Научная статья на тему 'Международные региональные механизмы защиты прав человека'

Международные региональные механизмы защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14401
1463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
REGIONAL COOPERATION / REGIONAL MECHANISMS / HUMAN RIGHTS PROTECTION / CITIZENS OF RUSSIA / INTERNATIONAL ACTS / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ГРАЖДАНЕ РОССИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небратенко Ольга Олеговна

В статье рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека, функционирующие в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского союза, Содружества Независимых Государств. Особое внимание автор уделяет тем механизмам, которые доступны гражданам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND REGIONAL MECHANISMS OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

The article deals with regional arrangements for the protection of human rights, functioning in the framework of the Council of Europe, the Organization for security and cooperation in Europe, European Union, Commonwealth of independent States. Special attention is paid to those mechanisms that are available to the citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «Международные региональные механизмы защиты прав человека»

УДК 341.231.14 ББК 67.412

© 2016 г. О. О. Небратенко,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД

России кандидат юридических наук, доцент.

Тел.: 8 (928) 763-90-86.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека, функционирующие в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского союза, Содружества Независимых Государств. Особое внимание автор уделяет тем механизмам, которые доступны гражданам России.

Ключевые слова: региональное сотрудничество, региональные механизмы, защита прав человека, граждане России, международные акты.

O. O. Nebratenko - Associate Professor, Department of Civil and Legal Disciplines, Rostov Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

INTERNATIONAL AND REGIONAL MECHANISMS OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

The article deals with regional arrangements for the protection of human rights, functioning in the framework of the Council of Europe, the Organization for security and cooperation in Europe, European Union, Commonwealth of independent States. Special attention is paid to those mechanisms that are available to the citizens of Russia.

Key words: regional cooperation, regional mechanisms, human rights protection, citizens ofRussia, international acts.

Права и свободы человека приобрели в современном мире значение ключевых ценностей развития правовых процессов и внутри конкретных государств, и на уровне построения межгосударственных взаимосвязей, соответственно, «институт защиты прав человека как единая и общая система включает в себя наряду с национальным компонентом еще международный» [1, с. 15]. Однако, как верно указывает профессор В. А. Карташкин, соотношение и характер взаимосвязи защиты прав человека на данных уровнях постоянно изменяется, поскольку постоянно развивается и изменяется их нормативная основа -внутригосударственное и международное право [1, с. 5]. В научной юридической литературе последних лет отмечается активное взаимодействие международной и национальной правовых систем во внутригосударственном правовом регулировании в качестве характерной черты глобализирующегося мира, а также расширение присутствия международного права в правовых системах современных государств[3, с. 74-82].

В свою очередь, в системе международных механизмов защиты следует выделять универсальные и региональные механизмы за-

щиты. К механизмам универсального сотрудничества и контроля в области прав человека относится прежде всего Организация Объединенных Наций, одной из целей деятельности которой является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Региональное сотрудничество в области прав человека дополняет формы универсального сотрудничества и в некоторых отношениях более эффективно обеспечивает защиту основных прав [4, с. 152]. Региональные правовые системы наиболее тесно приближены к структуре общества, четко отражая этнические, конфессиональные и социокультурные особенности консолидируемого сообщества [1, с. 267].

Права человека в настоящее время являются самой распространенной причиной взаимодействия национальных правовых систем, способствуют интеграции общемирового и регионального правового пространства. Вышесказанное обусловлено рядом фак-

торов: индивиды получили возможность воздействовать на национальные системы через обращение к межгосударственным органам защиты прав человека, отсюда вопросы защиты прав человека перестали быть делом исключительной юрисдикции отдельного государства; увеличилось количество международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы суверенного государства и потому обязательных для применения. Кроме того, наметилась тенденция к унификации механизмов защиты прав человека, которые представлены теперь на различных уровнях, в силу чего становятся все более доступными.

