Научная статья на тему 'Анализ состояния и развития автомобильного транспорта республики Адыгея: региональный аспект'

Анализ состояния и развития автомобильного транспорта республики Адыгея: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / АВАРИЙНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гук Галина Александровна, Теучеж Инна Бислановна

В данной статье рассмотрены региональные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта, представлены статистические данные выполненных объе-мов перевозок ведущих предприятий автомобильного транспорта Республики Адыгея, основные показатели аварийности и уровень дорожно-транспортного травматизма в республике, исследованы вопросы охраны окружающей среды и здоровья населении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и развития автомобильного транспорта республики Адыгея: региональный аспект»

УДК 656.13.(470.621)

ББК 39.3 Г-93

Гук Галина Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры экономит и управленій на предприятиях транспорта инженерно-экономического факуль тетаМайкопского государственного технологического университета.

Теучеж Инна Бислановна, кандидат экономических наук, доиент кафедры экономики и управленій на предприятиях транспорта инженерно-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, I nna0 [email protected].

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

(рецензирована)

В данной статье рассмотрены региональные проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта, представлены статистические данные выполненных объемов перевозок ведущих предприятий автомобильного транспорта Республики Адыгея, основные показатели аварийности и уровень дорожно-транспортного травматизма в республике, исследованы вопросы охраны окружающей среды и здоровья населении.

Ключевые вопросы: транспорт, дорожно-транспортное происшествие, объем пере-возок, аварийность, безопасность дорожного движения, экономика региона.

Guk Galina Alexandrovna, Master of Technical Science, Assistant Professor of economics and management of transportation department, faculty of engineering and economics, Maykop State Technological University.

Teuchezh Inna Bislanovna, Master of Economics, Assistant Professor of economics and management of transportation department, faculty of engineering and economics, Maykop State Technological University, [email protected] mobile phone number8-928-468-20-90, Maykop.

THE ANALYSIS OF CONDITION STATUS AND DEVELOPMENT OF MOTOR TRANSPORT OF ADYGEA: REGIONAL ASPECT

The article considers regional problems and prospects of developmentof motor transport. It submits statistical data of transportation performance of the leading enterprises of motor transport in Adygea. The basic indicators of breakdown susceptibility and level of road and transport traumatism within the republic, problems of preservation of the environment and healthcare have been researched.

Keywords: transport, road and transport incident, transportation burden, breakdown susceptibility, traffic safety, regional economy.

В силу сложившихся географических условий автомобильный транспорт Республики Адыгея занимает важное место в единой транспортной системе региона и на него приходится основной объем перевозок грузов и пассажиров. Транспортный комплекс Республики Ады-гея представлен предприятиями автомобильного транспорта и сетью автомобильных дорог.

Автотранспортный комплекс представлен предприятиями различной формы собственности, такими как:

ОАО «Майкопское ГАТП» - грузовое автотранспортное предприятие осуществляет перевозку грузов;

ОАО «Автоколонна 1491», содержащее автоколонну войскового типа - осуществляет пассажирские перевозки по маршрутам общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения;

ОАО «Объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» - предоставляет пассажирам услуги вокзалов, а также осуществляет пассажирские перевозки по маршрутам общего пользования пригородного сообщения;

ОАО «Автомобилист», ст. Гиагинская - автотранспортное предприятие смешанного типа, осуществляет перевозку грузов и пассажиров по маршрутам общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения;

ОАО «Тульское ГАТП» - автотранспортное предприятие смешанного типа, осуществляет перевозку грузов и пассажиров по маршрутам общего пользования городского и пригородного сообщения;

ОАО «Кошехабльское ГАТП» - автотранспортное предприятие смешанного типа, осуществляет перевозку грузов и пассажиров по маршрутам общего пользования горо-ского и пригородного сообщения;

ОАДО «УМ и АТ» - грузовое автотранспортное предприятие и др.

Дорожное хозяйство Адыгеи на современном этапе является неотъемлемой частью единой транспортной системы страны, которое содействует решению региональных социально-экономических проблем в соответствии с утвержденной республиканской программой «Дороги Адыгеи 21 века».

Обеспеченность автомобильными дорогами с твердым покрытием Адыгеи сегодня составляет 201,6 км на 1 тыс. кв. км. Основу дорожной сети в республике составляют 207 км федеральных и 1385 км региональных автомобильных дорог. Все населенные пункты в Адыгее соединены дорогами с твердым покрытием, по этому показателю республика занимает 8 место в России. Через территорию республики проходят автомобильные трассы Туапсе - Армавир, Новороссийск - Краснодар, Джубга - Краснодар, Майкоп -Карачаевск, связывающие республику с черноморскими портами, регионами Южного федерального округа и центральной частью страны.

