Научная статья на тему 'Международный механизм защиты прав человека на региональном уровне'

Международный механизм защиты прав человека на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4232
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / REGIONAL SYSTEM FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / THE HUMAN RIGHTS COURT / THE COMMISSION ON HUMAN RIGHTS / REGIONAL HUMAN RIGHTS INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Людмила Юрьевна, Мхитарян Алина Самвеловна

Статья посвящена истории происхождения региональных систем по защите прав человека, а также месту этих систем в рамках международного уровня. Рассмотрены особенности регионального уровня по защите прав человека в сравнении с национальным и универсальным. Особое внимание уделяется повышению эффективности деятельности региональных систем. Проводится сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов различных региональных систем. Делается вывод о необходимости совершенствования региональных систем, а также о вхождении всех без исключения государств в ту или иную региональную систему с целью обеспечения межгосударственной защиты прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AT THE REGIONAL LEVEL

This article is devoted to the history of the origin of regional systems for the protection of human rights, as well as the place of these systems within the international level. The peculiarities of the regional level for the protection of human rights in comparison with the national and universal are considered. Particular attention is paid to improving the level of efficiency of regional systems. A comparative legal analysis of normative legal acts of various regional systems is carried out. The conclusion is made about the need to improve regional systems, as well as on the entry of all states without exception into one or another regional system with a view to ensuring interstate protection of human rights.

Текст научной работы на тему «Международный механизм защиты прав человека на региональном уровне»

Мхитарян Л. Ю., Мхитарян А. С. Международный механизм защиты прав человека на региональном уровне // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78) C. 40-46.

Mkhitaryan L. Yu., Mkhitaryan A. S. International mechanism for the protection of human rights at the regional level. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 40-46. (In Russ.)

УДК 351.231.145

Л. Ю. Мхитарян

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

А. С. Мхитарян

Высшая школа экономики, Пермь, Россия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Мхитарян Людмила Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

E-mail: LMhitaryan@yandex. ru

Мхитарян Алина Самвеловна - студентка направления «Юриспруденция».

E-mail: Alyaalina2014@yandex. ru

Статья посвящена истории происхождения региональных систем по защите прав человека, а также месту этих систем в рамках международного уровня. Рассмотрены особенности регионального уровня по защите прав человека в сравнении с национальным и универсальным. Особое внимание уделяется повышению эффективности деятельности региональных систем.

Проводится сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов различных региональных систем. Делается вывод о необходимости совершенствования региональных систем, а также о вхождении всех без исключения государств в ту или иную региональную систему с целью обеспечения межгосударственной защиты прав человека.

Ключевые слова: права человека, механизмы защиты прав человека, региональная система по защите прав человека, Суд по правам человека, Комиссия по правам человека, региональные документы по правам человека.

L. Yu. Mkhitaryan

Perm State University, Perm, Russia

A. S. Mkhitaryan

Higher School of Economics, Perm, Russia

INTERNATIONAL MECHANISM FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AT THE REGIONAL LEVEL

Mkhitaryan Lyudmila Yurievna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law.

Mkhitaryan Alina Samvelovna - Student of direction "Jurisprudence".

© Мхитарян Л. Ю., Мхитарян А. С., 2017

This article is devoted to the history of the origin of regional systems for the protection of human rights, as well as the place of these systems within the international level. The peculiarities of the regional level for the protection of human rights in comparison with the national and universal are considered. Particular attention is paid to improving the level of efficiency of regional systems.

A comparative legal analysis of normative legal acts of various regional systems is carried out. The conclusion is made about the need to improve regional systems, as well as on the entry of all states without exception into one or another regional system with a view to ensuring interstate protection of human rights.

Key words: human rights, mechanisms for the protection of human rights, regional system for the protection of human rights, the Human Rights Court, the Commission on Human Rights, regional human rights instruments.

Признание главенства прав человека в полной мере соответствует духу нашего времени.

А. А. К. Триндаде1

Вопрос о защите прав человека сегодня является одним из наиболее приоритетных направлений не только национальной политики государств, но и всего международного сообщества2. Права человека стоят в одном ряду с такими сферами деятельности государств, как поддержание международного мира и безопасности3.

