Научная статья на тему 'Перспективы развития автомобильной составляющей г. Новороссийска'

Перспективы развития автомобильной составляющей г. Новороссийска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
442
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ ГОРОДА (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) / ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ / МАГИСТРАЛЬНЫЕ ДОРОГИ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алексеева Ольга Валерьевна, Алексеев Юрий Алексеевич

Приведена оценка транспортной системы г. Новороссийска. Раскрыты перспективы развития города и края. Рассмотрены проблемы автомобильного транспорта муниципального образования г. Новороссийск. Приведены рекомендации по повышению пропускной способности автомобильных магистралей города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The overview provides of the transport system of Novorossiysk. Prospects are open of a development of the city and edge. Problems consider of the motor transport of municipality Novorossiysk. Recommendations are provide about increase of capacity of automobile highways of the city

Текст научной работы на тему «Перспективы развития автомобильной составляющей г. Новороссийска»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ Г. НОВОРОССИЙСКА

Аннотация. Приведена оценка транспортной системы г. Новороссийска. Раскрыты перспективы развития города и края. Рассмотрены проблемы автомобильного транспорта муниципального образования г. Новороссийск. Приведены рекомендации по повышению пропускной способности автомобильных магистралей города. Ключевые слова: автомобильная составляющая, повышение пропускной способности автомобильных дорог, транспортные услуги города (муниципального образования), перевозки грузов, магистральные дороги города.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE AUTOMOBILE PART OF NOVOROSSIYSK

Annotation. The overview provides of the transport system of Novorossiysk. Prospects are open of a development of the city and edge. Problems consider of the motor transport of municipality Novorossiysk. Recommendations are provide about increase of capacity of automobile highways of the city.

Keywords: automobile component, increase of capacity of highways, transport services of the city (municipality), transportation of goods, main city roads.

Город-герой Новороссийск - муниципальное образование, территориально расположенное на юго-западе Краснодарского края, является субъектом местного самоуправления краевого подчинения. Город имеет общие административные границы с Крымским, Анапским и Геленджикским районами, находящимися от него на севере, западе и востоке соответственно. На юге расположена Цемесская (Новороссийская) бухта [6].

Основой городской экономики и наиболее эффективным ее сектором является транспортный комплекс, который обеспечивает работой более 25 % трудоспособного населения города, а налоговые отчисления формируют основу бюджета города. В транспортном комплексе насчитывается 31 крупное и среднее предприятие с численностью работающих 21 526 чел. Доля объемов услуг крупных и средних предприятий транспортного комплекса за 2012 г. составила 52,2 % объемов производства продукции, выполненных работ (услуг) в целом по городу.

Объем услуг, оказанных крупными и средними предприятиями транспортного комплекса, за 2012 г. составил 99,2 млрд руб., что на 11,2 млрд руб. или на 12,7 % больше, чем за 2011 г. в действующих ценах (см. табл. 1).

Таблица 1

Объем услуг транспортного комплекса города по видам деятельности, млн руб. [3; 4]

Вид деятельности 2012 год 2011 год Темп роста, %

Деятельность сухопутного транспорта 68589,3 61632,4 111,3

в том числе транспортирование по трубам нефти и нефтепродуктов 67536,8 60637,3 111,4

Деятельность водного транспорта 27,9 26,9 103,5

Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 30567,1 26344,6 116,0

Итого 99184,3 88003,9 112,7

УДК 338:47:656

О.В. Алексеева Ю.А. Алексеев

Olga Alekseeva Yuriy Alekseev

© Алексеева О.В., Алексеев Ю.А., 2015

Как видно из таблицы, в 2012 г. объем деятельности сухопутного транспорта увеличился на 11,3 %, деятельность водного транспорта - на 3,5 %, а вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - на 16 %.

Рост объемов услуг предприятий транспортного комплекса отмечен по всем видам деятельности.

Маршрутная сеть муниципального образования город Новороссийск включает в себя: 37 городских, 8 пригородных автобусных маршрутов регулярного сообщения и 7 троллейбусных маршрутов.

Индивидуальными предпринимателями в 2012 г. приобретено 65 единиц транспорта с повышенными условиями комфортности. При этом вместимость транспорта возросла с 13 до 18 и более пассажиров [3].

Высокое значение транспортной составляющей можно наблюдать в следующей таблице -объем производства товаров и услуг муниципального образования г. Новороссийск (см. табл. 2).

Таблица 2

Объем производства товаров и услуг в г. Новороссийске [3; 4]

Наименование отрасли Отгружено товаров, выполнено работ (услуг) в действующих ценах, млн руб. Удельный вес

2012 г. 2011 г. Темпы роста, в % по отраслям, 2011 г.

