СЕКЦИЯ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
УДК 614.2
ЗДОРОВЬЕ - КУЛЬТУРА БЫТИЯ
© Э.М. Османов, В.П. Дору-Товт, Р.Э. Османов, В.Г. Виницкий,
Н.Н. Шепетихина, У.В. Жабина, А.Ю. Деникин
Ключевые слова: здоровье; охрана здоровья граждан; здоровый образ жизни; профилактика болезней.
Стратегия развития отечественного здравоохранения на современном этапе предусматривает переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, согласно Концепции развития системы здравоохр а-нения в РФ до 2020 г., одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и болен разум...
Геродот
Состояние здоровья населения имеет ключевое значение для экономического развития и наоборот. Экономика здравоохранения не может существовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины. Ни у кого не вызывает сомнения, что здоровье -одна из высших ценностей для человека. Здоровье человека - это его личное богатство, а здоровье общества -это национальное богатство страны.
Совет национальной безопасности Российской Федерации объявил здоровье населения основой национальной безопасности страны. Президент России, Правительство РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, неоднократно рассматривая материалы о состоянии здоровья нации, констатируют, что в России случилась национальная катастрофа, связанная с демографическим кризисом и значительным снижением уровня здоровья населения.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в структуре заболеваемости, ранней инвалидности и преждевременной смертности населения России основное место занимают неинфекционные заболевания -96 против 4 %, приходящихся на долю инфекционных болезней [1-2]. К числу социально'-значимых неинфекционных заболеваний относятся сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания, травмы, рост числа которых во многом зависит от образа жизни, факторов риска и вредных привычек, таких как низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, а также употребление алкоголя и наркотиков [3-4].
Особенно актуальной в последние годы становится проблема вовлечения подрастающего поколения в потребление психоактивных веществ в условиях возрастающей дезорганизации нашего общества в целом, роста преступности и других социальных аномалий.
В настоящее время потребление психоактивных веществ распространилось во всех странах. В России связанные с этим социальные, криминальные, экономические и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем. Этому способствуют экономический кризис, нестабильность социальной и экономической ситуации, изменения в системе личностных ценностей. В стране началось массовое производство синтетических наркотиков в подпольных лабораториях, стремительно возрос контрабандный ввоз наркотических средств. Территория России стала активно использоваться для транзита наркотиков из стран Средней Азии в Европу. Произошло включение нашей страны в сферу интересов международного наркобизнеса. Среди молодежи традиционное мировоззрение стало вытесняться гедонистическим стремлением получать максимальное удовольствие любым доступным путем «здесь и сейчас». Это один из немаловажных факторов повышения уровня массового потребления психоактивных веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40 % учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20 % живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.
Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33 % юношей и 20 % девушек, около 70 % мужчин и 47 % женщин. Злоупотребление алкоголем, по данным Всемирной организации здравоохранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном
мире, т. к. алкоголики живут в среднем на 15-20 лет меньше, чем люди непьющие [5-9].
Согласно оценке экспертов ВОЗ, в мире от заболеваний, связанных с курением, ежегодно умирает 4 млн человек. Если ситуация не изменится, то к 2025 г. ежегодные потери составят уже 10 млн человек. В настоящее время во всем мире насчитывается 1,1 млрд курильщиков - это / всего взрослого (старше 15 лет) населения. Хотя за последние десятилетия в экономически развитых странах произошло значительное снижение количества курящих, распространенность курения в целом остается высокой и составляет 20-75 % среди мужчин и 5-40 % среди женщин.
В нашей стране курят более 40 млн человек: 63 % мужчин и 30 % женщин, 40 % юношей и 7 % девушек. Доля курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах ЕС. Установлена интересная закономерность: среди мужчин - чем ниже уровень квалификации, тем больше доля курильщиков; среди женщин - прямо противоположная тенденция, т. е. курящих женщин больше среди образованных и с высоким уровнем материального дохода [8-14].
Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35-40 % - хронические заболевания. По оценке врачей, до 80 % учащихся школ страдают различными заболеваниями. Общее количество хронических заболеваний у детей за последние десять лет выросло в 2,5 раза. Примерно 88 % учащихся школ находятся в состоянии разной степени психического неблагополучия.
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей и подростков [8-9, 15-16].
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в Тамбовской области составляет 10,1 % от общего числа населения области. Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу (14,5 %). Причем по городам этот показатель в среднем составляет 14,5 %, в то время как по районам он составляет всего лишь 8,4 %.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения. Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности [17-21].
Стратегия развития отечественного здравоохранения на современном этапе предусматривает переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, согласно Концепции развития системы
здравоохранения в РФ до 2020 г., одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи [22].
