Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / STATE FIRE CONTROL / ИНСПЕКТОР ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ / INSPECTOR OF FIRE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татарян Е.Е.

В статье осуществлен анализ правовых актов, регламентирующих деятельность по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, показана специфика возбуждения связанных с этой сферой дел об административном правонарушении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OFFICIALS OF THE FEDERAL FIRE SERVICE ON THE STATE DUTY OF OVERSEEING THE FULFILLMENT OF THE ESTABLISHED REQUIREMENTS FOR FIRE SAFETY

The article presents the analysis of the legal acts regulating the activities of supervision over compliance with fire safety requirements, the specificity of excitement associated with this area of administrative cases.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Литература и источники

1. См.: Воронов А.М. Система обеспечения общественной безопасности: проблемы оптимизации // Право и практика. 2012. №2. С.56-71.

2. См. напр.: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О военном положении».

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №7. Ст. 900.

4. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005г. №30 // СЗ РФ. 2005. №4. Ст. 305.

5. СПС Консультант плюс

6. См.: Михайлов Э.М. Вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремисткой и террористической деятельности в Российской Федерации // Право и практика. 2013. №1.

Румянцев Н.В. - кандидат юридических наук, доцент начальник Московского университета МВД России (support@mosu-mvd.com)

Rumyantsev, N.V. - PhD in Law, associate professor, head of the Moscow University of the Russian Interior Ministry

УДК 342.95

ТАТАРЯН Е.Е.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: пожарная безопасность, Государственный пожарный надзор, инспектор по пожарному надзору

В статье осуществлен анализ правовых актов, регламентирующих деятельность по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, показана специфика возбуждения связанных с этой сферой дел об административном правонарушении.

TATARIAN, E.E.

ACTIVITIES OFFICIALS OF THE FEDERAL FIRE SERVICE ON THE STATE DUTY OF OVERSEEING THE FULFILLMENT OF THE ESTABLISHED REQUIREMENTS FOR FIRE SAFETY

Keywords: fire safety, State fire control, Inspector of Fire Supervision

The article presents the analysis of the legal acts regulating the activities of supervision over compliance with fire safety requirements, the specificity of excitement associated with this area of administrative cases.

В соответствии с Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г №868 [1] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [2], Министр МЧС России С.К. Шойгу 1 октября 2007 года издал приказ №517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» [3].

В приложении к данному приказу был утвержден и введен в действие с 1 января 2008 г. «Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности».

В соответствии с первым разделом, именуемым «Общие положения» вышеозначенный Административный регламент по исполнению государственной функции в настоящее время определяет последовательность и сроки действий (административные процедуры) по осуществлению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности.

Исполнение государственной функции по надзору в установленной сфере деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также рядом Федеральных кодексов, в том числе: КоАП РФ, АПК РФ, ГК РФ, Градостроительным кодексом РФ, а также Федеральными законами: от 8 августа 2001г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», от

30 декабря 2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и постановлениями Правительства Российской Федерации: от 14 января 2003г. №11 «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» [4] и от 21 декабря 2004г. №820 «О государственном пожарном надзоре» от 20 июня 2005г. №385 «О федеральной противопожарной службе», а также приказами МЧС России: от 6 августа 2004г. №372 «Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» [5], от 24 октября 2006г. №604 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 06.08.2004 №372» [6], от 1 октября 2004г. №458 «Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [7], от 24 октября 2006г. №603 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 1.10.2004 №458» [8], от 19 февраля 2007г. №87 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 01.10.2004 №458» [9], от 6 февраля 2006г. №68 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных тставлять протоколы об административных правонарушениях» [10], от 27 сентября 2006г. №550 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 6 февраля 2006 №68» [11], от 16 марта 2007г. №139 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности», от 16 марта 2007г. №140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения» [12], от 16 марта 2007г. №141 «Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности» [13].

В настоящее время Государственный пожарный надзор под руководством Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляют органы, перечисленные в приложение №1 к данному Административному регламенту и должностные лица ГПН Федеральной противопожарной службы (сокращено - ФПС), в том числе: а) Управление государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице: заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору; б) Управления государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору; в) Управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице: главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; г) Территориальные отделы (отделения, инспекции) УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации или ОГПН в лице: главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; д) Отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях в лице: главных государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору.

