Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЗАКОННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЗАКОННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ЗАКОННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЗЫСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Блинников Василий Валерьевич, Ширнин Алексей Викторович

В статье подробно рассмотрен вопрос обеспечения прокурором законности осуществления оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по розыску без вести пропавших лиц. Названа одна из основных проблем - устарелость имеющейся нормативно-правовой базы в указанной сфере. Подробно, с примерами, приведены случаи, когда ее несовершенство порождает недостатки в правоприменительной практике. Авторами сделан вывод о необходимости систематического осуществления прокурорского надзора на данном направлении деятельности, а также совершенствования действующего законодательства, усилия координирующей роли органов прокуратуры не только в сфере розыска пропавших без вести лиц, но и на направлении по борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING BY THE PROSECUTOR OF THE LEGALITY OF THE OPERATIONAL-INVESTIGATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES FOR SEARCH OF MISSING PERSONS

The author considers the issue of ensuring by the Public prosecutor of the legality of the operational-investigative and procedural activities in the search for missing persons. A major problem is mentioned - the obsolescence of the current regulatory framework in this area. In detail, with examples cases are cited when imperfection generates shortcomings in law enforcement. The authors conclude about the necessity of systematic implementation of prosecutorial supervision in this area, as well as improvement of the current legislation, the efforts of the coordinating role of the prosecution authorities not only in the field of the search for missing persons, but also in the direction of the fight against crime.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЗАКОННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЗАКОННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОЗЫСКУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

ЛИЦ

ENSURING BY THE PROSECUTOR OF THE LEGALITY OF THE OPERATIONAL-

INVESTIGATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES FOR SEARCH OF MISSING

PERSONS

День сегодняшний выдвигает все новые и новые требования к прокурорам, ставятся все более сложные задачи, которые обусловлены многообразием общественных отношений, складывающихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора, с тем чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба

с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны, надзор за розыском без вести пропавших лиц.

От эффективной организации надзора за розыском без вести пропавших лиц в полной мере зависит не только конечный положительный результат в виде установления местонахождения пропавшего лица, но и престиж, и профессионализм правоохранительных органов в целом.

В последние годы на территории Российской Федерации наблюдается рост числа фактов безвестного исчезновения граждан. В 2013 г. разыскивались 245 460 лиц, из них 102 721

УДК 343.16

Василий Валерьевич Блинников, старший помощник Новосибирского транспортного прокурора (Новосибирск, Россия)

Алексей Викторович Ширнин, помощник Новосибирского транспортного прокурора, аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

В статье подробно рассмотрен вопрос обеспечения прокурором законности осуществления оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по розыску без вести пропавших лиц. Названа одна из основных проблем - устарелость имеющейся нормативно-правовой базы в указанной сфере. Подробно, с примерами, приведены случаи, когда ее несовершенство порождает недостатки в правоприменительной практике. Авторами сделан вывод о необходимости систематического осуществления прокурорского надзора на данном направлении деятельности, а также совершенствования действующего законодательства, усилия координирующей роли органов прокуратуры не только в сфере розыска пропавших без вести лиц, но и на направлении по борьбе с преступностью.

Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, оперативно-розыскная деятельность, уголовно-процессуальная деятельность, розыск, без вести пропавшие.

пропало без вести, в дальнейшем разыскано 52 578 человек1, в 2014 г. разыскивалось 229 024 лиц, из них без вести пропавших 102 721, установлено из числа находившихся в розыске

- 44 9212. Для сравнения, например, в 1998 г. в России, по данным ГИЦ МВД РФ, состояло на учете 25 561 без вести пропавших граждан3, за 2002 г. жертвами преступлений стали 1 338 без вести пропавших лиц, за 2001 г. - 1 245, 2002 - 1 252, 2003 - 1 187, 2004 г.

- 1 0424.

По различным оценкам, примерно 1% из объявленных в розыск безвестно исчезнувших лиц являются жертвами преступлений - убийств, изнасилований, причинения тяжкого вреда здо-

79

ровью5. Вместе с тем практика показывает, что реальное выражение данной цифры может быть существенно выше - 20-25%6.

Сообщения в средствах массовой информации о фактах безвестного исчезновения граждан вызывают обоснованную тревогу в российском обществе, поскольку, во-первых, порождают чувство неуверенности граждан в защищенности прав и законных интересов. Во-вторых, подвергают некоторому сомнению возможности правоохранительных органов в максимально сжатые сроки установить местонахождение пропавших без вести граждан, в том числе несовершеннолетних.

