Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / государственная власть / принципы государственного управления / классификация знаков. / Public administration / public authority / principles of public administration / classification of signs.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гандарова Лилия Берснакоевна, Богатырева Леля Зяудиновна

В данной статье рассматривается сущность государственного управления, а также анализируются различные подходы к определению понятия государственного управления. Делается вывод о том, что эффективное государственное управление возможно, если принципы государственного управления будут четко и беспрекословно реализовываться на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the essence of public administration, as well as analyzes various approaches to defining the concept of public administration. It is concluded that effective public administration is possible if the principles of public administration are clearly and implicitly implemented in practice.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-144-146 ГАНДАРОВА Лилия Берснакоевна,

NIION: 2018-0076-10/23-779 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-10-779 доцент кафедры «Теория и

история государства и права», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный

университет», e-mail: qandarova67@mail.ru

БОГАТЫРЕВА Леля Зяудиновна, магистрант 3 курса юридического факультета, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», e-mail: Ib060606@mail.ru

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность государственного управления, а также анализируются различные подходы к определению понятия государственного управления. Делается вывод о том, что эффективное государственное управление возможно, если принципы государственного управления будут четко и беспрекословно реа-лизовываться на практике.

Ключевые слова: государственное управление, государственная власть, принципы государственного управления, классификация знаков.

GANDAROVA Lilia Bersnakoevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department "Theory and history of State and law", FGBOU VO «Ingush State University»

BOGATYREVA Lelya Ziaudinovna,

3rd year Master's student of the Faculty of Law FGBOU VO «Ingush State University»

THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article examines the essence of public administration, as well as analyzes various approaches to defining the concept of public administration. It is concluded that effective public administration is possible if the principles of public administration are clearly and implicitly implemented in practice.

Key words: Public administration, public authority, principles of public administration, classification of signs.

Прежде всего, необходимо уточнить понятия, задающие предмет нашего исследования. Термин «государственное управление» хотя и употребляется довольно часто, но может пониматься по-разному. Есть широкие трактовки, когда под государственным управлением понимают управляющее воздействие, оказываемое на общество любыми государственными органами.

Некоторые авторы даже такой широкий подход признают узким. Н.М. Добрынин считает, что в узком значении государственное управление - это собственно управленческая деятельность государственных органов и должностных лиц, реализация власти во всех ее формах и всеми методами. В широком смысле государственное управление, по его мнению, означает непосредственное осуществление государственной власти:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

принятие государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе право-законности и правосудия [1, с. 68]. Такая трактовка неудачна, поскольку, четко не просматривается разница между узким и широким подходом: принятие решений и контроль, отнесенные к широкому пониманию, и есть собственно управленческая деятельность, избранная в качестве узкого понимания, которая понимает государственное управление как управленческую деятельность конкретных органов государственной власти, то есть деятельность, осуществляемую структурными элементами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Таким образом, государственное управление, как феномен должен меняться в ногу со временем, - должны меняться функции, принципы и т.д., вследствие чего должны поменяться и подходы в определении того, что является государственным управлением [2, с.49].

С.Е. Прокофьев определяет государственное управление как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами [3, с.22]. Ряд авторов определяют понятие «государственное управление» как практическую организующую деятельность государства на основе и во исполнение законов, состоящую в осуществлении исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом управления, другие - как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном выполнении функций государства [4, с.28]. Необходимо уточнить, что мы будем иметь в виду, говоря о принципах государственного управления: фактическое положение дел или научные представления о должном государственном управлении. Как отмечает Г.В. Ата-манчук, «трудно соглашаться с авторами, ...которые дают перечень тех или иных принципов, не утруждая себя особо доказательствами их материального бытия» [5, с. 264].

При всей внешней привлекательности идея не бесспорна. Далеко не все в практике государственного управления является удачным (законным, объективно обоснованным, эффективным и т.д.). Когда говорят о принципах в социально-политических практиках, то имеют в виду то, к чему нужно стремиться. Хотя сама идея «точно отобразить государственно-управленческую реальность» весьма актуальна и плодотворна, но это будет не система принципов, а - культура государственного управления.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Можно выделить две группы источников: первая - социально-политические идеалы (которые могут быть, как реализованы на практике, так и не реализованы); вторая - выявленные наукой закономерности государственного управления.

Изучению принципов традиционно уделяется внимание в исследованиях по государственному управлению. Государственное управление изучается с позиций разных дисциплин (исторических, философских, социологических, юридических, экономических, собственно управленческих и др.). Наиболее часто к принципам государственного управления обращаются представители административно-правовой науки и теории государственного управления. Но если административное право - это классическая, устоявшаяся, хорошо оформленная отрасль юриспруденции со зрелым научным аппаратом, то теория государственного управления - это гораздо более аморфная область научного знания, до сих пор еще находящаяся в процессе обретения себя. Несмотря на то, что как самостоятельная научная дисциплина теория государственного управления пока не состоялась, но все же специфика предмета и подходов обнадеживающе просматриваются. Выбрав в качестве объекта государственное управление как целостное явление, теория государственного управления стремится изучать его комплексно, в разнообразных проявлениях. Это отражается и в подходах к выделению принципов. Представители административного права делают акцент на правовых аспектах государственного управления, в теории государственного управления стремятся подойти комплексно, разносторонне.

