Научная статья на тему 'Понятие и сущность трансакционных издержек'

Понятие и сущность трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2732
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амиров А. К.

В статье раскрываются понятие и сущность трансакционных издержек, связанных с любой сделкой на рынке. Определены основные виды издержек трансакции в целях их принятия к бухгалтерскому учету как затрат по подготовке и реализации контракта. Значительное внимание уделено основным измерителям трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ESSENCE OF COSTS OF TRANSACTION

In clause the concept and essence of costs of transaction connected with any transaction in the market reveal. The basic kinds of costs of transaction with a view of their acceptance to book keeping as expenses on preparation and realization of the contract are certain. The significant attention is given to the basic measuring instruments of costs of transaction.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность трансакционных издержек»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

УДК 657.471

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРАНСАШИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

А.К. Амиров,

докторант кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Рынок, по сути, является местом обмена товарами, различными видами деятельности или юридическими обязательствами, сделок долговременного и краткосрочного характера, как требующих детализированного документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Все взаимодействия участников обмена при заключении сделки закрепляются контрактом. Однако при его заключении участники сделки имеют ограниченный (заданный) уровень удовлетворения своих потребностей, который возникает вследствие двух допущений относительно человеческого поведения, а именно - ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Совершенная (полная) рациональность предполагает оптимальное использование участниками рынка всей доступной им информации в целях достижения своей максимальной выгоды; в свою очередь, ограниченная рациональность означает наличие у них посредственных способностей к поиску, обработке и использованию необходимой информации. Оппортунистическим является поведение, при котором участники рынка преследуют личный интерес с использованием коварства, т.е. стремятся воспользоваться открывающимися возможностями и обернуть к своей выгоде скрытые и/или трудно предвидимые события и действия.

Сочетание ограниченной рациональности и оппортунизма позволяет получить простой и надежный набор допущений, необходимых для объяснения существования альтернативных организационных структур и потребности в институтах, регулирующих экономическое поведение, делающих возможным совершение трансакций. В свою очередь, поиск путей, способствующих снижению трансакционных издержек при совершении сделок, становится главным вопросом при заключении контракта.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 1930-е гг. в его статье «Природа фирмы» для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он видел в сдерживании ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля. С его точки зрения, некоторые трансакции дешевле производить внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В дальнейшем трактовка Р. Коуза подверглась корректировкам и модификациям, но понятие трансакционных издержек было воспринято западной экономической теорией и со временем приобрело огромную аналитическую значимость.

К. Эрроу назвал трансакционные издержки издержками по поддержанию экономических систем на ходу, сравнив это понятие с понятием трения в физике.

Даже простое перечисление имеющихся определений много говорит о содержании данной категории: «издержки по обмену правами собственности», «издержки по осуществлению и защите контрактов», «издержки получения выгод от специализации и разделения труда». В их составе Й. Барцель выделяет «издержки измерения», Дж. Стиглер - «информационные издержки», О. Уильямсон - «издержки оппортунистического поведения», М. Йенсен и У. Меклинг - «издержки контроля за поведением исполнителя (агента)».

Самое действенное определение принадлежит, вероятно, С. Чену. Он говорит, что в самом широком смысле слова трансакционные издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе пред -ставить в экономике Робинзона Крузо. Поскольку процесс производства требует известных затрат и от Робин -зона Крузо, значит, в экономике с двумя и более участниками трансакционными издержками следует считать все затраты сверх и помимо собственных издержек производства. Итак, чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем выше при прочих равных условиях уровень трансакционных издержек.

В западной литературе обычно выделяют пять классов издержек трансакции.

1. Издержки поиска информации. Представляют собой издержки, связанные с исследованием рынка, иными словами - издержки поиска партнера, заинтересованного в свершении сделки. Перед тем как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциаль -ных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, заключение и оформление контрактов. При этом необходимо оценить общие условия сделки, не забывая о вероятности наступления некоторых непредсказуемых заранее событий. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга -это комплекс характеристик. В акте обмена неминуемо учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает крайне приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, для их оценки приходится пользоваться заменителями (эталонами, промышленными образцами, буклетами и т.п.). Измерение - это квантификация информации. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, проведение собственно измерения, осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, це-

лью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Совершение трансакции может потребовать вмешательства третьей стороны. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от их плохой спецификации и ненадежной защиты. Издержки, возникающие в процессе вмешательства третьей стороны, особенно высоки, если некоторые характеристики трансакции нельзя наблюдать напрямую или это доступно лишь непосредственным участникам, а не третьей стороне. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе кон-сенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и (с точки зрения экономической теории) интересный элемент трансакционных издержек. Сам термин - «оппортунистическое поведение» - был введен О. Уильямсоном. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относят различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа возникают из-за асимметрии информации и связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут уклоняться от условий договора (т.е. предоставлять услуги меньшего объема или худшего качества) в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности.

