5. Организацию и проведение выездных обучающих программ для
студентов и преподавателей по формированию здорового образа жизни.
Хочется отметить, что проведение подобных мероприятий позволит студентам и преподавателям иначе взглянуть на культурно - нравственные ценности общества, ощутить роль и место здоровьесберегающих технологий в жизни современного человека.
Все перечисленные формы работы способствуют развитию положительных чувств и эмоций, эстетического восприятия, творческого воображения, расширению культурного кругозора, что приведет в конечном результате к осознанию значимости и целесообразности мероприятий по укреплению психического и физического здоровья, к духовному развитию и нравственному совершенствованию, формированию благоприятных межличностных отношений, к гармонизации личностных структур каждого индивида.
УДК 379.8.092
Гносеологические корни формирования культуры здоровья
Ж.В. Муравьева, соискатель кафедры философии РГУТиС, Москва В статье анализируется опыт формирования культуры здоровья в исторической ретроспективе. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме сформулировано определение культуры формирования здорового образа жизни. Ключевые слова: культура здоровья, здоровый образ жизни, здоровье. Ухудшение уровня жизни населения, экономический и духовный кризисы, социальные потрясения, снижение уровня общедоступной медицины не дают возможности говорить о положительных сдвигах в формировании здорового поколения. Ускорение или задержка биологического созревания, деформация психологического самочувствия, самосознания и т.д. приводят к значительному снижению социального возраста, что накладывает отпечаток на осуществление детьми, подростками и молодежью многих видов деятельности.
В настоящее время проблема здоровья рассматривается в научной литературе не только как объект медицины и сферы здравоохранения, но и как социальная категория, имеющая огромную общественную ценность.
Наряду с социально-экономическими и социально-демографическими причинами, угрожающими здоровью народа, все большие размеры начинает приобретать угроза, исходящая от печальных результатов деятельности человека,
вызывающих острые экологические проблемы, носящие часто характер надругательства над природой, хотя она, по всеобщему признанию, является главным источником здорового существования всего человечества.
Принято считать, что культура здоровья зависит от семейного воспитания и деятельности школы, формирующей здоровые потребности личности. Не преуменьшая роли школы и семьи в их деятельности по формированию ценностей здоровья, не следует опускать из виду и такой макро-воспитательный фактор, как само общество, несомненно, причастное к воспитанию культуры здоровья у своих граждан. Недооценку этого фактора можно объяснить, по нашему мнению, тем, что возможности социального воспитания как эффективного средства охраны здоровья людей до сих пор не освоены и не используются в должной мере.
Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных субъектов социально-культурной деятельности в самых различных областях жизни, многие из которых направлены на формирование здорового образа жизни молодежи. При этом следует отметить, что для полноценного развития личности значимость здоровья очень велика. Именно здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих социокультурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.
Если обратиться к истории формирования здорового образа жизни человека в досуговой сфере, то можно выделить три основных периода.
Первый период- зарождение охранительного отношения к жизни и здоровью детей, гигиенических знаний, культа физического здоровья. Его границы - с древнейших времен до середины 17 века. В рассматриваемый период впервые в научный обиход вводиться понятие «здоровый образ жизни человека».
В первобытном обществе шел процесс преодоления примитивных форм жизни и формирования социума. На смену инстинкту заботы о потомстве возникал механизм социальной защиты детей. Возникают и развиваются элементы физической культуры. Забота о физическом закаливании и передача детям опыта осторожного поведения была потребностью суровых условий борьбы за существование. Возникали первые формы магических обрядов и заклинаний, которые якобы оберегали от опасностей жизни. Многие движения и действия трудового и оборонительного характера, воспроизводившиеся в играх и плясках, приобретали относительную самостоятельность, становились своего рода физическими упражнениями.
Как отмечает Е.И. Макаревич «формирование понятия «здоровый образ жизни» имеет глубокие корни в историко-философской мысли. Уже в Древней Индии, за 6
веков до н.э., в «Ведах» были сформулированы основные принципы ведения ЗОЖ и приводились разумные советы по сохранению здоровья человека.
