Научная статья на тему 'Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений'

Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений»

РАЗДЕЛ II

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

О.Б. ИСАРОВ,

кандидат юридических наук (ВНИИ МВД России)

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Проблема предупреждения является одной из ключевых в теории и практике борьбы с преступностью1. Идея приоритета предупреждения преступлений перед иными мерами борьбы с ними была впервые сформулирована Ш. Монтескье в его известном трактате «О духе закона»2. О социальных причинах преступности и преимуществах профилактического воздействия на нее высказывались такие мыслители, как Томас Мор, А.Н. Радищев, К. Маркс3.

Значительными теоретическими достижениями характеризовалась и советская криминология, базировавшаяся на трудах таких известных ученых, как А.И.Алексеев, Ю.М.Антонян, М.М. Бабаев, Ю.Д. Блувштейн, С.В. Бородин, Н.И. Ветров, А.А. Герцензон, П.С. Дагель, Г.В.Дашков, А.И.Долгова, А.Э. Жалинский, В.К. Звирбуль, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Е. Квашис, Б.В. Коробейников, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова,

1 См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Курс советской криминалистики. Предупреждение преступности. М., 1986.

2 См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 231.

3 См.: Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 136; Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произ-

ведения. М., 1952. С. 461; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 131.

С.В. Миньковский, С.В. Максимов, А.Р. Ратинов, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Б. Сахаров, А.М. Яковлев, Б.В. Ястребов и др.

Несмотря на признанные достижения советской криминологии и наличие действующей системы предупреждения преступлений, оценка эффективности профилактической работы в СССР в целом была далеко не однозначна. Так, С.С. Бос-холов основные причины неудач практической реализации преимущественно профилактической модели борьбы с преступностью в доперестроечный период видит в следующем:

неадекватной (заниженной) оценке действующих масштабов преступности;

игнорировании ряда непримиримых противоречий между профилактическими (предупредительными) и карательными мерами борьбы с преступностью;

ограниченных финансовых ресурсах общества;

упрощенном представлении о криминологической природе явлений, детерминирующих преступность;

неправильном определении целей профилактики4.

4 См.: БосхоловС.С. Основы уголовной полиции. М.: ЮрИнформ, 1999. С. 138-141.

Другие ученые считают, что существовавшая прежде система профилактики играла важную роль в предупреждении преступлений и в целом воздействовала на криминальную ситуацию посредством социального контроля над преступностью1. Характеризуя современную ситуацию, М.Н. Артамошкин отмечает: «Разрушена существующая стройная система профилактики преступлений и реабилитации лиц с криминальным прошлым; углубился правовой нигилизм населения, в сознании многих граждан укоренились убеждения возможности безнаказанного противоправного поведения, силового разрешения споров и неверие в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства»2.

Нельзя сказать, что в настоящее время профилактическая деятельность вообще забыта. На уровне программных документов и ведомственных нормативных актов о ней есть упоминание. Так, в Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 гг. отмечалось, что основные усилия общества и государства должны быть направлены на создание эффективной системы противодействия преступности, восстановление и развитие системы профилактики в России.

Профилактическая деятельность органов внутренних дел считается одной из ведущих функций системы, обеспечивающей достижение реальных результатов в борьбе с преступностью. Это вытекает из содержания ст. 2, 8, 9 Закона РФ «О милиции». В ранее действующем Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений3 прямо указывалось, что «предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью»4.

1 См.: Галахов С.С. Теоретико-правовые проблемы оперативно-розыскной профилактики как функции криминальной милиции: Монография. М.: РИПК МВД России, 1997. С. 10.

2 Артамошкин М.Н. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы // Вестник МВД России. 1999. №5. С. 20.

3 См.: Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденное приказом МВД России от 6 августа 1993 г. № 390 «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

4 В последующем Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденном приказом МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в ред. приказа МВД России от 13 января 2003 г. № 21), и ныне действующей Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», такое утверждение отсутствует.

В Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений отмечается, что предупреждение преступлений органами внутренних дел - это «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением».

