Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы'

Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3318
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касимов И. Р.

Здоровый образ жизни это система поведения разумного человека умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия. Кроме этого, здоровый образ жизни это, прежде всего, культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством, это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касимов И. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы»

УДК 13.21.11

И.Р.Касимов

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ

Здоровый образ жизни - это система поведения разумного человека - умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая необходима для физического, душевного, духовного и социального благополучия и активного долголетия. Кроме этого, здоровый образ жизни это, прежде всего, культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством, это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленные на укрепление своего здоровья.

Ключевые слова: здоровье, культурологический подход, деятельностно-ориентированный подход, социально-культурная проблема.

I.R.Kasimov Healthy living as a social-cultural issue: cultural and activity - oriented approach

Healthy lifestyle - a system of intelligent human behavior - moderation in all things, the optimal motor mode, tempering, nutrition, rational mode of life and avoiding harmful habits on the foundation of the moral-religious and national traditions, which is essential for physical, mental, spiritual and social well-being and active aging. In addition, a healthy lifestyle is, above all, cultural, active, humane and civilized, is directly associated with health, longevity, human well-being, his happiness, honor and wealth, it is life attitude, behavior or human activities aimed at strengthening their health.

Key words: health, cultural approach, activity-oriented approach to the socio-cultural problem.

Исторически корни науки о здоровом образа жизни были оформлены в виде традиционных систем поведения, образа жизни, питания, которые в дальнейшем были в той или иной форме отражены в религиозных наставлениях, священных книгах и т.п. В период расцвета греческой и римской культуры сформировалась гигиена, ставшая впоследствии одной из медицинских научных дисциплин.

Занятия физической культурой для школьников были следствием идеологии ХК - начала ХХ века, когда в Г ермании, а затем во Франции, в России и др. странах врачи обратили внимание на плохое физическое состояние подростков. Одной из существенных причин такого внимания был запрос армии на здоровых рекрутов, который выполнялся с большим трудом.

Исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания, в том числе физического, явились инициации. Подготовка к инициациям была связана с физическими упражнениями - прообразом современной физической культуры формирующейся личности. Первым мыслителем, теоретически обосновавшим генеральную цель воспитания - гармоничное развитие личности, был Аристотель. Так, по Аристотелю воспитание и образование должны осуществляться в несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен не только научиться писать, читать и считать, но и совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями. Важно заметить, что, придавая физическому воспитанию и развитию молодежи приоритетное значение, Аристотель в своих размышлениях придерживался принципа разумности и умеренности в выборе форм воспитательного воздействия и целесообразных направлений педагогического воздействия.

Забота о здоровье берет начало еще и в народной культуре. Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская закаливающая баня и купание занимали определенное место в системе физического воспитания.

В период безраздельного господства феодальных общественных отношений, физическое воспитание и «сопровождавшая» его педагогическая мысль «контролируются» главной идеологической силой - христианской церковью.

Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов. В регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М.В. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписанию занятий, о медицинской помощи учащимся [4].

Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX века - С.П. Боткин,

Н.И. Быстров, И.М. Сеченов, Н.И. Добролюбов, Н.И. Пирогов. Их деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматриваться понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса.

1980 году была разработана глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья «Здоровье для всех» принятая всеми 189 странами - членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 году была принята новая версия стратегии -«Здоровье для всех в 21 веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира [8].

Через все эти документы красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности; включение вопросов формирования здорового образа жизни в программы совещаний и семинаров медицинских и фармацевтических работников, в учебные планы по специализации и усовершенствованию медицинских кадров.

Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Однако, при очевидной необходимости профилактики неинфекционных заболеваний, являющихся причиной высокой смертности, медицинские работники в практическом здравоохранении мало или вообще профилактикой не занимаются. Этому есть целый ряд препятствий:

- важность профилактики пока в основном декларируется;

- несовершенство законодательной и нормативной баз;

- слабое финансирование профилактических программ и конкретных мероприятий;

- отсутствие знаний об экономических последствиях проведения (не проведения) профилактических мероприятий;

- отсутствие финансовых стимулов для врачей и медсестер заниматься профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Таким образом, очевидны недостаточное финансирование и неудовлетворительная материальная база большинства центров медицинской профилактики, слабый уровень подготовки врачей и среднего медицинского персонала ЛПУ по вопросам профилактики заболеваний, медленные темпы организации отделений и кабинетов медицинской профилактики, отсутствие у медицинских работников экономических стимулов и моральной заинтересованности за проведение профилактической работы среди населения. Без устранения этих препятствий трудно рассчитывать на повышение эффективности профилактики заболеваний через существующие службы здравоохранения.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В.И.Андреев отмечает, что здоровье - «это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [1,с.366].

Л.И.Баянова отмечает, что «здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть культурного развития человека и как показатель культуры, в которой живет индивид. Однако овладение этой культурой и развитие ее требует соответствующей деятельности, имеющей личностный смысл». Таким образом, автор выдвигает тезис о том, что деятельность личности является тем механизмом, который позволяет осуществить социальный процесс - генерацию здоровья, способность нравственно обусловленного созидания в условиях усложняющейся социально-природной среды [3,с.121].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что наиболее важным является учет и перестройка мотивационной сферы личности участника, формирование у него потребности в здоровье и здоровом образе жизни.