1. Промышленность 36 319,6 32 059,8 113,3 19,1

2. Транспорт 99 184,3 88 003,9 112,7 52,2

3. Связь 2 465,5 2 191,6 112,5 1,3

4. Строительство 9 670,6 9 083,7 106,5 5,1

5. Розничная торговля 8 129,6 7 083,0 114,8 4,3

6. Общественное питание 173,9 173,5 100,2 0,1

7. Оптовая торговля 29 330,7 27 483,9 106,7 15,4

8. Платные услуги населению 3 989,0 4 040,5 98,7 2,1

9. Сельское хозяйство, парковое хозяйство 749,7 1 033,0 72,6 0,4

ИТОГО: 190 012,8 171 153,0 111,0 100,0

Из таблицы видно, что наибольший объем услуг среди отраслей оказывает транспортный комплекс. При этом в 2013 г. объем его услуг составил 85,5 млрд руб., что на 15,3 % меньше, чем в 2012 г. Основной причиной снижения показателей является сокращение объемов перевалки нефти в результате реконструкции нефтепровода «Тихорецк - Новороссийск».

Кроме того, объем услуг транспорта, выполненных крупными и средними организациями транспортного комплекса снизился на 15,3 %, а количество предприятий транспорта возросло на 2,5 %, количество предприятий транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки снизилось на 8,7 %, количество перевезенных грузов крупными и средними предприятиями и организациями всех видов деятельности снизилось на 2,2 %. В целом, объем перевозочной деятельности грузовых компаний имеет тенденцию к снижению, что является отрицательным фактором [1; 5].

Доля объемов транспортных услуг, оказываемых крупными и средними предприятиями транспортного комплекса, являющихся для города бюджетообразующими, составляет около 90 % общего объема транспортных услуг.

При этом грузооборот терминалов в порту Новороссийск составил 76,1 млн т, что на 8,4 % ниже объемов 2012 г.

Однако развитие портового хозяйства невозможно без формирования развитой сети автомобильных дорог. Город Новороссийск, как крупнейший транспортный центр Юга России находится на

пересечении крупных федеральных автодорог. Транспорт, следующий в этих направлениях, проходит транзитом через территорию города.

В частности, федеральная автодорога Новороссийск - Сочи подходит к городу с юго-востока, ее продолжением фактически является федеральная автодорога Новороссийск - Анапа - порт Кавказ. Федеральная автомобильная дорога Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск - Геленджик (через Краснодар, Крымск и Верхнебаканский) входит в город по ул. Анапское шоссе.

Обе автомагистрали имеют огромное значение для внутренних и международных перевозок. Недалеко от Новороссийска расположены аэропорты: Геленджик (30 км), Анапа (50 км) и Краснодар (145 км).

Кроме федеральных магистральных дорог, в пригороде Новороссийска развита сеть территориальных дорог, которые связывают его с прилегающими населенными пунктами. Все они имеют асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 6 м., исключение составляет автодорога, соединяющая Приморский и Восточный районы города, ширина проезжей части которой составляет 9 м. По всей сети организовано пригородное автобусное движение.

Общая протяженность автомобильных дорог муниципального образования город Новороссийск составляет 603,5 км, из них с асфальтобетонным покрытием - 350,9 км, с цементнобетонным покрытием - 17,3 км, с гравийным покрытием - 225,3 км, с грунтовым покрытием - 10,0 км. Протяженность автодорог, проходящих по населенным пунктам, оборудованным искусственным освещением - 352,0 км. Протяженность линейной дорожной разметки составляет 119,9 км. [3; 4].

Внутри города действуют десятки маршрутов общественного транспорта: есть троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. С новороссийского автовокзала отправляются пригородные, междугородние, межобластные автобусы.

Помимо автотранспорта, в городе имеется пассажирская железнодорожная станция и подъездные пути порта. Все они формируют транспортную систему города. В настоящее время она практически исчерпала свои возможности и не справляется с потоком железнодорожного и автотранспорта, что негативно влияет на развитие города и негативно сказывается на его развитии.

Грузооборот железнодорожной станции Новороссийск за прошедшие 9-10 лет вырос практически в три раза с 11 до 30 млн т. грузов в год, а интенсивность движения транспортных средств по основным автомобильным магистралям, соединяющим порт и федеральные трассы, составляет более 40 000 автомобилей в сутки, что в несколько раз превышает их пропускную способность [1]. При этом автомагистрали для перевозки грузов, пассажирских автобусов и личного транспорта одни и те же. Большой поток груженых автомобилей негативно сказывается на сохранности асфальтового покрытия, что влечет за собой увеличение расходов Краснодарского края на его сохранность, а также затрудняет и замедляет процесс движения легкового транспорта.

