Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазурин В.В., Мирзоев А.О.

В статье исследуются аспекты взаимосвязи валютного контроля и мероприятий осуществляемых в рамках его, с привлечением к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Также указано на различие в объеме полномочий по привлечению к административной ответственности у различных органов валютного контроля. Обращено в работе внимание на полномочия ФТС России в привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательство. Авторы определили, что развитие валютного контроля прямо пропорционально увеличению привлечения к административной ответственности виновных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENCY CONTROL AS A BASIS FOR BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION

The article examines the aspects of the relationship between currency control and measures carried out within its framework, with administrative responsibility for violation of currency legislation. It is also pointed out that there is a difference in the scope of powers to bring to administrative responsibility from various currency control bodies. Attention is drawn in the work to the powers of the Federal Customs Service of Russia in bringing to administrative responsibility for violation of currency legislation. The authors determined that the development of currency control is directly proportional to the increase in bringing to administrative responsibility of the perpetrators.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

УДК 347.73(045)

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье исследуются аспекты взаимосвязи валютного контроля и мероприятий осуществляемых в рамках его, с привлечением к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Также указано на различие в объеме полномочий по привлечению к административной ответственности у различных органов валютного контроля. Обращено в работе внимание на полномочия ФТС России в привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательство. Авторы определили, что развитие валютного контроля прямо пропорционально увеличению привлечения к административной ответственности виновных лиц.

Ключевые слова: валютный контроль, административная ответственность, органы валютного контроля, валютное законодательство, правонарушение, контрольные мероприятия.

DOI 10.22281/2542-1697-2022-01-03-71-75

Актуальным вопросом для государства является соблюдение валютного законодательства Российской Федерации, как резидентами, так и нерезидентами. Нарушения в этой сфере могут негативно сказаться на всей экономической ситуации в стране, подорвать её экономическую безопасность. В качестве защиты государственных интересов в сфере валютного регулирования, законодатель устанавливает различные виды ответственности за нарушение валютного регулирования. В зависимости от тяжести правонарушения, речь идет об административной или уголовной ответственности.

Выявление совершенного нарушения валютного законодательства происходит в результате осуществления валютного контроля, осуществляемого уполномоченными органами, который как указывают Великанова А.В. и Паулов П.А, является видом государственного финансового контроля [5, с.181]. Именно на основании мероприятий валютного контроля, позволяющих выявить сам факт нарушения валютного законодательства и размер общественной опасности такого нарушения, нарушитель привлекается к ответственности.

Понятие валютного контроля выступало часто предметом изучения ученых. Так, Емелин А.В. рассматривает валютный контроль как самостоятельный вид государственного контроля, представляющий собой деятельность специально уполномоченных на основании закона государственных органов и иных организаций (например, уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля) по осуществлению комплекса нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка [8, с. 33].

В свою очередь Вострикова Л.Г. определяет валютный контроль как комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых на основании закона специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками) и направленных на совершение валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также на выявление, предупреждение и пресечение данного порядка [6, с. 21].

Во всех вышеуказанных определениях содержится указание, что именно в рамках валютного контроля применяются меры по проверке соблюдения, выявления, предупреждения и пресечения нарушений. Можно предположить, что без валютного

Мазурин В.В., Мирзоев А.О.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

DIRECTORY OF OPEN ACCESS JOURNALS

контроля осуществление привлечения к ответственности виновных лиц не возможно, при этом как к уголовной ответственности, так и к административной. Если нарушение валютного законодательства предполагает привлечение к административной ответственности, то можно его обозначить как валютное правонарушение и согласиться с его трактовкой, которую дает Артёмов Н.М.: «виновно совершённое противоправное (связанное с нарушением законодательства в валютной сфере) деяние (действие или бездействие) субъекта валютных отношений, за которое валютным законодательством установлена ответственность» [4, с.9].

Привлечение к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, предполагает наличие соответствующих полномочий у органов власти, которые законодательством отнесены к органам валютного контроля. Согласно ч. 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» к таким органам относят ЦБ РФ (Банк России) и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации [2], которыми выступают Федеральная налоговая служба (далее ФНС России) и Федеральная таможенная служба (далее ФТС России) [3].

