Научная статья на тему 'Содержание принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в республике Армения'

Содержание принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / CONSTITUTION / STATE / PRIORITY PRINCIPLE / RIGHTS AND FREEDOM PRIORITY OF HUMAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов М. В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты содержания принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в Конституции Республики Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle Content of the Rights and Freedoms Priority of Human and Citizen in the Armenia Republic

The article considers some aspects of the rights and freedoms human and citizen priority fixed in the Constitution of the Armenia Republic.

Текст научной работы на тему «Содержание принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в республике Армения»

_I

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

М. В. АГАФОНОВ,

начальник организационно-аналитического отдела (Академия управления МВД России)

M. V. AGAFONOV,

the Head of the Organizational and Analitical Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 342.7

Содержание принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения

The Principle Content of the Rights

and Freedoms Priority of Human and Citizen

in the Armenia Republic

В статье рассмотрены некоторые аспекты содержания принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в Конституции Республики Армения.

Конституция, государство, принцип приоритета, права и свободы человека и гражданина.

The article considers some aspects of the rights and freedoms human and citizen priority fixed in the Constitution of the Armenia Republic.

Constitution, state, priority principle, rights and freedom priority of human and citizen.

Современное состояние развития общества позволяет говорить о том, что для демократического государства приоритет прав и свобод человека и гражданина является базовым принципом его конституционного строя [1]. Смыслом данного принципа является определение обязанности государства по обеспечению защиты жизни и свободы каждого человека, предупреждению проявлений насилия, жестокости и других действий, унижающих человеческое достоинство.

При этом следует учитывать, что основополагающие международные правовые акты о правах и свободах служат универсальной основой для закрепления этих прав и свобод в конституциях государств. Отметим, что для всех независимых государств имеет большое значение закрепление в их конституциях на основе об-

щих принципов международного права гарантий прав и свобод человека, что также является прочным фундаментом для построения современных правовых систем развития сотрудничества в гуманитарной сфере как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

Наряду с этим ретроспективный анализ подтверждает, что существует определенная исторически сложившаяся система представлений о человеке как участнике социальной жизни — об объеме прав и свобод каждого члена общества. Такие представления сформировались в процессе реорганизации общественного построения и уходят своими корнями в предшествующие эпохи. При этом каждая система права, развиваясь, формулировала юридическую концепцию, рассматривающую человека в качестве субъекта права, формируя соответствующие своему вре-

мени представления о правах и обязанностях каждого члена общественной жизни, наличии или отсутствии свободы. Многие современные системы правовых мировоззрений зарождались в VIII в. в период слома феодальных и появления новых буржуазно-демократических общественно-экономических отношений.

Видный армянский просветитель и публицист VIII в. Шаамир Шаамирян в своем труде «Западня честолюбия» фактически обозначает и прорисовывает проект конституции будущего армянского государства, говоря об устройстве такого государства и о правах людей, его населяющих. «Люди, — пишет Ш. Шаамирян во введении книги, — рождаются свободными и равными, следовательно, они должны жить свободными и равными» [8]. Автор последовательно излагает свои прогрессивные мысли. «Даже среди животных нет ни одного, которое бы единолично и самовольно повелевало ими; следовательно, сколь постыдно для нашего разума быть покорными одному человеку, который обладает нашим подобием и естеством, но становится самовольным повелителем нашим» [8]. Никто не имеет права применять насилие и властвовать над другим. Армению он видел свободной, независимой республикой. Отвергая монархию как форму правления, он рассуждает о народовластии, предрекая новое политическое устройство — страной должен руководить парламент («Дом армянский»), представляющий интересы всех слоев населения. Народ должен выбирать своих представителей на основе всеобщих, свободных и равных выборов. При этом сословное деление общества должно быть упразднено, а все люди должны быть равны перед законом [6, 7].

Первым шагом на пути приведения внутреннего законодательства Республики Армения в области защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами и принципами международного права в этой сфере следует считать принятую 23 августа 1990 г. Декларацию о независимости Республики Армения (далее — Декларация), в которой провозглашаются основные принципы формирования государственной власти республики и национальной политики в области прав человека. В п. 4 Декларации говорится, что Республика Армения обеспечивает свободное и равноправное развитие, независимо от национальности, расы и вероисповедания [3].

В 1991—1992 гг. институты государственной власти и управления были подвергнуты реформированию в соответствии с принципом разделения властей. В частности, учрежден институт Президента, предусмотрено создание Конституционного Суда Республики Армения, существенным образом обновлена избирательная

система. В 1991—1995 гг. Верховным Советом Республики Армения приняты законодательные акты, большинство из которых так или иначе регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, соблюдая принцип их приоритетности.

Принятие новой Конституции Республики Армения (далее — Конституция) [2] можно считать вторым этапом становления законодательства республики в области прав человека. Состоявшийся 5 июля 1995 г. конституционный референдум является важнейшим событием в истории страны. За принятие нового Основного закона Республики Армения высказалось подавляющее большинство избирателей — 68 %. Поэтому День Конституции — как государственный праздник Армении — отмечается 5 июля. Принятие Конституции является переломной вехой в развитии армянского государства, символизирующей переход к периоду его зрелости, характеризующейся совершенствованием системы государственного управления, в том числе в социальной и гуманитарной сферах.