Чтобы наиболее эффективно использовать транзитный потенциал Новороссийского порта и обеспечить растущий грузооборот, в рамках целевой федеральной программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг.» был разработан и принят проект «Комплексное развитее Новороссийского транспортного узла», включающий железнодорожную, автомобильную и логистическую составляющие, с учетом реализации инвестиционных проектов по увеличению мощности Новороссийского морского порта. Цель проекта - комплексная модернизация и развитие всех подсистем транспортной инфраструктуры Новороссийского узла с перспективой создания на его базе современного логистического центра для автоматизированного управления грузопотоками [2].

Проект предусматривает мероприятия по усовершенствованию транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в целом и создание современного транспортного кластера для обеспечения стабильной работы предприятий региона.

В рамках проекта предусмотрено строительство и реконструкция 15 объектов портовой, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры.

Финансирование 10 объектов будет производиться частными инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. Реализацию пяти проектов планируется осуществить за счет федеральных средств. Рассмотрим подробнее автомобильную составляющую проекта, так как она наиболее остро нуждается в реконструкции.

Доставка грузов в Новороссийский порт автомобильным транспортом осуществляется по схеме, которая наряду с федеральными трассами М-25, М-4 «Дон» включает также городские магистрали. Большегрузные автомобили составляют значительную часть потока, и существующие дороги не справляются с ним. Расширение автодорог, проходящих по плотно застроенной территории, потребует сноса большого числа зданий, что может привести к негативным социальным последствиям.

Проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла» в части объектов дорожного строительства предусматривает изменение транспортной схемы доставки грузов, в том числе с целью разгрузки существующих автомобильных дорог.

После ее трансформации, движение автотранспорта к терминалам порта и от них будет осуществляться по федеральной трассе М-25, новой автодороге федерального значения, соединяющую порт и разные районы пригорода с выездом на трассу Новороссийск - Краснодар, к терминалам порта и новым соединительным участкам. Поток автомобилей минует улично-дорожную сеть в обход густонаселенных районов города.

Для организации согласованного с партнерами по перевозочному процессу подвода грузов к портам и пограничным переходам, обеспечивающего эффективное использование транспортных средств, необходимо внедрение логистической системы управления перевозками грузов в смешанном сообщении. На базе Новороссийского транспортного узла планируется создание мультимодального логистического центра.

Данный логистический центр займется отработкой четкой системы взаимоотношений всех стивидорных, экспедиторских и агентских компаний, подключением центров транспортной логистики ОАО «Российские железные дороги». Это позволит увеличить пропускную способность Новороссийского транспортного узла за счет оптимизации распределения грузопотоков.

Будет создана информационная база точного и достоверного фрахта судов, проводиться совместное планирование и координация перевозок с учетом различных видов транспорта и экспедиторов. Центр позволит наладить скоординированную работу Новороссийского транспортного узла с другими российскими и зарубежными транспортными сетями, и центрами. Деятельность такого центра позволит уменьшить простои судов в порту и вагонов на припортовых станциях Новороссийска за счет планирования графика подвода подвижного состава к терминалам порта, а предприятия морского, железнодорожного и автомобильного транспорта смогут принимать согласованные решения по строительству и реконструкции транспортных узлов.

Единая информационная система логистического центра Новороссийского транспортного узла обеспечит электронный документооборот между всеми участниками транспортного процесса, что ускорит оформление перевозок. Кроме того, объединение в едином пространстве представителей всех участников транспортного процесса позволит им действовать согласованно при возникновении нештатных ситуаций и послужит развитию региона и страны в целом посредством формирования ключевого звена в системе международных транспортных коридоров (МТК) по территории России.

Ряд стран, поддерживаемых международными финансовыми структурами, стремится проводить политику транспортной изоляции России на основе формирования альтернативных евроазиатских коридоров, основным из которых является ТРАСЕКА: Европа - Черное море - Грузия (Поти) -Азербайджан (Баку) - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая. В этих условиях транспортная система Юга России в перспективе может создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА при определенной корректировке направлений и темпов своего развития.

Система международных коридоров в Южном федеральном округе включает участки евразийских МТК «Север-Юг» и «Транссиб», а также продлеваемых в Россию Панъевропейских коридоров [4].

Южный федеральный округ пересекают транспортные коридоры:

- МТК «Север-Юг» (Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Астрахань - Каспийское море - Иран), с ответвлениями через Ростов на Новороссийск, Ставрополь - Кочубей - Махачкала -Азербайджан;

- ответвление Транссиба (Новороссийск - Сальск - Волгоград - Самара - Транссиб);

- Дунайский водно-транспортный коридор № 7 (Дунай - Дон - Волга).

