Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В УСЛОВИЯХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В УСЛОВИЯХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛА ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / РАЗЫСКИВАЕМЫЕ ЛИЦА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закаев С. А.

Научная статья посвящена важнейшему направлению в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел - розыску лиц, пропавших без вести. Деятельность по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов является одним из приоритетных и актуальных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Закаев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE ORGANIZATIONOF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO SEARCH FOR MISSING PERSONS IN THE CONTEXTOF COUNTER-TERRORISM OPERATIONS AND ARMED CONFLICTS

The scientific article is devoted to the most important direction in the operational search activity of the internal affairs bodies - the search for missing persons. The search for missing persons in the context of counter-terrorism operations and armed conflicts is one of the priority and relevant areas of operational search activities of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В УСЛОВИЯХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

Научная статья С. 188-192

УДК 343.98

DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10227

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, В УСЛОВИЯХ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Сулиман Абахажиевич Закаев

Академия управления МВД России, Москва, Россия suliman.zakaev@mail.ru

Аннотация. Научная статья посвящена важнейшему направлению в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел — розыску лиц, пропавших без вести. Деятельность по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов является одним из приоритетных и актуальных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, оперативно-розыскная деятельность, дела оперативного учета, оперативные подразделения, разыскиваемые лица, оперативно-розыскные мероприятия, контртеррористическая операция, вооруженные конфликты

Для цитирования: Закаев С. А. Понятие и сущность организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. №2 (36). С. 188-192. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-10227

Research article

THE CONCEPT AND ESSENCE OF THE ORGANIZATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO SEARCH FOR MISSING PERSONS IN THE CONTEXT OF COUNTER-TERRORISM OPERATIONS

AND ARMED CONFLICTS

Suliman A. Zakaev

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

suliman.zakaev@mail.ru

Abstract. The scientific article is devoted to the most important direction in the operational search activity of the internal affairs bodies — the search for missing persons. The search for missing persons in the context of counter-terrorism operations and armed conflicts is one of the priority and relevant areas of operational search activities of the internal affairs bodies.

Keywords: internal affairs bodies, operational investigative activities, operational accounting cases, operational units, wanted persons, operational investigative measures, counter-terrorism operation, armed conflicts

© С. А. Закаев

188 ЗакаевС. A.

For citation: Zakaev SA. The concept and essence of the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies to search for missing persons in the context of counter-terrorist operations and armed conflicts. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(2):188-192. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-10227 (In Russ.)

Введение

Розыск лиц, пропавших без вести, является одной из главных функций розыскной работы органов внутренних дел, которая в свою очередь является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности.

На различных этапах развития розыскной деятельности органов внутренних дел было издано множество нормативно-правовых актов (в большинстве случаев ведомственного характера), направленных на повышение эффективности розыска различных объектов, в том числе лиц, пропавших без вести.

Прежде чем говорить об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов, необходимо определиться с тем, что из себя представляет розыскная деятельность органов внутренних дел, разобрать элементы, являющиеся ее основой. О данных элементах можно судить, исходя из сложившейся практики и научных подходов к пониманию розыскной работы органов внутренних дел.

Описание исследования

Основываясь на имеющихся нормативных ведомственных определениях, можно условно выделить следующие элементы розыскной работы:

— опора на законы и подзаконные нормативные акты;

— задачи с четко выраженной направленностью, ориентированные на осуществление розыска различных категорий разыскиваемых (объектов розыска).

Профессор А. Е. Чечетин дал следующее определение этому виду деятельности: «Розыскная работа органов внутренних дел — это базирующаяся на уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве и отдельных подзаконных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства (стадий оперативно-розыскного процесса) уполномоченными на то законом субъектами и направленных на обнаружение местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых, выявление и устранение условий,

способствующих длительному укрывательству разыскиваемых и безвестному исчезновению» [3, с. 37-40].

Из данного определения следует, что кроме указанных выше элементов А. Е. Чечетин выделяет также:

— наличие комплекса различных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства;

— наличие субъектов, уполномоченных на право осуществлять указанные мероприятия.

В. М.Атмажитов определял розыскную работу оперативных аппаратов ОВД как «базирующуюся на законах и подзаконных нормативных актах систему мероприятий, комплексно осуществляемых во взаимодействии с другими службами и подразделениями в целях обеспечения успешного розыска скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых, а также предупреждения уклонения от следствия, суда и отбывания наказания» [1, с. 34].