Причину, в силу которой лицо пропало без вести, достаточно сложно установить, так как внешне наблюдается лишь отсутствие человека в определенном месте. Поэтому значимую роль в выявлении такой причины играет профессионализм правоприменителей, позволяющий отграничить криминальный характер исчезновения лица от иного. Целью прокурорского надзора в этой связи является повышение эффективности и оптимизации розыска без пропавших лиц, а также имиджа правоохранительных органов в правосознании граждан. Последнее представляется наиболее сложной и ответственной задачей, в связи с тем, что так называемая обратная связь с населением играет первостепенное значение в розыске пропавших лиц.

Между тем результаты анализа судебно-следственной практики свидетельствуют о существенных затруднениях, которые испытывают правоприменители при проверке сообщения о безвестном исчезновении лица в процессе осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности. Основная причина этого заключается в отсутствии четких критериев разграничения криминального характера исчезновения от иного.

На страницах одного из авторефератов, изданного в 1997 г. и посвященного проблемам розыска без вести пропавших лиц, было указано следующее: «В последние годы в разработке этой проблемы произошел явный спад. Вопросы решения криминалистических

задач деятельности по розыску без вести пропавших лиц не рассматривались учеными-криминалистами более двадцати лет. За последние десять лет не издано ни одной монографии, нет и практических рекомендаций, учитывающих характер новых условий, сложившихся в России»7.

В «Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (2013 г.) предлагалось оптимизировать работу по розыску пропавших без вести, особенно детей»8.

Это обусловлено в первую очередь тем, что сфера розыска имеет устаревшую нормативно-правовую базу. Так, действующий ведомственный приказ № 213-дсп МВД России, касающийся розыска без вести пропавших лиц, датирован еще 1993 г.9 А основополагающий Закон - Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» издан в 1995 г.10 Вместе с тем указанная проблематика не осталась без внимания Генеральной прокуратуры РФ. В 2015 г. МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации издан совместный приказ № 38/14/5 (от 16.01.2015) «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях, и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц»11. Поэтому актуальность рассматриваемым вопросам придает не только вышеизложенное, но и необходимость научного анализа деятельности правоохранительных органов по новым нормативам.

Согласно вышеназванной Инструкции, сообщения о пропаже должны проверяться независимо от срока давности и места исчезновения человека, наличия или отсутствия информации о месте его постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения. В ходе проверки подробно должны выясняться обстоятельства, относящиеся к событию исчезновения лица, сведения, характеризующие его личность и пси-

!!К

1

1/1

хоэмоциональное состояние, а также круг его связей.

Данным документом определяется подробный перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица. Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение гражданина с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у пропавшего значительных денежных средств и др. При этом указанный перечень не является исчерпывающим. Стоит отметить, что данные критерии зачастую носят субъективный характер, что уже само по себе свидетельствует о возможных спорах на стадии возбуждения уголовного дела между правомочными субъектами.

Несмотря на то, что Инструкцией охвачен весомый круг вопросов, включая и действия оперативного дежурного при поступлении сообщения

0 безвестном исчезновении граждан, без ее внимания остались типичные нарушения, допускаемые при розыске пропавших без вести лиц.

Например, при возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, по факту безвестного исчезновения гражданина на основании материалов по заявлению о пропавшем без вести лице не позднее десяти дней с момента возбуждения уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело (ОПД). В случае возбуждения уголовного дела на основании материалов розыскного дела выносится постановление о переводе розыскного дела в оперативно-поисковое дело.

При проверке розыскного дела прокурором выявлено нарушение, выразившееся в том, что, несмотря на возбуждение уголовного дела по ч.

1 ст. 105 УК РФ, розыскное дело, заведенное по розыску пропавшего без вести гражданина, не переведено в ОПД. После принятия мер прокурорского реагирования нарушение было устранено.

Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении него преступления, сотрудник

Г«

оперативного подразделения органа внутренних дел в десятидневный срок заводит розыскное дело.

Если лицо не разыскано, а возбужденное уголовное дело, в рамках которого осуществлялся розыск лица, подлежит прекращению, при этом ОПД прекращается и на основании поручения следователя орган внутренних дел заводит розыскное дело.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности: розыскное дело при установлении местонахождения разыскиваемого лица, оперативно-поисковое дело при установлении местонахождения лица или трупа и вступления приговора в отношении виновного лица в законную силу.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть документированы в соответствии с нормами Закона об ОРД.

