КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 613
Е. Т. Цынгунова
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье автор рассматривает понятие и содержание категории «здоровый образ жизни». Раскрывает культурологический аспект данной проблемы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, образ жизни, культура, личность, здоровье.
E.T. Tsyngunova
THE CONCEPT AND MAINTENANCE OF THE CATEGORY «HEALTHY WAY OF LIFE»: CULTUROGICAL ASPECT
The author considers the concept and maintenance of the category «the healthy way of life» and reveals the culturogical aspect of this problem.
Key words: healthy way of life, way of life, culture, person, health.
Понятие образа жизни является сложносоставным и даже комплексным. Оно отражает ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Существует несколько определений понятия «здоровый образ жизни». В науке в их основу, как правило, заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [9, 13].
В литературе понятие «образ жизни» определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1, с.17]. Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора [10,с.60]. При этом образ жизни непосредственно влияет на состояние здоровья человека и общества. Среди всех факторов (100%), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55% определяющих негативных позиций - это образ жизни человека [11].
В XX в. под влиянием марксистско-ленинской философии в советской науке понятие «образ жизни» главным образом рассматривается как «понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни охватывает типичные для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей». Речь идет, прежде всего, о характеристике материальных условий и форм жизнедеятельности людей. Такой подход имеет существенное значение, поскольку зависимость между условиями труда, быта, формами проведения досуга и здоровьем человека очевидна. Но данный подход не учитывает личностные характеристики человека, его духовные потребности, ценностно-мировоззренческие ориентации, духовно-нравственные мотивы поведения. Очевидно, что в немалой степени именно ценностно-мировоззренческие ориентации, ставшие для человека и (или) социальной группы личностно и общественно значимыми, определяют целесообразное поведение. Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или «праведного» (в теологической терминологии), образа жизни.
Согласимся с мнением, что концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психическо-
го, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: «В здоровом теле - здоровый дух», где духовная и психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Данная «максима» является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: «Orandum est utsit mens sana in corpore sano», что в переводе с латинского означает: «Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке [12].
Не умаляя влияния соматического уровня здоровья не только на психический, но и духовный компонент, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Постулат древневосточной философии «Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится» связан и с традиционной культурой бурят. У многих восточных, как и западных, народов духовное развитие имело ключевое значение для здоровья. Воспитание молодежи призвано обеспечить ее качественное развитие. Сбой в духовном, а не только в физическом, развитии человека и общества влечет за собой заболевания, включая социальные (наркомания, алкоголизм, и др.) Очевидно, что они связаны с бездуховностью, отсутствием морально-
нравственных установок.
По нашему мнению, в определении понятия «здоровый образ жизни» необходимо учитывать наследственность, функционирование организма, поведение в обществе, режимы жизнедеятельности (сон, питание и т.д.). Следует согласиться, что в основе формирования здорового образа жизни лежат научные знания, медикопрофилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек [18].
Сущность рассматриваемого понятия наиболее емко выражена в культурологическом контексте. Сохранение и развитие физических, социальных, духовных функций человека и общества не в последнюю очередь определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национальных ценностей культуры. Более того, здоровый образ жизни объединяет все, что, как отмечается в литературе, способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [15, с.45].
По данным ВОЗ, из всех факторов риска пер-
вое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения [5, с.23]. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - то, как живет он, каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения. Образ жизни, обусловленный в значительной степени социальноэкономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Важно отметить осознанную укорененность здорового образа жизни, направленную на сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Само понятие «образ жизни» состоит из двух слов - «образ» и «жизнь», объединение которых дает словосочетание, фиксирующее момент определенной упорядоченности человеческой жизни. От понятий «существование», «бытие», «жизнедеятельность» оно отличается четко выраженной рефлексивностью, т.е. понимание жизни входит как основная составная часть в человеческую жизнедеятельность и представляет собой, прежде всего определенную духовнонравственную, ценностно-мировоззренческую
упорядоченность жизни личности.
Здоровый образ жизни включает в себя духовно-нравственную гармонию; позитивное мышление и восприятие жизни; достаточные знания о здоровье и здоровом образе жизни; принятие медико-профилактических мер; рациональный режим дня; культуру питания; культуру движения; личную гигиену; отказ от вредных привычек; выбор наиболее благоприятной среды и социального окружения.
Приведенные характеристики здорового образа жизни позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это
часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, духовнокультурных ценностей, приобретенных в результате воспитания и образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, в физическом, психическом, духовном и социальном здоровье.
Таким образом, здоровый образ жизни - это порядок и характер жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма и самой личности условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Введение здорового образа жизни выражается в повседневном личностно-активном поведении людей, направленном на сохранение, укрепление и восстановления здоровья.
Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берет начало в традиционной народной культуре. Как народная песня не утратила своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали и занимают важное место в системе физического воспитания. Однако лишь с середины XVIII в. вопросы здоровья приобретают государственное значение и становятся предметом исследований в отечественной науке в связи с развитием медицины. Научный поиск начался в свете решения проблемы высокой детской смертности и заболеваемости.
Республика Бурятия является частью России, а традиционная культура бурятского народа выступает частью культуры российского народа. Если культура бурятского народа развивалась в различные периоды его истории, то ее элементы для оздоровления человека и общества используются сегодня в условиях единства с другими народами России. В связи с этим необходимо рассмотрение основных проблем здорового образа жизни в России, решение которых возможно с опорой на традиционную культуру бурятского народа.
В советский период увеличивалось число научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучались адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосреды. Однако в отечественной науке этого периода все меньше ставились вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида, вопросы формирования личности и индивидуальности. Ключевое значе-
ние уделялось физическому компоненту здоровья.
Научная мысль начала ХХ в. уделяла внимание и духовному компоненту здоровья. Но, в частности, идеи В. Соловьева о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере меж-человеческих отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во Вселенной, а также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеология) только в современной школе. К сожалению, большинство идей о духовном здоровье российских философов, таких как С.Л. Франк, В.В. Зеньковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, было сформулировано в эмиграции и не было востребовано в России. В частности, Н.А. Бердяев в работе «Самопознание» размышляет о гармонии человека и среды, о свободе и ответственности человека перед миром, путях достижения личностью целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни [3, с.22-24]. Эти идеи получили известность в России лишь на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
В советской России XX в. активно обсуждались вопросы социального, прежде всего профессионального, здоровья. Эта тема была достойно представлена в научной и практической деятельности В.М. Бехтерева. По его инициативе и под его руководством в 1918 г. в Петрограде создается институт по изучению мозга и психической деятельности, в состав которого вошла лаборатория труда. Главная задача лаборатории заключалась в разработке мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. В основу исследований был положен комплексный подход к изучению работающего человека. При институте мозга издаются небольшие по объему и рассчитанные на широкий круг читателей научно-популярные книги по различным вопросам общей гигиены и гигиены труда. В первой работе «Труд и здоровье» (1926) приводилась мысль о том, что здоровье работающего человека может быть обеспечено при соблюдении «общего порядка мысли», который предусматривает организацию правильного питания, соответствующие условия проживания, атмосферу семейных отношений, содержание профессиональной деятельности, характер отдыха [4].
Если говорить о системе здравоохранения, то санитарное просвещение как одно из основных направлений профилактической медицины появилось в нашей стране в 20-е гг. 20-го столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формиро-
вания санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки. Важный вклад в него внесли выдающиеся организаторы советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, видные деятели медицинской науки В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Бурденко и другие [8, с.216].
В 1980 г. была разработана глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье для всех», принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 г. была принята новая версия стратегии -«Здоровье для всех в XXI веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Основная и постоянная задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья» [7].
Через международные и отечественные документы красной нитью прошла установка: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.
Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.
Почему же при очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются? Этому есть целый ряд препятствий: важность профилактики пока в основном декларируется; несовершенство нормативной базы; слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий; отсутствие знаний об экономических последствиях проведения (непроведения) профилактических мероприятий; отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.
Очевидны недостаточное финансирование и
неудовлетворительная материальная база большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний, медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики. Без устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения [14].
В 1990-е гг. меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных вопросам организации здорового образа жизни, детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее не приемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе нет детской преступности, детской наркомании, алкоголизма [5, с.25]. В то же время вопросы полового воспитания раскрывались с физической точки зрения, игнорировался духовный аспект. Отсюда и проблемы здоровья современного общества.
В последнее время наметилось новое направление, связанное с комплексным изучением всех трех компонентов здоровья человека и общества (физического, психического и духовного), принятием практических мер всестороннего оздоровления. Речь идет о консолидации усилий органов здравоохранения, врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации. Так, 15 апреля 2005 г. министром здравоохранения и социального развития РФ и патриархом Московским и всея Руси Алексием II было подписано «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Русской православной церковью [16]. Цель данной работы - определить влияние веры на течение и прогноз заболевания и проанализировать, способствует ли вера мобилизации защитных сил организма. Данный проект предусматривает изучение взаимосвязи духовного и физического здоровья населения в условиях общественно-экономических реформ. Это еще раз подтверждает тот факт, что современная система пропаганды медико-гигиенических знаний должна предусматривать совместные усилия государства, органов здравоохранения и учреждений образования, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации.
На сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации активно ведется работа
по формированию здорового образа жизни. В частности, в Бурятии принята программа социально-экономического развития на 2005-2009 гг. В ней предусматривается не только выделение средств на приобретение дорогостоящего оборудования и укрепление материально-технической базы, но и финансирование целевых программ, направленных на профилактику заболеваний. Особо подчеркивается, что «культ здорового образа жизни, переход к общеврачебной практике, кардинальные изменения в системе медицинского страхования и, как итоговая оценка, увеличение продолжительности жизни - основа перспективной работы всего здравоохранения Республики Бурятия» [17]. Как представляется, возможно и желательно сотрудничество руководства республики, в том числе заключение аналогичных федеральному уровню соглашений, как с Русской православной церковью, так и с представителями буддизма.
Важно отметить, что с 1 января 2007 г. в г. Улан-Удэ начала действовать муниципальная программа «Здоровые города - здоровье уланудэнцев», которая разработана в соответствии со стратегией ВОЗ «Здоровье для всех» и дополняет приоритетный национальный проект «Здоровье», поскольку ориентирована на воспитание идеологии и культуры здоровья [17]. Ключевое слово муниципальной программы - образование. Обучать будут всех: от детсадовцев до пенсионеров. Например, с мужчинами и женщинами репродуктивного возраста специалисты продолжат проводить занятия, посвященные осознанному родительству. Конечная цель проекта - повышение уровня здоровья населения [17]. На муниципальном уровне можно шире задействовать механизмы традиционной культуры, как русской, так и бурятской.
Как отмечалось, здоровый образ жизни не может быть сведен только к физическому аспекту, он охватывает все три компонента здоровья человека и общества. В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существует два альтернативных подхода: традиционный и комплексный.
В литературе отмечается, что задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным, например, отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованно-
го поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья [12]. Более того, не только генотип, но и различия в характере человека, интеллекте, психической и духовной организации в целом обусловливают разные последствия для здоровья сходного поведения людей.
Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное улучшение здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как хорошее. Для оценки здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым [11]. При этом речь идет о физиологии психики и духовном мире человека. В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из личного выбора наиболее предпочтительных систем ценностей, моделей поведения и мер оздоровления.
Очевидно, что, придерживаясь общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен найти и творческий подход к своему здоровью, основываясь на культуре общества, к которому он принадлежит. Общество как носитель определенной культуры может предпринять целенаправленные меры информационно-культурного характера посредством государственных или собственно общественных институтов.
Основные направления соответствующей деятельности по формированию здорового образа жизни можно объединить в три группы по критерию степени воздействия на человека:
1. Информирование всех категорий населения о здоровье и здоровом образе жизни, позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье. Речь идет о создании системы информирования населения. Только через повседневную, системно изложенную информацию человек имеет воз-
можность приобрести необходимые знания, просто заинтересоваться оздоровлением. Информация в той или иной степени влияет на поведение, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой аудитории, а также степень заинтересованности. Информация может быть много ступенчатой, включать как общие сведения, так и углубленный материал, разбитый по тематическим блокам.
2. «Обучение» людей здоровому образу жизни.
Мы подразумеваем комплексную просветительскую и воспитательную деятельность. Целью ее выступает не просто повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, но и формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации ведения здорового образа жизни, формирование культурой здорового образа жизни (воспитание).
3. Проведение оздоровительных мероприятий, включая поддержку инициатив, связанных с формированием здорового образа жизни.
В данном случае речь идет не только о фактах духовной культуры, но и материальной. Сооружение спортивных центров, проведение спортивных, игровых, иных оздоровительных мероприятий направлено на формирование и внедрение здорового образ жизни. При этом физический и психический компоненты здоровья тесно переплетаются с духовным. Так, военнопатриотические организации не только проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия, но и формируют патриотическую основу духовной организации людей. Этнокультурный компонент, в частности, проведение народных гуляний и праздников с элементами традиционной культуры, способствует гармоничному развитию личности в физическом, психическом и духовном аспектах.
По критерию направленности деятельность по формированию, внедрению здорового образа жизни может быть разделена на две составляющие: ограничительную и стимулирующую.
Ограничительная деятельность включает меры по уменьшению масштабов какой-либо социальной практики, снижению или искоренению ее распространения. Примером служит деятельность по снижению потребления табака, алкоголя, профилактика потребления наркотиков. Ограничения могут носить пропагандистский характер, быть связаны с частными запретительными мерами (например, запрет курения в общественных местах), носить характер абсолютного законодательного запрета (запрет распространения наркотических средств).
Тем не менее только запреты и ограничения не могут дать желаемого эффекта. Так, несмотря
на вышеназванные меры, три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курят, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев, 60% смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков [2]. Еще более внушительными темпами растет наркомания, особенно среди молодежи.
