Научная статья на тему 'Понятие и сущность PR'

Понятие и сущность PR Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11315
1689
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / PR / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Канзычакова Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается позиция паблик рилейшнз в современном мире. Раскрывается понятие «паблик рилейшнз». Затрагиваются основные цели и принципы PR-деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR Concept and Essence

The article considers the public relations position in the contemporary world. The author reveals the concept of public relations and dwells on main objectives and principles of the PR activities.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность PR»

формой. Следует сказать, что в приведённом словаре сочетание достаточно сказать не представлено, однако считаем, что по всем своим признакам оно может называться связанным.

Таким образом, конверсив достаточно, употребляясь в качестве слова состояния, является предикативным центром высказываний разных структурно-семантических типов. В данной работе мы подробно проанализировали предложения, в которых достаточно сочетается с инфинитивом. Другие структурные типы высказываний с компонентом достаточно также представляют большой исследовательский интерес с целью теоретического осмысления и всестороннего описания.

Библиографический список

1. Панова, Г. И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник / Г. И. Панова. - М.: КомКнига, 2010. - 448 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 683 с.

3. Богуславский, И. М. О некоторых типах семантического взаимодействия между словами со значением 'достаточно' и частицами / И. М. Богуславский // Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов / отв. редактор Н. Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1989. - 288 с.

4. Золотова, Г. А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса: словарь / Г. А. Золотова. - М.: Наука, 1988. - 439 с.

5. Чистохвалова, Л. В. Семантика цели: дис. ... канд. филол. наук / Л. В. Чистохвалова. - Рязань, 2004. - 214 с.

6. Прияткина, А. Ф. Русский синтаксис в грамматическом аспекте. Синтаксические связи и конструкции: Избранные труды / А. Ф. Прият-кина. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. - 390 с.

7. Виноградов, В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке: Труды института русского языка / В. В. Виноградов. - М.: АН СССР, 1950. - С. 38-79.

8. Рогожникова, Р. П. Толковый словарь сочетаний, эквивалентных слову: наречные, служебные, модальные единства / Р. П. Рогожнико-ва. - М.: Русский язык. - 2003. - 632 с.

© Иванова А. Е., 2017

УДК 659.4

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ PR

Д. Д. Канзычакова

Научный руководитель — В. М. Мальцева, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается позиция паблик рилейшнз в современном мире. Раскрывается понятие «паблик рилейшнз». Затрагиваются основные цели и принципы РЯ-деятельности.

Ключевые слова: паблик рилейшнз, РЯ, РЯ-деятельность, связь с общественностью.

Понятие паблик рилейшнз буквально ворвалось в нашу жизнь в последние годы. На эту тему уже написано много книг, проводятся тренинги и различные презентации. Но из-за того, что понятие паблик рилейшнз стало модным, его начали использовать к месту и не к месту.

Большинство людей имеют представления о науке и практике связей с общественностью на основании поверхностного восприятия того, что делают организации и специалисты в этой области, или благодаря тому, о чем пишут в прессе. Мало кто интересуется принципами деятельности, социальной ролью и концептуальными основами паблик рилейшнз в жизни организаций и всего общества. Поэтому некорректными оказываются попытки тех исследователей, которые пытаются свести суть паблик рилейшнз к имиджмейкерству.

Главным ошибочно выделяют отношения между организацией и общественностью, хотя организация и общественность должны выступать равноправными партнёрами. «Сегодня любой водопроводчик, продавец автомобилей или лишённый этики человек может назвать себя практиком паблик рилейшнз. Однако многие, кто себя так называет, не имеют специального образования, подготовки или понятия о том, что собой представляет эта сфера. В такой же мере и общественность мало понимает значение этих двух слов...», - пишет Эдуард Л. Бернайз (цит. по: [1, с. 16]).

Для успешного проведения научного мероприятия необходимо его продвижение в среде заинтересованных сторон и привлечение к нему широкого внимания общественности, что может быть обеспечено через проведение соответствующего PR-сопровождения. На сегодняшний день большинство проблем в организации и проведении PR-деятельности связано с отсутствием опыта и специальных знаний. Из этого следует, что организаторам и участникам необходимо иметь представление о том, что же такое PR (паблик рилейшнз), о наиболее эффективных PR-технологиях и PR-решениях и возможностях их применения для обеспечения успешной реализации мероприятий.

Теоретики и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчёркивают, что она является наукой и искусством формирования общественного мнения в желаемом направлении. Несколько иной акцент определение паблик рилейшнз имеет у тех авторов, которые стремятся выделить особенности задач и уровень ответственности, возлагаемый на эту систему. Поэтому предлагается несколько определений того, что составляет её содержание и функциональную нагрузку.