Типичными являются нарушения законодательства при заведении дел оперативного учета.

По-прежнему выявляются факты незаконного заведения розыскных дел, что влечет искажение статистической отчетности, увеличение количества заведенных розыскных дел и числа разысканных лиц в рамках дел оперативного учета. Например, при наличии информации о возвращении подростка домой (г. Барнаул) оперативным сотрудником заведено розыскное дело, заведомо подлежащее прекращению.

Формальность, шаблонность планирования оперативно-розыскных мероприятий без учета конкретных обстоятельств оперативной проверки также являются повсеместной проблемой.

Планы не всегда отвечают задачам, указанным в ст. 2 Федерального закона об ОРД, поскольку содержат мероприятия, типичные для всех розыскных и оперативно-поисковых дел, заведенных в районе, без учета данных о личности разыскиваемого лица. Так, при составлении плана розыска ушедшей из дома пенсионерки не выяснено, могла ли она находится в г. Камень-на-О-би, так как ранее ее там обнаруживали (Октябрьский район г. Барнаула).

В случаях ухода граждан из дома не предусматриваются опросы соседей и жильцов близлежащих домов, а иногда даже родственников.

Планы не согласовываются с начальником уголовного розыска отдела внутренних дел. При получении дополнительной информации план не корректируется.

Не указываются исполнители и сроки исполнения плана либо указываются неконкретные сроки исполнения оперативно-розыскных мероприятий, такие как «регулярно», «по исполнению» или «планируемый». Отсутствуют отметки об исполнении плана, несмотря на то, что некоторые плановые мероприятия выполнены. Запланированные мероприятия не проводятся либо не выполняются в установленные сроки. Ряд мероприятий запланирован в чрезмерно длительные сроки, такие как получение копии Ф-1 и фотографии, выяснение номеров мобильной связи, которыми пользовался пропавший без вести, его родственники и друзья.

Волокита, пассивность при производстве оперативно-розыскных мероприятий, необеспечение выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД - это те обстоятельства, с которыми связаны типичные нарушения в указанной сфере.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся неоперативно, эффективных мер к установлению местонахождения разыскиваемого лица не принимается, не устанавливается круг родственников и близких знакомых, не проверяется возможность нахождения у них пропавшего без вести лица и поддерживает ли он с ними связь. При наличии сотового телефона не выясняется, были ли соединения после безвестного исчезновения гражданина, не устанавливаются лица, с которыми он разговаривал по телефону до исчезновения в день и после него, эти лица не проверяются на причастность к исчезновению лица, также не выявляются причины возможного исчезновения гражданина, не выясняется наличие признаков совершения преступления в отношении разыски-

ваемого лица, в частности, отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов. При проведении оперативно-розыскных мероприятий по заявлениям о безвестном исчезновении лица не выясняется, имеются ли по месту жительства пропавшего без вести лица документы, удостоверяющие его личность, находилось ли ранее это лицо на излечении в больнице в связи с поведением в быту, не запрашиваются сведения из лечебных учреждений.

Отсутствуют сведения о реальной проверке информации, содержащейся в делах оперативного учета. Принимается недостаточно мер к получению оперативно значимой информации, проверке ее достоверности и использованию для установления фактов, представляющих оперативный интерес. В ходе розыска не проверяется первоначальная информация о возможности выезда граждан, утративших связь с родственниками, в другие республики, не проверяется пересечение границы указанными лицами, изменения ими анкетных данных, возможность изменения гражданства.

Так, по факту исчезновения женщины не проверены объяснения гражданина, который видел ее после исчезновения в магазине, где, по имеющимся сведениям, в этом районе у нее могли проживать знакомые.

Зачастую выявляются факты ненадлежащего документирования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Форма документирования законодателем не установлена, как правило, результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются в виде справок, актов, рапортов. Практика показывает, что в розыскных делах нередко не имеется ориентировок в соседние области о розыске пропавших без вести лиц, в том числе с приложением фотографий, не описываются подробно приметы пропавшего без вести лица, а также отсутствуют сверки с неопознанными трупами и списки поступивших в медицинские учреж-

дения неизвестных граждан. В делах оперативного учета в основном содержатся только запросы и ответы на них, копии из материалов процессуальной проверки или уголовного дела. Оперативная работа сводится к составлению справок о невозможности установить местонахождение лица, пропавшего без вести, либо приобщаются справки, в которых не содержится никакой информации. Не принимается действенных мер к получению ответов на розыскные задания, направленные в другие области. В справках о поквар-тирном и подворовом обходе не указывается, кто конкретно из жителей опрашивался.