Для реальной борьбы государство должно обеспечить среду, условия для реализации личности, объединить народ общей идеей. Пока этого не произойдет, никакие рекламные ролики и предупреждения Минздрава не помогут.
Таким образом, важнейшее направление работы по преодолению вредных привычек - усиление внимания к формированию личности человека, возвышению его потребностей, усвоению ценностей культуры общества [6, 23-24].
Проблемы здоровья человека интересовали мыслящих людей с древнейших времен. «Манифесты о здоровье» имеет каждая историческая эпоха, берут они свое начало еще с древних времен, когда формировались первые знания о природе человека.
Здоровье в восприятии античного человека обретает реальные черты особой всеобщности. Именно в античности создаются не только письмена, рецепты, но научные по своему характеру исследования. Например, в сочинении Аристотеля «О животных» содержится достаточно много ценных медицинских сведений, раскрывается индивидуальное видение здоровья человека в целом, тема здоровья определяется как общественно значимая. В трудах Гиппократа закладывается идея индивидуального подхода к больному, формируется представление об организме как особой ценности.
Отношение к здоровью изменяется в средневековье, где устанавливаются принципиально новые системы отношений человека и организации его жизнедеятельности, где абсолютный дух и абсолютная личность определяют формирование мировоззренческих позиций, в т. ч. и взглядов на человека, его здоровье - нездоровье.
В новое и новейшее время происходит сложный процесс утверждения проблемы здоровья в сфере медицины как особой специальной деятельности по оценке потенциальных качеств, влияющих на благополучие личности.
Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал здоровье: «...с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» [7, 14, 21, 25-27].
Великий философ А. Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил здоровью первое место и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья.
Последнее десятилетие ХХ века было провозглашено ООН всемирным десятилетием развития культуры, основными показателями которой названы образование и здоровье. При этом отмечается, что в здоровье как комплексном индикаторе качества жизни отражаются все связи человека - биологические, материальные, духовные, культурные, творческие, а само здоровье является позитивным состоянием культуры, образо-
Таблица 1
Факторы риска (по Ю.П. Лисицыну)
Сферы влияния Группы факторов риска Удельный вес ( %) факторов риска
Образ жизни - курение; - употребление алкоголя; - несбалансированное питание; - стрессовые ситуации (дистресс); - вредные условия труда; - гиподинамия; - плохие материально-бытовые условия; - потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами; - непрочность семей, одиночество; - низкий культурный; образовательный уровень; - высокий уровень урбанизации 49-53
Генетика, биология человека - предрасположенность к наследственным болезням 18-22
Внешняя среда - загрязнение канцерогенными и другими вредными веществами воздуха; - загрязнение канцерогенными и другими вредными веществами воды; - загрязнение почвы; - резкие смены атмосферных явлений; - повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения 17-20
Здравоохранение - неэффективность профилактических мероприятий; - низкое качество медицинской помощи; - несвоевременная медицинская помощь 8-10
вания качества жизни, благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений. Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как безусловно общечеловеческой ценности.
В национальном сознании здоровье - важнейшая ценность, претендующая на место первичной культурной универсалии. Вместе с тем в российской культуре не совсем развита практика «заботы о себе». Природные коннотации в опыте здоровья формируют пассивную стратегию поведения. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. От культуры до бескультурья - один шаг. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным психосоматическим расстройствам и заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и употреблению алкоголя, активно укорачивают не только свою жизнь, но жизнь своих близких [28-32].
Осознание ценности здоровья не гарантирует его сохранения и укрепления, т. к. в суждениях о здоровье и реальном поведении имеются т. н. «ножницы» (знаю, но не умею; умею, но не выполняю). Этот разрыв между знанием и поведением обусловлен отсутствием в мотивационной сфере личности установок на здоровое поведение, о чем свидетельствуют качественные характеристики. Правильные установки на здоровый образ жизни имеют менее половины респондентов. Твердое
убеждение о влиянии гипокинезии на возникновение заболеваний имеют 42,1 % опрошенных, переедания -39,4 %, избыточной массы тела - 40,8 %, курения -43,9 %, употребления алкоголя - 41,6 %, физического перенапряжения - 33,3 %, стрессовых ситуаций - 40,3 %.
Учитывая классификацию академика Ю.П. Лисицына, выделяющего ведущее влияние на здоровье образа жизни (49-53 %), можно назвать основные факторы риска, отрицательно воздействующие на здоровье. Известно, что по этой классификации качество медицинской помощи только на 8-10 % влияет на здоровье общества, природа и климат проживания - на 17-20 %, практически настолько же процентов (18-22 %) воздействует наследственно-генетический фактор (табл. 1).