«Современная Конституция, — пишет профессор Б. С. Эбзеев, — не есть лишь способ или форма регламентации отношений между личностью и государством, определения их взаимных прав и обязанностей, это продуманная модель организации всех сфер жизни социума» [9].

Конституция особое внимание уделяет соблюдению принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина, в ней четко прописаны их содержание, пути реализации и механизмы защиты. Конституция устанавливает значимость института прав и свобод человека в правовой системе. В качестве основополагающего принципа в ст. 3 гл. 1 «Основы государственного строя» Конституции закрепляется положение о том, что «государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции, законов и в соответствии с принципами и нормами международного права» [2]. Закрепление этого важного положения в Конституции является качественно новым поворотом в конституционной практике Республики Армения.

Во всех предыдущих изданиях Конституции государству отводилась главенствующая и решающая роль по определению места гражданина в системе общественных отношений. При этом и обществу, и каждому отдельному человеку отводилась роль пассивного получателя того объема прав, которым государство считало нужным их наделить.

Конституция, будучи по своей сути поворотным событием в истории страны, переформатировала вектор развития системы общественных отношений, ставя на первое место человека как личность, признавая естественный характер происхождения его прав и свобод, возводя

принцип их соблюдения и защиты в приоритет. Не обязательно гражданина, но человека. Тем самым не только расширяется круг субъектов общественных отношений (граждане, лица без гражданства, иностранцы), но и меняется характер взаимоотношений между участниками этого процесса. Следовательно, человек отныне является не получателем от государства определенного последним количества прав и свобод, а индивидом, которому эти права и свободы присущи изначально. В свою очередь государство берет на себя обязательства эти права и свободы человека гарантировать и защищать.

В соответствии со ст. 6 Конституции общепризнанные положения и нормы международного права являются частью армянской правовой системы, тем самым став прочным основанием для признания в республике принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Правам и свободам в Конституции отведена гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». При анализе этой главы становится очевидным, что закрепленные в ней правозащитные механизмы в целом соответствуют общепризнанным мировым принципам и стандартам в области защиты прав человека.

Сравнительный анализ статей Конституции Республики Армения и положений Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека позволяет сделать вывод, что в Конституции отражено большинство конкретных прав и свобод, провозглашенных в Международном пакте о гражданских и политических правах человека. Так, примерно из 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах человека, Конституция гарантирует около 40. Наиболее полно в Конституции отражены и конкретизированы социально-экономические права, закрепленные в Пакте об экономических, социальных и культурных правах человека.

Учитывая объем и содержание прав и свобод, гарантированных Конституцией, а также оценивая механизмы защиты этих прав и свобод, закрепленные в ней эталонным международным стандартом, можно сделать вывод о том, что «Конституция Республики Армения создала необходимую правовую базу для развития гражданского общества и демократического государства, стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, основным мерилом и инструментом взаимоотношений человека с обществом и государством» [9].

Конституция послужила прочным фундаментом, опираясь на который Парламент страны принял целый ряд важных законов:

«О гражданстве Республики Армения» (16 ноября 1995 г.), «О правах ребенка» (31 мая 1996 г.), «О судоустройстве» (18 июня 1998 г.), «О прокуратуре» (1 июля 1998 г.), а также крупные кодификационные акты — Гражданский кодекс Республики Армения (28 июля 1998 г. № 3Р-239), Гражданско-процессуальный кодекс Республики Армения (7 августа 1998 г. № 3Р-247), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения (1 сентября 1998 г. № 3Р-248) [4].

Решающее значение для формирования представлений о содержании конституционного приоритета прав и свобод имеет то обстоятельство, что Конституция фиксирует не все права и свободы человека и гражданина, а только наиболее фундаментальные, а также основные обязанности государства.

Перечень прав и свобод человека и гражданина довольно значительный. В ст. 43 Конституции определено следующее: «Права и свободы, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими и не могут толковаться как отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Следовательно, основные права и свободы человека и гражданина определяются как конституционные. Они имеют естественное происхождение, характеризуют состояние свободы индивида, а кроме того, получают высшую юридическую защиту. В своей совокупности эти права и свободы, а также принцип соблюдения их приоритета над другими конституционными положениями формулируют конституционный статус человека. Многие факторы, действующие в государстве (политические, экономические, социальные, национальные, религиозные, духовные, культурные и др.), определяют сущность и содержание этого статуса.

«Основные права и свободы человека имеют ряд особенностей, которыми они отличаются от других прав, свобод и обязанностей человека:

а) основные права, свободы и обязанности зафиксированы в Конституции;

б) они непосредственно отражают взаимоотношения государства и личности;

в) эти права, свободы и обязанности носят постоянный характер и неотъемлемы. Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина» [5, 9].