Американский исследователь Рекс Ф. Харлоу попытался обобщить более пятисот дефиниций, существующих с начала XX века, и на основании этого предложил своё определение, охватывающее концептуальные и операциональные аспекты связей с общественностью: «Паблик рилейшнз - особая функция

управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и её публикой, осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов, помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него, определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам, помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени, выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития, в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения» (цит. по: [1, с. 26]). С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум, авторы последнего издания монографии «Эффективные паблик рилейшнз», предложили следующее определение: «Паблик рилейшнз - это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит её успех или неудача» (цит. по: [1, с. 28]). В своей работе мы будем придерживаться определения С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум, авторы которого более чётко сформулировали понятие паблик рилейшнз.

В связях с общественностью выделяют две группы, с целью информационного воздействия - это субъекты PR-деятельности и объекты PR-деятельности. Субъектами PR-деятельности являются личность или специально созданные службы или организации, имеющие определённые профессиональные знания, умения и навыки, деятельность которых направлена на осуществление отношений с общественностью (пресс-службы, специалисты по связям с общественностью, пресс-центры, пресс-секретари, отделы и департаменты по связям с общественностью, PR-агентства и пр.).

Объектами PR-деятельности являются те, на кого непосредственно направлено PR-воздействие (СМИ, целевые группы, целевые аудитории, общественность и общественное мнение). Объект выбирается в зависимости от целей, которые преследует субъект связей с общественностью. В каждом конкретном случае субъект выбирает «свою» общественность. Например, для PR-акции, направленной на повышение престижа вуза и повышение конкурса среди абитуриентов, «своей» общественностью являются учащиеся выпускных классов школ и их родители, выпускники колледжей.

Говоря об объектах связей с общественностью, А. А. Белов указывает, что это могут быть и органы власти, и общественные организации (например, профессиональные союзы и объединения), и политические партии, и общественные фонды и движения, и средства массовой информации, и население какого-либо города, поселка и т. д. [2, с. 14]. Коммуникационное взаимодействие между этими группами осуществляется посредством PR-технологий с целью достижения определённых результатов (продвижения, формирования имиджа, создания репутации, увеличения продаж, паблисити и др.). Таким образом, методы PR - это совокупность PR-технологий, которые влияют на отношение объекта PR к субъекту.

Из мотивов субъекта PR-деятельности (политического лидера, учреждения, организации и др.) вытекают цели PR-деятельности. Цель PR - «это согласие субъекта с целевой общественностью, то есть установление равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности» [3, с. 53].

Исходя из целей PR, разрабатываются планы и программы по организации взаимодействия с внутренней (персоналом) и внешней общественностью.

В числе основных задач связей с общественностью, как отмечает автор лекций «Паблик Рилейшнз для менеджеров» И. В. Алёшина, специалисты в области связей с общественностью обычно выделяют:

- привлечение внимания потенциальной аудитории;

- стимулирование интереса;

- формирование потребности;

- обеспечение правильного понимания сообщения аудиторией;

- интерпретацию информации в ключе, выгодном коммуникатору;

- обеспечение запоминания сообщений аудиторией [4, с. 39].

Сущность PR-деятельности наиболее полно и рельефно проявляется при сравнении с другими видами коммуникативных действий, осуществляемых организацией для установления и поддержания отношений с населением. С одной стороны, деятельность имеет определённое сходство с рекламой. Однако PR-деятельность направлена на достижение согласия с помощью диалога с общественностью, одной из его основных целей является формирование позитивного имиджа субъекта PR-деятельности, а цель рекламы - продажа товара или услуг. Реклама размещается за плату, а информация, распространяемая в рамках PR-деятельности, не носит платный характер.

PR-деятельность направлена на изучение социальных тенденций, анализ и прогнозирование последствий, сбор, анализ и интерпретацию данных об общественном мнении, позициях сторон, других проблемах. Деятельность по организации связей с общественностью включает исследование, планирование и реализацию программ, определение эффективности воздействия этих программ на общественность. В содержании работы в рамках PR-деятельности значительное место занимает консультирование клиентов по вопросам политики, деятельности и коммуникаций, рекомендации организации - консалтинговая деятельность.

Деятельность в системе PR-деятельности опирается на ряд принципов. Основные принципы, согласно которым должны строиться связи с общественностью, были сформулированы С. Блэком:

- открытость информации;

- опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями, фирмами и общественностью;

- решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, нажима на общественность, манипуля-тивных попыток выдавать желаемое за действительное;

- уважение индивидуальности, ориентация на человека, его творческие возможности [3, с. 71].

Сегодня не все эти принципы реализуются в полной степени. Например, открытость информации редко означает желание рассказать публике действительно всю информацию - сообщают только то, что повышает имидж фирмы, и не спешат рассказывать о её ошибках и просчётах. А ведь формально специалисты пиара осуждают трюки и манипулирование, фактически же они часто занимаются именно навязыванием общественности своей точки зрения.

Э. Бернайз выделил одиннадцать личностных качеств, которые необходимы специалистам по паблик ри-лейшнз:

- сильный характер, честность и прямота;

- здравый смысл и логичность суждений;

- способность творчески и нестандартно мыслить;

- правдивость и рассудительность;

- объективность;

- глубокая заинтересованность в разрешении проблемы;

- широкая культурная подготовка;

- интеллектуальная пытливость;

- способность к анализу и синтезу;

- интуиция;

- знание социальных наук и технологий PR-деятельности (цит. по: [1, с. 41]).

