Научная статья на тему 'СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / субъект управления / объект управления / субъектно-объектные отношения. / public administration / subject of control / object of control / subject-object relations.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качурова Елена Владимировна

В современном мире большинство ученых сходятся во мнении о том, что только за счет правильной и рациональной организации управления обществом можно достигнуть достойного качества жизни каждого члена общества, что доказывает важность вопроса организации государственного управления. В данной статье предпринята попытка анализа понятия «государственное управление» на основании работ современных российских ученых. Рассмотрено взаимодействие субъекта и объекта государственного управления, их свойства, а также их влияние друг на друга. Государственное управление рассматривается как система субъектно-объектных отношений. Изучение категорий объекта и субъекта является одним из ключевых аспектов теории государственного управления. Они играют важную роль в понимании взаимосвязей и взаимодействия между субъектами, т.е. теми, кто осуществляет управление, и объектами, т.е. теми, на которых направлено управление. Разрешение этих категорий способствует обеспечению демократической сущности государственного управления и создает основу для эффективного функционирования государственных институтов и органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-OBJECT RELATIONS IN PUBLIC ADMINISTRATION

In the modern world, most scientists agree that it is only through the correct and rational organization of the management of society that it is possible to achieve a decent quality of life for each member of society, which proves the importance of the issue of organizing public administration. This article attempts to analyze the concept of public administration based on the work of modern Russian scientists. The interaction of the subject and object of public administration, their properties, as well as their influence on each other are considered. Public administration is considered as a system of subject-object relations. The study of the categories of object and subject is one of the key aspects of the theory of public administration. They play an important role in understanding the relationships and interactions between actors, i.e. those who manage, and objects, i.e. those to whom control is directed. The resolution of these categories contributes to ensuring the democratic essence of public administration and creates the basis for the effective functioning of state institutions and authorities.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.49.32.010 УДК 316

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Качурова Е.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация. В современном мире большинство ученых сходятся во мнении о том, что только за счет правильной и рациональной организации управления обществом можно достигнуть достойного качества жизни каждого члена общества, что доказывает важность вопроса организации государственного управления. В данной статье предпринята попытка анализа понятия «государственное управление» на основании работ современных российских ученых. Рассмотрено взаимодействие субъекта и объекта государственного управления, их свойства, а также их влияние друг на друга. Государственное управление рассматривается как система субъектно-объектных отношений. Изучение категорий объекта и субъекта является одним из ключевых аспектов теории государственного управления. Они играют важную роль в понимании взаимосвязей и взаимодействия между субъектами, т.е. теми, кто осуществляет управление, и объектами, т.е. теми, на которых направлено управление. Разрешение этих категорий способствует обеспечению демократической сущности государственного управления и создает основу для эффективного функционирования государственных институтов и органов власти.

Ключевые слова: государственное управление, субъект управления, объект управления, субъектно-объектные отношения.

SUBJECT-OBJECT RELATIONS IN PUBLIC ADMINISTRATION

Elena V. Kachurova

Belgorod State National Research University

Abstract. In the modern world, most scientists agree that it is only through the correct and rational organization of the management of society that it is possible to achieve a decent quality of life for each member of society, which proves the importance of the issue of organizing public administration. This article attempts to analyze the concept of public administration based on the work of modern Russian scientists. The interaction of the subject and object of public administration, their properties, as well as their influence on each other are considered. Public administration is considered as a system of subject-object relations. The study of the categories of object and subject is one of the key aspects of the theory of public administration. They play an important role in understanding the relationships and interactions between actors, i.e. those who manage, and objects, i.e. those to whom control is directed. The resolution of these categories contributes to ensuring the democratic essence of public administration and creates the basis for the effective functioning of state institutions and authorities.

Keywords: public administration, subject of control, object of control, subject-object relations.

Введение. Рассмотрение вопросов государственного управления невозможно без анализа базовой категории - государства. Впервые термин «государство» ввел в научный оборот итальянский мыслитель Н. Макиавелли в 16 веке. До этого государство и общество отождествлялись. Макиавелли характеризовал государство как аппарат, управляющий на основе страха или любви гражданами (подданными), обществом, в целом, согласуя интересы борющихся социальных групп с целью обеспечения свободы и собственности личности. Государство - это организация политическая, властная, универсальная, непрерывно совершенствуемая, самая мощная, располагающая аппаратом принуждения, осуществляющая управление обществом с целью обеспечения его прогрессивного развития. Эле-

ментами государства являются: власть, граждане (подданные), население, налоги, территория. Иногда под государством понимается только территория и население (страна), его интересы. Трактовки определения «государство» отличаются в разных теоретических и политических концепциях. Они являются объектом дискуссии и интерпретации. Различные ученые предлагают свою трактовку данной категории.