Региональное сотрудничество осуществляется, главным образом, в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского союза, Содружества Независимых Государств, Африканского союза, Организации американских государств, Организации исламских государств. Гражданам России доступны из перечисленных лишь механизмы защиты в рамках Совета Европы и СНГ. Что касается определения региональной системы защиты прав человека, то под ней следует понимать систему, сформированную в рамках Совета Европы, Европейского союза, Организации американских государств, Африканского союза, СНГ, иных региональных организаций; включающую в себя региональные международно-правовые документы по правам человека (нормативный элемент); имеющую специальные механизмы контроля, в основном судебные, за соблюдением международно-правовых актов, такие как Европейский суд по правам человека, Суд европейских сообществ, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека и народов, Комиссия по правам человека СНГ (институциональный элемент), основной задачей которых является защита признаваемых государствами-участниками прав и свобод человека. Судебные органы традиционно относятся к контрольным механизмам региональных систем защиты. В настоящее время в юридической литературе огромное внимание уделяется европейской системе защиты, включая ее контрольные механизмы, значительно меньше - иным региональным системам: межамериканской, африканской, СНГ, формирующейся азиатской.

Особое место в системе европейской защиты занимает Совет Европы, учрежденный 5 мая 1949 года 10 западноевропейскими государствами при одновременном одобрении статута о нем. Статья 1 статута провозглашает целью этой организации «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». С этой датой связывают зарождение европейской системы защиты прав человека. На сегодняшний день в состав Совета Европы входит 47 стран-участниц. Россия стала членом Совета Европы 28 февраля 1996 года, ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека 5 мая 1998 года [6], ставшую с этого времени частью ее правовой системы. Сегодня участниками конвенции являются все члены Совета Европы. Большинство стран, ратифицировавших конвенцию, включили ее нормы во внутригосударственное право (например, Австрия включила текст конвенции в конституцию страны).

По справедливому утверждению П. В. Ани-симова, И. А. Блиновой и В. П. Палченкова, Европейская конвенция прав человека выступает одним из немногих соглашений в области прав человека, которое устанавливает конкретные юридические обязательства государств-участников в данной области, подкрепленные механизмом международного судебного контроля над их исполнением [7, с. 36]. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является базисным документом, на котором строится вся европейская система защиты. В Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включены в основном гражданские и политические права. Социальные, экономические и культурные права гарантируются другим не менее важным международным актом Совета Европы - Европейской социальной хартией [6]. Важное отличие и одновременно достижение региональной системы защиты, в частности европейской правозащитной системы, от универсальной заключается в том, что, например, ООН, представляющая универсальную систему защиты, в основном занимается глобальными социальными проблемами - дискриминации по признаку пола, расовой дискриминации, а жалобы граждан практически не рассматривает. Напротив, европейская правозащитная сис-

тема содержит конкретные механизмы, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод каждого обращающегося к ней человека и гражданина.

Основной задачей Совета Европы является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. В рамках Совета Европы принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. К некоторым из них могут присоединиться даже неевропейские государства. Это такие документы, как Европейская конвенция о выдаче (экстрадиции) (13.12.1957), Европейская конвенция о пресечении терроризма (27.01.1977), Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (5.11.1992), Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (25.01.1996), Европейская конвенция о гражданстве (06.11.1997), Европейская хартия о местном самоуправлении (15.10.1985) [6] и др. В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров, Парламентская ассамблея, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы и Европейский суд по правам человека. Вследствие введения экономических и политических санкций многими государствами мира в отношении России в связи с возникшими разногласиями по поводу присоединения Крыма к России Российская Федерация была лишена права голоса в Парламентской ассамблее и заявила о приостановлении своего членства в данной организации.

Представители юридической науки актуальной задачей видят необходимость разработки Хартии прав человека для XXI века, которая должна объединить все существующие международные договоры ООН в данной области, уточнить и конкретизировать существующие стандарты, содержать новые формы и принципы, сложившиеся за последние годы [7, с. 37]. Такое предложение изначально было высказано американским профессором Бертраном Гроссом и доктором юридических наук, профессором В. А. Кар-ташкиным. Принятие такой хартии должно привести к созданию наиболее эффективных условий для международной защиты прав человека и пресечения не только отдельных, но также массовых и грубых нарушений.

В этой связи необходимо обратить внимание на понятие «европейские стандарты по

защите прав человека». Анализ международных актов по правам человека Совета Европы, в том числе решений контрольных органов Европейского суда, научной литературы по данной тематике дает основание включить в содержание «европейских стандартов по правам человека» два компонента: юридические нормы международных актов, интегрирующие в себе жизненно необходимые права человека, часть из которых стала нормами национального законодательства; непосредственную деятельность Совета Европы, его контрольных органов, прежде всего Европейского суда по правам человека по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека.

Региональное сотрудничество осуществляется также в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее -ОБСЕ). Предшественник ОБСЕ Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе был созван по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для укрепления безопасности в Европе. Согласно данным официального сайта (на английском языке) [8], в состав ОБСЕ входят 57 стран Америки, Азии и Европы, расположенных на различных континентах.