Исходя из задач, стоящих перед подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел МВД России, и присущей им оперативно-розыскной компетенции они призваны осуществлять деятельность по предупреждению преступлений путем активного использования мер оперативно-розыскной профилактики. Об этом говорится в приказе МВД России от 6 ноября 1997 г. №730 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики», где впервые за последние годы одновременно с необходимостью сосредоточения сил и средств на борьбе с тяжкими преступлениями сделан акцент на оперативно-розыскную профилактику. Данному вопросу специально посвящено указание МВД России от 13 декабря 1998 г. № 1/2641 «Об активизации оперативно-розыскных мер по предупреждению экономических преступлений».

В последние годы термин «оперативно-розыскная профилактика» и производные от него термины «оперативно-профилактическая операция», «оперативно-профилактическая отработка объекта», «оперативно-профилактическая отработка территории» довольно часто фигурируют в нормативных и организационно-управленческих документах МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. В большинстве своем, как свидетельствует анализ служебных документов, вышеприведенными терминами определяется профилактическая деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляемая с использованием оперативно-розыскных мероприятий и конфиденциального содействия граждан.

В то же время изучение нормативно-управленческих документов и научных публикаций, посвященных проблеме оперативно-розыскной профилактики, показывает, что, несмотря на более чем тридцатилетний срок существования данного термина, определяющего одну из форм оперативно-розыскной деятельности, остаются актуальными уточнение положений о ее сущности и содержании, а также разработка организационно-тактических основ практического применения в борьбе с преступностью. Об этом свидетельствует тот факт, что до настоящего

времени в учебном курсе «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел», преподаваемом в большинстве учебных заведений МВД России, подобная тема отсутствует, не освещается она в учебниках и по оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, в учебных пособиях.

Между тем значение оперативно-розыскной профилактики в деле борьбы с преступностью в целом, а в области экономики, включая внешнеэкономическую сферу, в частности в современный период неизмеримо возрастает.

Представляется, что оценку сегодняшнего состояния и перспектив совершенствования оперативно-розыскной профилактики в сфере экономики, включая внешнеэкономическую сферу, целесообразно осуществлять с позиций анализа общего развития ее теории, выделив наиболее значимые этапы становления. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что по вопросу о сущности и месте оперативно-розыскной профилактики в свое время высказывались практически все видные теоретики оперативно-розыскной деятельности. Первым термин «оперативно-розыскная профилактика» употребил в конце 60-х годов прошлого века В.Г. Самойлов, определив ее «как урегулированную ведомственными нормативными актами деятельность оперативных аппаратов, направленную на проведение индивидуально-профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений»1.

Затем А.И.Алексеев и Г.К. Синилов в своей известной новаторскими идеями работе «Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» высказались о наличии, помимо двух известных и устоявшихся форм оперативно-розыскной деятельности (выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; оперативная разработка), третьей - названной «оперативно-профилактическое наблюдение»2.

Впервые же наиболее детально теоретические и прикладные вопросы оперативно-розыскной профилактики как самостоятельной организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности были изложены в работе С.С. Овчинского, который рассматривал оперативно-розыскную профилактику как «комплекс мероприятий, осуществляемых вне рамок

оперативной разработки, но с использованием средств и методов оперативно-розыскной дея-тельности»3, направленных на решение следующих задач:

устойчивой осведомленности о криминогенной части населения (местного и временно находящегося на территории и объектах оперативного обслуживания);

рациональной расстановки негласного аппарата;

своевременного получения сведений о тенденциях поведения криминально активных лиц;

достаточно полного представления о системе антиобщественных и преступных связей в их среде;

определения микросреды и сферы общения, стимулирующих антиобщественное и преступное поведение (очагов активного действия причин преступности);

обнаружения в этой среде скрывающихся преступников;

изучения социального облика и нравственно-психологических качеств лиц, поведение которых характеризуется антиобщественной направленностью и чревато вероятностью совершения пре-ступлений4.

Помимо А.И.Алексеева, Г.К. Синилова, С.С. Овчинского, в пользу точки зрения о существовании самостоятельной формы оперативно-розыскной деятельности - «оперативно-розыскной профилактики» - высказывались такие ученые, как В.А. Лукашов, Л.Н. Калинкович, Э.П. Дидоренко, И.П. Козаченко, В.Г. Бобров, С.А. Смирнов, А.Г. Маркушин, П.И. Иванов, Э.И. Бордиловский, И.И. Басецкий, В.П. Шиенок, С.С.Галахов.