Различают две основные формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание (shirking), когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору. Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой, или, как назвали это А. Алчиян и Г Демсец, командой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности команды цеха, отдела или всего завода (фирмы)? Приходится использовать суррогатные измерители и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными. При асимметрии информации (подчиненный точно знает, сколько им вложено труда, а руководитель лишь приблизительно) существуют и стимулы, и возможности для работы с меньшей отдачей.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда - отрицательные стимулы,

подталкивающие к отлыниванию. Если информация о действительном поведении агента является дорогостоящей, в известных границах он будет действовать бесконтрольно, следуя своим интересам, далеко не во всем совпадающим с интересами руководителей. Отсюда -возможность отлынивать (в пределах безопасности). Поэтому в частных фирмах создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т.д. Сокращение издержек оппортунистического поведения -главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического поведения -вымогательство (holding-up). Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов команды. Это значит, что, если какой-то фактор решит покинуть команду, остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые экономические потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из команды. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно все равно оказывается сопряжено с реальными потерями. Во-первых, учитывая угрозу вымогательства, участники команды будут избегать долговременных инвестиций. Во-вторых, чтобы застраховать себя от этой опасности, они будут стремиться заключать долговременные контракты, оговаривая в них условия выхода из команды, штрафные санкции за преждевременные выходы и т.д.

Трансакционные издержки представляют собой затраты, связанные с подготовкой и реализацией контракта. Они состоят из ex ante издержек разработки, согласования и включения в текст контракта гарантий его выполнения, а также из ex post издержек, связанных с неполнотой контракта и необходимостью его корректировки по мере осуществления, из-за выявления пропусков , ошибок и непредвиденных обстоятельств.

Величина трансакционных издержек, возникающих при совершении любой сделки, определяется тремя основными измерителями:

• степенью неопределенности внешней среды;

• частотой совершения сделки;

• степенью специфичности вовлеченных в нее активов.

Неопределенность, сопровождающая осуществление трансакции, проистекает из двух потенциальных источников. Внутренний источник неопределенности заключается в поведении участников сделки в условиях, когда невозможно или слишком дорого фиксировать и/ или проверить ряд поступков. В некотором смысле речь идет о моральном риске. Внешний источник неопределенности обусловлен невозможностью точного предсказания открывающихся возможностей, что стимулирует оппортунизм. Важный вопрос заключается в том, наблюдается ли интерференция различных типов неопределенности, усиливается ли их амплитуда и часто ли они возникают. Основное предсказание, делаемое на основе теории, гласит, что частые и усиливающие друг друга

неопределенности приводят к росту издержек на рынке, тем самым способствуя централизации трансакций в рамках фирмы. Специально подчеркивал влияние неопределенности на трансакционные издержки и Р. Коуз. Он анализировал ставший сегодня классическим пример вертикальной интеграции поставщика «Fisher Body» в компанию «General Motors», увязывая решение отказаться от контрактных отношений в пользу использования единой управленческой структуры со стремлением уменьшить неопределенность. Аналогичным образом создание альянсов между фирмами в высокотехнологичных секторах экономики можно интерпретировать как использование организационной структуры для распределения бремени издержек, обусловленных усиливающими друг друга источниками неопределенности.

Другим фактором, влияющим на издержки и тем самым определяющим выбор управленческой структуры, является частота осуществления трансакции, или одного и того же типа сделок. Чем чаще агент совершает определенную сделку, тем лучше он узнает ее характерные особенности и тем ниже возникающие трансакционные издержки. С одной стороны, часто совершаемая сделка, облегчая изучение участниками ее параметров, делает предпочтительными контрактные взаимодействия на рынке. С другой стороны, частые трансакции одного и того же типа стимулируют возникновение рутины, делая контроль за их реализацией более легким, а это следует признать фактором выбора в пользу интегрированной фирмы, ведь происходит экономия на издержках мониторинга и контроля.

Третья характеристика трансакций была определена как степень специфичности вовлеченных в нее активов. Мысль о практически полной детерминированности уровня трансакционных издержек и, следовательно , выбора управленческой структуры степенью специфичности активов была сформулирована Клейном и его коллегами. Они определяют актив специфичным, если его использование обеспечивает квазиренту, т.е. превышение ценности (актива) над доходом от его наилучшего альтернативного использования. Потенциально присваиваемая часть квазиренты равна разнице между текущей ценностью и ценностью для лучшего аль -тернативного пользователя.