Перспективу развития через регион имеют также МТК № 3 (Берлин - Дрезден - Киев), который продлевается через Ростовскую область на Владикавказ и Тбилиси, а также через Белую Калитву на Волгоград и далее, в Среднюю Азию, МТК № 4 (Вена - Будапешт - Бухарест - Кишинев) - Одесса - Ростов-Астрахань и далее, до присоединения к проекту ТРАСЕКА в Казахстане. В формировании продлеваемого коридора используются автомобильная и железнодорожная магистрали Ростов -Одесса - Кишинев; МТК № 9-б (Клайпеда (Калининград) - Киев) - Харьков - Ростов и далее, на Махачкалу - Баку - Тегеран. Этот коридор связывает порты Балтии с портами Каспия, а также с МТК «Север - Юг» и МТК № 3 [1; 2].

Понимая значимость транспортной инфраструктуры для дальнейшего развития промышленного потенциала страны, края и города, принимаются необходимые меры по созданию комфортных условий для привлечения частных инвестиций и инвестиционной поддержки регионального уровня.

Несмотря на то, что развитие Новороссийского транспортного узла должно существенно снизить нагрузку на транспортную систему МО г. Новороссийск, оно может и вызвать обратный эффект. Развитие любой области в первую очередь вызывает развитие структуры, которая занимается обслуживанием этой области.

Увеличение грузовых потоков, развитие контейнерных перевозок вызовет рост количества предприятий, обслуживающих данные потоки (экспедиторские, агентские, брокерские, стивидорные компании и т.п.). Кроме того, рост объемов жилищного строительства приведет к значительному увеличению количества легкового транспорта и возникновению заторов на основных магистралях города и края.

Для решения этой проблемы необходимо воспользоваться проектом Новороссийского транспортного узла и смоделировать его на дорожное движение города с целью его оптимизации.

Ключевыми моментами в данном случае будут являться:

- установка и настройка светофоров на перекрестках с усиленным траффиком с возможностью переключения их работы в режим, обеспечивающий максимальное прохождение транспортного потока по главным транспортным параллелям и меридианам города, добавление дополнительных секций светофора для исключения скопления автотранспорта, на перекрестках с интенсивным движением в работу светофора вводить добавочное время для пешеходов, производить синхронизацию работы светофоров на основных транспортных артериях города для создания «зеленой волны» в моменты затруднения движения автомобилей;

- обновление и нанесение корректной дорожной разметки, позволяющей исключить вынужденные остановки и создание «разрывов» в разметке на длинных улицах для возможности разворота; исключить дорожную разметку, заставляющую осуществлять вынужденные маневры, и, как следствие, остановку автотранспорта и образование пробок; на центральных улицах выделить полосу для маршрутного транспорта, что позволит организовать их движение избежать парковок возле бордюров;

- возведение многоуровневых паркингов, особенно в новых микрорайонах, где сейчас идет активное строительство многоэтажных домов и в районах с большой концентрацией административных, офисных и торговых центров;

- своевременное информирование участников автомобильного движения путем использования информационных и компьютерных ресурсов или с помощью других гаджетов с целью оптимизации пассажиро- и автопотока, информировать участников дорожного движения по системе «СйуУ^юп» в случае возникновения затруднения движения на дороге, а также переключать работу светофоров в режимы, способствующие перенаправлению транспортного потока по другим улицам.

- модернизация дорожного полотна, которая заключается в асфальтирование и устройство второстепенных дорог, как альтернативный вариант основным артериям, перенос действующего автовокзала из центра города в пригород с организацией маршрутного движения, осуществление перегрузки грузов из контейнеров в грузовые автомобили на терминалах, находящихся на окраине города, товаров с больших грузовиков на малые для дальнейшей транспортировки по городу.

Библиографический список

1. Акватория успешного бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kgo.rcb.ru/2014/otchet/nmtp-otehet-rus-2013.pdf (дата обращения : 20.09.2014).

2. Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла. Краснодарский край [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.myshared.ru/slide/358142/ (дата обращения : 15.09.2014).

3. Отчет об основных итогах экономического и социального развития города-героя Новороссийска за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.admnvrsk.ru (дата обращения : 20.10.2014).

4. Отчет об основных итогах экономического и социального развития города-героя Новороссийска за 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.admnvrsk.ru (дата обращения : 20.10.2014).

5. Официальный сайт ОАО «Новороссийский морской торговый порт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.nmtp.info/holding/investors/reporting/msfo/ (дата обращения : 18.09.2014).

6. Сайт администрации города-героя Новороссийска [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.admnvrsk.ru (дата обращения : 20.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.