Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственное управление / принципы / принципы государственного управления / систематизация / эффективность. / Public administration / principles / principles of public administration / systematization / efficiency.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутурова Хадишат Магомет-Башировна, Богатырева Леля Зяудиновна

В данной статье автором проанализировано понятие, а также рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации принципов государственного управления в Российской Федерации. Делается вывод о том, что правильное определение необходимого и достаточного перечня принципов организации и деятельности органов государственной власти, раскрытие их содержания является чрезвычайно важным и незаменимым условием как для завершения проводимых социально-политических и экономических реформ, так и для обеспечения развития и совершенствования российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author analyzes the concept, and also considers various approaches to the classification and systematization of the principles of public administration in the Russian Federation. It is concluded that the correct definition of the necessary and sufficient list of principles of the organization and activities of public authorities, disclosure of their content is an extremely important and indispensable condition both for the completion of ongoing socio-political and economic reforms, and for ensuring the development and improvement of Russian statehood.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-129-132 ШУТУРОВА Хадишат Магомет-Башировна,

NIION: 2018-0076-10/23-776 Ст. преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-10-776 «Теория и история государства и права»,

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный

университет», e-mail: fisabil06@mail.ru

БОГАТЫРЕВА Леля Зяудиновна,

магистрант 3 курса юридического факультета, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный

университет», e-mail: Ib060606@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье автором проанализировано понятие, а также рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации принципов государственного управления в Российской Федерации. Делается вывод о том, что правильное определение необходимого и достаточного перечня принципов организации и деятельности органов государственной власти, раскрытие их содержания является чрезвычайно важным и незаменимым условием как для завершения проводимых социально-политических и экономических реформ, так и для обеспечения развития и совершенствования российской государственности.

Ключевые слова: Государственное управление, принципы, принципы государственного управления, систематизация, эффективность.

SHUTUROVA Hadishat Magomet-Bashirovna,

Senior Lecturer of the Department «Theory and History of State and Law» FGBOU VO «Ingush State University»

BOGATYREVA Leila Ziaudinovna,

3rd year Master's student of the Faculty of Law FGBOU VO «Ingush State University»

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In this article, the author analyzes the concept, and also considers various approaches to the classification and systematization of the principles of public administration in the Russian Federation. It is concluded that the correct definition of the necessary and sufficient list of principles of the organization and activities of public authorities, disclosure of their content is an extremely important and indispensable condition both for the completion of ongoing socio-political and economic reforms, and for ensuring the development and improvement of Russian statehood.

Key words: Public administration, principles, principles of public administration, systematization, efficiency.

Слово «принцип» в оригинале на латинском языке (principium) означает, в частности, «первопричина, первоисточник». По определению, принципы государственного управления - это научно обоснованные

и законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми государственное управление строится, функционирует и развивается как система. Существует несколько вариантов систематизации принципов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Принципы государственного управления -это основоположные идеи, научные положения данного вида государственной деятельности.

Управление - процесс многоуровневый, который осуществляется на уровне государская в целом и отдельной организации, административного региона, отрасли материального или духовного производства. Наиболее важным, всеохватывающим и властным видом управления является государственное управление [1, с.18]:

Для упорядочения и системного изучения большего объема правовой информации, содержащейся в нормативных правовых актах, используют классификацию. Этот прием в юридической технике позволяет классифицировать принципы права по тем или иным основаниям[2,с.70].

В административно-правовой науке нет единого мнения по поводу их классификации на группы и виды. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления:

а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность),

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный).

в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).

Так, известный российский ученый в области теории государственного управления Григорий Атаманчук выделяет три основания для систематизации и называет соответствующие им принципы [3, с.21]. Первое основание учитывает универсальные закономерности, отношения и взаимосвязи. Они содержатся в таких общесистемных принципах, как объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность. Второе основание систематизации учитывает тот факт, что в таких группах элементов государственного управления, как цели, функции, структура, процесс (их принято идентифицировать как онтологические), действуют свои специфические закономерности, отношения и взаимосвязи. В комплексе они определяют «возможности и содержание действия», а также «различные структуры (комбинации элементов) с совершенно разной социальной ролью в общественной жизнедеятельности».

Принципы, относящиеся ко второму основанию, называются структурными. В зависимости от

выделенной группы элементов они делятся на подгруппы: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные и структурно-процессуальные. В третью группу объединяются специализированные принципы, характеризующие «своеобразные, порой уникальные закономерности, отношения и взаимосвязи организации тех или иных управленческих элементов». В качестве примеров такого рода принципов можно назвать принципы государственной службы, административного процесса, управления персоналом и т.п.

Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно [4, с.136-145]:

а) общесистемные: объективности государственного управления; демократизма государственного управления; правовой упорядоченности государственного управления; законности государственного управления; разделения власти в государственном управлении; публичности государственного управления,

б) структурно-целевые: согласованности между собой целей государственного управления по основным параметрам; взаимодополняемости целей, при которой одна цель содействует другой; подчиненности частных, локальных целей общим целям государственного управления,

в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; концентрации, которая обусловливает необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций, чтобы его государственно-управленческое влияние действительно широко и прочно направляло, организовывало и регулировало объекты управления; комбинирования, направленной на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций разных субъектов управления не допускала дублирования и параллельности; достаточного разнообразия, которое требует, чтобы управленческие функции относительно того или иного объекта управления по количеству и содержанию соответствовали разным управленческим запросам последнего; соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления,

г) структурно-организационные: единства системы государственной власти, которая обеспечивает целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов; территориально-отраслевой, обуславливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и услуг, сферы общественной жизни; разнообразия организаци-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

онных связей, которые раскрывают вертикальные и горизонтальные организационные взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления; объединения коллегиальности и единоначалия, обусловленной спецификой организационного построения и порядком деятельности органов государственного управления,

д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Следуя другой систематизации, приведенной в работе авторитетного специалиста по государственному управлению - Евгения Охотского [5, с.42-45], принципы подразделяются на три группы: общие, специальные и частные. В общих принципах заключена сущностно-содержательная и (или) целевая направленность государственного управления. К ним относятся принципы системности, объективности, демократизма, оптимальности, информационной достаточности, стимулирования и некоторые другие. Общие принципы разделяются на социально-ценностные и социально-функциональные.

На основе специальных принципов осуществляется организационно - распорядительская и административно-управленческая деятельность в органах государственного и муниципального управления. К ним относятся такие принципы, как иерархичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации (а также единоначалия и коллегиальности), единство распорядительства, делегирование полномочий, персональная ответственность.

Частные принципы характеризуют фундаментальные основы построения, функционирования и развития конкретных подсистем государственного управления. Данные принципы нередко закрепляются в законодательстве. Например, применительно к системе государственной службы РФ в Федеральном законе от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» зафиксированы следующие принципы: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, равный доступ граждан к государственной службе, единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, взаимосвязь государственной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

службы и муниципальной службы, открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих, профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Заметим, что федерализм здесь включен для обеспечения единства системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ [5].

Идеальной моделью государственного управления являются принципы так называемого «хорошего» или «качественного» государственного управления, определяющие институты и процессы, свободные реализовать политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Один из вариантов определения «качественного» государственного управления включает реализацию пяти требований:

- должна быть четко обозначенная государственная стратегия, определяющим факторами которой являются общественные цели и задачи,

- в системе государственного управления, включающей множество подсистем, необходим центр управления - выборное государственное должностное лицо (президент, губернатор, мэр и т.д.) с четкими и достаточными полномочиями, а также с соответствующей ответственностью и подотчетность электорату,

- на каждом уровне управления (федеральном, региональном, местном, отраслевом, организационном) необходимо обеспечить: четкое разделение заданий и функций, справедливое распределение ресурсов в соответствии с принятыми в обществе ценностями, структурное взаимодействие для осуществления деятельности, компетентное лидерство и внутреннюю координацию,

- для осуществления стратегии должны быть образованы и разработаны соответствующие ей методы организации, которые следует подвергать непрерывному пересмотру с учетом опыта, изменений, потребностью и научных данных,

- необходимо обеспечить всеобъемлющие средства взаимодействия - каналы коммуника-

ции, которые содействуют пониманию и координации работы.

Принципы государственного управления -это правила, которыми руководствуются или на которые должны опираться субъекты государственного управления в определенных условиях социально-экономического развития в целях эффективного функционирования и развития государства и его административно-территориальных образований. Эти нормы определяют условия, в которых должна формироваться система и структура органов государственного управления, а также предъявлять требования к этому процессу формирования и развития[6, с.44].

Подводя итог, следует отметить, что на принципах основывается система управления, а при их несоблюдении она или распадается, или теряет свою эффективность. Таким образом, рассмотренные принципы государственного управления позволяют сделать вывод о том, что необходимо исследовать и в дальнейшем для повышения эффективности деятельности государственного аппарата для оптимизации процессов жизнедеятельности общества и государства.

Список литературы:

[1] Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-01984-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https:// urait.ru/bcode/512786 (дата обращения: 19.10.2023).

[2] Гандарова Л.Б. Классификация принципов права // Право и управление научно-правовой журнал - № 6, 2023г. - 311с.

[3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд.- М.: Омега-Л, 2009.- 349 с.

[4] Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 500 с.

[5] Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов /

Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-035032. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/ bcode/512624 (дата обращения: 21.10.2023).

[6] Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ ( последняя редакция) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

[7] Головня А.М. К вопросу о принципах государственного управления и их классификации -2022. №7.С.44-47.

Spisok literatury:

[1] Muhaev, R. T. Sistema gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya v 2 t. Tom 1 : uchebnik dlya vuzov / R. T. Muhaev. — 3-e izd., pererab. i dop.

— Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. — 299 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-01984-1.

— Tekst : elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/512786 (data obrashcheniya: 19.10.2023).

[2] Gandarova L.B. Klassifikaciya principov prava // Pravo i upravlenie nauchno-pravovoj zhurnal

— № 6, 2023g. - 311s.

[3] Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: kurs lekcij. 4-e izd.- M.: Omega-L, 2009.349 s.

[4] Kupryashin G.L. Osnovy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YUrajt, 2020. - 500 s.

[5] Ohotskij, E. V. Teoriya i mekhanizmy sovre-mennogo gosudarstvennogo upravleniya v 2 ch. CHast' 1 : uchebnik i praktikum dlya vuzov / E. V. Ohotskij. — 3-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. — 367 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-534-03503-2. — Tekst : elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma

[6] Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 g. № 58-FZ ( poslednyaya redakciya) «O sisteme gosudarstven-noj sluzhby Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus».

[7] Golovnya A.M. K voprosu o principah gosudarstvennogo upravleniya i ih klassifikacii - 2022. №7.S.44-47.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.