Несмотря на высокую плотность сети дорог в республике необхдимо ее развивать, особенно в южной части, которая инвестиционно - привлекательна для развития туризма.

В соответствии с федеральными целевыми программами «Модернизация транспортной системы России» и «Развитие транспортной системы России» до 2015 года будет начато строительство важнейших региональных автомобильных дорог - это строительство автомобильной дороги в объезд Майкопа (1 очередь) с общим объемом финансирования в 2008 году в 3о0 млн. рублей, автодороги Уляп - Тенгинская с объемом финансирования в текущем году 75 млн. рублей, будет завершена реконструкция автодороги Майкоп - Гавердовский с объемом финансирования 51,2 млн. рублей; 1,5 км автодороги ст. Даховская - плато Лагонаки. Реализация программ позволит улучшить экологию и состояние безопасности дорожного движения в городе Майкопе.

В настоящее время в автотранспортном секторе Адыгеи, как и страны в целом, сохранился ряд проблем, которые в условиях реструктуризации, экономического и финансового кризиса, существенно замедляют развития отрасли. Среди них следует отметить следующие: продолжает иметь место снижение количества специализированных предприятий, наблюдается тенденция разукрупнения транспортных компаний и перехода их в разряд частных предпринимателей; большинство профессиональных перевозчиков с трудом выдерживают конкуренцию как со стороны малого бизнеса, имеющего преимущества за счет льготного налогообложения, так и со стороны теневого, не уплачивающего налоги, в результате часть добросовестных налогоплательщиков перепрофилируется или покидает рынок транспортных услуг; основные фонды в течение длительного времени обновлялись недостаточными темпами, сохранилась тенденция их физического и морального износа, что значительно снижает коэффициент выпуска автомобилей на линию, их техническое состояние и уровень обеспечения транспортной безопасности; резкое увеличение себестоимости перевозок поставило многие автотранспортные предприятия республики, как и России в целом, на грань банкротства, автотранспортные организации вынуждены сокращать рабочие места и экономить на заработной плате работников; отсутствие полноценного контроля со стороны государства за ценообразованием на топливо приводит к ухудшению финансово-экономического положения предприятий, сокращаются воз-

можности предприятий по обновлению подвижного состава; сохраняется существенное отставание в уровне применяемых транспортных технологии и информатизации транспорта.

Динамика объемов перевозок грузового автотранспорта Адыгеи на протяжении исследуемого периода остается крайне нестабильна. На сегодняшний день наблюдается значительное падение спроса на автотранспортные услуги в результате спада производства, влияния инфляционных процессов в экономике, кризиса неплатежеспособности клиентов.

За 2008 г. год по городу перевезено 28,5 млн. пассажиров, из них: 14,8 млн. пассажиров - муниципальным унитарным предприятием «Майкопское троллейбусное управление»; 1,9 млн. открытым акционерным обществом «Автоколонна 1491»; 11,8 млн. транспортными предприятиями, объединяющими частных автопереревозчиков.

Му П «Майкопское троллейбусное управление» была обеспечена стабильная перевозка пассажиров городским электрическим транспортом. Население города обслуживали 40 троллейбусов. За 2008 год предприятием перевезено 14,7 млн. человек, выручка от оказанных услуг, выполненных работ - 72,0 млн. руб., в том числе по основной деятельности 68,3 млн. руб.

Рост доходов по основной деятельности с учетом субсидирования социальных проездных билетов из республиканского бюджета за 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 9,2%. Помимо основной деятельности Майкопское троллейбусное управление оказывало услуги населению и организациям по ремонту электродвигателей и автотранспорта, размещению рекламы на бортах и в салонах троллейбусов, на опорах контактной сети. Доходы предприятия от этих видов деятельности за 2008 год составили 3,7 млн. руб.

За отчетный период троллейбусное управление выполнило 5 капитально-восстановительных ремонтов. Для улучшения качества обслуживания пассажиров продолжалась установка в пассажирские салоны троллейбусов новых, более комфортабельных сидений собственной разработки и изготовления.

За 2008 год дотации из городского бюджета по выпадающим доходам между расчетным и утвержденным тарифом и проездным билетам длительного пользования для студентов и школьников составила 5,2 млн. руб.