ОБСЕ характеризуется всесторонним подходом к обеспечению безопасности, в своей деятельности охватывает три измерения: военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое. Провозглашается, что ОБСЕ исходит из широкого подхода в военно-политическом измерении безопасности, стремится к укреплению безопасности в военной области. В своей деятельности ОБСЕ преследует цели расширения экономического сотруд-ничесива, укрепления надлежащего управле-нияь в регионе, решения экологических проблем. Государства берут на себя целый ряд обязательств в рамках указанных измерений. Рассматриваемые ОБСЕ вопросы прав человека формируют так называемое «человеческое измерение».

В юридической литературе обращается внимание на уникальность взятых на себя государствами обязательств в области человеческого измерения [9, с. 658-659], что обусловлено их выходом за рамки традиционной защиты прав человека и основных свобод, а также направленностью на верховенство за-

кона и строительство демократических институтов. В рамках ОБСЕ существует механизм обеспечения соблюдения обязательств человеческого измерения, известный как «механизм человеческого измерения». Этот механизм состоит из двух элементов: более лояльного венского механизма, не предусматривающего применение санкций к нарушителю исполнения обязательств человеческого измерения и включающего в себя обмен информацией, направление запросов, получение письменных ответов, проведение двусторонних встреч, и усложненного московского механизма, предусматривающего привлечение миссии экспертов и докладчиков как по воле другого государства, так и против нее. Однако ОБСЕ не имеет своего контрольного механизма рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения прав и свобод, что, тем не менее, не лишает неправительственные организации возможности обращения к различным органам ОБСЕ.

Россия всегда являлась активным участником ОБСЕ. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ нередко обращаются в различные органы ОБСЕ, Совета Европы, Европейского парламента, в том числе для совместного преодоления кризиса на Юго-Востоке Украины, соблюдения общепризнанных принципов и норм, чтобы «помнить и чтить жертв и героев кровопролитных войн прошлого столетия, творцов Великой Победы - «антигитлеровской коалиции над немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, которые стремились уничтожить или покорить целые государства и народы, но были сметены с лица Земли единой волей народов Советского Союза, Великобритании, Франции, Соединенных Штатов Америки и их союзников» [10; 11]. Государственная Дума неоднократно принимала заявления и обращения, в которых осуждала стремление властей государств Прибалтики подвергнуть пересмотру итоги Нюрнбергского трибунала и требовала прекратить преследования ветеранов Второй мировой войны [12], принятие парламентом Эстонской Республики закона «Об охране воинских захоронений», чтобы осквернить общее историческое прошлое народов, принесших «невосполнимые жертвы на алтарь свободы и победы над фашизмом, как шаг к созданию плацдарма для легализации неонацизма на территории Европы» [13].

Документом, устанавливающим достаточно высокие стандарты в сфере социальных и экономических прав человека, является Европейская социальная хартия [6], аналог Европейской конвенции о правах человека в сфере экономических и социальных прав. Хартия по сути дела стала первым международным договором, содержащим широкий круг экономических и социальных прав. В первоначальном варианте она была разработана Международной организацией труда и подписана в 1961 году в Турине, впоследствии дополнена тремя протоколами. Реформирование хартии завершилось принятием новой пересмотренной Европейской социальной хартии, вступившей в силу 1 июля 1999 года. Россия ратифицировала пересмотренную хартию в октябре 2009 года. В первоначальном варианте она содержала 19 прав, протоколом № 1 от 5 мая 1988 года перечень последних был увеличен до 23. Пересмотренная хартия сохранила все имеющиеся права и дополнительно ввела еще 8. Новеллой, например, является ст. 31 о праве на жилье, обязывающая государства поощрять доступ к жилью надлежащего качества, предупреждать и сокращать бездомность с целью ее постепенной ликвидации, а также сделать цены на жилье доступными для лиц, не располагающих достаточными средствами. Ранее отсутствие в хартии этого права считалось серьезным упущением, но в пересмотренном документе оно изложено более четко, чем в ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах. По структуре хартия состоит из 6 частей: часть 1 определяет принципы; часть 2 (основная) содержит 31 статью, в которых закрепляются преимущественно социальные права; часть 3 формулирует нормы об обязательности для сторон статей хартии; в части 4 говорится, что контроль за выполнением обязательств осуществляется как с помощью процедуры наблюдения в виде системы докладов, оставшейся неизменной со времени хартии 1961 года, так и процедуры коллективных жалоб; часть 5 включает в себя нормы о выполнении обязательств в случае войны или национальной угрозы, соотношении положений хартии, внутреннего права и международных соглашений; часть 6 определяет порядок подписания, ратификации и вступления в силу. Предполагается, что страна-участница признает для себя обязательными не менее 16 пунктов или статей ее 2-й части.