Обсуждение. Так, Э. Гелленер в своем труде «Нации и национализм» представляет государство как институт или ряд институтов, основная задача которых - охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер обществен© Качурова Е.В.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ной жизни, а Аристотель в своих трудах представлял государство как сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. В. И. Ленин утверждал, что государство это машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Государство есть воплощение права в обществе [1]. В философском трактате «К вечному миру» И. Кант определял государство как общество людей, которое само распоряжается и управляет собой [2].

Таким образом, можно утверждать, что государство есть сложная общественно-политическая система, составляющими которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления, имеющая монополию на применение силы, управление внутренними и внешними делами, создание и осуществление законодательства, а также защиту прав и обеспечение благосостояния своих граждан, а государственное управление представляет собой деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики.

На данном этапе развития науки термин «государственное управление» остается востребованным в научном и публичном дискурсе для интерпретации процессов, происходящих в современном обществе. При этом оно получает различные истолкования. Рассмотрим понятие «государственное управление» в трактовках ученых: Г.В. Атаманчук - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу [3]. Н.И. Глазунова - это целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей [4]. О.М. Рой определяет государственное управление как процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти [5].

Анализируя современные подходы к государственному управлению, с учетом специфических особенностей государства с точки зрения управления, можно дать авторскую трактовку: государственное управление - это система органов и механизмов, которые осуществляют управление государством и его территорией, реализуют политику, принимают решения и выполняют функции, необходимые для обеспечения стабильности и развития страны.

Цель государственного управления состоит в обеспечении эффективного функционирования государства, защите интересов и благосостоянии граждан, обеспечении правопорядка и спра-

ведливости, развитии экономики и социальной сферы, поддержании стабильности и безопасности.

Государственное управление можно рассматривать как систему субъектно-объектных отношений. Эти отношения основаны на применении формальных норм права, административного подчинения и подотчетности, включая административно-правовые, политические и управленческие аспекты.

Результаты. Таким образом, государство выступает в роли субъекта государственного управления, а объектом этого управления может быть как общество в целом, так и социальные отношения [7].

Проведение анализа субъектно-объектных отношений в государственном управлении направлено на установление ответов по основным вопросам: определение характера взаимодействия объекта и субъекта управления и поиск способов выявления и оценки результативности управленческого действия. Субъектно-объектные отношения в государственном управлении отражают взаимодействие между субъектами (например, государственными органами, учреждениями, должностными лицами) и объектами (населением, территорией, ресурсами, проблемами и т.д.), с которыми они работают и которыми они управляют. В государственном управлении субъектами могут быть различные органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а также другие структуры, ответственные за принятие решений, реализацию политики и выполнение функций государства. Они являются активными участниками управленческого процесса, вырабатывая и реализуя стратегии, политики, программы и проекты [7].

Важным аспектом современного государственного управления является учет интересов различных заинтересованных сторон, включающий консультации с общественностью, вовлечение неправительственных организаций и бизнес-сектора, а также, создание механизмов обратной связи для получения мнений и предложений граждан. Учет интересов различных сторон позволяет принять во внимание различные потребности и мнения в процессе принятия решений, что способствует оптимальному управлению.

Объектами в государственном управлении могут быть граждане, общество в целом, экономика, природные ресурсы, инфраструктура, социальные проблемы и многие другие аспекты, на которые направлена государственная деятельность. Объекты представляют собой те сферы жизни и деятельности, которыми государство управляет и воздействует на них с целью достижения определенных результатов и удовлетворения потребностей общества.

Субъектно-объектные отношения в государственном управлении основаны на взаимодействии, обмене информацией, взаимной зависи-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

мости и взаимном влиянии между субъектами и объектами. Государственные органы и должностные лица осуществляют управление объектами, используя свои полномочия, ресурсы и инструменты, чтобы достичь определенных целей, удовлетворить потребности и решить проблемы. Государственные органы должны учитывать мнения, предпочтения и права граждан, а также других заинтересованных сторон, при принятии решений и разработке политик. Для эффективного управления необходимо установление доверительных отношений, консультации и взаимодействие с объектами, чтобы обеспечить их активное участие и поддержку в реализации государственных программ.

Субъектно-объектные отношения в государственном управлении также требуют учета принципов прозрачности, открытости, ответственности и справедливости. Это включает предоставление доступа к информации, возможность обжалования и контроля со стороны общества, а также равноправное распределение ресурсов и возможностей.