Мероприятия по надзору проводятся на территориях, технологических установках, оборудовании, агрегатах, в зданиях, сооружениях, в отношении изделий, продукции и иного имущества, для которых установлены требования пожарной безопасности. Предметом мероприятия по надзору является деятельность организаций и граждан по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте надзора.

Органы и должностные лица ГПН проводят мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: руководителей федеральных органов исполнительной власти; руководителей органов местного самоуправления; собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе: руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; юридических лиц; должностных лиц в пределах их компетенции; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица; граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Организация и проведение мероприятий по надзору в отношении лиц, указанных в п. 6 анализируемого Административного регламента, осуществляются в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Данным административным регламентом установлена следующая компетенция органов ГПН при исполнении государственной функции:

А) Управление государственного пожарного надзора МЧС России в пределах своей компетенции: руководит и контролирует деятельность управлений государственного пожарного надзора региональных центров МЧС России; управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций); осуществляет по согласованию с Управлением организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России организационно-методическое руководство отделами (отделениями, инспекциями, группами) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО; организует и проводит мероприятия по надзору на объектах надзора, в том числе, федеральных органов исполнительной власти; организует проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям; разрабатывает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями нормативные документы по пожарной безопасности; рассматривает нормативные документы по пожарной безопасности, разработанные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов и организаций; проводит работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; выполняет иные функции государственного пожарного надзора в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации.

Б) Управления государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: контролируют деятельность управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций) при осуществлении ГПН; организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществляют сбор, обобщение и анализ

показателей, характеризующих деятельность по осуществлению ГПН; участвуют в мониторинге применения требований пожарной безопасности; координируют проверки объектов надзора, расположенных в двух и более субъектах Российской Федерации; изучают и распространяют положительный опыт, новые эффективные формы и методы осуществления ГПН; обобщают практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих мероприятий в области организации и осуществления ГПН; организуют проведение аттестаций государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям; осуществляют организационно-методическое обеспечение нижестоящих органов ГПН, а также информирование об изменениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению работы органов ГПН; информируют полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов.

В) Управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации: осуществляют ГПН непосредственно, а также в лице государственных инспекторов соответствующих органов ГПН; руководят и контролируют работу территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на обслуживаемой территории; ведут самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов ГПН, обобщают полученную от подчиненных территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации информацию по учету и анализу, предусмотренных вышеназванным Административным регламентом; ведут государственный статистический учет пожаров; определяют периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации; организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления; информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории; осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий; организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров

(работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними; осуществляют контроль за производством по делам об административных правонарушениях; вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; проводят мониторинг применения требований пожарной безопасности и др.

Г) Территориальные отделы (отделения, инспекции) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации: организуют и осуществляют деятельность государственных инспекторов, включая планирование и анализ результатов этой деятельности; ведут учет объектов надзора; организуют и осуществляют проведение мероприятий по надзору на объектах надзора, расположенных на обслуживаемой территории; организуют и проводят государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления; разрабатывают и утверждают в установленном порядке должностные обязанности государственных инспекторов с учетом их специализации по направлениям осуществления ГПН; ведут учет пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов, предусмотренных настоящим Административным регламентом; определяют перечень государственных инспекторов, представляющих соответствующие органы ГПН в комиссиях (советах) по пожарной безопасности; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях; вносят в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий; обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними и др.

И, наконец, Отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, осуществляют свои функции в объеме, указанном в п.8.4 настоящего Административного регламента, а также ведут государственный

статистический учет пожаров, определяют периодичность проведения мероприятий по надзору на объектах надзора, если это не установлено законодательством Российской Федерации.

Во втором разделе Регламента Министром установлены основные требования к порядку исполнения государственной функции, а также порядок информирования об исполнении государственной функции. Так, в частности, информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется: посредством размещения на официальном интернет-сайте МЧС России; непосредственно в органах государственного пожарного надзора, исполняющих государственную функцию; с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении. Информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется государственными инспекторами по пожарному надзору следующими способами: при личном контакте с гражданами; посредством почтовой связи; посредством телефонной связи; посредством электронной почты (при наличии таковой).