Общественный пассажирский транспорт является важнейшей составной частью социальной и производственной структуры Адыгеи. Его устойчивое функционирование является одной из важнейших задач. Начавшийся экономический рост в России требует увеличения транспортной подвижности населения городов. ОАО «Объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» является координирующим звеном в организации автобусных пассажирских пригородных и междугородных перевозок в Республики Адыгея.

ОАО «Объединение АВ и АС» заключены договора на автобусные пассажирские перевозки с 50-ю предприятиями и 110-ю индивидуальными предпринимателями, что позволяет осуществлять пассажирские перевозки, как по территории Республики Адыгея, так и по всему Северо-Кавказкому региону. Ежедневно из города Майкопа уезжают около 3 тысяч человек.

Для улучшения обслуживания гостей и жителей г. Майкопа на Майкопском автовокзале открыты и возобновлены следующие автобусные маршруты Черкесск - Москва, Волгоград -Сочи. Ежедневно обслуживаются маршруты Астрахань - Сочи, Белореченск - Волжский, Майкоп - Гуково, Майкоп - Афипсип, Майкоп - Тлюстенхабль и Майкоп - Шовгеновск. Количество маршрутов в 2008 году увеличилось на 7 и составило 225 маршрутов.

Администрация Майкопского автовокзала большое значение придает реконструкции действующих линейных сооружений. Был проведен ремонт здания Майкопского автовокзала, а также для удобства пассажиров от здания автовокзала до посадочной площадки был установлен навес.

За 2008 год ОАО «Автоколонна 1491» на городских маршрутах выполнено 53542 рей-сов. Перевезено 1,9 млн. пассажиров, В целях сокращения затрат на топливо в ОАО «Автоколонна 1491» проводится большая работа по переоборудованию автобусов для работы на сжатом газе. Начиная с ноября 2005 г. переоборудовано 48 автобусов, за 2008 г. - 16. В результате за 2008 г. год затраты на топливо сокращены на 5812,6 тыс. руб.

В настоящее время на территории города Майкопа сложилась устойчивая маар-шрутная сеть пассажироперевозок автобусами малой вместимости, обслуживающих

38 городских и 8 пригородных маршрутов. За 2008 год перевезено 11,8 млн. пассажиров.

За отчетный период в республиканском центре было открыто два новых автобусных маршрута, осуществляемых автобусами особо малой вместимости и автобусный маршрут №9, который обслуживался автобусом средней вместимости. Стоимость проезда 5 рублей. Автобусный маршрут №9 обслуживал в основном социально незащищенные слои населения и дотировался из городского бюджета. Сумма дотации за 2008 год составила 383,6 тыс. руб.

В соответствии с Положением о добровольной аккредитации перевозчиков, осуществляющих таксомоторные перевозки с использованием легковых таксомоторов, в МО «Город Майкоп» за 2008 год проведена добровольная аккредитация службы такси «Комфорт».

В Адыгее, как и в целом в стране, в последнее время наблюдается резкий рост автомобилизации, к 2010 году, по оценкам специалистов, на 1000 жителей будет приходится 260-300 автотранспортных средств. Эксплуатация такого количества автотранспорта ведет и к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Анализ основных показателей аварийности крайне не утешителен, уровень дорожно-транспортного травматизма в республике остается высоким и имеет тенденцию к росту. К главным факторам, определяющим высокий уровень аварийности, относятся недостатки функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения из-за недостаточной эффективности механизмов реализации государственной политики, финансирования, стимулирования, регулирования и контроля деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном уровне, муниципальных образований.

В целях снижения ДТП и устранения причин гибели людей в РА успешно реализована «Программа повышения безопасности дорожного движения на период 20062008 годы». Она включала в себя мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения, приведению обстановки пути в соответствие со стандартами. В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в РФ и, в частности, в РА непосредственно связана с результатами социально-экономических преобразований, развитием гражданского общества и не может быть решена без совместных усилий гос-дарства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоёв населения в реализации государственных программ и проектов.

450

2003 2004 2005 2006 2007 2008

□ Кол-во ДТП □ Кол-во пострадавших

Рис. 3. ДинамикаДТП по Республике Адыгея за период с 2003-2008 гг.

В настоящие время подготовлена и принята муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007-2011 гг.», основными мероприятиями которой должны стать:

1. Совершенствование структуры управления безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Город Майкоп», современные правовые и информационные базы государственной системы управления БДД.

