Научная статья на тему 'ПО ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ПО ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗЫСК / БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕЕ ЛИЦО / РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / БЕЗВЕСТНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закаев Сулиман Абахажиевич

В статье указывается, что ни в одном нормативном правовом акте не дается четкого толкования термина «без вести пропавшее лицо». Дается определение термину «без вести пропавшее лицо», а также деятельности по розыску лиц, пропавших без вести. Проводится анализ нормативный правовых актов, регламентирующих деятельность по розыску лиц, пропавших без вести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Закаев Сулиман Абахажиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO SEARCH FOR MISSING PERSONS IN THE TERRITORY OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The article states that no normative legal act gives a clear interpretation of the term “missing person”. The definition of the term “missing person” is given, as well as activities to search for missing persons. The analysis of regulatory legal acts regulating the search for missing persons is carried out.

Текст научной работы на тему «ПО ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

По вопросу о правовой основе организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, пропавших без вести на территории Северо-Кавказского федерального округа

СУЛИМАН АБАХАЖИЕВИЧ ЗАКАЕВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: suliman.zakaev@mail.ru

On the Issue of the Legal Basis for the Organization of Operational Investigative Activities of Internal Affairs Bodies to Search for Missing Persons in the Territory of the North

Caucasus Federal District

SULIMAN ABUKHAZHIEVICH ZAKAYEV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: suliman.zakaev@mail.ru

УДК 343.98

Аннотация. В статье указывается, что ни в одном нормативном правовом акте не дается четкого толкования термина «без вести пропавшее лицо». Дается определение термину «без вести пропавшее лицо», а также деятельности по розыску лиц, пропавших без вести. Проводится анализ нормативный правовых актов, регламентирующих деятельность по розыску лиц, пропавших без вести.

Ключевые слова и словосочетания: розыск; без вести пропавшее лицо; розыскная деятельность органов внутренних дел; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; безвестное исчезновение лица.

Annotation. The article states that no normative legal act gives a clear interpretation of the term "missing person". The definition of the term "missing person" is given, as well as activities to search for missing persons. The analysis of regulatory legal acts regulating the search for missing persons is carried out.

Keywords and phrases: search; missing person; search activity of internal affairs bodies; operational search activity; operational search activities; unknown disappearance of a person.

Изучение различных нормативных правовых источников указывает на то, что ни в одном из них нет четкого, ясного

и юридически собранного определения понятия «без вести пропавшее лицо» или «лицо, пропавшее без вести». Поэтому обратим внимание

на характерные черты, которые определяют безвестное исчезновение того или иного лица:

— отсутствие лица в месте его должного проживания;

— отсутствие сведений о месте нахождения лица;

— отсутствие очевидной причины случившегося;

— внезапность утраты сведений о человеке;

— отсутствие возможности легко разрешить вопросы, касающиеся неизвестности дальнейшей судьбы лица [1, с. 64].

Развернутость и определенность указанного состава безвестного исчезновения лица не вызывает никаких сомнений. Утверждать о безвестном исчезновении лица можно тогда, когда его не представляется возможным обнаружить по месту его жительства и работы, то есть его местонахождение никому неизвестно. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что имеет место и еще одно обстоятельство — отсутствие очевидных предпосылок исчезновения, произошедшего внезапно, неожиданно для всех окружающих.

Часто окружающим не удается предположить, что же произошло на самом деле; их собственные методы, попытки поисков не могут дать положительного результата поиска разыскиваемого лица, поэтому его близкие обращаются в государственные органы, которые организовывают розыск лица, пропавшего без вести.

Зачастую в республиках Серверного Кавказа родственники пропавшего без вести лица не торопятся сообщать в правоохранительные органы о пропаже в силу ментальной составляющей. Напротив, люди всеми силами пытаются найти без вести пропавшего, прилагая собственные силы без участия правоохранительных органов, и не предавать сложившуюся ситуацию всеобщей огласке.