В научном сообществе принято традиционное деление прав и свобод на три группы, но оно достаточно условно. Обычно выделяют:

а) гражданские или личные права и свободы;

б) политические права и свободы;

в) экономические, социальные и культурные права и свободы.

Некоторые авторы третью группу подразделяют на социально-экономические и социально-культурные права и свободы. Любое деле-

ние на группы прав и свобод условно не только потому, что все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны между собой, но и потому, что одно и то же право может относиться к разным категориям. Например, свобода слова, в зависимости от контекста и условий, может быть отнесена как к гражданским, так и к политическим правам. Конституция прямой классификации прав и свобод не дает, хотя в ней заметна определенная сгруппированность прав и свобод по вышеуказанным основаниям.

Конституция признает и гарантирует такие гражданские (личные) права и свободы, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

К политическим правам и свободам, провозглашаемым в Основном законе Республики Армения, могут быть отнесены право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

Экономическими, социальными и культурными правами, гарантируемыми и охраняемыми Конституцией, являются свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни, свободу творчества и др.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что в ст. 3 гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции закрепляется принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. При этом анализ ее положений позволил также выявить ряд признаков, в той или иной мере характеризующих содержание приоритета прав и свобод человека и гражданина:

— Конституция провозглашает и гарантирует человеку и гражданину право пользоваться правами и свободами на территории Республики Армения. Конституция юридически закрепляет наличие прав и свобод для человека и гражданина, а также определяет механизмы их реализации и защиты;

— Конституция отражает концепцию естественного происхождения прав человека, т. е.

отдавая приоритет общим гуманистическим принципам и ценностям и опираясь на них, она в своих постулатах исходит из того, что права и свободы человека носят естественный, неотчуждаемый характер;

— Конституция устанавливает равенство людей перед законом, исходя из того, что конституционная законность является основой соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Независимо от расы, пола, языка, национальности, социального происхождения, имущественного или должностного положения и других обстоятельств Конституция гарантирует права и свободы человека и гражданина;

— Конституция не только закрепляет принцип равноправия граждан, независимо от национальной принадлежности, право и свободу определять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, но и запрещает оскорбления национального достоинства.

Статьи 4, 46, 47, 48 Конституции устанавливают взаимную связь прав, свобод и ответственности гражданина и государства. Государство обеспечивает защиту свободы, справедливости, социальной стабильности, являясь партнером человека, а в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека. Защищать жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, обеспечивать неприкосновенность личности и ее неотчуждаемые права — все это обязанность государства перед гражданами. Но и гражданин, в свою очередь, несет ответственность перед государством в объеме, определяемом Конституцией.

Прямое, непосредственное действие конституционных норм в области прав и свобод человека и гражданина определено в ст. 6 Конституции: Конституция Республики Армения имеет высшую юридическую силу, ее нормы действуют непосредственно.

Исследуемые положения Конституции Республики Армения позволяют сделать вывод о том, что в ней последовательно закрепляется принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, создана правовая основа для эффективной деятельности государства и всех его государственных органов по обеспечению и защите конституционных прав и свобод.

Список литературы:

References:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Конституция Республики Армения (принята на референдуме 5 июля 1995 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted at a national referendum on the 12th of December, 1993) // Collection of Laws of the Russian Federation. 2014. № 31. Article 4398.

2. The Constitution of the Republic of Armenia (adopted at a national referendum on the 5th of

ат/ги/сопзйШюп-гОТЗ) (дата обращения: 20.09.2017).

3. Ведомости Верховного Совета Республики Армения. 1990. № 16 (972).

4. Ведомости Национального Собрания Республики Армения. 1995. № 8 (1098).

5. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права (читая новейшую учебную литературу) // Государство и право. 2001. № 1.

6. История армянского народа / под ред. проф. М. Г. Нерсесянца. Ереван, 1980.

7. Чалоян В. К. История армянской философии. Ереван, 1959.

8. Шаамирян Ш. Западня честолюбия. Мадрас, 1775.

9. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М., 1997.

July, 1995) [Electronic resource]. URL: http:// www.president.am/ru/constitution-2015 (access date 20.09.2017).

3. The Statements of the Supreme Soviet of the Republic of Armenia. 1990. № 16 (972).

4. The Statements of the National Assembly of the Republic of Armenia.1995. № 8 (1098).

5. Yengibarian R. V., Tadevosian E. V. On debatable theoretical and methodological issues stirred by the modern academic courses in constitutional law (reading the latest teaching literature) // State and Law. 2001. № 1.

6. History of the Armenian People / edition by professor M. G. Nersesyants. Yerevan, 1980.

7. Chaloyan V. K. History of Armenian Philosophy. Yerevan, 1959.

8. Shaamiryan Sh. The trap of honour seeking. Madras, 1775.

9. Ebzeyev B. S. The Constitution. Lawful state. Constitutional Court. Moscow, 1997.

E-mail: [email protected]

H

с

о

:|S

X й И

Ш

^

a

<

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.