Решение многоэтапной проблемы укрепления здоровья возможно путем вытеснения из сознания человека патологического мышления, формирующего нездоровое поведение. Система знаний о здоровье, глубокое убеждение в необходимости быть здоровым стимулируют, побуждают ответственно, осознанно относиться к общечеловеческой ценности.
Только ленивый не цитирует сегодня Ф.М. Достоевского, сказавшего, что красота спасет мир. Человек существует не только в природе или обществе, но и в культуре. Культура возникает в результате стремления человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо. Процессы сохранения и воспроизводства здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. Культура здоровья человека есть индикатор культуры здоровья общества [25, 29, 33-34].
В широком смысле, культура «воплощает в себе, в конечном счете, расширение человечности», которое
выражается в «очеловечение человека в его поступках, его духовном облике и бытии».
Академик A.M. Румянцев (1981) считает, что в более узком смысле, культура - это специализированная «деятельность по развитию человека».
Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.
По нашему мнению, лишь общечеловеческая культура (культура мышления, чувства, воли и тела, интеллектуальная, моральная, психологическая, духовная, художественная, правовая, нравственная и физическая культура) есть основа, процесс, средство, способ и результат полноценного здоровья. Нравственность - это такое поле культуры, в котором человек рождается, становится человеком и живет в качестве человека. С культуры все начинается и ею все кончается. Те негативные явления, которые сегодня есть в нашей жизни, с нашей точки зрения, нередко являются следствием дефицита культуры. Поэтому сегодня особенно важно восполнить этот дефицит.
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью. Культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Здоровье как феномен, обусловленный современными культурными дискурсами (концепциями, знаниями), выступает в качестве явления социального бытия. На протяжении веков менялось понимание человеком себя через призму здоровья. Каждый ориентируется в своей индивидуальной жизни на определенный идеал здоровья, характерный для культуры, к которой он принадлежит. Изменение социальных условий жизни и требований общества к здоровью приводит к изменению представлений отдельных людей о здоровье, о системе согласования цели поддержания своего здоровья с другими жизненными целями.
«Культурой» называют как определенные виды деятельности человека, так и средства, методы, созданные в обществе, а также результаты, представляющие ценность как для личности, так и для общества в целом. Человек же по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель. Разнообразие в определении этого понятия есть отражение неоднозначности самого человека, многообразия его природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: поведение, восприятие, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие. Разные люди совершенно по-разному отражают действительность. Но самое главное, пожалуй, то, что один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разные периоды жизни реагирует совершенно по-разному [5, 25, 28, 35].
«Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Культура - это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Под культурой понимают приемы, способы и результаты человеческой
жизни и деятельности, то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и сущность человека. Достижение понимания этого бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Целостная концепция человека на базе философского знания нужна современной медицине, потому что медицинскими науками накоплено множество эмпирических знаний, но каждая дисциплина по отдельности не в состоянии дать ответ на глубинные вопросы о смысле человеческого бытия.
Философская категория «бытие» - это фундаментальное, основополагающее и мировоззренческое понятие, которое охватывает все явления человеческого существования. «Бытие» как понятие введено в философию Парменидом, сказавшим: «Бытие есть, а небытия нет», хотя характер термина оно приобрело значительно позже.
М.К. Мамардашвили (1990) подчеркивал, что «единственное гениальное определение бытия, построенное по законам философской грамматики, а не грамматики обыденного языка... бытие - это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!»
Человек в подлинном смысле становится человеком, только когда он ставит себе вопрос о бытии. Жить для человека - значит иметь начало внутри себя; не жить, значит иметь его вне себя. Жизнь - это «всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом», это связь души с телом. Ведь нет человека «вообще», а есть конкретные люди, живущие в своем пространственно-временном отрезке, проживающие свою индивидуальную жизнь. И каждый из них - проблема. Постичь эту проблему чрезвычайно сложно, т. к. для этого нужно сначала ответить на вопрос, что такое человек, т. е. взглянуть на человека со стороны. Но человек может и должен стремиться к полному и объективному познанию самого себя, т. к. без познания себя невозможно познание мира.
«Познай самого себя!» - требовал Сократ, один из родоначальников философии человека в европейской традиции. А до этого еще софист Протагор объявил человека мерой всех вещей и ценностей, что способствовало философскому повороту к антропологической теме.
