфраструктурой России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

УДК 340

Е.А. Плеванюк, Э.Ю. Кизириди ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

В статье проводится исследование особенностей правового управления транспортной инфраструктурой России

Ключевые слова: транспорт, правовое регулирование, транспортная инфраструктура, государство

Одной из целей Транспортной стратегии является повышение уровня безопасности транспортной системы. В рамках достижения указанного рубежа предполагается достижение уровня безопасности движения, полетов и судоходства, соответствующего международным и национальным требованиям. Среди индикаторов достижения целей Транспортной стратегии предусмотрен соответствующий индикатор, именуемый как «доля объектов транспортной инфраструктуры, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности». И если для объектов воздушного транспорта доведение доли объектов, соответствующих требованиям транспортной безопасности, до 100 % запланировано к 2018 г., а для объектов внутреннего водного транспорта - к 2024 г., то для объектов железнодорожного транспорта к 2030 г. запланировано достижение показателя лишь в 12,6 % (и это при инновационном варианте развития), а при базовом (консервативном) варианте лишь 11,5 % объектов железнодорожного транспорта будут к 2030 г. соответствовать требованиям транспортной безопасности. В этой связи объекты железнодорожного транспорта остаются наименее защищенными по сравнению с водным и речным транспортом и, соответственно, более уязвимыми.

Учитывая, что деятельность по приведению 100 % объектов железнодорожного транспорта в соответствие с требованиями обеспечения транспортной безопасности во многом ограничивается ее финансированием, в настоящее время возрастает необходимость использования не финансовых, а иных инструментов, направленных на повышение уровня безопасности на железнодорожном транспорте, в том числе правовых и организационных. В системе МВД России полномочия в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции осуществляют органы внутренних дел на транспорте.

Это не единственные правоохранительные органы, реализующие свои функции в сфере железнодорожного транспорта. В первую очередь можно выделить специализированные органы в системе прокуратуры РФ - транспортные прокуратуры, а также специализированные следственные органы на транспорте Следственного комитета РФ. Специфику среды деятельности указанных выше правоохранительных органов определяет транспортный комплекс как объект правоохраны. В теории управления утвердилось мнение, что для успешного функционирования любой системы ее организация должна соответствовать организации внешней среды. В полной мере это относится к системе правоохранительных органов, обеспечивающих общественную безопасность и противодействие преступности на объектах железнодорожного транспорта. Например, железнодорожный транспорт определил линейно-объектовый принцип организационного построения ОВДТ, в основе которого лежит линейная дислокация объектов оперативного обслуживания и их подведомственность. Вместе с тем при более детальном рассмотрении данной системы мы обнаружим несоответствие фактического положения дел названному принципу. Так, в настоящее время в оперативном обслуживании ОВДТ находятся 16 железных дорог. При этом в сфере организационно-правового обеспечения различных управлений на транспорте МВД России по федеральному округу (далее - УТ МВД России по ФО) может находиться от одной до нескольких железных дорог. Например, в оперативном обслуживании УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу находятся объекты железнодорожного транспорта трех железных дорог (Горьковской, Куйбышевской и Приволжской), эксплуатационная длина которых составляет почти 15 тыс. километров, что определяет необходимость планирования и реализации мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров, сохранности перевозимых грузов, профилактике преступлений и правонарушений с каждой из администраций указанных железных дорог. Надзор за деятельностью ОВДТ осуществляют транспортные прокуратуры. Генеральной прокуратурой РФ соответствующие полномочия возложены на транспортные подразделения, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, а также определено, какие организационные структуры осуществляют надзор за конкретными УТ МВД России по ФО. При этом вновь обнару-

© Плеванюк Е.А., Кизириди Э.Ю., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

ISSN 2223-4047

живается, что «участки обслуживания» транспортных прокуратур прямо не соотносятся с границами участков обслуживания УТ МВД России по ФО. Например, надзор за деятельностью подразделений УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу осуществляют Приволжская и Южная транспортные прокуратуры, а Южная транспортная прокуратура осуществляет надзор за деятельностью подразделений трех УТ МВД России по ФО (по Южному, Северо-Кавказскому и частично по Приволжскому федеральным округам). Помимо этого важно помнить, что в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» должностные лица прокуратуры координируют деятельность по борьбе с преступностью, а различия в моделях организационного построения надзорного и поднадзорного органов порождают ситуации, в которых один прокурор координирует деятельность нескольких УТ МВД России по ФО, а также обстоятельства, в которых один и тот же руководитель УТ МВД России по ФО участвует в нескольких координационных совещаниях. Данное положение дел как минимум не способствует повышению эффективности координации и рациональному решению задач правоохранительной деятельности. В дополнение к этому следует отметить, что перечень объектов железнодорожного транспорта, предоставленный в оперативное обслуживание ОВДТ, не соответствует перечню объектов железнодорожного транспорта, на которые распространена юрисдикция специализированных следственных органов на транспорте Следственного комитета РФ.

Таким образом, правоохранительные органы, обеспечивающие общественную безопасность на транспорте, в настоящее время еще не выстроены в структурированную и логически завершенную систему. Вместе с тем совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти и комплексное развитие правоохранительных органов выделяются Стратегией национальной безопасности в качестве важнейших мер обеспечения государственной и общественной безопасности. В этой связи одним из шагов по реализации Стратегии национальной безопасности могло бы стать единообразное определение территориальной подведомственности, а также устранение разобщенности в ведомственных подходах к организационному построению ОВДТ, транспортных прокуратур и следственных органов на транспорте СК России.

ПЛЕВАНЮКЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

КИЗИРИДИ ЭЛИНА ЮРЬЕВНА - магистрант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.