В то же время имела место и иная точка зрения. Так, А.Г. Лекарь, Д.В. Гребельский, А.Ф. Волынский, А.С. Вандышев, В.Г. Самойлов, признавая профилактику как вид деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, полагали нецелесообразным выделять оперативно-розыскную профилактику в качестве самостоятельной формы оперативно-розыскной деятельности, поскольку она, по их мнению, может осуществляться в рамках двух других форм оперативно-розыскной деятельности и не только оперативно-розыскным путем5.

1 Самойлов В.Г. Некоторые проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности // Труды ВШ МВД СССР. Вып. 9. М.: ВШМ МВД СССР, 1972. С. 135.

2 См.: Алексеев А.И., Синилов Г.К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: ВШМ МВД СССР, 1973. С. 166.

3 Овчинский С.С. Оперативно-розыскная профилактика: Лекция. Калининград: ВШ МВД СССР, 1982. С. 7.

4 См.: Там же. С. 6-7.

5 См.: Методологические проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Лекарь А.Г, Волынский А.Ф., Гребельский Д.В., Самойлов В.Г // Труды Киевской ВШМ МВД СССР. Вып. 8. Киев: ВШМ МВД СССР им. Ф.Э.Дзержинского, 1976. С. 33.

Следует отметить, что в настоящее время и ученые-криминологи признают наличие такой специфической формы деятельности, как оперативно-розыскная профилактика. Они отмечают при этом, что специальное предупреждение преступлений субъектами оперативно-розыскной деятельности разнообразно по уровням, видам, формам и методам. Оно имеет место практически во всех видах правоохранительной деятельности (безопасность граждан, охрана общественного порядка, раскрытие и расследование преступлений и т.д.). Но в каждом конкретном случае оперативно-розыскная профилактика носит специфический характер, оставаясь при этом одной из приоритетных функций оперативных подразделений милиции1.

Не ставя под сомнение подобное обоснование оперативно-розыскной профилактики, хотелось бы обратить внимание на то, что процесс теоретического осмысления данной организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности в ряде моментов остается дискуссионным.

Большой вклад в развитие теоретических положений оперативно-розыскной профилактики внесли И.П. Козаченко и С.С. Галахов, осуществившие исследование данной проблемы в рамках диссертации на соискание ученой степени «доктор юридических наук». В одной из своих работ на эту тему И.П. Козаченко определяет оперативно-розыскную профилактику как «систему оперативного контроля и профилактического воздействия в отношении лиц, замышляющих либо подготавливающих преступления, криминогенной обстановки (ситуации) и иных антиобщественных явлений, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений с использованием, как правило, оперативно-розыскных сил, средств и методов»2. Исследуя вопросы оперативно-розыскной профилактики с позиций функций криминальной милиции, С.С. Галахов предложил следующее определение: «Оперативно-профилактическая функция криминальной милиции - составная часть содержания ее деятельности, которая отражена в закрепленных за ней задачах по обеспечению жизненно важных потребностей общества и осуществляется ее структурными подразделениями путем реализации возложенных на них пол-номочий»3. В дальнейшем в диссертационном

исследовании С.С. Галахов приводит более детализированное определение оперативно-профилактической функции криминальной милиции, рассматривая ее как «нормативно урегулированный вид оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции по комплексному осуществлению мер предупредительного воздействия и контроля в отношении лиц, состоящих на оперативно-розыскном и профилактическом учетах органов внутренних дел, с целью недопущения с их стороны совершения преступлений, а также по изучению и принятию своевременных мер по нейтрализации причин и условий (факторов), влияющих на их криминальную активность»4.

В приведенных определениях в числе задач оперативно-розыскной профилактики на первом месте находятся «контроль и профилактическое воздействие», меры «предупредительного воздействия и контроля» в отношении лиц, «замышляющих либо подготавливающих преступления», «состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах ОВД».

Вторую задачу авторы видят в контроле за криминогенной ситуацией и принятии мер по воздействию на причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Однако ряд авторов первоочередной целью оперативно-розыскной профилактики считают не контроль и профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений, а выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений5. Такие различия в определении приоритетов целей (задач) оперативно-розыскной профилактики можно, по нашему мнению, объяснить следующим образом. Изначально в работах В. Г. Самойлова, А.И. Алексеева, Г.К. Синилова содержание и цель оперативно-розыскной профилактики определялись как «оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, склонными к совершению

1 См.: Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. проф. А.И.Долговой. М.: Инфра-М-Норма, 1997. С. 353-385.

