ного производства привело к позитивным тенденциям в инвестиционных процессах. Повысилась инвестиционная привлекательность сельского хозяйства, причем приоритеты от сезонного кредитования сместились в сторону организации собственного производства. Заметно укрупнились масштабы инвестиций. Нередко в качестве инвесторов выступают частные несельскохозяйственные компании.
Отмеченная активизация инвестиционной и инновационной деятельности предприятий АПК позитивно отразилась на устойчивости их развития. Сельскохозяйственные предприятия увеличили закупки элитных семян, племенных животных. Предприятия АПК стали активнее внедрять ресурсосберегающие технологии.
Основной задачей устойчивого развития АПК является производство сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в достаточном количестве и с соблюдением экономических, социальных, экологических требований. Решение данной задачи требует повышения ресурсообеспеченности, технико-технологического
уровня производства, внедрения инновационных продуктов и технологий. Это будет способствовать восстановлению и устойчивому развитию не только агропромышленного производства, но и всей национальной экономики.
1. Васильева Н.А. Материально-технический потенциал предприятий пищевой промышленности России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).
2. Прущак О.В. Устойчивое развитие продовольственного комплекса региона: теория, проблемы, методы. Саратов, 2003.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. М.: Росстат, 2012.
4. Статистический ежегодник Саратовской области. 2012 год. Саратов, 2013. Т. 2.
5. Стратегия конкурентного развития реального сектора экономики: теория и практика / Васильева Н.А., Киреева Н.А., Прущак О.В., Сухорукова А.М., Ульянов А.А. Саратов, 2010.
6. Сухорукова А.М., Бекетова О.Н. Стратегии реструктуризации предприятий пищевой промышленности в условиях присоединения России к ВТО // Вестник СГСЭУ. 2013. № 3 (47).
JBJ» [email protected]
УДК 338.465
Илья Алексеевич Руденко,
аспирант кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
понятие и сущность государственной услуги
В статье раскрываются понятие и сущность государственной услуги. Описывается процесс возникновения понятия «государственная услуга» в Российской Федерации в ходе реформирования административных регламентов. Система исполнительной власти представлена автором как сервисное государство. Анализируется понятие стандарта государственной услуги в качестве системы требований, направленных на удовлетворение потребностей получателя услуги и отражающих качество предоставляемых услуг. В данный момент в России происходит становление сервисного государства, и для эффективного обеспечения данной государственной функции необходимо исследовать ситуацию, сложившуюся на рынке услуг. Предложены направления развития данной сферы.
Ключевые слова: административная реформа, государственная услуга, административный регламент, функции государства, качество, стандарт, орган исполнительной власти.
I.A. Rudenko
analysis of the content and essence of state services
The paper describes the concept and essence of public service, describes the evolution of the concept of "public service" in the Russian Federation during the reform of administrative regulations. The system of executive power is interpreted by the author as a service state. The concept of public service standards as the system of requirements aimed at meeting the needs of the recipient is analyzed in the paper. Currently Russia is becoming a service state, and in order to effectively fulfill this state function it is necessary to examine the situation on the service market. The paper suggests ways of further development of the sector.
Keywords: administrative reform, public service, administrative regulations, state functions, quality, standard, executive authority.
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования органов власти и особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с оказанием государственных услуг. Одно из приоритетных направлений административной реформы на сегодняшний день является повышение качества государственных услуг. Проводимые преобразования в системе исполнительной власти нацелены
на то, чтобы каждый гражданин в РФ мог требовать от государственной власти тот уровень качества государственных услуг, который ему обязаны предоставить органы исполнительной власти. Физическое или юридическое лицо, получившее государственную услугу, впоследствии оценивает работу органов исполнительной власти и муниципалитетов и в целом эффективность государства по качеству предоставления таких услуг.
Исходя из этого, концептуальное видение системы исполнительной власти можно выразить понятием «сервисное государство». Под этим понятием подразумевается ориентация на потребности гражданина или бизнеса, обеспечение государством необходимого качества услуг, т.е. условий, при которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель
- для начала и ведения бизнеса.
Для развития данного направления государство приняло решение по реформированию административной части и повышению качества государственных услуг. Понятие «государственная услуга» стало использоваться в России только в процессе проведения административной реформы, в то время когда во многих зарубежных странах государственные услуги - одна из основных форм взаимоотношений гражданина, юридического лица с государственной властью.