Философско-культурологическая рефлексия культуры здоровья имеет и методологический, и гносеологический потенциал для раскрытия сущностных феноменов здоровья. Формирование культуры здоровья личности начинается с первых шагов человека в социальном мире. Одним из действенных факторов, который влияет на интегральное развитие в человеке социального и биологического начала, является рукотворный процесс формирования собственной культуры здоровья. Неотъемлемой составляющей процесса формирования собственной культуры здоровья является воспитание. Онтологически воспитание представляет собой восхождение конкретного человека к культуре, его вхождение в культурное пространство. Воспитание есть формирование у человека совести. Как говорил В.А. Сухомлинский, «учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание».
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. Все понимают, насколько
важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь [5, 25, 28].
Культура здоровья как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - одна из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле. По емкостному выражению Ю.М. Лотмана: «Наука и искусство — два глаза человеческой культуры, однако они являются продуктом не только ума и чувства. Необходим третий элемент -тело. Когда отвергают тело - культура вырождается» [36].
ЛИТЕРАТУРА
1. Данишевский К.Д., Бобрик А.В. Прогноз развития демографической ситуации и эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в 2002-2010 гг. // Проблемы управления здравоохранением. 2003. № 1 (8). С. 72-77.
2. Хальфин Р.А., Оганов Р.Г. Индивидуальная профилактика хронических неинфекционных заболеваний: пособие для врачей. М., 2001. 74 с.
3. Евстифеева Г.Ю., Лебедькова С.Е., Чехонадская Н.И. и др. Эпидемиология поведенческих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний во взрослой популяции // Профилактика неинфекционных заболеваний. 2003. № 1. С. 13-17.
4. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. Смертность от сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний среди трудоспособного населения России // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2002. № 3. С. 4-8.
5. Быховская И.М. «Быть телом» - «иметь тело» - «творить тело»: три уровня бытия «homo somatis» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 2-5.
6. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: Медицина, 1993.
7. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ жизни - альтернатива наркомании. Москва; Воронеж, 2004. 292 с.
8. Османов Э.М. Мониторинг потребления психоактивных веществ учащейся молодежью г. Тамбова // Демографическая ситуация в Тамбовской области: состояние, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции, 2 декабря 2005. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 60-74.
9. Шпаков А.О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды: справочник для родителей и детей. СПб, 2000.
10. Османов Э.М., Дутов С.Ю. Курение и его профилактика в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 2. С. 449-453.
11. Скворцова Е.С., Зубкова Н.З. Характеристика распространенности курения среди старшеклассников Московской области // Журнал проф. заболеваний и укрепления здоровья. 2005. № 1. С. 26-30.
12. Такала И.Р. «Веселие Руси»: история алкогольной проблемы в России. СПб., 2002.
13. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2006.
14. Энциклопедия здоровья / под ред. В.И. Покровского. М.: ИПО «Автор», 1992. Т. 1. 761 с.
15. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-4.
16. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: Деан, 2000. 256 с.
17. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. М.: Изд-во РУДН, 1998. 27 с.
18. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. М.: АСТ, 2003. 128 с.
19. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физ. и спорт, 1990. 212 с.
20. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9.
21. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М.,
1996. С. 43.
22. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.
23. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / под ред. Г.М. Соловьева. Ставрополь: Сер-висшкола, 2003.
24. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни. М., 2001. 231 с.
25. Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М.: «Русская книга», 1993. Т. 1. С. 185.
26. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис,
1997. 204 с.
27. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. М., 2001. 194 с.
28. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. С. 122.
29. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. С. 63.
30. Лисицын Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье. Санология // Актовая речь. М.: ВНИИМИ, 1987.
31. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. 96 с.
32. Царегородцев Г.И. Общая патология человека и методология медицины // Вестник РАМН. 1998. № 10. С. 41-45.
33. Румянцев A.M. Культура развития социума и воспитание нового человека // Вопросы философии. 1981. № 12. С. 38-46.
34. Чикин С.Я., Царегородцев Г.И. Что такое здоровье? М.: Знание, 1976. 96 с.
35. МамардашвилиМ.К Как я понимаю философию. М., 1990. С. 184.
36. Лотман Ю.М. О природе искусства // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 432-438.
Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.
Osmanov E.M., Doru-Tovt V.P., Osmanov R.E., Vinitskiy V.G., Shepetikhina N.N., Zhabina U.V., Denikin A.Yu. HEALTH -LIFE CULTURE
The development strategy of national health care at modern stage involves a transition from a system focused on the treatment of diseases to a system of health protection, based on the priority of a healthy lifestyle and aimed at the prevention of disease. In order to ensure sustainable socio-economic development of the Russian Federation, according to the concept of health system development in Russia up to 2020, one of the priorities of state policy should be to preserve and promote public health through healthy lifestyles and improve the availability and quality of medical care.
Key words: health; protection of citizens’ health; health lifestyles; prevention of disease.