Возникнув еще в идеях софистов [10] и пройдя длительный исторический путь развития, современная система защиты прав человека нашла наконец свое воплощение, не только закрепившись на национальном уровне источников права4, но и создав базу на уровне международных источников [7, с. 465]. При этом в последнее время исследователи [10; 13] все больше склонны выделять промежуточный - региональный - уровень защиты прав человека.

Говоря о зарождении системы защиты прав человека, следует обратиться к середине XX в. Именно после окончания Второй мировой войны, принесшей человечеству наибольшие потери, мир стал свидетелем беспрецедентного развития института международного права - прав человека [13]. Отметим, что международный (универсальный) уровень развивался под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ООН провозгласил одной из целей своей деятельности защиту прав человека, что было также отражено в ряде других международных документов: Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), а также Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) [6].

Все мировое сообщество было поставлено перед необходимостью создания единого международного органа по контролю и поддержанию международного мира и безопасности, а значит, международная (универсальная) система на тот момент действительно являлась исчерпывающим решением данного вопроса.

Необходимость возникновения региональных систем, по утверждению З. И. Гадыль-шиной, связана с тем, что на универсальном (международном) уровне защиты прав чело-

1 Антонио Аугусто Канзадо Триндаде - судья в Международном суде ООН. Цит. по [11, с. 159].

2 См.: Преамбула Устава Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14.

3 П. 1 и 3 ст. 1. Устава Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

века отсутствовал тот механизм, который способствовал бы противостоянию государственной власти, грозящей обрушиться на личность и похоронить под собой все те благие пожелания, которые выражены в правах [4, с. 74]. В силу чего региональные системы видятся наиболее эффективными в сфере привлечения государства-нарушителя к ответственности и восстановления нарушенных прав человека.

По справедливому замечанию исследователей, региональный уровень защиты прав человека развивался независимо от универсального (международного) [13, с. 5]. Более того, можно отметить парадоксальность самого существования региональных систем. Дело в том, что Устав ООН не предполагает возможности создания таких систем, при этом, однако, и не препятствует их существованию. С другой стороны, можно отметить ненадобность в создании региональных систем для ООН. Как считает Рона К. М. Смит, возможно, они будут конкурировать с универсальной, тем самым подрывая ее авторитет [14, с. 83].

Хотя и видится некое противоречие между региональным и универсальным уровнем, стоит признать, что создание и развитие региональных систем зависят от универсального уровня защиты прав человека. Эта связь прослеживается и в официальных документах, закрепляющих права человека. Все без исключения региональные документы отражают основные права, воплощенные в ВДПЧ, а также в других международных документах о правах человека1. Специфика же регионального уровня состоит в том, что на законодательном уровне в ряде государств, располагающихся в одном географическом регионе (как правило, в единой материковой зоне), создаются контрольно-надзорные органы для проверки соблюдения данными государствами обязательств по защите прав человека. Видовая принадлежность такого документа может варьироваться в зависимости от той или иной региональной системы.

Значение региональных систем по защите прав человека, несомненно, велико. Являясь промежуточным звеном между универсальным и национальным уровнем, региональные системы ограничивают исключительную юрисдикцию государств над своими гражданами [13, с. 4], тем самым обращая внимание конкретного географического региона на произошедшее нарушение. Региональные механизмы по защите прав человека представляют собой опору для становления международной системы по защите прав человека [15, с. 1]. Ряд исследователей склонны полагать, что региональные механизмы по защите прав человека не только дополняют универсальный, но и в некоторых отношениях более эффективно обеспечивают защиту основных прав человека [5, с. 153].

Говоря о достоинствах региональной системы по сравнению с национальной и международной, стоит отметить, что государства, располагающиеся в одном географическом регионе, имеют схожие правовые системы, и это, конечно, облегчает создание единого регионального документа. Помимо того, такие государства зачастую имеют и схожие исторические, культурные, экономические и политические особенности, что также облегчает создание и функционирование данной системы [13, с. 6]. О других существенных достоинствах региональных систем говорит и то, что санкции против государства-нарушителя внутри системы, возможно, будут более эффективны, чем на международном уровне.