Субъектно-объектные взаимодействия в государственном управлении могут проявляться в различных формах:

1. Разработка и принятие политических и управленческих решений. Субъекты, такие как правительственные органы и политические партии, взаимодействуют с объектами управления, такими как законы и политики, для принятия решений, направленных на регулирование общественных процессов.

2. Реализация политик и программ. Государственные служащие и организации взаимодействуют с объектами управления, такими как

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

бюджет и программы, для осуществления политик и программ, установленных правительством.

3. Предоставление государственных услуг. Граждане взаимодействуют с государственными службами для получения государственных услуг, таких как выдача паспортов, лицензий, медицинского обслуживания и т.д.

4. Участие граждан в принятии решений. Граждане и общественные организации могут участвовать в субъектно-объектных взаимодействиях путем выражения своих мнений, участия в общественных слушаниях, консультациях и других формах обратной связи с государственными органами.

Заключение. Субъектно-объектные взаимодействия в государственном управлении важны для обеспечения эффективного функционирования государства, удовлетворения потребностей граждан и достижения общественных целей. Они способствуют обратной связи, взаимопониманию и учету различных интересов и точек зрения в процессе принятия и реализации решений [8].

В целом, субъектно-объектные отношения в государственном управлении являются комплексным и взаимосвязанным процессом, который направлен на достижение общественных целей, удовлетворение потребностей граждан и эффективное использование ресурсов и возможностей. В контексте государственного управления субъектами могут быть правительственные органы, государственные служащие, политические партии, общественные организации и граждане. Объектами управления могут быть законы, политики, бюджет, программы, социальные услуги, инфраструктура и другие элементы государственного аппарата.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Куковский А.А. Некоторые подходы к вопросу о государстве как системе по обеспечению безопасности / А.А. Куковский // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/2-9-nekotorye-podhody-k-voprosu-o-gosudarstve-kak-sisteme-po-obespecheniyu-bezopasnosti (дата обращения 01.07.2023).

2. Бердова Ю.С. Субъектно-объектные взаимодействия в структуре государственного управления / Ю.С. Бердова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 1. С. 9-16.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : учебник. М. : Омега-Л, 2014.

4. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления : учебник. М. : Проспект, 2010.

5. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления : учебник для вузов. 3-е изд., пере-раб. и доп. СПб. : Питер, 2009.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

6. Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2023. 582 с.

7. Байнова М.С. Понятие государства и системы государственного управления / М.С. Байнова // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1(14). URL : https://cyberleninka.ru/article/ri/ponyatie-gosuclarstva-i-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения 01.07.2023).

8. А.Л. Государственное управление в современной России: теория и практика // Социум и власть. 2014. № 2(46). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sovremennoy-rossii-teoriya-i-praktika (дата обращения 01.07.2023).

1. Kukovsky A.A. Some approaches to the question of the state as a security system / A.A. Kukovsky // Gaps in Russian legislation. 2010. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/2-9-nekotorye-podhody-k-voprosu-o-gosudarstve-kak-sisteme-po-obespecheniyu-bezopasnosti (date of the application 07/01/2023).

2. Berdova Yu.S. Subject-object interactions in the structure of public administration / Yu.S. Berdova // News of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy. 2011. № 1. P. 9-16.

3. Atamanchuk G.V. Theory of public administration : textbook. M. : Omega-L, 2014.

4. Glazunova N.I. System of state and municipal management : textbook. M. : Prospect, 2010.

5. Roy O.M. The system of state and municipal management: a textbook for universities. 3rd ed., revised. and additional. SPb. : Peter, 2009.

6. Kupryashin G.L. Fundamentals of state and municipal management: a textbook for universities. 4th ed., revised. and additional. M. : Yurayt Publishing House, 2023. 582 p.

7. Baynova M.S. The concept of the state and the system of public administration / M.S. Baynova // Materials of the Afanasiev Readings. 2016. № 1(14). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstva-i-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya (date of the application 07/01/2023).

8. Slepyshev A.L. Public Administration in Modern Russia: Theory and Practice / A.L. Slepyshev // Socium and Power. 2014. № 2(46). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sovremennoy-rossii-teoriya-i-praktika (date of the application 07/01/2023).

References:

Информация об авторе

Качурова Елена Владимировна

аспирантка кафедры социальных технологий и государственной службы, НИУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет kachurova@bsu.edu.ru

Elena V. Kachurova

Postgraduate Student of the Department Social Technologies and Public Service, NRU Belgorod State National Research University kachurova@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.