Научная статья на тему 'Понятие и содержание категории «Здоровый образ жизни»: культурологический аспект'

Понятие и содержание категории «Здоровый образ жизни»: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6232
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTHY WAY OF LIFE / CULTURE / PERSON / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цынгунова Евгения Тумэновна

В статье автор рассматривает понятие и содержание категории «здоровый образ жизни». Раскрывает культурологический аспект данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND MAINTENANCE OF THE CATEGORY «HEALTHY WAY OF LIFE»: CULTUROGICAL ASPECT

The author considers the concept and maintenance of the category «the healthy way of life» and reveals the culturogical aspect of this problem.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание категории «Здоровый образ жизни»: культурологический аспект»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 613

Е. Т. Цынгунова

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье автор рассматривает понятие и содержание категории «здоровый образ жизни». Раскрывает культурологический аспект данной проблемы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, образ жизни, культура, личность, здоровье.

E.T. Tsyngunova

THE CONCEPT AND MAINTENANCE OF THE CATEGORY «HEALTHY WAY OF LIFE»: CULTUROGICAL ASPECT

The author considers the concept and maintenance of the category «the healthy way of life» and reveals the culturogical aspect of this problem.

Key words: healthy way of life, way of life, culture, person, health.

Понятие образа жизни является сложносоставным и даже комплексным. Оно отражает ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Существует несколько определений понятия «здоровый образ жизни». В науке в их основу, как правило, заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [9, 13].

В литературе понятие «образ жизни» определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1, с.17]. Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [10,с.60]. При этом образ жизни непосредственно влияет на состояние здоровья человека и общества. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций - это образ жизни человека [11].

В XX в. под влиянием марксистско-ленинской философии в советской науке понятие «образ жизни» главным образом рассматривается как «понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни охватывает типичные для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей». Речь идет, прежде всего, о характеристике материальных условий и форм жизнедеятельности людей. Такой подход имеет существенное значение, поскольку зависимость между условиями труда, быта, формами проведения досуга и здоровьем человека очевидна. Но данный подход не учитывает личностные характеристики человека, его духовные потребности, ценностно-мировоззренческие ориентации, духовно-нравственные мотивы поведения. Очевидно, что в немалой степени именно ценностно-мировоззренческие ориентации, ставшие для человека и (или) социальной группы личностно и общественно значимыми, определяют целесообразное поведение. Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или «праведного» (в теологической терминологии), образа жизни.

Согласимся с мнением, что концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психическо-

го, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: «В здоровом теле - здоровый дух», где духовная и психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Данная «максима» является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: «Orandum est utsit mens sana in corpore sano», что в переводе с латинского означает: «Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке [12].

Не умаляя влияния соматического уровня здоровья не только на психический, но и духовный компонент, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Постулат древневосточной философии «Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится» связан и с традиционной культурой бурят. У многих восточных, как и западных, народов духовное развитие имело ключевое значение для здоровья. Воспитание молодежи призвано обеспечить ее качественное развитие. Сбой в духовном, а не только в физическом, развитии человека и общества влечет за собой заболевания, включая социальные (наркомания, алкоголизм, и др.) Очевидно, что они связаны с бездуховностью, отсутствием морально-

нравственных установок.

По нашему мнению, в определении понятия «здоровый образ жизни» необходимо учитывать наследственность, функционирование организма, поведение в обществе, режимы жизнедеятельности (сон, питание и т.д.). Следует согласиться, что в основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медикопрофилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек [18].

Сущность рассматриваемого понятия наиболее емко выражена в культурологическом контексте. Сохранение и развитие физических, социальных, духовных функций человека и общества не в последнюю очередь определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национальных ценностей культуры. Более того, здоровый образ жизни объединяет все, что, как отмечается в литературе, способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [15, с.45].

По данным ВОЗ, из всех факторов риска пер-

вое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения [5, с.23]. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - то, как живет он, каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социальноэкономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.

Важно отметить осознанную укорененность здорового образа жизни, направленную на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Само понятие «образ жизни» состоит из двух слов - «образ» и «жизнь», объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий «существование», «бытие», «жизнедеятельность» оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой, прежде всего определенную духовнонравственную, ценностно-мировоззренческую

упорядоченность жизни личности.

Здоровый образ жизни включает в себя духовно-нравственную гармонию; позитивное мышление и восприятие жизни; достаточные знания о здоровье и здоровом образе жизни; принятие медико-профилактических мер; рациональный режим дня; культуру питания; культуру движения; личную гигиену; отказ от вредных привычек; выбор наиболее благоприятной среды и социального окружения.