2 Козаченко И.П. Оперативно-розыскная профилактика. Киев, 1991. С. 39.

3 Галахов С.С. Указ. раб. С. 15.

4 Галахов С.С. Основы предупреждения преступлений подразделениями криминальной милиции: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 21.

5 См.: Иванов П.И. Проблемы совершенствования оперативно-розыскной профилактики // Права человека и проблемы обеспечения законности. Н. Новгород: ВШ МВД России, 1993. С. 18; Басецкий И.И., ШиенокВ.П. Оперативно-розыскная профилактика преступлений: понятие, сущность, значение // Проблемы повышения эффективности деятельности оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в современных условиях. Киев: ВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1985. С. 177; Фальченко А.А. Правовые и организационно-тактические проблемы использования аппаратами БХСС возможностей оперативно-розыскной деятельности в профилактике хищений социалистического имущества: Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. М., 1985.

преступлений»1, «проведение индивидуально-профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений»2. То есть речи о выявлении и воздействии на криминогенные факторы вообще не велось. С.С. Овчинский, называя в числе задач оперативно-розыскной профилактики «устойчивую осведомленность о криминогенной части населения и получение сведений о тенденциях поведения и преступных связях криминально активных лиц, изучение социального облика и нравственно-психологических качеств лиц, поведение которых характеризуется антиобщественной направлен-ностью»3, также не указывал меры по устранению причин и условий совершения преступлений.

Решающим же фактором в определении первоочередности целей оперативно-розыскной профилактики является направленность деятельности оперативных подразделений - это борьба либо с общеуголовной преступностью, либо с экономической. Именно по этой причине Б.П. Смагоринский, исследовавший проблемы борьбы с кражами, грабежами, разбоями и мошенничеством, и Г.Г. Лаевский, рассматривавший пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности по борьбе с лицами, ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни, определяют оперативно-розыскную профилактику как организационно-тактическую форму деятельности, комплекс мер оперативных аппаратов по индивидуально-профилактическому воздействию на криминогенные контингенты, а также выявление и нейтрализацию факторов, способствующих совершению преступлений4.

В то же время в работах, посвященных проблемам борьбы с преступлениями в сфере экономики, выявление (обнаружение) и устранение причин (условий), способствующих совершению преступлений, выступают в качестве первоочередной задачи оперативно-розыскных мер, проводимых в рамках оперативно-розыскной профилактики. На второе место поставлена задача по выявлению и профилактическому воздействию на лиц, склонных к совершению противоправных действий5. Безусловно, обе из указанных задач

1 Алексеев И.А., Синилов Г.К. Указ. раб. С. 168.

2 Самойлов В.Г. Указ. раб. С. 135.

3 Овчинский С.С. Указ. раб. С. 6.

4 См.: Смагоринский Б.П. Теоретические и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по охране личной собственности от преступных посягательств: Дис... д-ра юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 254-255; Лаевский Г.Г. Научные основы и пути совершенствования оперативно-розыскной деятельности по борьбе с лицами, ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни: Дис. д-ра юрид. наук в виде научного доклада. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1991. С. 43-46.

5 См.: Иванов П.И., Басецкий И.И., ШиенокВ.П., Фаль-

ченкоА.А. Указ. раб.

оперативно-розыскной профилактики тесно связаны между собой и не случайно отражены в большинстве современных дефиниций этой формы оперативно-розыскной деятельности. Однако выделение приоритетных задач оперативно-розыскной профилактики имеет важное значение как для определения наиболее перспективных и эффективных направлений ее применения в борьбе с преступностью, так и для разработки организационных и тактических положений ее осуществления.