От степени заинтересованности людей собственным здоровьем напрямую зависит успех в формировании и внедрении здорового образа жизни. Основной причиной низкой результативности мер по ограничению курения, употребления алкоголя и наркотиков видится слабая привязка к менталитету, культуре населения, прежде всего молодежи. В агитационных материалах не учитывается субкультура «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием - как традиционная культура народов России. Маркетинговые стратегии продавцов алкоголя построены на реальных, а чаще вымышленных культурных традициях потребления алкоголя. В свою очередь антиалкогольная пропаганда практически не использует ресурс традиционной культуры с ее ориентацией на семью, труд, соборность, что предполагает трезвый образ жизни.
Важно отметить, что общим для традиционной и современной молодежной культуры является значимость авторитета известных лиц. В связи с этим проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться весьма результативным.
Стимулирующая деятельность направлена на побуждение населения к ведению здорового образа жизни. Речь идет как о занятиях физической культурой, спортом, туризмом, повышении доступности этих видов оздоровления, так и о развитии духовной культуры, достижении психической гармонии посредством распространения ценностей, социальной активности, любви к окружающему миру и взаимопомощи.
Физический аспект связан с развитием массового спорта и физической культуры, борьбой с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт-паузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, другие формы, доступные для массового использования. В литературе отмечается, что сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в
настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни [6].
Туризм может сочетать физический аспект с духовным. Общение с природой, посещение памятников истории и культуры, священных для народов России мест имеет положительное оздорав-ливающее воздействие не только на физический, но и на психический и духовный компоненты здоровья человека. Проведение культурноисторических мероприятий, сплачивающих людей на основе их духовно-культурной общности, способствует духовному оздоровлению отдельных людей и общества в целом. Повышению эффективности таких мероприятий способствует привлечение к их проведению работников культуры и искусства, общественных и религиозных организаций.
Таким образом, формирование и внедрение здорового образа жизни - это система мер, способствующих установлению образа жизни личности и общества, обеспечивающих их гармоничное развитие и преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах сохранения и восстановления здоровья социально-экономических, природных и духовно-культурных факторов.
В заключение подчеркнем, что проблематика здорового образа жизни в России была всегда весьма актуальна и составляла одно из важных направлений отечественного социально-
гуманитарного знания. Актуальна она и на сегодняшний день. Но для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо сформировать систему приоритетов в общественных отношениях, способствующих физическому, психическому и духовному оздоровлению человека и общества. В решении этой проблемы должны участвовать государство, общественные, в том числе культурные, организации, что является важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Но основой такого решения выступают традиционная культура каждого народа, возвращение к традиционным культурным ценностям здорового образа жизни, сближение че-
УДК 316.7-055.2
ловека с природой как естественной среды обитания всех живых существ, обращение к мировым религиям и национальным культурам народов России, в том числе бурятской.
Литература
1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 27 с.
2. Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - № 4. - С. 44-47.
3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - 1994.
4. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. - СПб.: Питер, 1999. - 318 с.
5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
6. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Наука, 2002. - 310 с.
7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: энциклопедический словарь. - М., 1999. - С. 518.
8. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. - Барнаул, 1996.
9. Казначеев, В. П. Здоровье нации - феномен экологии XXI в. // III тысячелетие. Пути к здоровью нации: материалы I Всерос. форума. - М., 2001. - 194 с.
10. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - №2. - С.58-65.
11. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. -М.: Знание, 1982. - 40 с.
12. Лисицин Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: учеб. пособие. - М.: Медицина, 1992. - 512 с.
13. Лисицын Ю. П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. - М., 2001. - 231 с.
14. Национальный проект «Здоровье». - URL: http:// zdorovie.perm.ru
15. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб.: Питер, 2006 - 607 с.
16. Попова И.П. Поведение в отношении здоровья и материальное положение: гендерные аспекты (по данным лон-гитюдного опроса) // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 1. - С. 47-50
17. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2009 гг. - Улан-Удэ, 2004. - 305 с.
18. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М.: Дело, 2006. - 552 с.
Цынгунова Евгения Тумэновна - ведущий библиотекарь Научной библиотеки ВСГТУ, аспирант ВСГАКИ.
Tsyngunova Evgeniya Tumenovna - senior librarian of Scientific library of East-Siberian State Technical University, postgraduate of East-Siberian State Academy of Culture and Arts.
E-mail: [email protected]
М.А. Бутаева
ЖЕНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЭТНОКУЛЬТУРЕ
В статье рассматривается проблема положения кавказских женщин в этнической культуре. Подчеркивается высокий социальный статус женщины - матери вопреки расхожему мнению о том, что женщина в гендерном пространстве этнической культуры закрепощена и бесправна. Раскрывается процесс социализации девочки - женщины в гендерном ролевом пространстве семьи.
Ключевые слова: женщина, материнский статус, обычай, воспитание, социальная роль мальчика и девочки, брак, семья, мораль.