Научная статья на тему 'Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов федерального государственного пожарного надзора'

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов федерального государственного пожарного надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
767
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Огнянов Юрий Анатольевич, Закирьянов Хамит Икрамович, Епифанцев Александр Викторович

Рассмотрение основных нормативных документов регламентирующих деятельность ГПН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов федерального государственного пожарного надзора»

АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО

НАДЗОРА

1 2 3

Огнянов Ю.А. , Закирьянов Х.И. , Епифанцев А.В.

1Огнянов Юрий Анатольевич - магистрант;

2Закирьянов Хамит Икрамович - магистрант;

3Епифанцев Александр Викторович - магистрант, кафедра надзорной деятельности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург

Аннотация: рассмотрение основных нормативных документов регламентирующих деятельность ГПН.

Ключевые слова: федеральный государственный пожарный надзор, требования нормативных документов.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [2].

МЧС России и его территориальные органы в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет надзор за выполнением установленных требований пожарной безопасности - федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН).

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [3].

В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации [1] и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности» [3], принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, которые устанавливают обязательные требования к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области пожарной безопасности, являются:

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• КоАП РФ;

• Уголовный кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

• приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:

• соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

• соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

• соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

• соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

• выполнение предписаний органов ГПН;

• проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни,

• здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Мероприятия по надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в форме выездных проверок баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, владельцами которых они являются.

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по пользованию поднадзорными объектами, позволяют достаточно эффективно осуществлять государственный надзор.

Обязательные требования к осуществлению деятельности, указанной выше, для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей доступны, организация их исполнения возможна.

Достаточность, полнота и объективность обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, обеспечивается многоступенчатым обсуждением проектов документов, включая размещение проекта документа на официальном сайте МЧС России для его общественного обсуждения.

Также организована работа по выявлению в проектах нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области пожарной безопасности, участниками которых являются субъекты предпринимательской (инвестиционной) деятельности, положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской или инвестиционной деятельности.

При выявлении в проекте документа указанных положений, они исключаются, либо приводятся в соответствие с принципом установления минимально необходимых требований для обеспечения заданного уровня пожарной безопасности.

Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и разработанные в их развитие нормативные документы МЧС России,

регламентирующие организацию и осуществление государственных надзоров, в целом позволяют реализовать возложенные на МЧС России задачи и функции.

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе проведения мероприятий по контролю, содержат достаточные для достижения необходимого уровня безопасности положения, которые научно обоснованы и являются доступными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Для проведения мероприятий по контролю и осуществления возложенных функций налажено взаимодействие надзорных органов и государственной инспекции по маломерным судам МЧС России с другими органами государственного контроля (надзора).

В 2015 году внесены изменения в законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие надзорную деятельность в сфере МЧС России.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации», внесены изменения в «Уголовный кодекс Российской Федерации» (изменения в части касающейся применения методики по расчету крупного ущерба) [6].

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», внесены изменения в «Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации» (изменения в части касающейся статьи 150 Изменен перечень статей, согласно которых по уголовным делам о преступлениях производится дознание).

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 17.7 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В частности, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения увеличился с трех месяцев до одного года. Кроме того, наказание за совершение правонарушения по статье 17.7 КоАП РФ для должностных лиц теперь, помимо штрафа, предусматривает дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года [7].

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор -деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контроля на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию

35

состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы [8].

Органами государственного пожарного надзора являются:

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

• территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

• структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

В целях достижения наиболее эффективной защиты интересов личности, общества и государства от пожаров, чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этх действий, максимального снижения нагрузки на юридических и физических лиц при осуществлении надзорных функций, должностные лица органов ГПН наделены правами по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [8].

В соответствии с Федеральным законом от декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» функции органов ГПН устанавливаются Правительством Росс йской Федер ции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с различными изменениями и дополнениями.

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме».

6. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации».

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

ПРОЕКТОВ Богатов И.Н.

Богатое Илья Николаевич - магистрант, направление: информационные системы и технологии, кафедра информатики и компьютерного дизайна, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье приведены результаты исследования систем конкурсного отбора проектов. Показано, что автоматизированные системы отбора помогут экспертам потратить минимум времени и средств на оценку и выбор проектов, а также отсеять заранее бесперспективные проекты. Проанализированы основные достоинства и недостатки существующих систем, и на основе полученных данных создана собственная система экспертизы проектов.

Ключевые слова: системы экспертизы проектов, конкурсный отбор, базы данных.

Реализация венчурных проектов всегда являлась одним из эффективных механизмов развития научно-технических систем и научного потенциала страны в целом. Однако процесс рассмотрения и принятия в эксплуатацию этих систем связан с высоким уровнем риска и неопределенности, что делает актуальным предварительный процесс экспертизы и отбора проектов. Таким образом, работа конкурсной комиссии, заключающаяся в оценивании и отборе, как и заявок на проекты, так и самих проектов нуждается в автоматизации и информационной поддержке.

Актуальность автоматизации процесса экспертизы проектов заключается в необходимости создания удобного решения по оценке и отбору проектов, избегая многократного повторения рутинных процессов и минимизируя труд членов конкурсной комиссии.

Для полного отображения структуры проектируемой системы экспертизы проектов создана структурно-функциональная диаграмма системы (рис. 1). В данной статье рассмотрен спроектированный фрагмент системы, включающий в себя оценку и отбор проектов. Из рисунка видно, что система включает в себя базы данных, содержащую информацию о конкурсе (условия проведения, дата начала и окончания проведения и т.д.), участниках (содержится только та информация, которая необходима для проведения конкурсов), экспертах и проектах.

Объявление о конкурсе, включающее в себя условия конкурса, сроки проведения, цели и задачи конкурса публикуются на сайте университета.

Система отбора проектов создана для экспертизы проектов в рамках СПбГУТ по методу взвешенной суммы критериев (1).

р(гМ = ш1г1 + - + штгтН1)

™ / т

где - коэффициент важности, ' - оценка эксперта по критерию, -

количество критериев, по которым оценивается проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.