Изучение практической деятельности подразделений, специализирующихся на розыске лиц, пропавших без вести, позволило определить из перечисленных выше обстоятельств наиболее важные, образующие состав безвестного исчезновения человека. К ним оперативные сотрудники относят прежде всего отсутствие информации о месте пребывания лица и отсутствие возможности сразу и без трудностей определить местонахождение разыскиваемого. Данная классификация обстоятельств имеет лишь тактическое значение и показывает оценку первичной информации о пропаже лица.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что лицо, пропавшее

без вести, — лицо, исчезнувшее без очевидных обстоятельств, в отношении которого в правоохранительные органы поступила информация о внезапном исчезновении, место пребывания и судьба которого остаются неизвестными окружающим и для обнаружения которого требуется специальная розыскная деятельность правоохранительных органов. На сегодняшний день в ряде случаев при розыске лиц, пропавших без вести, проводятся мероприятия следующего характера:

— поисково-спасательные, а также иные мероприятия с участием военнослужащих и техники воинских частей и работников служб спасения;

— отождествление обнаруженных неопознанных трупов граждан;

— деятельность по розыску лиц, пропавших без вести, осуществляемая не только сотрудниками уголовного розыска, но и других подразделении органов внутренних дел.

Таким образом, можно сделать вывод, что розыск лиц, пропавших без вести, — это совокупность оперативно-розыскных, поисково-спасательных и иных мероприятий, проводимых органами внутренних дел с участием подразделений других ведомств в пределах их полномочий, направленных на обнаружение, выявление и отождествление внезапно исчезнувших лиц без видимых обстоятельств и причин, место пребывания и судьба которых остаются неизвестными окружающим, живых и погибших (умерших) разыскиваемых лиц.

Порядок приема и рассмотрения заявлений об исчезновении и похищении людей, организация и порядок осуществления указанной сферы деятельности регламентируется нормативными правовыми актами. Например, приказом МВД России, Генеральной прокуратуры России, Следственного комитета России от 16 января 2015 г. № 38/14/5 была утверждена Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц»1.

В соответствии с данной Инструкцией сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места исчезновения лица, наличия или отсутствия сведений о его месте жительства или пребывания, полных анкетных данных

1 Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц: приказ МВД России № 38, Генпрокуратуры России № 14, СК России № 5 от 16 января 2015 г.

и фотографий без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения.

В случае установления признаков криминального исчезновения, которые определены данной Инструкцией, следователь Следственного комитета, получив сообщение, производит выезд на место происшествия, где осуществляет руководство следственно-оперативной группой. Этой же Инструкцией определено, что надзирающим прокурором в целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску пропавшего без вести лица, изучаются соответствующие дела не позднее 10 суток после их заведения, с последующей периодичностью не реже одного раза в месяц. Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов.

Розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей, специальных школ и специальных училищ, психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными, ушедших из дома или учреждения, где они содержались, а также лиц, утративших связи с близкими родственниками, ведется

в порядке ст. 144—145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1.

Розыск лица, по факту исчезновения которого возбуждено уголовное дело, ведется в рамках соответствующего дела оперативного учета сотрудниками уголовного розыска, специализирующимися на раскрытии преступлений против личности [2, с. 86].

При розыске лиц, пропавших без вести, органами внутренних дел широко используется помощь добровольных помощников. Правовой основой сотрудничества полиции и добровольцев (волонтеров) служат положения ст. 10 Федерального закона «О полиции»2, согласно которой полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3, в соответствии с которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи, в том числе используя добровольную помощь граждан.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

2 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7.Ст. 900.

3 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ //СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

Список литературы:

1. Буряков Е. В. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по розыску граждан, пропавших без вести при криминальных обстоятельствах // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Симферополь, 29 июня 2018 г.). Симферополь, 2018.

2. Буряков Е. В. Правовое регулирование розыска лиц, пропавших без вести // Актуальные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 18 ноября 2014 г). Омск, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.