По нашему мнению, следует уточнить содержание целей и задач рассматриваемой формы оперативно-розыскной деятельности. Известно, что в зависимости от причин и условий преступности выделяют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный6. Органы внутренних дел, в том числе и оперативные подразделения, ведут работу по предупреждению преступлений на специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. При этом, используя на специально-криминологическом уровне специфические силы, средства и методы, оперативные подразделения, осуществляя оперативно-розыскную профилактику, имеют реальную возможность воздействовать не на причины преступности, а на условия либо обстоятельства совершения преступлений. Поэтому считаем, что в предложенных дефинициях П.И. Иванова («в целях выявления и устранения причин преступлений») и С.С. Галахова («принятию своевременных мер по нейтрализации причин») изложены несвойственные и заведомо невыполнимые в рамках оперативно-розыскной профилактики цели. Можно признать, что лишь опосредованно обобщенные результаты оперативно-профилактических мероприятий могут иметь значение для выявления причин преступности, но это никак не способствует их устранению, поскольку, помимо прочего, нейтрализация причин преступности относится к общесоциальному уровню предупреждения преступлений.

Ученые, ранее исследовавшие проблемы оперативно-розыскной профилактики преступлений в сфере экономики, не случайно первоочередные ее цели видели в выявлении и устранении условий, обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Они резонно полагали, что именно это направление оперативно-розыскной деятельности занимает важное место в деле борьбы с экономической преступностью. Для современного этапа социально-экономического развития российского общества, когда экономическая преступность, паразитирующая на

5 См.: Криминология: Курс лекций. СПб., 1995. С. 153-163.

издержках переходного периода, по оценкам специалистов и политиков, угрожает национальной безопасности государства, значение этого направления еще более возросло. Такие из обозначенных криминологами причины и условия совершения преступлений в экономике, как издержки экономической политики переходного периода, дефекты ценообразования и налогообложения, недостатки действующей системы государственного контроля, недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание и недостатки правового обеспечения, общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований1, служат благодатной почвой для порождения обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и закрепления морально-психологической установки определенной прослойки общества на обогащение противоправными способами.

В то же время в комплексе мер по предупреждению преступлений наибольшей эффективностью и наиболее широким диапазоном воздействия обладают экономические методы и меры, особенно когда они сочетаются с методами и мерами юридическими. Необходимость таких мер неизмеримо возрастает в условиях рыночной экономики, о чем свидетельствует не только мировая, но уже и отечественная практика последних лет2.

Рассматривая сущностные характеристики оперативно-розыскной профилактики, нельзя не отметить ее тесную связь с другими формами оперативно-розыскной деятельности. Например, очевидно, что при выявлении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, субъекты оперативно-розыскной деятельности уже в рамках этой организационно-тактической формы могут принимать меры по устранению условий, способствующих совершению преступлений, и предупреждению противоправных действий со стороны конкретных граждан.

Однако это вовсе не исключает возможности

выделения оперативно-розыскной профилактики в самостоятельную организационно-тактическую форму оперативно-розыскной деятельности, нацеленную прежде всего на решение задач предупреждения преступлений. Поскольку, во-первых, в отличие от других форм оперативно-розыскной деятельности она осуществляется на самой ранней стадии приготовления и покушения на преступление, которые в соответствии с положениями уголовного права являются самостоятельными стадиями совершения умышленного преступления. Во-вторых, оперативно-розыскная профилактика, которую можно представить как частное учение теории оперативно-розыскной деятельности, органично входит в единую систему объекта и предмета оперативно-розыскной деятельности и взаимодействует с ними как единичное с общим. В-третьих, в отличие от оперативной разработки и выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, оперативно-розыскная профилактика имеет свои, отличные от присущих другим формам, цели и задачи, а также методики решения. В-четвертых, оперативно-розыскная профилактика по своей сущности позволяет сместить акценты в оперативно-розыскной деятельности на допреступные формы поведения лиц и применение оперативно-розыскных мероприятий для упреждения противоправных действий и принятия не карательных, а профилактических мер воздействия.

Подводя итог рассмотрению основополагающих, содержательных сторон оперативно-розыскной профилактики, можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная профилактика преступлений - это система оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, изучение и воздействие на криминогенные факторы и ситуации с целью их предотвращения, а также на лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, с целью пресечения их деятельности.

1 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. С. 61-65.

2 См.: Коломацкий В.Г. Противодействие криминалитету в сфере экономики и торговли // Правовые основы становления и развития торговли в России: Материалы научно-практической конференции 23-24 апреля 2002 г. М., 2002. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.