Например, Н.В. Макарейко делит принципы на общие (социально-правовые) и организационные. К общим принципам он относит демократизм, законность, объективность, конкретность, разделение властей, научность, федерализм, эффективность. Отраслевые принципы включают отраслевой, функциональный, территориальный принципы и принцип сочетания единоначалия и коллегиальности [6, с. 11-13].

Н.М. Добрынин, специалист по теории государственного управления, предлагает более обширный перечень. Он делит принципы государственного управления на три группы: общесистемные (фундаментальные, базисные), поэлементные (структурные) и внутриструктурные. К общесистемным принципам Н.М. Добрынин относит принципы демократизма, цели, законности, разделения властей, правовой обоснованности, публичности, комплементарности, субсидиарно-сти, вертикальной иерархии, баланса полномочий, гомогенности, федерализма, единства тео-

рии и практики. Поэлементные (структурные) принципы включают принципы специализации и разделения труда, дифференциации и фиксирования функций, единоначалия, коллегиальности, информационного обеспечения, объема контроля, распространенности государственной власти.

Подчеркивая разнообразие внутриструктур-ных принципов, Н.М. Добрынин приводит неисчерпывающий перечень, упоминая такие как принцип управления персоналом государственной службы, соответствия квалификации, стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности [1, с. 97-100]. Одна из самых известных и проработанных классификаций принципов в теории государственного управления принадлежит Г.В. Атаманчуку. Все принципы государственного управления он предлагает разделить на общесистемные и структурные. К общесистемным принципам Г.В. Атаманчук относит принципы объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, федерализма, разделения властей и публичности. Структурные принципы он делит на четыре группы: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные и структурно-процессуальные. Структурно-целевые принципы включают в себя принципы: согласованности целей, взаимодополняемости, подчинения частных целей общим, превращения результатов одних целей в источник других, распределенности целей. К структурно-функциональным принципам относятся дифференциация и фиксирование, совместимость, концентрация, комбинирование, разнообразие и соответствие функций. Среди структурно-организационных принципов названы единство системы государственной власти, территориально-отраслевой, многообразие организационных связей, сочетание коллегиальности и единоначалия, линейно-функциональный. К структурно-процессуальным принципам относятся соответствие элементов управленческой деятельности функциям, конкретизация управленческой деятельности и личной ответственности, стимулирование рациональной и эффективной управленческой деятельности [5, с. 271-278].

Как видим, многие принципы являются общепризнанными. Вместе с тем, существуют различия - в компоновке, конкретном наборе, формулировках и степени детализации. Изложенное позволяет резюмировать: что эффективное государственное управление возможно, если

принципы государственного управления будут четко и беспрекословно реализовываться на практике.

Список литературы:

[1] Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т.1. Новосибирск: Наука, 2010. 407 с.

[2] Тимурханов Э. Р. Государственное управление: понятие и эффективность // Актуальные исследования. 2021. №42 (69). С. 48-54. URL: https://apni.ru/article/3077-gosudarstvennoe-upravlenie-ponyatie-i-effekt.

[3] Прокофьев С.Е. [и др.]Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. - 2 -изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2021, - 608 с.

[4] Бондарева В.О., Новикова И.В. Понятие государственного управления //В сборнике: Наука. Образование. Инновации.-2020.-.С.27-30.

[5] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд. М.: Изд-во Омега- Л, 2009. 579 с.

[6] Макарейко Н.В. Административное право: Краткий курс лекций. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 212 с.

Spisok literatury:

[1] Dobrynin N.M. Gosudarstvennoe upravlenie: Teoriya i praktika. Sovremennaya versiya novejshej istorii gosudarstva: Uchebnik. T.1. Novosibirsk: Nauka, 2010. 407 s.

[2] Тимурханов Э. Р. Государственное управление: понятие и эффективность // Актуальные исследования. 2021. №42 (69). С. 48-54. URL: https://apni.ru/article/3077-gosudarst-vennoe-upravlenie-ponyatie-i-effekt.

[3] Prokof'ev S.E. [i dr.]Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: uchebnik i praktikum dlya vuzov / pod redakciej S.E. Prokof'eva, O.V. Paninoj, S.G. Eremina, N.N. Musinovoj. - 2 -izd. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2021, - 608 s.

[4] Bondareva V.O., Novikova I.V. Ponyatie gosudarstvennogo upravleniya //V sbornike: Nauka. Obrazovanie. Innovacii.-2020.-.S.27-30.

[5] Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: kurs lekcij. 4-e izd. M.: Izd-vo Omega- L, 2009. 579 s.

[6] Makarejko N.V. Administrativnoe pravo: Kratkij kurs lekcij. 8-e izd., pererab. i dop. M.: Izd-vo YUrajt, 2014. 212 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.