Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ / EMERCOM OF RUSSIA / FIRE SAFETY / STATE FIRE SUPERVISION / ADMINISTRATIVE CONTROL / SUPERVISION / FUNCTION OF STATE ADMINISTRATION / FORM OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY / METHOD OF STATE ADMINISTRATION / METHOD OF ENSURING THE RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипов Евгений Геннадьевич

В работе проводится анализ различных научно-доктринальных источников по определению сущности контрольной деятельности государства, раскрывающих позитивное содержание понятия «контроль и надзор» как сложного правового явления. Проведенный анализ позволил автору статьи рассматривать контроль как функцию государственного управления императивного характера, на основании чего выработать и предложить для введения в научный оборот авторский вариант содержательного наполнения дефиниции «административный контроль в области пожарной безопасности» как составного элемента системы обеспечения пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипов Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CONTENT OF ADMINISTRATIVE CONTROL IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN MODERN CONDITIONS

In the work, an analysis of various scientific and doctrinal sources is carried out to determine the essence of the control activity of the state, revealing the positive content of the concept of control and supervision as a complex legal phenomenon. The analysis made it possible for the author of the article to consider control as a function of state administration of an imperative nature, on the basis of which to develop and propose for introduction into scientific circulation an author's version of the substantive content of the definition of «administrative control in the field of fire safety» as an integral element of the fire safety system.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 340

РО! 10.23672/19866-7597-6104-г

Антипов Евгений Геннадьевич

доцент кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения, подполковник внутренней службы, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России antippoff@mail.ru

Evgeny G. Antipov

Associate Professor of Personnel, Law and Psychological Support, lieutenant Colonel of Internal Service, Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia antippoff@mail.ru

Понятие и содержание

административного контроля в области пожарной безопасности в современных условиях

Concept and content

of administrative control in the field of fire safety in modern conditions

Аннотация. В работе проводится анализ различных научно-доктринальных источников по определению сущности контрольной деятельности государства, раскрывающих позитивное содержание понятия «контроль и надзор» как сложного правового явления. Проведенный анализ позволил автору статьи рассматривать контроль как функцию государственного управления императивного характера, на основании чего выработать и предложить для введения в научный оборот авторский вариант содержательного наполнения дефиниции «административный контроль в области пожарной безопасности» как составного элемента системы обеспечения пожарной безопасности.

Ключевые слова: МЧС России, пожарная безопасность, государственный пожарный надзор, административный контроль, надзор, функция государственного управления, форма управленческой деятельности, метод государственного управления, способ обеспечения законности.

Annotation. In the work, an analysis of various scientific and doctrinal sources is carried out to determine the essence of the control activity of the state, revealing the positive content of the concept of control and supervision as a complex legal phenomenon. The analysis made it possible for the author of the article to consider control as a function of state administration of an imperative nature, on the basis of which to develop and propose for introduction into scientific circulation an author's version of the substantive content of the definition of «administrative control in the field of fire safety» as an integral element of the fire safety system.

Keywords: Emercom of Russia, fire safety, state fire supervision, administrative control, supervision, function of state administration, form of administrative activity, method of state administration, method of ensuring the rule of law.

Анализ норм российского законодательства дает основания в зависимости от органов, наделенных правом осуществлять государственный контроль, выделить:

- президентский контроль;

- парламентский контроль;

- контроль органов исполнительной власти;

- судебный контроль;

- контроль иных государственных органов (контроль Уполномоченного по правам человека, Счетной палаты, прокурорский надзор) [1, с.125].

Из перечисленных видов государственного контроля наиболее массовым является государственный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, к числу которых, несомненно, относится и государственный пожарный

надзор МЧС России, как составной элемент системы обеспечения пожарной безопасности, должностные лица которого наделены полномочиями властно-принудительного характера в сферах контроля и надзора [2].

Общеизвестно, что сущность любого явления отражается в его понятии. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выступающий базовым и системным нормативно-правовым источником в сфере реализации контрольно-надзорных функций государственного управления федерального и регионального уровня определил, что: государственный контроль (надзор) -деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная

на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами ...» [3].

Следует обратить внимание на то, что названный источник права, как, впрочем, и новый Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [4], не дают четких отличий между понятиями «контроль» и «надзор», а употребляют их, скорее всего, как идентичные по своему смысловому значению, рассматривая надзор как составную часть контроля или отождествляя их как взаимосвязанные понятия.

В этой связи, необходимо напомнить, что в настоящее время и среди представителей юридической науки, преимущественно специализирующихся в области публично-правовых отраслей права и представителей контрольных (надзорных) органов, существуют совершенно разные подходы к определению самой сути контрольной деятельности государства.

Так, к примеру, в «Лимской декларации руководящих принципов контроля» (Международная организация контрольных органов) отмечается, что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [5]. М.С. Студеникина полагает, что контроль осуществляется только ради наблюдения и подчинен лишь цели сбора данных, поскольку в процессе такого наблюдения анализируется фактическое положение дел, сопоставляется истинное положение с намеченными целями, оценивается контролируемая деятельность, и определяются пути устранения вскрытых недостатков [6, с. 6-7]. Схожее, но несколько расширенное определение представлено К.В. Марковым, охарактеризовавшим государственный контроль как форму государственной власти, обеспечивающую проверку органами государства законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и обеспечения соблюдения на основе государственных интересов наиболее целесообразной деятельности подконтрольных объектов [7,с. 23]. В тоже время, Ю.А. Тихомиров называет контроль в качестве одной из традиционных функций управления, акцентируя внимание на возрастании тенденций расширения трактовки контроля, осуществляемого не только государственными органами, но и иными звеньями социального управления [8, с. 409].