Обратимся к мнению О. О. Небратенко, которая определяет региональную систему в качестве системы, сформированной в рамках той или иной региональной организации (Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации американских государств и т. д.) и включающей в себя региональные международно-правовые документы в области защиты прав человека, а также специальные механизмы контроля

1 См. Международный билль о правах человека [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: офиц. сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/hr_bill.shtml (дата обращения: 03.09.2017).

(комиссия, суд) за соблюдением государствами-участниками регламентированных прав человека [5, с. 154]. Трудно не согласиться с данным определением. Действительно, региональная система представляет собой механизм, промежуточный уровень между национальной и универсальной системами по защите прав человека, сформированный на определенной географической территории и действующий в рамках региональной организации государств, которые ратифицируют основополагающий для конкретной региональной системы документ.

Вопрос о том, сколько на сегодняшний день выделяется региональных систем по защите прав человека, является довольно спорным. Научное сообщество в данном вопросе делится на две группы. Представители первой группы считают, что справедливо говорить лишь о трех региональных системах, которые в полной мере функционируют и обладают достаточными составляющими для контроля и надзора за соблюдением защиты прав человека. Думается, в таких региональных системах должны быть:

• суд по правам человека, рассматривающий конкретные дела по жалобам заявителей о нарушении их прав;

• комиссия (в некоторых случаях комитет), призванная наблюдать за выполнением государствами-членами обязательств в сфере реализации прав человека;

• документ, отражающий основные права и свободы граждан данного региона и подписанный странами - членами региональной системы.

К данной группе ученых, в частности, относятся М. Ю. Ижиков [3, с. 10], В. П. Сальников, В. В. Цмай [10], Е. А. Лукашева [7, с. 465] и представители американского научного сообщества: Fekadeselassie F. Kidanemariam [13], а также Christof Heyns, David Padilla, Leo Zwaak [12]. Как правило, они рассматривают лишь три региональные системы, отвечающие вышеизложенным требованиям, - европейскую, межамериканскую и африканскую.

Позиция М. Ю. Ижикова относительно выделения этих трех систем формируется исходя из наличия судебных органов, образующих региональные системы. В этой связи важно подчеркнуть, что судебные органы в настоящий момент имеются лишь у трех названных систем.

В. П. Сальников и В. В. Цмай не столь категоричны. Они также выделяют в первую очередь европейскую, межамериканскую и африканскую региональные системы как наиболее действующие и эффективные. Исследователи отмечают все же, что другие системы пока еще находятся в стадии формирования [10]. В действительности другие системы (арабская, азиатская, а также система СНГ) не могут отвечать требованиям, выдвигаемым для всех систем. В них нет судебного органа, основополагающего для функционирования любой региональной системы, а значит, они действительно находятся на стадии формирования. К слову сказать, начало для становления и развития этих систем уже положено. В каждой из них существует региональный документ, отражающий основные права и свободы граждан.

Однако стоит отметить, что в европейской региональной системе отсутствует комиссия по правам человека. Она была признана нецелесообразной и упразднена в 1997 г. [7, с. 518] с момента вступления в силу Протокола № 11 к европейской Конвенции, в котором указывалось на делегирование полномочий комиссии Европейскому суду1. Несмотря на отсутствие комиссии по правам человека, исследователи продолжают относить данную систему к наиболее эффективным и успешно функционирующим. Таким образом, можно

1 Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией» [Электронный ресурс] // Европейская конвенция о защите прав человека: право и практика: [сайт]. URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440808/2440808-001.htm (дата обращения: 24.09.2017).

сказать, что европейская региональная система не отвечает всем вышеизложенным требованиям.