Приведенные характеристики здорового образа жизни позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это

часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, духовнокультурных ценностей, приобретенных в результате воспитания и образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, в физическом, психическом, духовном и социальном здоровье.

Таким образом, здоровый образ жизни - это порядок и характер жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма и самой личности условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Введение здорового образа жизни выражается в повседневном личностно-активном поведении людей, направленном на сохранение, укрепление и восстановления здоровья.

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берет начало в традиционной народной культуре. Как народная песня не утратила своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали и занимают важное место в системе физического воспитания. Однако лишь с середины XVIII в. вопросы здоровья приобретают государственное значение и становятся предметом исследований в отечественной науке в связи с развитием медицины. Научный поиск начался в свете решения проблемы высокой детской смертности и заболеваемости.

Республика Бурятия является частью России, а традиционная культура бурятского народа выступает частью культуры российского народа. Если культура бурятского народа развивалась в различные периоды его истории, то ее элементы для оздоровления человека и общества используются сегодня в условиях единства с другими народами России. В связи с этим необходимо рассмотрение основных проблем здорового образа жизни в России, решение которых возможно с опорой на традиционную культуру бурятского народа.

В советский период увеличивалось число научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучались адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды. Однако в отечественной науке этого периода все меньше ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, вопросы формирования личности и индивидуальности. Ключевое значе-

ние уделялось физическому компоненту здоровья.

Научная мысль начала ХХ в. уделяла внимание и духовному компоненту здоровья. Но, в частности, идеи В. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере меж-человеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во Вселенной, а также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. К сожалению, большинство идей о духовном здоровье российских философов, таких как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, было сформулировано в эмиграции и не было востребовано в России. В частности, Н.А. Бердяев в работе «Самопознание» размышляет о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, путях достижения личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни [3, с.22-24]. Эти идеи получили известность в России лишь на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

В советской России XX в. активно обсуждались вопросы социального, прежде всего профессионального, здоровья. Эта тема была достойно представлена в научной и практической деятельности В.М. Бехтерева. По его инициативе и под его руководством в 1918 г. в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека. При институте мозга издаются небольшие по объему и рассчитанные на широкий круг читателей научно-популярные книги по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. В первой работе «Труд и здоровье» (1926) приводилась мысль о том, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка мысли», который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха [4].

Если говорить о системе здравоохранения, то санитарное просвещение как одно из основных направлений профилактической медицины появилось в нашей стране в 20-е гг. 20-го столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формиро-

вания санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки. Важный вклад в него внесли выдающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, видные деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко и другие [8, с.216].

В 1980 г. была разработана глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье для всех», принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 г. была принята новая версия стратегии -«Здоровье для всех в XXI веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Основная и постоянная задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья» [7].

Через международные и отечественные документы красной нитью прошла установка: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.

Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Почему же при очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются? Этому есть целый ряд препятствий: важность профилактики пока в основном декларируется; несовершенство нормативной базы; слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий; отсутствие знаний об экономических последствиях проведения (непроведения) профилактических мероприятий; отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Очевидны недостаточное финансирование и

неудовлетворительная материальная база большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний, медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики. Без устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения [14].

В 1990-е гг. меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных вопросам организации здорового образа жизни, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее не приемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе нет детской преступности, детской наркомании, алкоголизма [5, с.25]. В то же время вопросы полового воспитания раскрывались с физической точки зрения, игнорировался духовный аспект. Отсюда и проблемы здоровья современного общества.

В последнее время наметилось новое направление, связанное с комплексным изучением всех трех компонентов здоровья человека и общества (физического, психического и духовного), принятием практических мер всестороннего оздоровления. Речь идет о консолидации усилий органов здравоохранения, врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации. Так, 15 апреля 2005 г. министром здравоохранения и социального развития РФ и патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Русской православной церковью [16]. Цель данной работы - определить влияние веры на течение и прогноз заболевания и проанализировать, способствует ли вера мобилизации защитных сил организма. Данный проект предусматривает изучение взаимосвязи духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических реформ. Это еще раз подтверждает тот факт, что современная система пропаганды медико-гигиенических знаний должна предусматривать совместные усилия государства, органов здравоохранения и учреждений образования, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации.

На сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации активно ведется работа

по формированию здорового образа жизни. В частности, в Бурятии принята программа социально-экономического развития на 2005-2009 гг. В ней предусматривается не только выделение средств на приобретение дорогостоящего оборудования и укрепление материально-технической базы, но и финансирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний. Особо подчеркивается, что «культ здорового образа жизни, переход к общеврачебной практике, кардинальные изменения в системе медицинского страхования и, как итоговая оценка, увеличение продолжительности жизни - основа перспективной работы всего здравоохранения Республики Бурятия» [17]. Как представляется, возможно и желательно сотрудничество руководства республики, в том числе заключение аналогичных федеральному уровню соглашений, как с Русской православной церковью, так и с представителями буддизма.

Важно отметить, что с 1 января 2007 г. в г. Улан-Удэ начала действовать муниципальная программа «Здоровые города - здоровье уланудэнцев», которая разработана в соответствии со стратегией ВОЗ «Здоровье для всех» и дополняет приоритетный национальный проект «Здоровье», поскольку ориентирована на воспитание идеологии и культуры здоровья [17]. Ключевое слово муниципальной программы - образование. Обучать будут всех: от детсадовцев до пенсионеров. Например, с мужчинами и женщинами репродуктивного возраста специалисты продолжат проводить занятия, посвященные осознанному родительству. Конечная цель проекта - повышение уровня здоровья населения [17]. На муниципальном уровне можно шире задействовать механизмы традиционной культуры, как русской, так и бурятской.

Как отмечалось, здоровый образ жизни не может быть сведен только к физическому аспекту, он охватывает все три компонента здоровья человека и общества. В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существует два альтернативных подхода: традиционный и комплексный.

В литературе отмечается, что задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным, например, отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованно-

го поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья [12]. Более того, не только генотип, но и различия в характере человека, интеллекте, психической и духовной организации в целом обусловливают разные последствия для здоровья сходного поведения людей.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное улучшение здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как хорошее. Для оценки здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым [11]. При этом речь идет о физиологии психики и духовном мире человека. В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из личного выбора наиболее предпочтительных систем ценностей, моделей поведения и мер оздоровления.

Очевидно, что, придерживаясь общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен найти и творческий подход к своему здоровью, основываясь на культуре общества, к которому он принадлежит. Общество как носитель определенной культуры может предпринять целенаправленные меры информационно-культурного характера посредством государственных или собственно общественных институтов.

Основные направления соответствующей деятельности по формированию здорового образа жизни можно объединить в три группы по критерию степени воздействия на человека:

1. Информирование всех категорий населения о здоровье и здоровом образе жизни, позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье. Речь идет о создании системы информирования населения. Только через повседневную, системно изложенную информацию человек имеет воз-

можность приобрести необходимые знания, просто заинтересоваться оздоровлением. Информация в той или иной степени влияет на поведение, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой аудитории, а также степень заинтересованности. Информация может быть много ступенчатой, включать как общие сведения, так и углубленный материал, разбитый по тематическим блокам.

2. «Обучение» людей здоровому образу жизни.

Мы подразумеваем комплексную просветительскую и воспитательную деятельность. Целью ее выступает не просто повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, но и формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации ведения здорового образа жизни, формирование культурой здорового образа жизни (воспитание).

3. Проведение оздоровительных мероприятий, включая поддержку инициатив, связанных с формированием здорового образа жизни.

В данном случае речь идет не только о фактах духовной культуры, но и материальной. Сооружение спортивных центров, проведение спортивных, игровых, иных оздоровительных мероприятий направлено на формирование и внедрение здорового образ жизни. При этом физический и психический компоненты здоровья тесно переплетаются с духовным. Так, военнопатриотические организации не только проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, но и формируют патриотическую основу духовной организации людей. Этнокультурный компонент, в частности, проведение народных гуляний и праздников с элементами традиционной культуры, способствует гармоничному развитию личности в физическом, психическом и духовном аспектах.

По критерию направленности деятельность по формированию, внедрению здорового образа жизни может быть разделена на две составляющие: ограничительную и стимулирующую.

Ограничительная деятельность включает меры по уменьшению масштабов какой-либо социальной практики, снижению или искоренению ее распространения. Примером служит деятельность по снижению потребления табака, алкоголя, профилактика потребления наркотиков. Ограничения могут носить пропагандистский характер, быть связаны с частными запретительными мерами (например, запрет курения в общественных местах), носить характер абсолютного законодательного запрета (запрет распространения наркотических средств).

Тем не менее только запреты и ограничения не могут дать желаемого эффекта. Так, несмотря

на вышеназванные меры, три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курят, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев, 60% смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков [2]. Еще более внушительными темпами растет наркомания, особенно среди молодежи.