Нам представляется наиболее выверенной и аргументированной позиция Н.И. Побежимовой, отметившей, что наряду с определением контроля как функции государственного управления, в юридической литературе он воспринимается также и как форма управленческой деятельности, и как метод государственного управления, и как разновидность государственной деятельности, и как способ обеспечения законности. Все вышеперечисленные его определения, отмечает профессор, имеют право на существование применительно к контролю, выделяя лишь разные его стороны, которые являются в совокупности элементами системы государственного контроля [9, с.139]. В этой связи, хотелось бы дополнить, что контроль также является и средством обеспечения эффективности правоприменения.

Отсюда следует, что ряд известных ученых-адми-нистративистов раскрывают сущность понятия «контроль» в российской науке административного права через реализацию субъектом управления властных полномочий в целях проверки и оценки соответствия результатов поставленным целям, таким как: законность, целесообразность, эффективность (качество исполнения поручений), выявление отклонений от заданных параметров, защита интересов государства и прав, свобод граждан и хозяйствующих субъектов, а «надзор» рассматривается как постоянное (или непрерывное) наблюдение в рамках контроля за кем-либо или за чем-либо с целью обеспечения соблюдения законности, правопорядка и общественной безопасности.

Таким образом, проведенный анализ научно-док-тринальных и нормативных правовых источников, раскрывающих позитивное содержание понятия «контроль» как сложного правового явления в повседневной управленческой сфере деятельности органов исполнительной власти, позволяет нам говорить о нем как о функции государственного управления императивного характера и предложить свое авторское определение:

Административный контроль в области пожарной безопасности - осуществляемые с различной периодичностью и в строго определенной процессуальной форме уполномоченным органом и его должностными лицами постоянные, профессиональные наблюдения, проверки (самопроверки), инспектирования, осмотры и рейды на подведомственных (подконтрольных) объектах защиты с целью контроля за соблюдением обязательных требований локальных нормативных актов организационно-распорядительного характера самого специализированного органа, законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления и нормативных документов в области пожарной безопасности с применением в необходимых случаях собственных методов правового воздействия (принуждение, запрет, обязывание, санкции) в отношении правонарушителей, с целью повышения эффективности предупреждения и профилактики противоправных деяний, обеспечения законности и государственной дисциплины, правопорядка и зашиты конституционно значимых ценностей.

Литература:

1. Ноздрачев А.Ф. Правовое регулирование государственного контроля : монография / А.Ф. Ноздрачев; Отв. ред. д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Анкил, 2012. 408 с.

2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 09.10.2019) «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»)» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 1964.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть !). Ст. 5007

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ). иЯ1- : https://www.nalog.ru/ (дата обращения 23.08.2020).

6. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. 159 с.

7. Марков К.В. Государственный контроль. М. : Известия,2004. 402 с.

8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М. : Юринформцентр, 2001. 652 с.

9. Побежимова Н.И. Основные тенденции развития контроля и надзора в сфере государственного управления / Н.И. Побежимова; Отв. ред. А.В. Мартынов // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы IV Все-росс.науч.-практ.конф. Н. Новгород : Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. 404 с.

Literature:

1. Nozdrachev A.F. Legal regulation of state control : monograph / A.F. Nozdrachev; Executive Editor Doctor of Law, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation /. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; Ankil, 2012. 408 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 12.04.2012 № 290 (as amended on 09.10.2019) «On Federal State Fire Supervision» (together with «Regulations on Federal State Fire Supervision») // SZ RF. 2012. № 1. Art. 1964.

3. Federal Law of December 26, 2008 № 294-FZ (as amended on July 13, 2020) «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Exercise of State Control (Supervision) and Municipal Control» (as amended and supplemented, entered. in force from 01.01.2020) // SZ RF. 2008. № 52 (part 1). Art. 6249.

4. Federal Law of July 31, 2020 № 248-FZ «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // SZ RF. 2020. № 31 (part I). Art. 5007

5. The Lima Declaration of Control Guidelines, adopted by the X Congress of the International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI) // URL : https://www.nalog.ru/. (date of application 23.08.2020).

6. Studenikina M.S. State control in the field of management. M., 1974. 159 p.

7. Markov K.V. State control. M. : Izvestia, 2004. 402 p.

8. Tikhomirov Yu.A. Administrative Law and Process: Complete Course. M. : Yurinformtsentr, 2001. 652 p.

9. Pobezhimova N.I. The main trends in the development of control and supervision in the field of public administration / N.I. Pobezhimova; Resp. ed. A.V. Martynov // Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of society and the state: materials of the IV All-Russian scientific and practical conference. N. Novgorod : Publishing house of the Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky, 2018. 404 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.