Следующим элементом розыскной работы является наличие комплекса различных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства.

Из этого следует, что:

— все проводимые в рамках розыскной работы мероприятия (организационного, предупредительного, административно-правового, оперативно-розыскного, уголовно-процессуального характера) взаимосвязаны и взаимообусловлены;

— их применение подробным образом регламентируется отдельными нормативными актами (в основном ведомственного уровня), однако основу розыскной работы, как уже отмечалось, составляют нормативно-правовые акты федерального уровня;

— немаловажным, по мнению В. М.Атма-житова является то, что «вся система таких мероприятий сложилась в результате обобщения передовой практики их применения и на основе соответствующих научных рекомендаций» [1, с. 5,13].

Рассмотрев различные научные мнения и подходы к деятельности органов внутренних дел, направленной на установление местонахождения различных категорий разыскиваемых, идентификацию лиц и неопознанных трупов, необходимо согласиться с ведущим специалистом в данном направлении

А. В. Парфеновым, что вся эта деятельность называется именно «розыскной и идентификационной» [2, с. 171-172], а наиболее полное отражение ее содержания будет в следующем определении: «розыскная и идентификационная деятельность органов внутренних дел — это комплекс организационно-управленческих мер, применяемых руководителями органов внутренних дел, их оперативными подразделениями и сотрудниками этих подразделений в целях своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, установления личности лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также идентификации неопознанных трупов; эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов по раскрытию преступлений, совершенных в отношении объектов и самими объектами данной деятельности» [4, с. 21-22].

Большинство мероприятий, связанных с осуществлением розыска лиц, пропавших без вести в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов, носят оперативно-розыскной характер.

В связи с тем, что данные мероприятия проводятся в рамках особого делопроизводства, они имеют преимущественно негласный характер и, как правило, ведутся в рамках розыскного дела в случае розыска лиц, пропавших без вести. Розыскное дело является делом оперативного учета.

Все производимые мероприятия в основном направлены на установление местонахождения лиц, пропавших без вести, в том числе, пропавших в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов, а также на установление местонахождения трупов, если имеется достаточно оснований полагать о смерти разыскиваемых или места их насильственного удержания, а так же лиц, причастных к данному противоправному деянию.

Следующим элементом розыскной работы является наличие субъектов, уполномоченных на осуществление мероприятий, производимых в рамках розыска. Необходимо отметить, что основным субъектом, организовывающим и осуществляющим розыскную работу в ОВД, являются розыскные подразделения уголовного розыска территориальных отделов МВД России (направления, группы, отделения и отделы).

Еще один элемент — это взаимодействие розыскных подразделений ОВД при осуществлении розыскной работы с другими подразделениями системы МВД России (внутреннее

взаимодействие), а также с другими государственными органами, учреждениями и организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, организациями различных форм собственности и гражданами, а также с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями (внешнее взаимодействие).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция — «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта»1.

При проведении контртеррористической операции на определенной территории государственными органами, спецподразделениями, в том числе органами внутренних дел осуществляется комплекс специальных действий, направленных на обезвреживание и недопущение проникновения незаконных вооруженных формирований вглубь Российской Федерации, лишение возможности получения сведений о положении и состоянии федеральных войск, планах и замыслах командования, а также производились поисково-спасательные действия, которые были направлены на розыск и возвращение в расположение войск или другое безопасное место военнослужащих и других граждан, попавших в плен, захваченных в качестве заложников, лиц, пропавших без вести или оказавшихся в тылу вражеских или незаконных вооруженных формирований по различным причинам.

Согласно докладу Комиссии международного права ООН Шестидесятая сессия (5 мая — 6 июня и 7 июля — 8 августа 2008 года) «Вооруженный конфликт» означает состояние войны или конфликт, сопряженный с военными действиями, которые в силу своего характера или масштабов могут затронуть действие договоров между государствами — сторонами вооруженного конфликта или между государством — стороной вооруженного конфликта и третьим государством, независимо от официального объявления войны или

1 О противодействии терроризму : Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5884ü/ (дата обращения: 28.10.2022).

иного объявления какой-либо стороной или всеми сторонами вооруженного конфликта1.

В Уставе военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2015 № 161 (далее—Устав) в пп. 189-196 предусмотрено понятие, а также виды мер по розыску.