Существует шесть основных параметров специфичности активов.

1. Специфичность по месту расположения возникает, если двусторонняя зависимость связана с местом расположения активов. Например, алюминиевые заводы обычно размещают вблизи от крупных электростанций, а не месторождений бокситов, так как производство алюминия из бокситов связано с существенными затратами электроэнергии. После завершения строительства металлургического предприятия между ним и электростанцией возникает взаимная зависимость, причем асимметричного характера: электричеству легче найти альтернативное применение. Тем самым стимулируется оппортунистическое поведение производителя электроэнергии. Алюминиевый завод постарается снизить риск оппортунизма, либо инвестируя в собственное производство электроэнергии (если это позволяет законодательство), либо заключая долгосрочные соглашения с энергетиками (если законодательство не позволяет развивать собственное производство).

2. Физическая специфичность характеризует активы с особым дизайном и/или предназначенные для использования редкого сырья либо комплектующих. Примером здесь будет компьютер, разработанный для решения узкого круга задач, например военных.

3. Термин «посвященные, или целевые, активы» используется для описания инвестиций, сделанных с целью удовлетворения потребностей четко определенного потребителя. В данном случае активы специфичны не сами по себе, им можно найти альтернативное применение. Но они нацелены в том смысле, что объем сделанных инвестиций ориентирован на удовлетворение потребностей конкретного потребителя. Возникает риск «попадания в заложники» после осуществления инвестиций. Представляется, что именно это имели в виду Клейн и его соавторы в рассмотренном ими примере типографии, закупающей дополнительное специфическое оборудование для удовлетворения потребностей конкретного издателя.

4. Человеческие активы также могут быть специфичными. Специфичность в данном случае связана не с квалификацией, так как квалифицированные рабочие легко находят альтернативную занятость, а со специфическими знаниями и навыками, приобретаемыми при выполнении определенных задач или в рамках определенных отношений. Особые навыки работы в команде

здесь служат иллюстрацией. Перечисленные выше четыре компонента специфичности были упомянуты Уиль-ямсоном.

5. Торговые марки как тип специфичных инвестиций были рассмотрены позднее. Использование торговых марок нередко связано с осуществлением значительных инвестиций в рекламу, процедуры контроля качества и послепродажного обслуживания. Безусловно, репутация играет здесь очень важную роль, что затрудняет эмпирическое тестирование данного типа активов. Причинно-следственная связь заключается в том, что инвестиции в репутацию предопределяют некоторую зависимость, как в случае покупки оборудования у одного и того же - имеющего хорошую репутацию - поставщика, несмотря на наличие на рынке более дешевых аналогов.

6. Последний компонент - специфичность во времени - был впервые рассмотрен Мастеном и его соавторами в связи с ситуациями взаимной зависимости активов, возникающей по мере развертывания технологических процессов. Действительно, некоторые виды деятельности предполагают четкую последовательность действий и, следовательно, накладывают на участников жестко фиксированные во времени обязательства. В результате появляется потребность в тесной координации, проявляющаяся в заключении сложных и связанных с высокими издержками контрактов.

УДК 657.1

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ

Прежде всего отметим, что термин «купля-продажа предприятий», используемый в отечественном законодательстве, в соответствии с нормами Международных стандартов финансовой отчетности-32 (МСФО) «поглощается» понятием «объединение компаний».

Вопросы объединения компаний регламентируются, в частности, в МСФО-22 «Объединение компаний». Названный стандарт определяет порядок учета операций по объединению компаний путем покупки одной компании другой или объединения интересов. Объединение интересов происходит тогда, когда такое объединение не может быть классифицировано как покупка (продажа) и ведет к образованию единой компании, сохраняющей разделение интересов и рисков, существовавших до объединения компаний. Однако такие случаи достаточно редки. Практически во всех случаях объединения одна из объединяющихся компаний получает контроль над другой компанией, участвующей в объединении, в связи с чем возникает возможность определить покупателя. Такое объединение рассматривается как покупка компании. Получение контроля предполагает, как правило, покупку одной из объединяющихся компаний более половины акций, имеющих право голоса, другой компании. Однако возможность определить покупателя возникает и в следующих случаях, когда в результате объединения одна из компаний приобретает права:

- распоряжаться более чем половиной акций с правом голоса другой компании путем соглашения с другими инвесторами;

- определять финансовую и текущую политику другой компании на основании устава или соглашения;

- назначать и смещать большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления другой компании;

- представлять большинство голосов на собраниях совета директоров или аналогичного органа управления другой компании.

Н.Н. Бортник,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.