Представления о здоровом образе жизни встречаются и в натурфилософских наставлениях врачей Косской школы, которую принято отождествлять со школой Гиппократа. В его уникальном трактате «О здоровом образе жизни» данное явление рассматривается как некая гармония, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда норм поведения и профилактических мероприятий» [1 ]
Мыслители античного периода пытаются выделить в явлении «здоровый образ жизни человека» специфические его элементы. Так, например, Гиппократ акцентирует свое внимание на физическом здоровье человека. Демокрит, в свою очередь, наиболее полно описывает духовное здоровье человека, представляющее, по его мнению, «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями и другими переживаниями.
В этот период начинает зарождаться аксиологический аспект понятия «здоровье», т.е. особо подчеркивается его социальная значимость или общечеловеческая ценность.
В античном мире появляются свои традиции ведения здорового образа жизни. Общество заботится о состоянии здоровья нации. Наличие хорошего здоровья является основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели по тем временам права на высшее образование.
В древней Греции культ тела возводится в ранг государственных приоритетов, имеется стройная система физического воспитания. Физическое совершенство связывалось, прежде всего, со здоровьем человека.
При этом в Афинах процесс формирования здорового образа жизни осуществлялся под влиянием гуманистических идеалов, а в Спарте культивирование ЗОЖ выступает не как личное дело гражданина, а как потребность реализовать установки тоталитарного государства. В Спарте всем гражданам предписывались обязательные занятия физическими упражнениями. Стихийной и жесткой формой сохранения генофонда в этом государстве было уничтожение ослабленных и уродливых детей. Древнеримская империя дала миру систему воспитания подобно греческой, хотя имела и свои особенности, отразившиеся в системе физического воспитания, ориентированного на обучение верховой езде, фехтованию, плаванию. Римляне того времени уже знали рецепты врачевания. Медики Древнего Рима давали предписания о необходимости
борьбы с вредными привычками, рекомендовали лечебные диеты, методы фитотерапии, раскрывали оздоровительное значение бань (греческие и римские термы).
В античном мире появляются первые концепции здорового образа жизни. Одна из них - «познай самого себя», другая - «заботься о самом себе». Главное в этих концепциях то, что у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе, когда он проявляет заботу о самом себе, изменяет, ощущает, преобразует и преображает себя.
Оригинальный вклад в развитие теоретического аспекта изучаемой проблемы в рассматриваемый период вносит древневосточная натурфилософская концепция здорового образа жизни, которая строится по принципу взаимодействия сил «янь» и «инь». Полное внутреннее равновесие этих сил и наличие жизненной энергии (индийский эквивалент - «ирана», китайский - «ци», японский - «ки», вьетнамский - «кхи») обеспечивают физическое и духовное здоровье человека. Идеи этой концепции положены сегодня в основу акупунктурной диагностики изменения состояния здоровья человека[2]
В 9-12 веках относительно высокого развития достигла физическая культура в феодальных государствах Средней Азии и Закавказья. В них культивировались самобытные формы физического воспитания. Россия в отношении развития идей
сохранения здоровья, особенно детского, находилась в числе передовых государств мира. В исследуемый период элементы здорового образа жизни были довольно широко представлены как в народной педагогике, так и в школах Московского государства. В них одновременно и гармонично развивались и переплетались различные компоненты здорового образа жизни.
В произведениях устного народного творчества, особенно в былинах про русских богатырей, прослеживаются требования того времени: чтобы человек был закаленным, имел сильное тело и столь же стойкую психику. Только при такой физической и психической подготовке, продиктованной жесткими условиями того времени, и возможна была жизнь людей.
Педагогические тенденции того времени излагались в произведениях называемых домостроями. Наиболее знаменит «Домострой» 16 века, в котором прослеживается стремление привить населению гигиенические навыки и отрицательное отношение к вредным привычкам.
Второй период (середина 17-середина 19 веков). Благодаря социальноэкономическим изменениям, развитию культуры, науки и образования, происходят
существенные изменения в социально-философских и здравоохранительных воззрениях и практике оздоровления людей.
Реформы Петра Первого ликвидировали монополию духовенства в области образования. Уже в начале 18 века в России создавалась система профессионального образования на базе углубленной общеобразовательной подготовки. Сам Петр принимал активное участие в воспитании юношества. В 1717 году по его указанию вместо «Домостроя», было введено новое руководство (автором которого он был сам), содержавшее правила поведения в обществе, требования к жизни и быту дворянской молодежи - «Юности честное зерцало»[3]
Третий период (с середины 19 века по настоящее время). Период окончательной институционализации охраны здоровья как объекта социальных и антропологических наук и системы учреждений здравоохранения, профилактики, лечения, физического оздоровления подрастающего поколения, период активного общественнопедагогического и общественно-медицинского движения в защиту здорового детства, формирования и осуществления государственной политики в этой сфере, развитие учреждений социально-культурной сферы, занимающихся оздоровлением населения.
