Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия Pr (public relations)'

Современные подходы к определению понятия Pr (public relations) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8726
892
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / СЭМ БЛЭК / САМУЭЛЬ АДАМС / ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ PR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижова Галина Олеговна, Калиева Ольга Михайловна

В статье рассматриваются современные подходы к определению понятия паблик рилейшнз. Определены основные цели и функции паблик рилейшнз. Рассмотрены принципы, которые были предложены Самуэлем Адамсом и дополнены Сэмом Блэком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия Pr (public relations)»

предприятий и государства. Требует уточнения и возможность капитализации мотиваций работников [8].

Таким образом, человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни [4]. Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития, в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Литература

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход / Беккер Г. С. // Избранные труды по экономической теории; пер. с англ. науч. ред. перевода, авт. послесл. Р. И. Капелюшников; авт. предисл. М. И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

2. Добрынин А. Н. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов. СПб.: Наука, 1999. 309 с.

3. Константинов И. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов // Экономическая реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forum-msk.org 310895.html/ (дата обращения: 10.11.2016).

4. Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009.

5. Критский М. М. Человеческий капитал. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 117 с.

6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. С. 35.

7. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2003. № 2.

8. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.; под ред. д.э.н., профессора В. Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1. Орел: ОрелГТУ, 2005.

9. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970. P. 86.

10. Schultz Th. W. Inwestmentin Human Capital. The Role of Edication and Researsch / Th. W. Schultz. NY: The Free Press, 1971. 272 p.

Современные подходы к определению понятия PR (Public Relations) Чижова Г. О.1, Калиева О. М.2

1Чижова Галина Олеговна / Chizhova Galina Olegovna - кандидат экономических наук, доцент; 2Калиева Ольга Михайловна /Kaliyeva Olga Mikhailovna - кандидат экономических наук,

доцент,

кафедра маркетинга, коммерции и рекламы, факультет экономики и управления, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к определению понятия паблик рилейшнз. Определены основные цели и функции паблик рилейшнз. Рассмотрены принципы, которые были предложены Самуэлем Адамсом и дополнены Сэмом Блэком.

Ключевые слова: паблик рилейшнз, Сэм Блэк, Самуэль Адамс, подходы к определению PR.

В условиях рыночных отношений, когда каждый из бизнес -партнеров преследует собственный интерес, самой важной проблемой является установление взаимного доверия между людьми. Взаимное доверие - это условие эффективности в любой сфере бизнеса, а особенно в рыночной, ведь постоянные надежные связи с потребителями, клиентами, поставщиками, сотрудниками составляют основу деятельности. Следовательно, каждый специалист-маркетолог должен быть знаком с public relations («паблик рилейшнз» (далее - PR)). В переводе с английского - связи с общественностью.

Существует несколько подходов к определению понятия PR. Рассмотрим три основных подхода к определению понятия PR.

1 подход: альтруистический. Автор подхода - Сэм Блэк. В этом подходе понятие PR понимается как искусство и наука достижения общественной гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. В альтруистическом подходе главной задачей является служение обществу, а интересы своего предприятия отходят на второй план. Такой подход чаще всего используется в странах Европы.

2 подход: прагматический. Данный подход является противоположным альтруистическому и относится к американской школе PR, где под PR определяют организацию общественного мнения, в целях наиболее успешного функционирования предприятия и повышения его репутации, по возможности осуществляемую через средства массовой информации. Следовательно, коммерческие интересы предприятия являются первопричинами PR-деятельности. Этот подход относят к американской школе PR.

3 подход: компромиссный. Автором данного подхода является Эдвард Бернейз. В этом подходе PR рассматривают как усилия, которые направленны на гармонизацию деятельности предприятия, в соответствии с интересами общественности. Данный подход является самым распространенным в современной PR-практике, так как здесь учитываются интересы, как предприятия, так и общественности [1, с. 135].

Обобщая сущность подходов к определению PR, делаем вывод о том, что PR - это деятельность, направленная на формирование имиджа предприятия и установление благоприятных и долгосрочных отношений с различными группами общественности.

Некоторые авторы рассматривают PR как деятельность по достижению позитивного имиджа, но, в конечном счете, во всех определениях присутствуют одни и те же смысловые блоки, описывающие цели, задачи, средства и результаты PR-деятельности. Из данных определений можно сделать вывод о том, что генеральной целью PR является формирование ситуации успеха фирмы в обществе. Основные цели [2, с. 326]:

а) позиционирование объекта PR (от англ. position - положение, нахождение) -это создание и поддержание благоприятного и понятного общественности образа, имиджа предприятия и установление к нему доверия;

б) повышение имиджа - это действия, направленные на формирование определенного круга друзей и доброжелателей предприятия среди авторитетных, влиятельных общественных деятелей, представителей властвующих структур, а также культурные элиты предпринимателей и политиков;

в) антиреклама, т.е. снижение имиджа (черный пиар) - это действия, направленные против конкурентов, включает в себя распространение нежелательных слухов, привлечение внимания к ошибкам и неудачам конкурентов;

г) отстройка от конкурентов - это деятельность, направленная на возвышение имиджа одного предприятия, посредством снижения имиджа другого предприятия. Отстройка может быть явной и скрытой;

д) контрреклама (восстановление репутации) - это деятельность, направленная на восстановление случайно сниженного имиджа и заключается в опровержении недобросовестной (заведомо ложной) информации. Эта цель служит для ликвидации негативных последствий недобросовестной рекламы.