Отсутствие взаимодействия между оперативными службами, оперативными сотрудниками и следователем, проводившим процессуальную проверку по заявлению о безвестном исчезновении лица, на первый взгляд, является незначительной проблемой, однако фактически - весьма существенной.

Не всегда проверяется версия о криминальном исчезновении без вести пропавших лиц. Так, при изучении розыскного дела по факту безвестного исчезновения гражданина, который ушел из дома выносить мусор и не вернулся, установлено, что в ходе процессуальной проверки опрошен сосед, который видел, что пропавший ушел без очков, без которых практически ничего не видел. Однако местонахождение очков не устанавливалось, сведения лечащего врача о состоянии зрения пропавшего не выяснялись.

В информационных письмах Генеральной прокуратуры РФ отмечается, что по ряду розыскных дел возможности бюро регистрации несчастных случаев в части осуществления системной работы о проверке информации о возможном сходстве примет разы-

скиваемых с приметами неопознанных трупов не используются.

В ходе проверки Генеральной прокуратуры РФ выявлено 75 (АППГ -74) укрытых сотрудниками органов внутренних дел преступлений, подпадающих под признаки ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Наибольшее количество поставленных на учет преступлений отмечено в Иркутской области (16), Волгоградской области (12) и Алтайском крае (13).

Самой распространенной формой укрытия данного вида преступлений остается вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Также отмечено, что в ряде регионов в нарушение требований Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27.02.2010 № 70/122, подобные следственные действия не проводились либо проводились без участия специалистов (экспертов).

Таким образом, выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости систематического осуществления прокурорского надзора на данном направлении деятельности, а также о необходимости совершенствования действующего законодательства. В существующих условиях видится также необходимым усилие координирующей роли органов прокуратуры не только в сфере розыска пропавших без вести лиц, но и в целом - на основном, мейнстримовском направлении по борьбе с преступностью.

1 Статистическая информация «Информация о розыске лиц, скрывшихся от дознания, суда уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов» [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru/upload/site1/ opendata/od15_2013_12.csv

2 Статистическая информация «Информация о розыске лиц, скрывшихся от дознания, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, а также об установлении личности граждан и неопознанных трупов» [Электронный ресурс]. URL: https: / / mvd.ru/opendata/od 15_2015-01-27

3 Петросян В.О. Использование криминалистических методов и средств в розыске без вести пропавших граждан: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 3.

4 Гринева Д.А. Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты). Калининград, 2006. С.4.

5 Исмаилов Ч.М. Прокурорский надзор за исполнением законов о розыске безвестно исчезнувших лиц: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2012. С. 3.

6 Скосарев В.В. О состоянии законности при осуществлении органами внутренних дел розыска лица, пропавших без вести // Прокурор. 2013. № 1. С. 74.

7 Вытовтова Н.И. Решение криминалистических задач деятельности по розыску без вести пропавших лиц: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 1997. С. 5.

8 Котяжев А.В. Деятельность следователя по розыску несовершеннолетних пропавших без вести: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.

9 Настоящий нормативный правовой акт не подлежит обязательному официальному опубликованию как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (Указ Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г.).

10 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

11 Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru

Vasily Valerjevich Blinnikov, Senior Assistant of Novosibirsk Transport Prosecutor (Novosibirsk, Russia)

Alexey Victorovich Shirnin, Assistant of Novosibirsk Transport Prosecutor, Postgraduate Student of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia)

Abstract: the author considers the issue of ensuring by the Public prosecutor of the legality of the operational-investigative and procedural activities in the search for missing persons. A major problem is mentioned - the obsolescence of the current regulatory framework in this area. In detail, with examples cases are cited when imperfection generates shortcomings in law enforcement. The authors conclude about the necessity of systematic implementation of prosecutorial supervision in this area, as well as improvement of the current legislation, the efforts of the coordinating role of the prosecution authorities not only in the field of the search for missing persons, but also in the direction of the fight against crime.

Keywords: Prosecutorial oversight, legitimacy, operational-investigative activity, criminal activity, investigation, missing persons.

ÜK

L

i/I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.