Данное правило позволяет участникам выборочно подходить к признанию для себя закрепленных в хартии социальных прав как обязательных. Сам этот документ является действенным механизмом контроля за выполнением государствами принятых на себя социальных обязательств.

Региональными контрольными механизмами защиты прав человека являются следующие судебные (квазисудебные) органы: Европейский суд (Суд европейских сообществ), Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека, Африканская комиссия по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств, Экономический суд СНГ и др. К элементам механизма защиты прав человека, к которым могут прибегать граждане России и (или) ее государственные органы, организации либо сама Российская Федерация, следует отнести Европейский суд по правам человека, Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, Экономический суд СНГ и др.

Суд европейских сообществ обеспечивает единообразное толкование и выполнение правил и норм Европейского союза в 28 странах-участницах, а также регулирует связанные с их применением споры. Он устанавливает, в какой мере те или иные законы страны -члена Европейского союза соответствуют учредительным договором и нормативным актам организации. Одним из таких решений в 2000 году стал общеизвестный приговор по иску гражданки ФРГ Тани Крайль [14], квалифицированного техника по электронному оборудованию, которая добивалась права служить в бундесвере с оружием в руках. Однако немецкие суды несколько раз отклонили ее иск, сославшись на основной закон страны. Суд европейских сообществ в Люксембурге постановил, что конституция Германии в этой части противоречит закрепленному в Европейском союзе принципу равноправия мужчин и женщин, а женщины наравне с мужчинами имеют право не только служить в бундесвере, причем исключительно в медицинских подразделениях и военных оркестрах, но и носить оружие. Впоследствии в конституцию ФРГ были внесены соответствующие изменения.

Еще одна региональная система защиты прав человека сформирована в рамках Содру-

жества Независимых Государств. Россия является участником трех систем защиты прав человека: универсальной (ООН) и двух региональных (Совета Европы и СНГ), в рамках которых провозглашаются права и свободы и предусматриваются контрольные органы за их соблюдением. На сегодняшний день можно констатировать наличие конкуренции двух региональных систем защиты: в рамках Совета Европы и Содружества Независимых Государств, поскольку почти все государства - участники СНГ одновременно находятся под юрисдикцией Европейского суда по правам человека. К числу основополагающих документов относится Устав СНГ [15], в ст. 1 которого указывается, что Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. Среди целей СНГ наряду с осуществлением сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всесторонним и сбалансированным экономическим и социальным развитием государств-членов в рамках общего экономического пространства и иными целями обозначено обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ (ранее - СБСЕ). Важнейшими программными документами о развитии СНГ являются Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года [6], представляющая систему взглядов участников СНГ на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений, и Договор о зоне свободной торговли.

В соответствии с основополагающими международно-правовыми актами о правах человека 26 мая 1995 года в Минске была заключена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [6]. В ней содержится перечень прав и свобод, находящихся под юрисдикцией государств-участников, но с акцентом на личные и политические. Участниками конвенции от 26 мая 1995 года являются шесть

из одиннадцати государств - участников СНГ (Армения, Беларусь, Киргизия, Молдова, Россия и Таджикистан). Однако она вступила в силу только для четырех стран: России, Таджикистана, Беларуси - с 11 августа 1998 года; Киргизии - с 21 августа 2003 года.

По наблюдению за выполнением конвенции предусматривается создание специального совещательного органа - Комиссии по правам человека (ст. 33 устава) Содружества Независимых Государств. Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 года [6] является неотъемлемой частью конвенции и нормативной основой деятельности самой комиссии. Комиссия правомочна рассматривать межгосударственные запросы о нарушении прав человека любой страной - членом СНГ, а также индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций. Однако состав комиссии до сих пор не сформирован, свою работу она фактически не начала. В связи с этим следует констатировать отсутствие реально сформированного и действующего контрольного органа защиты прав и свобод, провозглашенных Конвенцией СНГ.