Огромный вклад в теорию зарождения ЗОЖ внесли работы великих русских врачей: Н.И.Пирогова, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова и др.
Большое значение для научного обоснования физического воспитания молодежи имели труды и деятельность выдающихся советских педагогов
Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.П.Вахтерова, В.А.Сухомлинского и др. В своих работах они продолжали развивать и закладывать здоровьесберегающие элементы в учебнопедагогический процесс образовательных учреждений.
Они рассматривали образовательные учреждения как наиболее важное звено в системе сохранения и поддержания здоровья детей, приобщения их к санитарногигиенической культуре, придавали огромное значение воспитанию физически здоровой молодежи.
Конец 60-х и начало 70-х годов XX века знаменуется широкой палитрой целевых работ по охране здоровья подростков и молодежи.
В 80-90-е годы начинает меняться направление исследований, их количественные и качественные параметры. Изучаются и вскрываются гносеологические корни многих заболеваний. В этот период появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, направленных на антиалкогольное и антинаркотийное просвещение. Получает признание право на знахарское, а затем и на медицинское вмешательство в целях охраны здоровья населения.
В настоящее время, здоровье рассматривается учеными как фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, как необходимое условие гармоничного развития личности. С этой точки зрения используется понятие «потенциал здоровья». Оно отражает адаптивные возможности организма и характеризуется теми предельными значениями воздействия, в диапазоне которых организм еще сохраняет нормальный уровень функционирования и не нарушает своей жизнедеятельности.[4]
В «Медицинской энциклопедии» здоровье раскрывается как состояние организма человека, при котором функции всех его органов, систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.
В современной науке здоровье характеризуется следующими признаками: благополучие физическое, психическое и эмоциональное; количественные и качественные резервы организма; адаптация; ценность; потребность; целостное функциональное состояние. В словарях по социологии содержится термин «здоровье населения», который имеет несколько значений: 1) состояние, противоположное болезни, полнота жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4) состояние оптимальной
жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5) количественно-качественная характеристика состояния жизнедеятельности человека и социальной общности. Таким образом, здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье представляет собой не только биологическую и социальную категорию, это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
Приведенные выше определения позволяют сделать вывод о том, что здоровье человека - это уравновешенное состояние организма, характеризующееся его оптимальным функционированием в целом на физическом, психическом и нравственном
уровнях. Объективно это состояние проявляется в устойчивости организма к обычным воздействиям среды. Субъективно состояние здоровья выражается в ощущении человеком своего полного физического и психического благополучия. Данное определение, на наш взгляд, дополняет понятие «здоровье», сформулированное в современной научной и популярной литературе.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Таким образом, в качестве здоровой может рассматриваться личность, гармонично развивающаяся, решающая общественно значимые задачи и занимающая активную жизненную позицию. Мы согласны с утверждением исследователя Н.К. Ивановой: «Если здоровье - не что иное, как процесс гармоничного саморазвития личности, то его следует возводить усилиями самой личности на исходный базис, преобразованный социальными явлениями».
Анализ понятий и терминов позволяет утверждать, что здоровый образ жизни характеризуют следующие черты: благоприятное социальное окружение; духовнонравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); положительные эмоции.
Здоровый образ жизни, по определению авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (1994 г.), представляет собой поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарногигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление здоровья — это мероприятия по сохранению и повышению уровня здоровья населения для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-
ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической
жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Литература
1. Макаревич Е.И. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. Дис. на соиск уч. Ст. к.п.н.. - М.2000. с. 182. Исторический архив / Под ред. Б.Д.Грекова Т.5. М.,Л., 1950.
3. Макаревич Е.И. Организационно-педагогические условия формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. Дис. на соиск уч. Ст. к.п.н.. - М.2000. с. 22-24
4. Савина А.К., Долгая О.И. Формирование здорового образа жизни учащихся. // Биология в школе, 1998. - №3. - С. 54-58