Другая группа ученых, напротив, выделяет шесть региональных систем по защите прав человека: европейскую, межамериканскую, африканскую, арабскую, азиатскую и систему, существующую в рамках СНГ. Исследователи ставят все без исключения региональные системы в один ряд, при этом, конечно, говоря о существенных недостатках некоторых из них. В числе ученых данной группы можно назвать: А. Х. Абашидзе [8, с. 357], К. А. Бекяшева [1, с. 185], А. Х. Саидова [9], С. А. Беляева [2] и др. При этом, например, А. Х. Абашидзе делает акцент на первые три системы, по-видимому, считая, что они достигли должного уровня развития и могут отвечать требованиям по защите прав человека.

Немаловажен тот факт, что официальные органы Совета Европы также рассматривают эти системы, однако, не выделяют систему СНГ [15]. Более того, Парламентская Ассамблея Совета Европы в 2001 г. рекомендовала членам Совета Европы не подписывать региональную Конвенцию СНГ, указывая на то, что механизм данной региональной системы якобы представляется более слабым и менее эффективным, нежели механизм европейской системы [8, с. 357].

Все без исключения региональные системы действуют на основе специального документа. Таким документом, как было указано ранее, в зависимости от региональной системы, является декларация, конвенция или хартия, закрепляющая основной перечень прав человека для конкретной региональной системы. Например, арабская и африканская региональные системы действуют на основе Хартии по правам человека; региональная система СНГ, а также межамериканская и европейская системы действуют в соответствии с конвенциями, учрежденными в каждой отдельной системе. Азиатская же региональная система, выделяясь среди остальных, действует на основе Азиатской декларации прав человека, подписанной в 2012 г.

Суды, функционирующие в рамках региональных систем, могут давать свои консультативные заключения не только по вопросам толкования конвенции (хартии или декларации), действующей на их территории, но и по вопросам толкования других значимых международно-правовых документов в сфере реализации и защиты прав человека - например, Международного билля о правах человека (при условии, конечно, что эти государства в рамках региональной системы защиты прав человека ратифицировали данные международные документы).

Схожей характеристикой всех региональных систем является так называемое правило исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты. Только в случае прохождения всех имеющихся судебных инстанций в своем государстве индивид может подавать жалобу на нарушение его прав в региональную систему. Такая норма содержится, применительно к российскому законодательству, в ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Обращаясь к региональному уровню защиты прав человека, стоит подчеркнуть, что вышеназванное правило закрепляется также на уровне региональных документов. Так, п. 1 ст. 35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод1 (1950 г.) предусмотрено, что Европейский суд может принимать жалобы заявителя-индивида лишь в случае исчерпания всех внутренних средств правовой защиты. Схожее положение, отнесенное к требованиям приемлемости жалобы, содержится и в пп. «а» п. 1 ст. 46 Американской конвенции о правах человека2 (1969 г.).

1 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс] // European Court of human rights: [сайт]. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

2 Американская конвенция о правах человека [Электронный ресурс] // Права человека: сб. универс. и регион. междунар. док. / сост. Л. Н. Шестаков. М.: Изд. МГУ, 1990. С. 143-166. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rzoas3con.html (дата обращения: 29.09.2017).

В п. 5 ст. 56 Африканской хартии прав человека и народов (1981 г.) устанавливается аналогичное положение, предусматривающее, помимо прочего, дополнительный критерий приемлемости жалобы: если вполне очевидно, что процедура использования местных средств правовой защиты неоправданно затягивается1.

Абсолютно идентичная норма содержится в п. 4 ст. 53 Арабской хартии прав человека и народа в арабском мире (2008 г.)2.

В региональной системе, действующей в странах СНГ, данная норма содержится в п. 3 ч. 2 Положения о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств3.

Отметим, что положение о рассмотрении жалоб от индивида лишь после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты не содержится в Декларации Ассоциации государств Юго-Восточной Азии4.

Современные реалии не только обусловливают взаимодействие стран по вопросам межгосударственного значения, но и способствуют имплементации норм международного права в национальные правовые системы. В источниках национального и международного права по вопросам реализации и соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина на сегодня во многом достигнута схожесть. Представляется, что многие региональные документы по правам человека равняются на основополагающий документ в этой области - Всеобщей декларацию прав человека. Такие значимые права, как право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу мысли, свободу передвижения, содержатся в большинстве (если не сказать во всех) региональных документах.