От степени заинтересованности людей собственным здоровьем напрямую зависит успех в формировании и внедрении здорового образа жизни. Основной причиной низкой результативности мер по ограничению курения, употребления алкоголя и наркотиков видится слабая привязка к менталитету, культуре населения, прежде всего молодежи. В агитационных материалах не учитывается субкультура «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием - как традиционная культура народов России. Маркетинговые стратегии продавцов алкоголя построены на реальных, а чаще вымышленных культурных традициях потребления алкоголя. В свою очередь антиалкогольная пропаганда практически не использует ресурс традиционной культуры с ее ориентацией на семью, труд, соборность, что предполагает трезвый образ жизни.

Важно отметить, что общим для традиционной и современной молодежной культуры является значимость авторитета известных лиц. В связи с этим проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться весьма результативным.

Стимулирующая деятельность направлена на побуждение населения к ведению здорового образа жизни. Речь идет как о занятиях физической культурой, спортом, туризмом, повышении доступности этих видов оздоровления, так и о развитии духовной культуры, достижении психической гармонии посредством распространения ценностей, социальной активности, любви к окружающему миру и взаимопомощи.

Физический аспект связан с развитием массового спорта и физической культуры, борьбой с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт-паузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, другие формы, доступные для массового использования. В литературе отмечается, что сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в

настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни [6].

Туризм может сочетать физический аспект с духовным. Общение с природой, посещение памятников истории и культуры, священных для народов России мест имеет положительное оздорав-ливающее воздействие не только на физический, но и на психический и духовный компоненты здоровья человека. Проведение культурноисторических мероприятий, сплачивающих людей на основе их духовно-культурной общности, способствует духовному оздоровлению отдельных людей и общества в целом. Повышению эффективности таких мероприятий способствует привлечение к их проведению работников культуры и искусства, общественных и религиозных организаций.

Таким образом, формирование и внедрение здорового образа жизни - это система мер, способствующих установлению образа жизни личности и общества, обеспечивающих их гармоничное развитие и преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах сохранения и восстановления здоровья социально-экономических, природных и духовно-культурных факторов.

В заключение подчеркнем, что проблематика здорового образа жизни в России была всегда весьма актуальна и составляла одно из важных направлений отечественного социально-

гуманитарного знания. Актуальна она и на сегодняшний день. Но для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, способствующих физическому, психическому и духовному оздоровлению человека и общества. В решении этой проблемы должны участвовать государство, общественные, в том числе культурные, организации, что является важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Но основой такого решения выступают традиционная культура каждого народа, возвращение к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближение че-

УДК 316.7-055.2

ловека с природой как естественной среды обитания всех живых существ, обращение к мировым религиям и национальным культурам народов России, в том числе бурятской.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.

2. Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - № 4. - С. 44-47.

3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - 1994.

4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. - СПб.: Питер, 1999. - 318 с.

5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

6. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Наука, 2002. - 310 с.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: энциклопедический словарь. - М., 1999. - С. 518.

8. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. - Барнаул, 1996.

9. Казначеев, В. П. Здоровье нации - феномен экологии XXI в. // III тысячелетие. Пути к здоровью нации: материалы I Всерос. форума. - М., 2001. - 194 с.

10. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С.58-65.

11. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. -М.: Знание, 1982. - 40 с.

12. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: учеб. пособие. - М.: Медицина, 1992. - 512 с.

13. Лисицын Ю. П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. - М., 2001. - 231 с.

14. Национальный проект «Здоровье». - URL: http:// zdorovie.perm.ru

15. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2006 - 607 с.

16. Попова И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты (по данным лон-гитюдного опроса) // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 1. - С. 47-50

17. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2009 гг. - Улан-Удэ, 2004. - 305 с.

18. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2006. - 552 с.

Цынгунова Евгения Тумэновна - ведущий библиотекарь Научной библиотеки ВСГТУ, аспирант ВСГАКИ.

Tsyngunova Evgeniya Tumenovna - senior librarian of Scientific library of East-Siberian State Technical University, postgraduate of East-Siberian State Academy of Culture and Arts.

E-mail: Cingunova@mail.ru

М.А. Бутаева

ЖЕНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭТНОКУЛЬТУРЕ

В статье рассматривается проблема положения кавказских женщин в этнической культуре. Подчеркивается высокий социальный статус женщины - матери вопреки расхожему мнению о том, что женщина в гендерном пространстве этнической культуры закрепощена и бесправна. Раскрывается процесс социализации девочки - женщины в гендерном ролевом пространстве семьи.

Ключевые слова: женщина, материнский статус, обычай, воспитание, социальная роль мальчика и девочки, брак, семья, мораль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.