Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / САНИМАРНЫЕ НОРМЫ / ВЕТЕРИНАРНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьева М.М.

Статья посвящена проблеме правового регулирования государственного фитосанитарного и ветеринарного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрьева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

М.М. Юрьева

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена проблеме правового регулирования государственного фитосанитарного и ветеринарного контроля.

Ключевые слова: контроль, санимарные нормы, ветеринарные нормы.

Конъюнктура мировой экономики динамично претерпевает изменения, меняется характер международных связей в сфере торговли, география поставок также не является постоянной. Все это приводит к росту угроз и рисков, связанных с возможным ввозом и вывозом некачественных товаров, особенно имеющих пищевое назначение. В таких условиях нельзя недооценить важность ветеринарного и фитосани-тарного контроля и надзора за пищевой продукцией.

Говоря о важности фитосанитарного и ветеринарного контроля в первую очередь необходимо понять, что они собой представляют. Так, в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июня 2014 года N° 206-ФЗ «О карантине растений» дано следующее понятие государственного фитосанитарного контроля:

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - это деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на под-карантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений [1].

Если сказать проще, фитосанитарный контроль - это комплекс мероприятий по контролю за ввозимыми на территорию РФ грузов растительного происхождения. Контроль направлен на предотвращение проникновения сельскохозяйственных вредителей и возбудителей заболеваний растений.

Карантинный фитосанитарный контроль проводится в отношении подкарантинной продукции, под-карантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров. Под такой продукцией понимаются растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, грузы, почва, организмы или материалы, перемещаемые через границу Российской Федерации и на ее территории, которые могут быть носителями карантинных - объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер. Более полный перечень подкарантинной продукции установлен в нормативно-правовых актах РФ в данной области, к примеру, в перечне подкаран-тинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору), утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 [2], или в номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденной заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, от 11 декабря 2006 года [3].

Карантинные фитосанитарные меры, в соответствии со статьей 2 ФЗ РФ № 206-ФЗ, - это обязательные для исполнения требования, правила и процедуры в области карантина растений, установленные в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности. Такие меры осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, непосредственно, а также через его территориальные органы с привлечением уполномоченных и подведомственных ему организаций, которые аккредитованы и имеют лицензии в установленной сфере деятельности.

К карантинным фитосанитарным мерам относятся:

1) организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

2) проведение анализа фитосанитарного риска;

3) осуществление фитосанитарной сертификации, реэкспортной фитосанитарной сертификации и карантинной сертификации подкарантинной продукции;

© Юрьева М.М., 2019.

4) введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установление карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию;

5) установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмена карантинного фитосанитарного режима, организация осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта;

6) организация проведения лабораторных исследований в области карантина растений, а также иные меры, установленные статьями 4-5 Федерального закона РФ № 206-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами в области карантина растений.Помимо растительной продукции ежедневно на территорию нашей страны поступает продукция животного происхождения, контроль за качеством которой не менее важен. Такая продукция подлежит ветеринарному контролю.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» под государственным ветеринарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства РФ в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства РФ в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [4].

Опять же если сказать более простым языком, ветеринарным контролем является деятельность, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров, не соответствующих ветеринарным (ветеринарно -санитарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства в области ветеринарии.Обязательному ветеринарному контролю подлежит такая продукция, как животные, мясо и мясные продукты, рыбные продукты, консервы, молоко и молочные продукты, яйца и другая продукция животного происхождения, а также тара, упаковка и транспортные средства, в которых все это перевозится. Помимо этого, государственный ветеринарный надзор в обязательном порядке осуществляется на предприятиях по производству мяса, молока, яиц на промышленной основе, звероводческих, рыбоводческих и пчеловодческих фермах и подсобных хозяйствах, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан; мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а также предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли; судах по лову (добыче) рыбы и морепродуктов, плавбазах и других рыбоперерабатывающих предприятиях, а также предприятиях по производству рыбной муки и иных кормов из рыбы и морепродуктов; комбинатах, заводах и других предприятиях по производству кормов и кормовых добавок; железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, морских и речных портах, аэропортах и аэродромах, иных специально оборудованных местах для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, животных и продуктов животноводства [5].

Более полный перечень продукции, подлежащей обязательному ветеринарному контролю, установлен в нормативно-правовых актах РФ в области ветеринарного контроля.

Государственный фитосанитарный и ветеринарный контроль в первую очередь входит в полномочия Российской Федерации, в частности - Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. Ее полномочия в области карантина растений установлены статьей 4 Федерального закона «О карантине растений» и включают в себя разработку и реализацию единой государственной политики в области карантина растений, определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области карантина растений, а также иные полномочия в области карантина растений в соответствии с настоящим Федеральным законом. Полномочия в области ветеринарного контроля четко определены в статье 3 Закона «О ветеринарии». К ним относятся формирование и реализация на территории РФ мероприятий в области ветеринарии, установление и отмена

на территории РФ карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, разработка и утверждение ветеринарных правил, утверждение порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных и другие.

Уполномоченными органами, в чью компетенцию входит осуществление фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), являются также Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и ее территориальные органы (управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям и другие).

Основные положения о Россельхознадзоре закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» [6]. Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимика-тами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Служба осуществляет государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений [7]. Фитосанитарный и ветеринарный контроль (надзор) помимо Россельхознадзора осуществляется в специализированных пунктах пропуска через государственную границу РФ таможенными органами - они осуществляют проверку документов и сведений в отношении товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному и фитосанитарному контролю, путем проверки наличия отметки о прохождении соответствующего вида контроля на товаросопроводительных документах, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и созданы ветеринарные и фи-тосанитарные службы. Органы федерального ветеринарного и фитосанитарного надзора также тесно взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по вопросам предотвращения возникновения и распространения болезней, общих для человека и животных, расследования и ликвидации последствий массовых заболеваний, вызванных такими болезнями; уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный ветеринарный и фитосанитарный надзор; другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и гражданами.

На сегодняшний день в Российской Федерации утверждено большое количество нормативно-правовых актов различных уровней, регулирующих вопросы фитосанитарного и ветеринарного контроля, на основе которых свою деятельность осуществляют вышеуказанные органы. Столь пристальное внимание к данной сфере со стороны государства оправдано тем, что различные уровни развития сельскохозяйственного производства в регионах мира, ведущих торговлю с Россией, отсутствие объективных возможностей ряда стран обеспечить продовольственную безопасность приводят к распространению заболеваний растений и животных, попаданию на территорию государства зараженной вредителями либо болезнетворными микроорганизмами продукции, к возрастанию рисков вспышек антропозоонозов (ящура, лептоспориоза, бруцеллеза и т.д.), представляющих опасность для человека. В результате все это может привести к серьезным потерям урожая, поголовья скота, ухудшить экологическую ситуацию, снизить экспортный потенциал и привлекательность страны или даже привести к массовой гибели ее жителей. В связи с этим вопросы биобезопасности, санитарного и ветеринарного контроля и благополучия, приобретают особую важность, им уделяется особое внимание при формировании национальных стратегий развитых мировых держав.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений».

2.Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантин-ных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318.

3.Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденная заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, от 11 декабря 2006 года.

4.Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии».

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года № 706 (ред. от 16.04.2001) «Об утверждении положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации».

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

7.Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации. URL: http://www.fsvps.ru/

ЮРЬЕВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - студент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.