Само понятие «услуга» для законодательства не новое и под ним понимают готовый продукт труда, способный удовлетворить потребности граждан и юридических лиц. Термин «услуга» в российском законодательстве впервые появился в Конституции РФ (1993 г.), где он упоминается в ст. 8 и ст. 74, а Гражданский кодекс РФ закрепил категорию услуги в качестве объекта гражданских прав (ст. 128). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (1998 г.) государственные услуги - это услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления) [2, с. 15]. Термин «государственные услуги» появился в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г., затем фигурировал в федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003 -2005 гг.)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г., где была отмечена необходимость достижения качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.
В 2003 г., в преддверии выборов президента Российской Федерации и автоматически следовавшей за ними реорганизации правительства в 2004 г., стала очевидной необходимость системного подхода при формировании структуры и функций органов исполнительной власти. Первым системным документом, определившим основные направления административной реформы на 2003
- 2004 гг. и задавшим направления дальнейшей работы, стал Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824.
Функции органов государственной власти классифицируются на правоустанавливающие (определение государственной политики и принятие нормативных государственных актов), правоприменительные (осуществление государственного контроля и надзора, в состав которого включаются также выдача разрешений, регистрационные действия) и функции по оказанию услуг и управлению имуществом.
Основная идея заключается в следующем. Федеральные министерства разрабатывают политику в опреде-
ленной сфере государственного регулирования, принимают нормативно-правовые акты, а также осуществляют международное сотрудничество. Они не должны обладать контрольно-надзорными функциями в отношении граждан и организаций, функциями оказания государственных услуг и управления имуществом. Процесс разработки политики, таким образом, отделен от процесса ее реализации.
Федеральные службы должны осуществлять контрольно-надзорные или правоохранительные функции и не обладать полномочиями по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, управлению государственным имуществом. Их предназначение - реализация политики, разработанной федеральными министерствами и одобрена Правительством РФ, пересечение нарушений законодательства, обеспечение безопасности в определенной сфере общественных отношений.
Федеральные агентства, исполняющие функции управления государственным имуществом, реализации государственных программ и оказывающие государственные услуги, не должны обладать контрольно-надзорными полномочиями и правом разработки и принятия нормативно-правовых актов. Трехуровневая система органов исполнительной власти была закреплена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данный указ фактически впервые вводит понятие государственной услуги.
В первой редакции указа под функциями по оказанию государственных услуг понималось осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительно общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.
Однако через непродолжительное время в данный пункт были внесены изменения. В результате под государственной услугой стало пониматься предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственной или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуг гражданам организациями в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Таким образом, с одной стороны, в соответствии с указом под государственными услугами можно понимать как услуги, предоставляемые непосредственно органами власти, т.е. государственные услуги, регулируемые принятым намного позже Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
С другой стороны, под государственными услугами указ понимает:
- выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление определенного вида деятельности и/или конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуально-правовых актов;
- функции по контролю и надзору.
На сегодняшний день среди специалистов не существует четко сформулированного понятия «государственная услуга», она рассматривается как одна из разновидностей государственных функций, что подтверждает понятие, данное в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ: «Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».
Таким образом, можно сказать, что государственная услуга - это деятельность органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, осуществляемая по запросам заявителей и направленная на получение выгод в пределах установленных нормативными правовыми актами государства.
В соответствии с проектом Федерального закона от 2005 г. «О стандартах государственных услуг» государственная услуга - деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающаяся в совершении действий и принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей. Целями данного федерального закона являются:
- повышение качества и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Одним из основных направлений в деятельности органов исполнительной власти, помимо повышения качества и доступности государственных услуг, являются стандартизация и регламентация государственных услуг, нацеленные на совершенствование существующих регламентов.
Четкие и прозрачные административные процедуры - основа слаженной работы как коммерческих, так и государственных структур. К началу 2000-х гг. сложилась
ситуация, при которой в одном ведомстве требования к предоставлению услуг были изложены всего на одной странице, что не могло быть залогом качественного и успешного предоставления государственной услуги, а в другом ведомстве требования к выполнению схожей услуги могли быть зафиксированы в многострочном документе, освоить который мог далеко не каждый сотрудник, не говоря уже о гражданах [1, с. 23].
О потребностях получателей государственных и муниципальных услуг практически никто не задумывался, обязательства органов власти в области качества предоставляемых ими услуг не были зафиксированы, а единого подхода к описанию административных процедур не существовало.