Перечень государственных инспекторов по пожарному надзору и предоставленных им прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях приведен в приложении №3 к Административному регламенту. Исполнение ими государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: планирование мероприятий по надзору в органах ГПН; проведение плановых мероприятий по надзору за соблюдением лицами, указанными в п.6 настоящего Административного регламента, требований пожарной безопасности; проведение внеплановых мероприятий по надзору за соблюдением лицами, указанными в п. 6 настоящего Административного регламента, требований пожарной безопасности; оформление результатов и принятие мер по результатам мероприятий по надзору; регистрация и учет мероприятий по надзору; проведение консультаций по исполнению государственной функции и иным вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН; рассмотрение жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц органов ГПН и др.

Выполнение административных процедур исполнения государственной функции может быть закончено: а) составлением и вручением акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности; б) возбуждением дела об административном правонарушении; в) вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении; г) выдачей предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности, не соответствующих требованиям пожарной безопасности; д) внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам; е) подготовкой и направлением ответа по результатам рассмотренного обращения физического или юридического лица; ж) подготовкой и направлением при необходимости информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные

органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Деятельность должностных лиц ГПН по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора, разрабатываемыми в УГПН региональных центров МЧС России, УГПН (ОГПН) ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделах (отделениях, инспекциях), в ОГПН ЗАТО, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей. Планируемые мероприятия должны быть разработаны на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, а также с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

При планировании должны быть учтены сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не должно планироваться. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения журнала учета объектов надзора и контрольно-наблюдательных дел по объектам надзора, содержащий разделы с учетом классов функциональной пожарной опасности зданий (сооружений) и наружных установок. Журнал учета объектов подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по результатам письменных запросов органов ГПН официальных документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию и сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прав собственности на недвижимое имущество. Регламентом в настоящее время допускается ведение журнала учета объектов надзора в электронном виде при условии сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежегодной архивацией на бумажном носителе. Срок ведения журнала не менее 10-ти лет. Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны и особо важные пожароопасные объекты, - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями.

Министр определил, что на мероприятия по надзору, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, указанными в п.3 настоящего Административного регламента, должно планироваться не менее 15-ти рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления ГПН: подготовка (ознакомление с документами по объекту

надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение мероприятия по надзору, оформление результатов мероприятия по надзору, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору, прием граждан, связанный с проведением мероприятий по надзору.

Результаты надзорной деятельности должны анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории. Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления. Порядок анализа деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора устанавливается отдельными нормативными актами МЧС России.

В заключение особо следует отметить, что в Административном регламенте особо определено, что в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности при проведении мероприятий по надзору уполномоченные должностные лица органов ГПН возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. КоАП РФ. При этом регистрация дел об административных правонарушениях, возбужденных и (или) рассмотренных должностными лицами органов ГПН, а также сведения об их движении отражаются в специальном журнале учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Литература и источники

1. СЗ РФ. 2004. №28. Ст. 2882.

2. СЗ РФ. 2005. №47. Ст. 4933.

3. Зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2007 г., регистрационный №10424.

4. СЗ РФ. 2003. №3. Ст. 228 (с доп. и измен.).

5. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.08.2004, регистрационный №5977 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. №34; 2006. №50.

6. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.11.2006, регистрационный №8518 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №50.

7. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2004, регистрационный №6068 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. №43; 2006. №48; 2007.

8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации

17.11.2006, регистрационный №8502 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №48.

9. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации

30.03.2007, регистрационный №9187 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №15.

10. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации

07.03.2006, регистрационный №7570 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. №11. №44.

11. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации

29.03.2007, регистрационный №9171 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №15.

12. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.04.2007, регистрационный №9205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №18.

13. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.03.2007, регистрационный №9172 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №15.

Татарян Е.Е. - руководитель Центра магистерских программ Российского государственного университета туризма и сервиса (tataryan@mail.ru) Tatarian, E.E. - Head of the Center Master's programs of the Russian State University of Tourism and Service

УДК 342.951

ЩЕРБАК Е.Н.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: система высшего образования, административное законодательство, аккредитация учреждений высшего образования, унификация образовательных стандартов

В статье рассмотрены административно-правовые проблемы управления в сфере высшего образования. Автор показывает, что, при непростых для Российского государства внешнеэкономических факторах, целесообразно прибегать к обязательному законодательному подтверждению согласия на применение положений межгосударственных интеграционных соглашений к внутреннему праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.