Научная статья на тему 'Международные механизмы защиты прав человека'

Международные механизмы защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8115
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / HUMAN AND CIVIL RIGHTS / INTERNATIONAL PROTECTION OF RIGHTS / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / UNITED NATIONS HUMAN RIGHTS COMMITTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Правкина Ирина Николаевна, Семенова Мария Николаевна

Статья посвящена анализу правоприменительной практики международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Особую значимость в обеспечении механизма такой защиты приобретают Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций. За последние годы граждане Российской Федерации, чьи права, по мнению самих граждан, нарушены государственными органами или иными должностными лицами, активно используют право на защиту собственных прав и свобод в международных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные механизмы защиты прав человека»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА

1 2 Правкина И.Н. , Семенова М.Н.

Email: Pravkina660@scientifictext.ru

1 Правкина Ирина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин; 2Семенова Мария Николаевна - студент, факультет подготовки специалистов, Московская академия следственного комитета Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу правоприменительной практики международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Особую значимость в обеспечении механизма такой защиты приобретают Европейский суд по правам человека и Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций. За последние годы граждане Российской Федерации, чьи права, по мнению самих граждан, нарушены государственными органами или иными должностными лицами, активно используют право на защиту собственных прав и свобод в международных организациях.

Ключевые слова: права человека и гражданина, международная защита прав, Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций.

INTERNATIONAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF

HUMAN RIGHTS

12 Pravkina I.N.1, Semenova M.N.2

1Pravkina Irina Nikolaevna - Candidate of legal Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF STATE LEGAL DISCIPLINES;

2Semenova Maria Nikolaevna - Student, FACULTY OF TRAINING, MOSCOW ACADEMY OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: the article is devoted to the analysis of law enforcement practice of international protection of human and civil rights and freedoms. The European court of human rights and the United Nations human rights Committee are of particular importance in providing such protection. In recent years, citizens of the Russian Federation, whose rights, in the opinion of citizens themselves, are violated by state bodies or other officials, actively use the right to protect their rights and freedoms in international organizations.

Keywords: human and civil rights, international protection of rights, European court of human rights, United Nations human rights Committee.

УДК 341.01

Защита прав и свобод человека и гражданина является чрезвычайно важным обязательством каждого современного правового государства. Данная модель защиты находит свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [2], Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. [3] и целом ряде других международных документов.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека - обязанность государства» [1]. Однако, не всегда взаимодействие гражданина и государства в лице его представителей оказывается конструктивным и в полной мере соответствует установленным правовым требованиям. В определенной мере это связано и с тем, что ни на государственном, ни на межгосударственном уровне права и свободы не могут быть сформулированы иначе как в предельно обобщенном виде, а в этой ситуации их интерпретация конкретным человеком может отличаться и от изначально заложенного в них (естественно-правового) смысла, и от их официального толкования государством.

Граждане Российской Федерации, полагающие, что их гражданские и (или) политические права были нарушены, обладают правом обращения в международные органы за защитой. К таким структурам можно отнести Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций и Европейский Суд по правам человека при Совете Европы.

Международная защита прав человека подразумевает под собой совокупность норм, регулирующих совместную деятельность государств по защите нарушенных прав человека, она предполагает определение прав, свобод и обязанностей гражданина перед государством, а также возложение на государство обязанностей по соблюдению и защите прав граждан. Кроме того, регламентируется механизм контроля со стороны международных организаций за выполнением государствами своих обязательств.

В настоящее время граждане Российской Федерации, чьи права нарушены государственными органами или иными должностными лицами, активно пользуются правом на защиту со стороны международных структур. Достаточно проанализировать данные об обращениях в Европейский Суд по правам человека. Так, за 2018 год на рассмотрение судебного органа было передано 8300 жалоб со стороны российских граждан. И сразу же возникает вопрос: Насколько эффективна такая защита прав?

Совместную деятельность государств в области защиты прав человека и гражданина возглавляет и координирует Комитет по правам человека Организации Объединённых Наций. Данный орган осуществляет надзор за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах странами -участниками.