Так согласно положений Устава «меры по розыску военнослужащих и военного имущества Вооруженных Сил (далее — меры по розыску) — это предусмотренные федеральными законами, общевоинскими уставами и настоящим Уставом меры, направленные на установление местонахождения военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, на оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного следствия или суда, осужденных военнослужащих, уклоняющихся от уголовного наказания, а также в розыске похищенного (утраченного) в воинских частях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предметов, представляющих повышенную опасность, угнанных транспортных средств Вооруженных Сил и другого военного имущества Вооруженных Сил»2.

Ответственность за работы по розыску военнослужащих согласно Уставу возлагается на военного коменданта гарнизона или лицо, его замещающее, который осуществляет руководство деятельностью подчиненных и координацию деятельности командиров воинских частей по розыску в соответствии с общевоинскими уставами и Уставом военной полиции ВС РФ3.

При этом меры по розыску включают:

«1) получение справок, характеристик, иных документов и сведений от органов государственной власти Российской Федерации,

1 Доклад Комиссии международного права : Шестидесятая сессия (5 мая — 6 июня и 7 июля — 8 августа 2008 г.) : Дополнение № 10 (А/63/10). C. 89. URL: https:// www.undocs.org/Home/Mobüe?FinalSymbol=A%2F63%2F 10(SUPP)&Language=E&DeviceType=Desktop&LangReque sted=False (дата обращения: 28.10.2022).

2 Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : Указ Президента РФ от 25.03.2015 № 161 (ред. от 21.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_177125/ (дата обращения: 28.10.2022).

3 Там же.

органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

2) опрос военнослужащих и иных лиц;

3) обследование местности в целях отыскания военнослужащих, самовольно оставивших воинские части (места несения службы), а также предметов и следов, имеющих отношение к совершенному преступлению или дисциплинарному проступку;

4) организацию в необходимых случаях преследования правонарушителей;

5) оцепление (блокирование)»4.

Для осуществления мер по розыску разыскиваемого военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть (место несения службы) с оружием, и его задержание проводятся во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации5.

Анализ положений Устава военной полиции ВС РФ позволяет сделать нам вывод, что военнослужащие военной полиции занимаются осуществлением комплекса оперативно-розыскных мер, направленных на установление местонахождения военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, самовольно оставивших воинские части (места службы), подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, скрывшихся от органов предварительного следствия или суда, осужденных военнослужащих, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск похищенного (утраченного) в воинских частях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предметов, угнанных транспортных средств Вооруженных сил и другого военного имущества Вооруженных сил. Вышеизложенное указывает на то, что среди объектов, на которые направлены розыскные меры военной полиции ВС РФ, отсутствует такая категория разыскиваемых, как военнослужащие, пропавшие без вести.

Таким образом, мы полагаем, что исходя из реалий, происходящих в рядах военнослужащих ВС РФ необходимо включить в данный перечень объектов розыска категорию военнослужащих, пропавших без вести, так как они не только могут быть правонарушителями, но также могут стать жертвами различных преступлений, например, против личности, а также жертвами несчастных случаев. В отношении военнослужащих, пропавших без вести, наравне с военнослужащими-правонарушителями должен также осуществляться

4 Там же.

5 Там же.

весь комплекс розыскных мер, предусмотренных Уставом военной полиции ВС РФ.

Заключение

В заключение следует отметить, что организация оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести, в условиях контртеррористической операции и вооруженных конфликтов должна представлять собой систему специальных организационных

и тактических мер оперативно-розыскного, поискового, оперативно-боевого и иного характера мероприятий, базирующихся на законных и подзаконных нормативных актах, направленных на обнаружение и установление местонахождения, пребывания, незаконного удержания лиц, в отношении которых поступило заявление или сообщение об исчезновении, а также комплекс идентификационных мероприятий, по установлению личности неопознанных трупов.

Список источников

1. Атмажитов В. М., Лукашов В. А. Розыскная работа оперативных аппаратов органов внутренних дел: учебное пособие. Москва : Академия МВД СССР, 1987. 104 с.

2. Иванец М. П., Парфенов А. В. Особенности осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда // Закон и право. 2021. № 10. С. 171-172.

3. Парфенов А. В. О сущности термина «розыскная и идентификационная деятельность» органов внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2018. № 1 (54). С. 37-40.

4. Парфенов А. В. Теоретико-методологические основы розыскной и идентификационной деятельности в Российской федерации : монография. Москва : Проспект, 2022. 80 с.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ CONFLICT OF INTEREST

Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 28.11.2022 / 01.02.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 12.01.2023 / 15.02.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.