С.В.Попов рассматривает здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека [7].

Таким образом, здоровье рассматривается как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

«Здоровый образ жизни - это система поведенческих стереотипов, способствующих сохранению здорового долголетия, двигательная активность, особое поведения, соблюдение культуры питания и режима дня» [2].

А.П. Марков считает, что здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающихся в процессе жизни под влиянием следующих факторов на проблему здоровья как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели [5].

М.В.Акилов отмечает, что здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой, и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал [4].

Г.А. Мильграм выделяет следующие социально-педагогические проблемы формирования здорового образа жизни:

1. Социально-педагогическая защита самосохранительного сознания людей от идеологического прессинга средств массовой информации. Автор отмечает, что на сегодняшний день, подростки подвергаются массированному влиянию информационного потока, исходящего из каналов СМИ, который насыщен пропагандой насилия, жестокости, вседозволенности, превознесения материальных благ, гедонистических смыслов жизни. В свете такой пропаганды подростки заражаются страстью к острым ощущениям, которые сопровождаются приемом наркотиков, сигарет, алкоголя. В этих условиях актуальна защита духовно-нравственных императивов, которые должны присутствовать в жизни человека во имя его собственного блага, что в конечном итоге становится благом и для общества. Отстаивание воспитательных идеалов помогает в нейтрализации процесса духовной деградации, углубления безнравственности.

2. Совершенствование социально-педагогических механизмов, притягивающих людей к здоровому образу жизни и формирующих навыки самосохранения поведения. Главной педагогической целью автор считает здесь создание условий, формирующих здоровые привычки личного поведения, исключающих вредные привычки и создающих определенный стиль жизни активного, физически бодрого, деятельного человека, для которого здоровый образ жизни становится потребностью организма. Личностная установка данного типа создается не только как результат воспитания в семье, но и благодаря нормам и материальной базе, имеющимся в ближайшем социальном окружении: оборудованные детские площадки, спортивные залы, бассейны, наличие загородных мест отдыха, летние спортивные и оздоровительные лагеря, туристические формирования; наличие активистов-организаторов, пропагандирующих активный образ жизни, различные общественные организации с валеологической направленностью, лечебные-рекреационные комплексы

3. Социально-педагогическое освоение рекреационных зон. Особое значение для распространения и закрепления в общественном и индивидуальном сознании культуры здоровья имеет развитие специальных заповедников ее охраны, где создаются максимально благоприятные условия для ее трансляции и рекламации. Речь идет о совершенствовании рекреационной зоны, в которой люди оказываются специально в целях оздоровления и проведения досуга. Считается, что полноценный отдых зависит от природного фактора, достаточной комфортности условий проживания, организации питания, качества предлагаемых медицинских и культурно-развлекательных услуг. Однако перечень названных критериев результативного отдыха будет недостаточным, если не предусмотреть социальнопедагогический аспект организации оздоровительно-досугового процесса в местах организованной рекреации для детей и взрослых [6].

Таким образом, проблема ориентации личности в вопросах формирования здорового образа жизни обеспечивается за счет следующих компонентов:

- стимулирование мотивационно-ценностных, психологических, эмоциональных, интеллектуальных и других процессов, направленных на самосовершенствование личности;

- вовлечение личности в ориентационно-профилактическую деятельность;

- разъяснение значимости барьеров и факторов здоровья и здорового образа жизни;

- формирование гармоничной ценностной структуры, в которой гуманистической ценностью будет являться идея «самооздоровления».

Необходимо, также отметить, что подходить к проблеме формирования здорового образа жизни личности возможно не только с позиции физического здоровья, а гармонии и единства физического, психического и духовного. Сформированность всех этих трех составляющих дает возможность человеку стать личностью саморазвивающейся, умеющей интегративно сочетать в себе творческие, духовно-нравственные, интеллектуальные начала, быть психологически устойчивой к стрессам.

Литература

1. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев В.И.- Казань, 2004. -

608 с.

2. Атаханова С. Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи / С. Атаханова / / Молодой ученый. - 2011. — №5. Т.2. — С. 118-120.

3. Баянова Л.И. Здоровый образ жизни учащихся как составная часть валеологической культуры / Баянова Л.И. - Актуальные проблемы педагогической науки. - Казань, 2000. - с.121-122.

4. Здоровый образ жизни и его значение для здоровья. //Физическая культура и спорт XXI века: Материалы Регионал. научно-практ. конф. - Красноярск 2002. - С.260-262.

5. Марков А.П. Проблемы социально-культурной идентичности и ресурсы гуманитарного образования / Марков АП. Глобализация и национальные традиции в образовании: сб. тез.мат.конференц., Казань, 2005. - с. 1619.

6. Мильграм Г.АПроблема охраны здоровья в социально-педагогическом ракурсе/Мильграм Г.А Актуальные проблемы педагогики и психологии: Казань,2003.- с.164-166.

7. Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье - социальная ценность / Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. - М., 1999.

8. Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке». - Информационно-ресурсный портал с образовательными здоровьесберегающими технологиями - «Здоровье для всех!» - Режим доступа: http: // www.gov.cap.ru (1835296 байт).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.