В основном деятельность Комитета направлена на разрешение наиболее острых конфликтов, возникающих в государстве. Эта организация обладает правом рассматривать жалобы по поводу нарушений властями прав граждан, а также в случае подтверждения предъявленных обвинений выносить рекомендации государству по изменению ситуации и восстановлению нарушенных прав и свобод.

Решения данного органа носят рекомендательный характер, поэтому они не обязательны для исполнения. И в действительности Российская Федерация не всегда согласна выполнять те или иные поручения Комитета. Так, например, осенью 1990 года Челябинский студент Дмитрий Гридин был приговорён к смертной казни за ряд изнасилований и убийств (в дальнейшем смертная казнь была заменена на пожизненное заключение). Было выявлено, что следствие велось с многочисленными нарушениями, а суд не был беспристрастным и справедливым. Центр содействия международной защите направил в Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций обращение от имени Гридина. 20 июля 2000 года Комитет признал наличие нарушений Международного пакта о гражданских и политических правах в отношении гражданина Гридина Д. Комитет по правам человека, действуя в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, заключил, что имеющиеся в его распоряжении факты свидетельствуют о нарушении пунктов 2 и 3 Ь) статьи 14 Пакта. В соответствии с пунктом 3 а) статьи 2 Пакта государство-участник обязано обеспечить г-ну Гридину эффективное средство правовой защиты, влекущее за собой

компенсацию и его немедленное освобождение [4]. Только после этого можно было бы возобновить судебное расследование. Однако, в освобождении гражданина Гридина Российской Федерацией было отказано, обусловлено это было тем, что нападения на женщин после его ареста прекратились.

Несмотря на рекомендательный характер и возможность не исполнять указания, большинство решений Комитета по правам человека ООН приводят к восстановлению нарушенных прав - как правило, в случаях, когда понимание содержания и значения таких прав их носителем оказывается ближе изначально заложенному в них естественно-правовому смыслу, чем их официальное толкование органами и должностными лицами государства.

Например, 31 октября 2012 года Комитет рассмотрел жалобу Федотовой в отношении положений закона Рязанской области «О защите нравственности детей в Рязанской области» и статью 3.10 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях. В частности, речь шла о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. В результате было установлено, что закон противоречит двум статьям Международного пакта о гражданских и политических правах (размытость формулировок, из-за чего сложно понять, относится ли термин «гомосексуализм» к ориентации человека или к определённым действиям). Также было сделано заключение, что нормативный правовой акт обладает дискриминационным характером и нарушает право на свободу выражения мнений. Вскоре Рязанский областной суд отменил решения, ранее принятые по делу Федотовой.

Из этого можно сделать вывод, что, с одной стороны, эффективность международной правозащиты в определенной мере снижается вследствие того, что решения Комитета по правам человека ООН носят необязательный характер, а с другой - в действительности, не все заключения Комитета помогают восстановить нарушенные права, особенно там, где речь идет о традиционно значимых для российского общества ценностях, нуждающихся в особой защите со стороны государства.

Следующим не менее важным международным органом по защите прав является Европейский Суд по правам человека, который рассматривает отдельные жалобы, чтобы определить наличие или отсутствие нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если определяется неприемлемость жалобы, то она не подлежит рассмотрению, в обратном случае Суд может предложить дружественное соглашение либо разрешить дело самостоятельно. В результате санкционируется финансовая компенсация материального ущерба и морального вреда, или выплата выигравшей стороне всех расходов.

Решения названного органа носят обязательный характер, и в случае отказа государства выполнять свои обязательства оно перестаёт быть членом Совета Европы. Благодаря необходимости исполнения решений и мерам, применяемым в случае несогласия с выдвинутым заключением, эффективно осуществляется восстановление нарушенных прав и свобод.

Одним из дел, получивших общественный резонанс и рассмотренных в Европейском Суде по правам человека, стала жалоба сотрудника дорожно-патрульной службы гражданина Михеева А. на пытки, осуществляемые над ним оперативными сотрудниками Нижегородского отделения милиции. Сотрудники полиции обвиняли мужчину в убийстве девушки, требовали от него признательных показаний, избивая и проводя электрический ток через его тело. Не выдержав, Михеев признался в совершении преступления и выпрыгнул из окна третьего этажа, в результате чего получил перелом позвоночника и стал инвалидом.