22

Исходя из того, какие цели преследует РЯ, можно определить функции РЯ на предприятии [3, с. 82]:

1 аналитико -прагматическая. Заключается в разработке информированной политики, включает в себя оценку общественного мнения, подготовку массива аналитических данных и анализ конкретных ситуаций;

2 организационно-технологическая. Предполагает проведение и организацию РЯ-кампаний, РЯ-акций, РЯ-мероприятий (деловые встречи, приемы, выставки, презентации, конференции, брифинги, пресс-туры и другие), подготовка материалов для СМИ, фото, видео, пресс-релизы, бэкграунд;

3 информационно-коммуникативная. Включает в себя распространение информации при выполнении РЯ-деятельности, направленной на внутреннюю и внешнюю общественность;

4 консультативно-методическая. Предполагает консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью и разработка модели сотрудничества и социального партнерства, а также различия РЯ-кампаний и РЯ-программ.

Функции РЯ представлены в следующих сферах деятельности:

а) общественных отношениях;

б) правительственных отношениях;

в) международных и межнациональных отношениях;

г) отношениях в промышленности и финансах;

д) средствах массовой информации [4, с. 74].

Самюэль Адамс предложил принципы, на которых должна строиться РЯ-деятельность предприятия. Главными среди них являются:

1. необходимо создать организацию, которая сможет возглавить компанию и объединить людей;

2. использование национальной и эмоциональной символики и использования вдумчивых, броских лозунгов;

3. опережение оппонента в интерпретации событий и своевременные действия со стороны организаций, которые имеют эмоциональное воздействие на аудиторию;

4. постоянное и непрерывное воздействие на общественное мнение в отношении каких-либо контактных каналов [5, с. 288].

Принципы Самуэля Адамса были дополнены принципами, провозглашенными английским социологом, основоположником РЯ, Сэмом Блэком:

а) прозрачность информации. Этот принцип считается ведущим при формировании взаимовыгодных отношений в обществе;

б) зависимость от объективных законов массового сознания, а также отношений между людьми, организациями, фирмами и общественностью; решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, давления на общественное мнение, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное;

в) регулярная внутренняя реорганизация различных подразделений, участвующих в PR, в целях обеспечения максимальной адаптации к рыночным изменениям; а также предотвращения обюрокрачивания;

г) уважение индивидуальности, акцент на человека, его творческие способности; участие в работе высококвалифицированных специалистов с максимальным делегированием полномочий вплоть до самых низовых исполнителей для того, чтобы обеспечить возможность продемонстрировать свою способность управлять и выражать свои собственную, отличную от других позицию [6, с. 260].

По словам основателя современной концепции общественных отношений Сэма Блэка, содержание связей с общественностью заключается в изучении взаимодействия между субъектом управления (предприятия) с несколькими объектами управления. Очень важно своевременно оценить эффект этого взаимодействия, а также различные реакции на изменения, происходящие со стороны групп, которые составляют целевую аудиторию [7, с. 61].

23

Таким образом, нами сделан вывод, что понятие PR является проявлением зрелой и развитой культуры предпринимательства, определенного стиля и имиджа компании, манеры поведения руководителя и персонала между ними и обществом. Благодаря успешной реализации паблик рилейшнз предприятия, на основе этой концепции, через систему взаимодействия с обществом и активного использования внутреннего потенциала трудовых коллективов, выходят на социальную арену, чтобы получить наилучшие результаты коммерческой деятельности.

Литература

1. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. Москва: «Рефл-бук». К.: «Ваклер», 2001. 528 с.

2. Катлип С. Паблик рилейшнз. Теория и практика. Москва: Альфа-Пресс, 2015. 624 с.

3. Калиева О. М. К вопросу о рекламе и рекламно-информационном пространстве // Проблемы современной экономики. Материалы III Международной научной конференции, 2013. С. 81-84.

4. Шепелев И. А. «PR сопровождения» и «PR прикрытия»: новый подход к определению направлений PR-деятельности // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2014. № 4. С. 74-77.

5. Синяев В. Сфера PR в маркетинге. Москва, 2007. 384 с.

6. Лужнова Н. В. К вопросу о формировании единого рекламно-информационного пространства города // Экономика и предпринимательство, 2014. № 5-2. С. 260-262.

7. Елисеева А. В. Эффективные инструменты PR в профессиональной деятельности PR-специалиста // Символ науки, 2016. № 3-1. С. 60-64.

В поисках согласованности: к вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в стратегических документах Богданова Ю. Н.1, Симонова Ю. В.2, Прохоров В. Н.3

1Богданова Юлия Николаевна /Bogdanova Yulia Nikolaevna - кандидат технических наук,

ведущий научный сотрудник, Центр методологии стратегического планирования Минэкономразвития России;

2Симонова Юлия Владимировна / Sim onova Yu lia Vladim irovna - управляющий делами, Образовательное частное учреждение высшего образования Международный независимый эколого-политологический университет;

3Прохоров Владимир Николаевич / Proh orov Vladim ir Nikolaevich - руководитель региональных

проектов,

Центр инноваций муниципальных образований, г. Москва

Аннотация: задача согласованности документов стратегического планирования поставлена Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Показатели в системе стратегического планирования являются инструментом управления государством, а любой инструмент является действенным, если он работает на конечную цель управления. Таким образом, показатели должны отражать базовые цели развития государства. Однако затруднительно работать с набором показателей, в этой связи в статье обосновываются блоки показателей для стратегий, прогнозов и мониторинга документов стратегического планирования в российской отраслевой и региональной практике: инновационный, финансовый, экономический, экологический блоки, блок показателей по природным ресурсам, качеству жизни (социальный блок), национальной безопасности, качеству государственного управления.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.