Реально сформированным и действующим судебным органом Содружества Независимых Государств является постоянно действующий судебный орган - Экономический суд СНГ, деятельность которого осуществляется на основе ст. 32 Устава СНГ, Соглашения о статусе экономического суда [6] и Положения о нем [6]. Согласно данному положению основной целью создания суда является обеспечение единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств. В этой связи он рассматривает экономические споры между государствами - участниками СНГ трех видов: 1) возникающих при исполнении экономических обязательств; 2) о соответствии нормативных и других актов государств-участников, принятых по экономическим вопросам; 3) связанных с исполнением соглашений и принятых на их основе других актов СНГ, а также осуществляет толкование двух видов: 1) применения положений соглашений, других актов содружества и его институтов; 2) актов законодательства бывшего Союза ССР. Поводы для рассмотрения дел различные: при рассмотрении споров - заявления заинтересованных государств в лице их

полномочных органов и институтов; при осуществлении толкования - запрос высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов, иных высших органов, разрешающих экономические споры. В целях реформирования Экономического суда СНГ неоднократно предлагалось отнести к его компетенции рассмотрение жалоб частных лиц на нарушения социально-экономических прав, но данная идея не получила поддержки у государств - участников СНГ, субъекты хозяйствования правом непосредственного обращения в суд не наделены. Поводом, как отмечает главный советник процессуально-правового отдела Экономического суда СНГ А. П. Малашко, для обращения указанных выше органов в суд являются чаще всего заявления физических лиц, которые считают свои права нарушенными [16]. Таким образом, гражданам предоставляется лишь право опосредованного обращения в Суд СНГ. Данное право было выявлено в ходе его работы, но не имеет правовой регламентации. В соответствии с п. 4 положения по результатам рассмотрения спора Экономический суд СНГ принимает решение, в котором устанавливает факт нарушения (либо его отсутствие) государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов, а также определяет меры, которые рекомендуется принять государству с целью устранения соответствующих нарушений и его последствий. Таким образом, решения суда носят рекомендательный характер, тем не менее, государство, в отношении которого принято решение, должно обеспечить его исполнение. Примерно каждое третье дело в практике Экономического суда СНГ связано с реализацией пенсионных либо иных социально-экономических прав различных категорий граждан государств - участников Содружества (например, права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним). Каждое второе дело о толковании соглашений в сфере социально-экономических прав касается социальных и правовых гарантий для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в СНГ затянулся процесс становления эффективной системы прав человека. Данный факт С. Г. Стоякин предлагает рассматривать

как недостаток интеграции государств - участников СНГ в этой сфере, оказывающий отрицательное влияние на состояние интеграции в рамках Содружества в целом [17, с. 173181]. Тем самым можно констатировать, что из имеющихся региональных контрольно-судебных механизмов защиты европейская система является одной из наиболее эффективных, хотя бы потому, что она предоставляет гражданам государств-участников напрямую обращаться в ЕСПЧ или Суд европейских сообществ, решения их носят учреждающий (постановляющий) характер. В то же время систе-

Литература

1. Анисимов П. В., Папичев Н. В. Правовое регулирование защиты прав человека / под ред. Ф. М. Рудинского. Волгоград, 2003.

2. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

3. Овсепян Ж. И. Статус источников международного права в правовой системе России // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 5.

4. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав человека в Российской Федерации: мо-ногр. Ростов н/Д, 2015.

5. Небратенко Г. Г. Обычно-правовая система традиционного общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.

6. URL: http://consultant.ru

7. Анисимов П. В., Блинова И. А., Палчен-ков В. П. Институт защиты прав человека. Волгоград, 2009.

8. URL: http://www.osce.org/states

9. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учеб. / под ред. Р. М. Валеева. М., 2011.

10. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10.10.2014 № 5066-6 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К парламентам мира и международным парламентским организациям о необходимости проведения международного расследования преступлений против мирного населения Юго-Востока Украины"». URL: http://consultant.ru

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23.01.2015 № 5964-6 ГД «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К членам Парламентской ассамб-

ма защиты в рамках СНГ к настоящему времени не имеет завершенного характера. На постсоветском пространстве более потенциальными представляются механизмы защиты прав человека в формате региональных международных организаций (например, ЕврАзЭс), которые только формируются. Однако рассмотрение перспектив развития данных институтов составляет отдельную тему исследования, причем достаточно актуальную в современных условиях функционирования Российского государства.

Bibliography

1. Anisimov P. V., Papichev N. V. Legal regulation of protection of human rights / ed. by F. M. Ru-dinskaya. Volgograd, 2003.