Гражданин Михеев А. с целью восстановления социальной справедливости и защиты нарушенных прав обратился в Европейский Суд по правам человека. По

итогам рассмотрения жалобы Европейский Суд постановил компенсировать Михееву 250 тысяч рублей.

Следующим делом, по которому удалось компенсировать причинённый ущерб, явилась жалоба журналиста на неправомерные действия на границе. В 2009 году в ходе досмотра на границе между Абхазией и Россией у гражданина Иващенко Ю. с ноутбука было скопировано 16300 файлов - 26 Гб изображений, текстовых документов, а также личная переписка. Страсбургский Суд признал, что Российской Федерацией было нарушено право журналиста на частную жизнь, и постановил выплатить Юрию Иващенко компенсацию в размере 4700 евро.

Если анализировать количество поданных жалоб гражданами Российской Федерации, то можно отметить высокий уровень доверия граждан к названному механизму защиты собственных прав. За 2018 год российские граждане пожаловались в Европейский Суд по правам человека более 12000 раз. По статистике, приведённой Европейским Судом, количество обращений находится на высоком уровне, более того, существует тенденция увеличения количества приемлемых жалоб (около 60%). Также было выявлено 10 актуальных проблем, которые традиционно становятся предметом разбирательства в Европейском Суде, среди них наиболее частыми являются нарушения прав во время содержания под стражей, допросов, прав на свободу собраний, а также жестокое обращение с задержанными [6]. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что именно в сферах, связанных с нормативным правовым регулированием соответствующих отношений, чаще всего возникает расхождение между пониманием прав и свобод их носителями с одной стороны и их интерпретацией должностными лицами государства - с другой [7, с. 264, 8, с. 108, 9, с. 231, 10]. Подведем итоги:

1. Международная защита прав и свобод человека и гражданина является прогрессивным средством восстановления социальной справедливости, однако она не предполагает реализации всех без исключения притязаний, которые, по мнению носителей субъективных прав, не были удовлетворены государством незаконно. Такая защита имеет своим объектом справедливость в ее общепризнанном, а не индивидуализированном понимании.

2. Значительное количество жалоб от граждан Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека обусловлено высоким уровнем доверия граждан к механизму защиты собственных прав.

3. Для российских граждан обращение в международные органы является, прежде всего, способом настояния на собственном, субъективном понимании смысла и значения принадлежащих им прав. Однако, Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций и Европейский Суд по правам человека являются международными органами, деятельность которых направлена на восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, прежде всего, в их универсальной, общепризнанной интерпретации.

Список литературы /References

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года: [принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года] // Российская газета, 1995. № 67.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года: [принята в Риме 4 ноября 1950 года] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 2. Ст. 163.

4. Правозащитники против пыток. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://protivpytok.org/precedentnye-dela/kpch/gridin-protiv-rf/ (дата обращения: 23.03.2019).

5. Европейский Суд по правам человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа://www.espch.ru/content/view/142/2/ (дата обращения: 23.03.2019).

6. ЕСПЧ подвел итоги 2018 года. Россия - лидер по числу жалоб и нарушений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravo.ru/news/208489/ (дата обращения: 23.03.2019).

7. Правкин И.В. Патологии современного права // Вестник экономической безопасности, 2016. № 3. С. 263-266.

8. Правкин И.В. Особенности взаимодействия правоохранительной системы и институтов гражданского общества в Российской Федерации // В сборнике: Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. Москва, 2016. С. 107-116.

9. Правкин И.В. Правоохранительная система в комплексе факторов, определяющих формирование правового государства в России // В сборнике: Векторы развития общеправовой теории как векторы правопонимания. Москва, 2013. С. 230-243.

10. Правкина И.Н. Гражданское общество и политико-правовые стратегии государства // В сборнике: Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. Москва, 2016. С. 190-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.