Научная статья на тему 'Понятие и содержание социально-экономических прав человека и гражданина'

Понятие и содержание социально-экономических прав человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10263
880
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF A PERSON AND A CITIZEN / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / GENERATIONS OF HUMAN RIGHTS / PROMOTION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лубенникова Светлана Александровна

Исследуются различные определения категории «социально-экономические права человека и гражданина». Социально-экономические права рассматриваются как составная часть системы неотъемлемых прав человека. Анализируются основные характеристики социальноэкономических прав человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and content of social and economic human rights and of person and citizen

Various definitions of a category «social and economic rights of a person and a citizen» are studied. The social and economic rights are considered as a component of a system of inalienable rights of the person. The main characteristics of the social and economic rights of the person and the citizen are analyzed.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание социально-экономических прав человека и гражданина»

УДК 347.1

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

© Лубенникова Светлана Александровна, кандидат юридических наук доцент кафедры государственного права института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова

Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90. Е-mail: [email protected]

Исследуются различные определения категории «социально-экономические права человека и гражданина». Социально-экономические права рассматриваются как составная часть системы неотъемлемых прав человека. Анализируются основные характеристики социально-экономических прав человека и гражданина.

Ключевые слова: социально-экономические права человека и гражданина, обеспечение прав человека, поколения прав человека.

CONCEPT AND CONTENT OF SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF PERSON AND CITIZEN

Lubennikova Svetlana A., A/Professor, department of state law, Institute of History and Law,

N. F. Katanov Khakass State University, PhD in Law

90, Lenina, Abakan, Republic of Khakassia, 655017, Russia

Various definitions of a category «social and economic rights of a person and a citizen» are studied. The social and economic rights are considered as a component of a system of inalienable rights of the person. The main characteristics of the social and economic rights of the person and the citizen are analyzed.

Keywords: social and economic rights of a person and a citizen, promotion of human rights, generations of human rights.

Необходимым и важным является четкое определение социальных и экономических прав человека и гражданина. Они возникают только после признания их государством, в отличие от гражданских, возникающих с момента рождения. От конкретизации социальных и экономических прав человека зависит уровень жизни населения конкретного государства.

В международных правовых актах устанавливается юридическая обязательность всех поколений прав человека. То есть все признанные государством права, свободы и обязанности не противопоставляются или разъясняются в ущерб другим, потому что совместно они образуют правовой статус человека.

Характер социальных прав отражен в некоторых теоретических определениях. Общими в этих определениях являются отмеченные авторами признаки их конституционности, возможности получения человеком от государства социальных гарантий, определенных экономических свобод, материальных благ [1; 3; 5]. В некоторых определениях дается перечисление видов социально-экономических прав. Например, это право индивидуума создать семью, право на образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научно-технического и художественного творчества [8].

Определение Е. А. Лукашевой наиболее полно раскрывает сущность социально-экономических прав. Автор отметила их нормативность, обеспечительный характер условий жизни, социальной защищенности и основную цель, заключающуюся в свободе человека от страха и нужды [7].

В научных кругах шла дискуссия о классификации социально-экономических прав. В. А. Четвер-нин считает, что существует произвольность в отношении прав человека к социально-экономическим правам [4]. И предлагает их различать по следующим критериям. К первой группе относит социально-экономические свободы, характеризуемые понятием status negativus (то есть сюда включаются естественные и неотчуждаемые права). Например, это право частной собственности и его наследование; право частной собственности на землю; свобода и неприкосновенность собственности; неприкосновенность собственности и обязанность платить законно установленные налоги; свобода предпринимательства; запрет внеэкономического принуждения к труду; право на образование.

Ко второй группе В. А. Четвернин относит социально-экономические права на свободную самореализацию индивида совместно с другими в сфере трудовых отношений, характеризуемые понятием status aktivus (права на защиту в области данных правоотношений). Например, это право на коллективные трудовые споры и забастовку.

К третьей группе принадлежат социально-экономические права как не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которые можно защитить в суде. Относятся декларативные положения о целях социально-экономической политики государства. В ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации декларируется право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Четвертая группа называется условными социальными правами. Эти права зависят от экономической обстановки и обеспечения их бюджетом государства. Это свобода и неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства, запрет внеэкономического принуждения к труду, право на образование, право частной собственности и его наследование, право частной собственности на землю.

Итак, в блок социально-экономических прав входит множество прав, объединяет их конечная цель, исходя из рассмотренных формулировок и подходов, это создание государством условий, при которых люди свободны от страха и нужды.

Очень долго социально-экономические права человека и гражданина рассматривались как второстепенные, в регулировании которых не было необходимости. Это было связано с существованием концепции о невозможности определить и юридически квалифицировать эти права, и, соответственно, у государства не возникало обязанности по их обеспечению и защите. В дальнейшем это представление сменилось, и социально-экономические права и политические права перестали рассматриваться как не равные по статусу.

Для определения сущности социально-экономических прав человека необходимо обратиться к существовавшим представлениям о природе социально-экономических прав. В истории прав человека, международной практике представления о содержании, юридической природе социально-экономических прав изменялись.