2. Kartashkin V. A. Human Rights in international and domestic law. Moscow, 1995.

3. Ovsepian J. I. Status of sources of international law in the legal system of Russia // Jurist-Pra-voved. 2015. № 5.

4. Nebramenko O. O. Mechanisms of human rights protection in the Russian Federation: monograph. Rostov-on-Don, 2015.

5. Nebramenko G. G. A customary system of traditional society: dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2011.

6. URL: http://consultant.ru

7. Anisimov P. V., Blinov I. A., Palchenkov V. P. Institute of human rights protection. Volgograd, 2009.

8. URL: http://www.osce.org/states

9. International and interstate protection of human rights: textbook / ed. by R. M. Valeev. Moscow, 2011.

10. Decree of state Duma of the Russian Federation of 10.10.2014 № 5066-6 DG «On circulation of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation "To parliaments of the world and international parliamentary organizations about the need for an international investigation of crimes against the peaceful population of the South-East of Ukraine"». URL: http://consultant.ru

11. Decree of state Duma of the Russian Federation of23.01.2015 № 5964-6 DG «On Circulation of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation "To the members of the parliamentary Assembly of the Organization for security and cooperation in Europe, parliamentary Assembly of the Council of Europe, European Parliament, parliaments of the States of Europe"». URL: http://consultant.ru

леи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европейского парламента, парламентов государств Европы». URL: http:// consultant.ru

12. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23.05.2008 № 555-5 ГД «Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Межпарламентскому союзу, парламенту Эстонской Республики, Всемирной федерации ветеранов войны о недопустимости судебного преследования ветерана Второй мировой войны Героя Советского Союза Арнольда Мери"». URL: http://consultant.ru

13. Обращение Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.01.2007 № 15-СФ «К парламентам государств, входивших в состав СССР, парламентам государств, которые входили в антигитлеровскую коалицию, Межпарламентскому союзу, Европейскому парламенту, Парламентской Ассамблее Совета Европы, Парламентской Ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской Ассамблее НАТО, Парламентской Ассамблее черноморского экономического сотрудничества, Парламентской конференции Балтийского моря, к ветеранским и правозащитным организациям Европы и США в связи с принятием парламентом Эстонской Республики Закона "Об охране воинских захоронений"». URL: http://consultant.ru

14. Бреннер А. Справка: Суд Европейских Сообществ работает не только для граждан ЕС. URL: http://www.dw.de/%D1

15. URL: http://docs.cntd.ru/document/1903017

16. Малашко А. В. Правовая защита географических указаний в СНГ // ЭЖ-Юрист. 2015. № 16. URL: http://consultant.ru

17. Стоякин С. Г. Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод человека в СНГ и ЕС как вектор интеграции: опыт сравнительного анализа // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. № 3.

12. Decree of state Duma of the Russian Federation dated 23.05.2008 № 555-5 DG «On Circulation of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation "To the parliamentary Assembly of the Council of Europe, the parliamentary Assembly of the Organization for security and cooperation in Europe, inter-Parliamentary Union, the Parliament of the Republic of Estonia, the world Federation of war veterans on the inadmissibility of the prosecution of world war II veteran Hero of Soviet Union Arnold Men"». URL: http://consultant.ru

13. The appeal of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation dated 24.01.2007 № 15-SF «To the parliaments of the States that made up the Soviet Union, the parliaments of States that were part of the anti-Hitler coalition, the inter-Parliamentary Union, the European Parliament, the parliamentary Assembly of the Council of Europe, the parliamentary Assembly of the Organization for security and cooperation in Europe, the NATO parliamentary Assembly, the parliamentary Assembly of the black sea economic cooperation Baltic sea parliamentary conference, to veteran and human rights organizations of Europe and USA in connection with the adoption by Parliament of the Republic of Estonia of the Law "On protection of military graves"». URL: http://consultant.ru

14. Brenner A. Reference: the European Court of justice is open not only for EU citizens. URL: http://www.dw.de/%D1

15. URL: http://docs.cntd.ru/document/1903017

16. Malashko V. A. Legal protection of geographical indications in the CIS // EJ-Lawyer. 2015. № 16.

17. Stoyakin S. G. Cooperation in the sphere of ensuring the rights and freedoms in the CIS and the EU as a vector of integration: the experience of comparative analysis // Vestnik of Tyumen state University. Series: Right. 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.