2. Разработка и внедрения новых форм и методов обучения безопасному поведению и воспитанию транспортной культуры детей и подростков.

3. Проведения комплекса дорожных работ по совершенствованию условий движе-

ния на потенциально опасных участках, в т.ч. устройство безопасных транспортных раз-вязок на автомобильных дорогах и ж/д переездах.

4. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения БДД.

Сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности. Республика Адыгея один из уникальных и наиболее благополучных в экологическом отношении уголков России. (В 2008 году по оценкам Международного социально-экологического союза и Независимого экологического рейтингового агентства Республика Адыгея заняла второе место и вошла в десятку наиболее экологически благоприятных регионов России). Однако, негативные процессы антропогенного происхождения носят глобальный характер и Адыгея не является исключением из общего правила. Основными загрязняющими веществами атмосферы Республики Адыгея являются: оксид углерода (II), диоксид серы, оксиды азота, углеводороды, аммиак, сероводород, пестициды, зола, сажа, оксид ванадия ^) и другие вредные вещества. В Адыгее на первое место, как загрязнитель воздушного бассейна, вышел автомобильный транспорт, его вклад в общем выбросе составил более 87%. Наибольшая доля этого ущерба (до 60%) связана с перевозкой пассажиров легковыми автомобилями. На перевозки грузов автотранспортом приходится 26,5% экологического ущерба, а на автобусные перевозки 13,5%.

□ Автобусные перевозки

□ Перевозка грузов автотранспортом

□ Перевозка пассажиров легковыми автомобилями

Рис. 4. Доля различных видов перевозок в общем экологическом ущербе от функционирования автотранспортного комплекса

Для решения вопросов экологической безопасности автотранспорта разработана и реализуется ФЦП «Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Она содействует устойчивому снижению уровня негативного воздействия автомобильного транспорта Российской Федерации на окружающую среду и здоровье населения на период до 2010 года при условии обеспечения потребностей населения и экономики в автомобильных перевозках. Указанная Программа предусматривает: улучшение качества традиционных топлив; все большее применение альтернативных моторных топлив и источников энергии; повышение экологической безопасности объектов инфраструктуры автомобильного транспорта; вторичная переработка и утилизация отходов автотранспортной деятельности; повышение экологической безопасности дорожного хозяйства.

Особое значение в современных условиях приобретает реструктуризация экономики региона, направленная на преодоление структурных диспропорций. Перспективным направлением с точки зрения инвестиционной привлекательности в Адыгее выступает развитие туристической деятельности. В настоящее время разработан ряд инвестиционных проектов

по развитию туризма, способствующих привлечению многих потенциальных инвесторов. Одним из самых значимых проектов является открытие автомагистрали «Майкоп -Солохаул - Дагомыс», позволяющих значительно повысить туристический потенциал не только Адыгеи, но и всего Юга России. Данная магистраль впервые обеспечит выход республики и сопредельных территорий к Черному морю. Реализация проекта по данной магистрали будет способствовать росту объемов перевозимых грузов и пассажиров, и в свою очередь позволит оказывать автотранспортные услуги соседним регионам.

Другим важным направлением повышения эффективности функционирования автотранспорта в системе хозяйства региона является создание регионального центра транспортной логистики с его последующей интеграцией с окружной и федеральной логистическими системами грузо- и товародвижения. Основными задачами данного центра должны являться: повышение бюджетной эффективности автогрузовой отрасли республики; создание опорной транспортной сети на территории республики и упорядочение рынка автогрузовых услуг; разработка комплекса мер по поддержке местных перевозчиков с целью повышения их деятельности; осуществление контроля и учета деятельности участников рынка автотранс-портных услуг; реализация инфокоммуникационных инновационных проектов. Исполь-зование современных систем спутниковой навигации позволит значительно повысить эффек-тивность планирования и управления процессом грузоперевозок, улучшить их качество.

Литература:

1. Киселев В. Инфраструктура Адыгеи - одна из лучших в России / Киселев В. // Совет. Адыгея. - 2008. - 18 окт. - С. 3.

2. Отчет об исполнении «Программы социально-экономического развития муниципального образования «Город Майкоп» на 2008 год». - Майкоп, 2008. - 98 с.

3. Республика Адыгея десять лет: социально-экономические итоги. - Майкоп, 2001. - 188 с.

4. Хакурате А.И. Негативное воздействие транспорта на окружающую природную среду //Вестник АГУ. - №1-3. - С. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.