Первоначально социально-экономические права относили к так называемым мнимым правам и считалось, что для их обеспечених придется ущемить гражданские и политические права и свободы многих граждан. Этот подход появился при разработке в ООН Всеобщей декларации прав человека, пактов о правах человека и других документов в этой области.

В этот период возникают сомнения о выделении социально-экономических прав в отдельную группу прав человека и внесении ее во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Возникал вопрос о необходимости закрепления этой группы прав как обязательных для исполнения государствами документов. Разработка и принятие пактов затянулись почти на два десятилетия. Причиной явилась позиция некоторых государств (США, Великобритании, Франции и других стран). Считалось некорректным относить к международным и обязательным те права человека и гражданина, которые зависят от экономики государств и реализация которых требует определенных бюджетных расходов.

Негативное отношение ряда государств к социально-экономическим правам выражено и в работах некоторых исследователей. Так, права и свободы человека, закрепленные в ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах должны быть реализованы немедленно [6]. Рассматривая этот пакт, исследователи отмечают, что в нем не определены конкретные юридические обязательства для стран, подписавших пакт. Констатируется, что установлены только определенные ориентиры, а государства должны прилагать усилия к их достижению [10]. В обоснование своей позиции ссылаются на п. 1 ст. 2 пакта, где указана обязанность государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное и полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Длительное время некоторые западные страны не соглашались с юридической обязательностью положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1986 г. государственный департамент США рекомендовал своим дипломатическим представителям за рубежом исключить из ежегодных докладов о правах человека в странах пребывания раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация». Было указано, что США относится к социально-экономическим правам как к пожеланиям, а не юридическим обязательствам. В связи с этим они не включены в международно-признаваемые права человека.

К социальным правам относились как «второсортным», которые не будут обеспечиваться при необходимости. Это положение означало, что в случае возникновения препятствий при их реализации они не будут защищены в судебном порядке и в основном их реализация зависит от органов государственной власти. Советский Союз не соглашался с подобным подходом, и в 1966 г. был принят Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также во многих документах ООН признали обязательный характер социально-экономических прав.

Сейчас государствами — членами ООН признано положение пакта о том, что идеала свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, можно достичь, если будут приняты меры, когда все поколения прав человека будут обеспечены в полном объеме.

Но, признавая обязательный характер положений пакта, некоторые исследователи утверждают, что экономическое положение государств современного мира не обеспечит реализацию социально-экономических прав, закрепленных в международных документах. Ими считается невозможность их реализации, утопичность самой идеи.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) состоялось совещание ведущих экспертов о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами — участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к выводам о том, что все права и свободы человека неразделимы и взаимосвязаны и являются обязательной составляющей международного права.

Пактом возлагаются юридические обязательства на государства, подписавшие его. Таким образом, они обязаны предпринять меры, в том числе нормотворческие и административные, для реализации прав человека, включенных в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также социально-экономические права должны быть обеспечены правом на судебную защиту.

Осуществление социально-экономических и культурных прав не должно зависеть от экономики государств, минимальный уровень гарантий предоставляется всему населению.

Конечно же, результаты, достигнутые государствами в сфере реализации социально-экономических прав, меньше, чем в области гражданских и политических прав. Это во многом зависит от состояния экономики и ресурсов, а также законодательного обеспечения, и поэтому гарантии их реализации, по сравнению с гражданскими и политическими правами, менее развиты.

Итак, в международной правовой доктрине и практике существуют различные подходы к природе социально-экономических прав человека и гражданина.

Согласно первому, социально-экономические права не относятся к конституционным. В конституциях, как правило, вступивших в действие до 1940 г., отсутствуют положения об этих правах, кроме некоторых, таких как право собственности, право наследования.

Содержанием второго подхода является признание современными государствами обязанности в предоставлении населению благоприятных условий для развития личности и достойного уровня жизни. В конституциях устанавливается обязанность органов государственной власти следовать этим положениям. Но не все социально-экономические права обеспечены правом на судебную защиту, в отличие от прав первого поколения.

Содержанием третьего подхода является рассмотрение социально-экономических прав как конституционных и равных с правами первого поколения. Сейчас этого подхода придерживаются в теории и практике права.

Критериями обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина являются экономические показатели развития государства. Реализация социально-экономических прав зависит от того, как дисциплинированно государство выполняет свои обязанности в сфере социальной политики.

Международный контроль в области защиты этих прав, по сравнению с защитой гражданских и политических прав, менее значителен. Отсутствует возможность подачи жалобы частными лицами. У государств существует обязанность предоставлять информацию Генеральному секретарю ООН о том, как реализуется пакт и какие достижения у них в социально-экономической области. Этот механизм контроля предусмотрен в статьях 16-25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Контроль за реализацией социально-экономических прав действительно затруднен. Они достаточно специфичны, зависимы от устойчивости, стабильности социально-экономической политики государства. Особенность их заключается в меньшей универсальности, то есть распространенности на определенные категории населения, допустимости нежестких рекомендательных формулировок базовых положений, например, таких, как удовлетворительное существо-

вание, достойная жизнь, справедливые и благоприятные условия труда, также зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов.