С учетом того, что все это отражалось в первую очередь на получателях государственных и муниципальных услуг, задача повышения прозрачности и упорядочивания административных процессов выходила на первый план. Решением стала разработка административных регламентов для каждой государственной и муниципальной услуги. Здесь можно отметить, что при формировании нормативной базы, регулирующей разработку и применение стандартов услуг и административных регламентов, государство отталкивалось от требований системы менеджмента качества, изложенных в стандартах ИСО серии 9000, в части требований к описанию процессов.
Совершенствование и разработка регламентов предусматривают создание новых механизмов, направленных на привлечение к ответственности должностных лиц за несоблюдение утвержденных стандартов и возмещение нанесенного в результате этого ущерба.
Для повышения качества государственных услуг в России запустили процесс по внедрению административных регламентов в деятельность органов государственной власти, отвечающих следующим принципам:
- оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных и дублирующих действий, требующихся от получателя государственных услуг;
- минимальное время предоставления услуги;
- комфортность процесса получения услуги, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;
- реализация «принципа одного окна».
Результатами по внедрению административных регламентов можно назвать следующее:
- сокращение сроков предоставления государственных услуг и самих административных процедур; принятие административных регламентов, что способствовало снижению общего времени, потраченного на получение государственной услуги примерно от 10% до 70%. Так, в рамках пилотного внедрения административного регламента Роснедвижимости время оказания услуги снизилось в 3 раза (с 30 мин до 10 мин), время ожидания в очереди в местах оказания государственной услуги Росрегистрации также сократилось примерно в 3 раза (с 2 - 3 часов до 45 мин);
- исключение избыточных административных процедур. При разработке административных регламентов Росздравнадзора по регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств были исключены ограничение времени действия регистрационного удо-
стоверения, а также требования к регистрации юридического лица на территории Российской Федерации для зарубежных производителей лекарственных средств;
- повышение комфортности предоставления государственных услуг в связи с внедрением требований к местам (зданиям) предоставления государственных услуг.
В заключение стоит отметить, что термин «государственная услуга» относительно новый и пока не имеет четко сформулированного определения. На сегодняшний день происходит становление сервисного государства, и для эффективного обеспечения данной государственной функции необходимо исследовать ситуацию, сложившуюся на рынке услуг, и двигаться в четырех взаимосвязанных направлениях:
- совершенствование технологии предоставления государственных услуг;
- развитие законодательства о государственных и муниципальных услугах;
- формирование механизмов управления качеством услуг;
- развитие модели взаимодействия между органами, предоставляющими услуги, и получателями услуг.
Работу в сфере совершенствования технологий предоставления государственных услуг должны обеспечивать три простых принципа:
- принцип доступности;
- принцип универсальности;
- принцип комфортности.
В этой связи должны развиваться специальные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг, но только как центры качества, центры компетенций в области качества услуг на региональном уровне. Логично, чтобы такие центры в каждом регионе взяли на себя функции координатора всего процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивая взаимодействие между органами власти и заявителями, а также осуществления подготовки квалифицированных кадров в сфере государственных услуг.
1. Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. М.: Статут, 2013.
2. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.
Виктор Александрович Русановский,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Татьяна Викторовна Блинова,
доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе, Институт аграрных проблем РАН
УДК 314.8(470)
Ирина Константиновна Бурмистрова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СДВИГИ В ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ОЦЕНКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ1
В статье выполнен анализ пространственных и гендерных различий процесса демографического старения, выявлены ключевые факторы и тенденции изменения возрастного состава населения регионов России. Проведен сравнительный анализ сдвигов в возрастной структуре населения городских и сельских территорий. Рассмотрены предпосылки и характеристики старения населения регионов России, обусловленные не только глобальными тенденциями и закономерностями демографического перехода, но и спецификой регионального развития. Методология исследования основана на статической оценке демографического старения возрастной структуры городского и сельского населения в разных субъектах РФ с использованием специальных коэффициентов, описанных в научной литературе. В качестве показателя, отражающего последствия старения населения, использован коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население. Представлены статистические оценки, отражающие структурные сдвиги в возрастном составе населения регионов РФ. Обращается внимание на социально-экономические последствия процесса демографического постарения населения, которые необходимо учитывать при разработке и реализации экономической и социальной политики.
Ключевые слова: возрастная структура, сельское и городское население, региональные различия, гендер-ные особенности, демографическое постарение, статистические оценки.
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ, исследовательский проект № 409-2014.