Английский учёный международной ассоциации паблик рилейшнз С. Блек предлагает свое видение неотъемлемых личностных качеств профессионала:

- здравый смысл;

- отличные организаторские способности;

- ясность суждений;

- объективность и критичность восприятия;

- богатое воображение и способность понимать точку зрения другого;

- стойкость характера;

- исключительное внимание к деталям;

- живой пытливый ум;

- старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе;

- оптимизм, чувство юмора;

- гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами;

- умение хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими;

- иметь оптимистический взгляд на жизнь;

- обладать приятным голосом и ораторскими способностями;

- иметь презентабельную внешность [3, с. 120].

Специалисты по паблик рилейшнз также обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникативных усилий.

Общественное мнение является мощной силой современного общества. Любая организация должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами «своей» внутренней и внешней общественности. Программы связей с общественностью рассчитаны на то, чтобы:

1) убедить людей изменить своё мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица;

2) кристаллизовать мнение, ещё не сложившееся окончательно;

3) усилить существующее общественное мнение.

Эдуард Бернайз определял общественное мнение как «понятие, описывающее едва уловимую, подвижную и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений» (цит. по: [1, с. 158]).

Стремление повлиять на мнение человека по поводу данной проблемы, подходов к тому, как он относится к ней, и составляет первооснову практики паблик рилейшнз.

Не совсем правильным является и отношение к общественному мнению только как к состоянию суждений, характерных для определённой совокупности индивидов. Ведь общественное мнение является динамическим процессом высказываний, уточнений и согласования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направленность действий. Общественное мнение возникает внутри группы людей, которые общаются друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, всё же мнения индивидов о проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного обсуждения.

И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, тщательно фиксируют отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного мнения, оставляя в стороне иные важные детали картины. И это потому, что практики паблик рилейшнз стремятся иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ставят перед собой преимущественно прагматические цели: как направить общественное мнение в желаемом направлении. Поэтому, основываясь именно на таких позициях, специалисты по паблик рилейшнз в большинстве своём интересуются следующими характерными признаками общественного мнения:

- направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно - отрицательно - безразлично», «за - против - не определился», «за - против - при условии». В наиболее упрощённой форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространённым измерением общественного мнения;

- интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен - согласен - мне всё равно - не согласен - абсолютно не согласен»;

- стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведённых во времени исследований;

- информационной насыщенностью, указывающей, каким объёмом знаний об объекте владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более чёткое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких людей, то её трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более чёткое мнение о ней, поступают более предсказуемо;

- социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы [1, с. 160].

Приведённые выше определения предмета паблик рилейшнз доказывают, что эта профессия требует комплексной образовательной подготовки специалистов. В системе высшего образования ещё нет чёткого представления о подходах и требованиях к такой подготовке, нет и комплексных учебных программ специального образования специалистов данного профиля. В реестре специальностей эта профессия вообще не значится. Однако специалисты по PR имеются практически в каждом вузе, работают в отделах маркетинга или в пресс-службе. В дальнейшем мы попытаемся исследовать, как работает PR-служба вуза по сопровождению научных мероприятий.

Библиографический список

1. Королько, В. Г. Основы паблик рилейшнз: учебник для студентов вузов; авторизиров. пер. с укр.; науч. ред. О. В. Некрасова; отв. ред. С. Л. Удовик / В. Г. Королько. - М.; Киев: Релф-бук: Ваклер, 2003. - 528 с.

2. Белов, А. А. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие / А. А. Белов. - СПб.: «Северо-запад»; Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 178 с.

3. Блэк, С. Паблик Рилейшнз / С. Блэк; пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 202 с.

4. Алёшина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: курс лекций / И. В. Алёшина. - М.: ЭКМОС, 2002. - 480 с. © Канзычакова Д. Д., 2017

УДК 811.512.153

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ НА -ПАЦ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ

К. В. Кичеева

Научный руководитель — И. Л. Кызласова, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается полифункциональная форма на -Оац хакасского языка. Основное внимание акцентируется на её ведущую функцию, то есть выражение прошедшего обычного времени. В результате анализа выделены признаки темпорально-хабитуального значения данной формы.

Ключевые слова: хакасский язык, категория времени, темпоральность, прошедшее время, дистантность, глагольные аналитические формы.

В хакасском языке разработка глагольного времени проводится в рамках изъявительного наклонения [1; 2; 3; 4; 5] или в связи с категориями модальности и аспектуальности [6; 7; 8].

Исследователи хакасского языка последовательно выделяют в структуре категории времени форму -Оац. Однако её конкретный статус определялся по-разному. Так, Н. П. Дыренкова, автор первой грамматики хакасского языка, связала её с обозначением прошедшего времени под именем «форма прошедшего времени многократного» [1, с. 95].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.