Для того чтобы эти права были реализованы, необходимы активная позиция государства, принятие мер материального и процессуального обеспечения. Это и отличает их от гражданских и политических прав, где основным является свобода от вмешательства.

Казалось бы, что все перечисленные характеристики наталкивают обозначить эту группу прав человека как вторичные, производные от гражданских прав, но это не так. Социально-экономические права являются такими же основными, как и гражданские и политические права. Только при их совместной реализации будет обеспечен правовой статус человека и гражданина, существование личности будет свободным и комфортным.

Но задача государства заключается не в полном обеспечении граждан всеми благами, а в поддержании большинства граждан, помощи в трудных жизненных ситуациях, возможности участвовать на равных в общественных отношениях.

Государство должно предоставить каждому человеку и его семье минимальные достойные стандарты уровня жизни. В международном законодательстве традиционно сложилась система этих минимальных стандартов — это уровень заработной платы, жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня.

Жалобы на нарушение социальных прав занимают в Российской Федерации не последнее место. В 2013 г. жалобы составили 26,4 % от общего количества жалоб, поступивших к уполномоченному по правам человека. В структуре поступивших жалоб на нарушение социальных прав, как и в 2012 г., преобладают жалобы на нарушение права на жилище — 42,7 %, на социальное обеспечение — 33,1 %. Доля жалоб на нарушение экономических прав составила 10,8 %. Ущемляется право собственности на имущество, право на свободу экономической деятельности [1].

Конечно, в России действует механизм защиты прав человека, и он постоянно усиливается, например, учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателя в Российской Федерации. Право на труд защищается Федеральной службой по труду и занятости. В 2013 г. было выявлено 660 тыс. нарушений трудового законодательства [2]. Сведения о результатах работы госинспекций труда и имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что в результате принимаемых мер, в том числе связанных с усилением государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда, общее состояние соблюдения требований трудового законодательства в хозяйствующих субъектах Российской Федерации имеет ряд положительных тенденций. Были произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы более 450,6 тыс. работникам на общую сумму 9 195,67 млн р.; отменены 881 приказ о незаконном увольнении работников и 1672 незаконно наложенных дисциплинарных взыскания, оформлено 174 138 трудовых договоров.

Социально-экономические права человека и гражданина будут наиболее полно обеспечены в социальном государстве. Трудности формирования социального государства известны многим странам и также Российской Федерации. Хотя Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В связи с этим социально-экономические права человека и гражданина будут развиваться как особенные права человека, которые по своей сущности отличаются от политических и гражданских прав, но существуют и реализуются только совместно с ними. Должно возникнуть понимание со стороны государства, что благосостояние человека, его жизнь и здоровье являются важнейшим государственным ресурсом.

Литература

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2013 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в РФ: [сайт]. — URL: ШрУ/отЪ^татТ.о^ (дата обращения: 17.12.2014).

2. Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

Б. С. Семенов. Практика рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных равонарушений в области миграции_

права [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости: [сайт]. — URL: http://rostrud.ru/documents/22/ (дата обращения: 17.12.2014).

3. Кабалкин А. Ю. Социально-экономические права советских граждан. — М., 1986. — С. 26-28.

4. Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвертин. - М., 1997. — С. 236-255.

5. Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А. Туманов и др. - М.: Большая энцикл. Юрист, 1997. — С. 320.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — № 12. — 1994.

7. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 1996. — С. 159.

8. Попков В. Д. Социальная политика государства и права. — М., 1979. — С. 29, 40.

9. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. — М.: Инфа-М, 1999. — С. 922.

УДК 342.7 (571.54)

РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

© Семенов Баир Станиславович, судья Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6. E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению практики рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области миграции в 2013 и 2014 годах. Ключевые слова: практика рассмотрения судами, административные правонарушения, миграция.

PRACTICE OF CONSIDERATION THE CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF MIGRATION BY THE COURTS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Semyonov Bair S., judge of the Supreme Court of the Republic of Buryatia, PhD in Law, A/Professor, department of international law and international relations 6, Sukhe-Batora, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to the study of the practice of consideration the cases of administrative offences in the field of migration by the Courts of the Republic of Buryatia in 2013 and 2014. Keywords: practice of the Courts consideration, administrative offences, migration.

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих» [1].

Целью изучения явилось установление количества дел данной категории, результатов, сроков и качества их рассмотрения, а также выявление вопросов, возникающих у практикующих судей при их рассмотрении. За 2013 год по ст. 18.8 КоАП РФ всего рассмотрено 529 дел, 488 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Нарушение сроков рассмотрения дела отмечается в 2 делах.

По ст. 18.10 КоАП РФ всего рассмотрено 19 дел, все 19 лиц были подвергнуты наказанию в виде штрафа.

По ч. 1 ст. 18.11, ст. 18.12 КоАП РФ всего рассмотрено 12 дел, 10 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа.

По ч. 2 ст. 18.11, ст. 18.13 КоАП РФ административные дела в суды не поступали и не рассматривались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.