Сотрудничество и координация действий современных государств по вопросам прав человека значительно оптимизируют механизм защиты прав человека, повышая эффективность в соблюдении государствами гарантированных прав и свобод. Создание высокоэффективных региональных систем, являющихся промежуточным звеном между национальным уровнем защиты прав человека и универсальным (международным), а также вхождение всех без исключения государств в ту или иную региональную систему - то, к чему должно стремиться все мировое сообщество. Нельзя допустить, чтобы государство довольствовалось лишь национальным уровнем защиты прав своих граждан. Региональная система выступает независимым гарантом восстановления нарушенных прав индивида, который исчерпал все возможности правовой защиты в своем государстве.

Библиографический список

1. Бекяшев К. А. Международное право: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 352 с.

2. Беляев С. А. Общие тенденции развития международно-правовой защиты прав личности [Электронный ресурс] // Международно-правовая защита прав личности: процедуры и механизмы международных организаций: сб. информ. материалов. URL: http://textarchive.ru/c-1902179-pall.html (дата обращения: 28.09.2017).

3. Ижиков М. Ю. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.

1 Африканская хартия прав человека и народов [Электронный ресурс] // Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека: [сайт]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rz1afchar.html (дата обращения: 27.09.2017).

2 Арабская хартия прав человека и народа в арабском мире [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: библиотека Пашкова: [сайт]. 2008. 31 дек. URL: http://constitutions.ru/?p=512 (дата обращения: 27.09.2017).

3 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс] (заключена в Минске 26 мая 1995 г.) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24 сент. 1993 г.) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_ LAW_6966/ (дата обращения: 29.09.2017).

4 Декларация АСЕАН о правах человека [Электронный ресурс] // Российский правовой портал: библиотека Пашкова: [сайт]. 2012. 19 нояб. URL: http://constitutions.ru/?p=8333 (дата обращения: 29.09.2017).

4. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А. Х. Абашидзе, З. Г. Алиев, К. Ф. Амиров и др.; под ред. Р. М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.

5. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ростов н/Д: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. 212 с.

6. Основные сведения об Организации Объединенных Наций - 2014 [Электронный ресурс] / Департамент общественной информации Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк; пер. с англ. М., 2015. 321 с. URL: http://www.un.org/ru/aboutun/pdf/basic_facts_2015.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

7. Права человека: учебник / [Васильева Т. А. и др.]; отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 560 с.

8. Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / отв. ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2012. 400 c.

9. Саидов А. Х. Международное право прав человека: учеб. пособие / отв. ред. Б. Н. Топор-нин. М.: Ин-т государства и права Рос. акад. наук, 2002. 197 c.

10. Сальников В. П., Цмай В. В. Современная система защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1. C. 82-98.

11. Boleso H. H. The functions of Inter-American court and commission of human rights // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 2. С. 159-170.

12. Heyns Ch., Padilla D., Zwaak L. A schematic comparison of regional human rights systems: an update [Электронный ресурс]. Sur - Rede Universitaria de Direitos Humanos. 2006. Vol. 3. No. 4. URL: http://www.scielo.br/scielo.php?pid=S1806-64452006000100010&script=sci_arttext&tlng=en (дата обращения: 31.08.2017).

13. Kidanemariam F. F. Enforcement of Human Rights under Regional Mechanisms: a Comparative Analysis [Электронный ресурс]. LLM Theses and Essays. 2006. P. 80. URL: http://digitalcommons.law. uga.edu/stu_llm/80 (дата обращения: 31.08.2017).

14. Smith R. K. M. Textbook on international human rights. Oxford: Oxford University Press, 2003.

15. The role of regional human rights mechanisms [Электронный ресурс] / Directorate-General for External Policies, Policy Department. European Parliament, [2010]. URL: http://www.europarl.europa.eu/ RegData/etudes/etudes/j oin/2010/410206/EXP0-DR0I_ET(2010)410206_EN.pdf (дата обращения: 03.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.