Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ТРАНСПОРТ / ЗАКОН / ПЕРЕВОЗКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Плыгунов К.А.

В статье проводится анализ правового регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

УДК 340

К.А. Плыгунов

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

В статье проводится анализ правового регулирования пассажирских перевозок автомобильным транспортом на региональном уровне.

Ключевые слова: право, государство, транспорт, закон, перевозка.

Транспортное обслуживание населения муниципальных образований Краснодарского края осуществляется по 670 городским автобусным маршрутам регулярного сообщения и 690 пригородным муниципальным маршрутам регулярного сообщения. В трех городах Краснодарского края развита маршрутная сеть городского электрического транспорта: город Краснодар имеет трамвайные и троллейбусные маршруты; в городах Армавир, Новороссийск осуществляются троллейбусные перевозки пассажиров.

Общая протяженность маршрутной сети городского и пригородного пассажирского в муниципальных образованиях Краснодарского края составляет свыше 34 тыс.км, в том числе автобусных маршрутов городского сообщения - 10,4 тыс. км, автобусных маршрутов пригородного сообщения - 23,2 тыс. км, трамвайных линий - 124,0 км., троллейбусных линий - 263,8 км.

Значительный объем перевозок пассажиров городским транспортом приходится на город Краснодар (краевой центр), где 72% перевозок осуществляются электротранспортом (трамвай, троллейбус), а также на крупные города с численностью населения более 60 тысяч человек, такие как Анапа, Армавир, Геленджик, Кропоткин, Новороссийск, Сочи, Тихорецк.

В других муниципальных районах Краснодарского края особо развита и преобладает перевозка пассажиров по автобусным маршрутам пригородного сообщения, которыми обеспечивается связь районных центров с городскими и сельскими поселениями внутри муниципальных районов края.

Особое значение в сфере перевозок автомобильным транспортом занимают междугородные автобусные перевозки регулярного сообщения, выполняемые 95 юридическими лицами, в том числе 12 государственными предприятиями (государственными унитарными предприятиями и хозяйствующими обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю) и 356 индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица.

Перевозка пассажиров осуществляется на 92 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и на 219 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутов. При этом государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю, обслуживается 88 межмуниципальных междугородных (40%) и 27 межобластных автобусных маршрутов (30%).

Из-за нехватки средств обновление парка автобусов осуществляется недостаточно быстро. Низкое состояние парка подвижного состава не позволяет в полной мере обеспечивать техническую готовность автомобильного пассажирского транспорта регулярного сообщения для выполнения сменно-суточных планов. Средний коэффициент выпуска автобусов на городские и пригородные маршруты составляет 0,63 при рекомендуемом показателе от 0,75 до 0,85. Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных транспортных средств требует повышенных эксплуатационных затрат, ухудшает экологическую обстановку в населенных пунктах Краснодарского края и снижает безопасность дорожного движения.

Преодоление данной ситуации возможно только путем приобретения необходимого для перевозок пассажиров подвижного состава, отвечающего требованиям безопасности и комфортности. Для этого необходимо использование возможностей краевого бюджета.

С целью решения указанной проблемы в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № Пр-2134ГС, администрации и Законодательного Собрания края департаментом по транспорту и связи Краснодарского края разработан проект краевой целевой программы «Развитие городского, пригородного, междугородного пассажирского автомобильного транспорта Краснодарского края на 2009 - 2020 годы». В целях повышения качества перевозок пассажиров департаментом по транспорту и связи Краснодарского края организовано приобретение по лизинговым схемам автотранспортными предприятиями краевой формы собственности автобусов зарубежного производства, которые характеризуются в первую очередь разумным сочетанием цены и качества, а также топливной

© Плыгунов К.А., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 3-1(78)

ISSN 2223-4047

экономичностью и безопасностью. К таким относятся автобусы производства фирм «MAN», «MUDAN», «Hyndai», «Higer».

В Краснодарском крае развернута региональная система мониторинга транспортных средств. Закуплено и установлено серверное оборудование, программные средства, установлены средства спутниковой навигации на автобусах для мониторинга междугородных автобусных маршрутов, обслуживаемых государственными унитарными автопредприятиями Краснодарского края. Создана также круглосуточная дежурная диспетчерская служба контроля междугородных пассажирских перевозок на базе государственного учреждения Краснодарского края «Кубаньтрансавто» для обеспечения мониторинга междугородных пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Благодаря принятому закону в большинстве муниципальных образований значительное обновлен парк автомобилей, и, соответственно, повысился уровень качества и безопасности пассажирских перевозок. В городах Анапа, Армавир, Ейск, Новороссийск, Сочи количество легковых автомобилей, имеющих «возраст» с момента выпуска до 5 лет составляет более 66%. На уровне Краснодарского края правовая основа организации пассажирских перевозок общественным транспортом представлена Законом Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае"

Данный закон в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" с учетом необходимости государственного регулирования пассажирских перевозок и обеспечения безопасных условий перевозок пассажиров устанавливает порядок и условия организации и осуществления пассажирских перевозок, определяет обязанности и права перевозчиков и пассажиров в Краснодарском крае. Деятельность по перевозке пассажиров на территории Краснодарского края осуществляется на основе следующих принципов: равенство прав и обязанностей граждан и юридических лиц при осуществлении пассажирских перевозок; осуществление пассажирских перевозок преимущественно на основе развития предпринимательства и конкуренции предприятий и предпринимателей при условии равенства различных форм собственности; обеспечение и применение на всей территории Краснодарского края единых требований и норм осуществления пассажирских перевозок; использование целевой государственной поддержки в тех случаях, когда необходимый уровень предложения транспортных услуг не может быть обеспечен за счет деятельности предприятий и предпринимателей; свобода выбора клиентом перевозчика; выполнение перевозок собственниками либо иными владельцами транспортных средств; обеспечение безопасности в сфере осуществления пассажирских перевозок на основе применения системы единых норм и стандартов; паритетное обслуживание межмуниципальных междугородных автобусных маршрутов регулярного сообщения.

ПЛЫГУНОВ КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ - магистрант направления подготовки «Юриспруденция», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.