При этом, если за нарушение валютного законодательства, на основании мероприятий валютного контроля, к административной ответственности могут привлекать вышеуказанные органы, то к уголовной ответственности лишь уполномоченные правоохранительные органы. При этом, речь в законодательстве не идет о том, что факт преступления должен быть выявлен в результате мероприятий валютного контроля - это может быть сделано и на основании данных полученных в результате иных мероприятий, к примеру, оперативно-розыскных. Это позволяет сделать вывод, что валютный контроль, в первую очередь, лежит в основе привлечения именно к административной ответственности.

Выше указывалось, что привлечение к административной ответственности за нарушение валютного законодательства осуществляется органами валютного регулирования: Банком России, ФНС России и ФТС России. Однако, если анализировать статью 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)[1], то правонарушения могут фиксировать по итогам мероприятий валютного контроля и привлекать в административной ответственности только Банк России и ФНС России.

Компетенция ФТС России, по привлечению к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования согласно статье 15.25 КоАП РФ, значительно меньше. Это позволяет констатировать, что не везде, где осуществляются мероприятия валютного контроля, органы их осуществляющие, могут привлекать виновные лица к административной ответственности в одинаковом объеме. В частности, если рассмотреть такие действия в сфере валютного контроля ФТС России как затребование паспорта сделки, то итогом этого контрольного мероприятия предусматривается в первую очередь пополнение федерального бюджета [9, с.151-152], а само оно носит больше профилактический характер.

ФТС России обладает широкими полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, согласно главе 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)», при этом проводимые им контрольные мероприятия могут быть направлены как на нарушение таможенного, так и валютного законодательства. Так, по мнению Головина О.Н.: «Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля позволило полностью реализовать цепочку последовательных мероприятий от выбора контрольных и надзорных пунктов до привлечения нарушителей к ответственности и наложения на них штрафов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного государственным финансовым интересам незаконной деятельностью» [7, с 41].

Привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства можно связать с совершенствованием процедур валютного контроля с

помощью цифровизации и иных новых технологий. Более того, сами цифровые активы могут выступать активно объектами валютного контроля со стороны уполномоченных органов [ 10, с. 112], что будет предполагать увеличение объема выявленных правонарушений. Также усовершенствование мероприятий валютного контроля, наделение уполномоченных органов дополнительными полномочиями в этой сфере, предполагает выявление большего количества правонарушений, что приведет к росту числа лиц привлекаемых к административной ответственности. Можно констатировать, что количество мероприятий валютного контроля прямо пропорционально количеству возбужденных административных дел за нарушение валютного законодательства. Развитие валютного контроля предполагает не только увеличение привлечения к административной ответственности, но также повышение законности и правопорядка к сфере валютных правоотношений, усиление профилактической функции.

Все вышеуказанное позволяет сделать выводы. Во-первых, мероприятий валютного контроля позволяют выявить нарушения валютного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность. Во-вторых, полномочия органов валютного контроля в сфере привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства отличаются, что предполагает как разный объем выявленных правонарушений, так и различия в количестве возбужденных административных дел. В третьих, добавление полномочий органам валютного контроля, увеличение подконтрольных объектов, совершенствование контрольных инструментов, все это предполагает увеличение объема выявленных правонарушений.

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. - Режим доступа: свободный. -URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». - Режим доступа: свободный. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

3. Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 02.02.2016 № 41 . - Режим доступа: свободный. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

4. Артёмов Н.М. Проблемы и перспективы правового регулирования валютной ответственности в Российской Федерации / Н.М. Артёмов // Вопросы экономики и права. - 2013. -№ 1. - С. 7-13. - Текст: непосредственный

5. Великанова А.В., Паулов П.А. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. -2018. -№ 3 (20). -С. 180-182. - Текст: непосредственный

6. Вострикова Л.Г. Учебник. Валютное право. М., 2006. - Текст: непосредственный

7. Головина О.Н. Перспективы развития валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник ДонНУ. Сер. В. Экономика и право. -2021. - № 1. -С. 39-48. - Текст: непосредственный

8. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации // Деньги и кредит - 2005. - № 3. - Текст: непосредственный

9. Юрченко О.А., Яковлева Е.Ю. Контроль паспорта сделки - основной инструмент валютного контроля, осуществляемого таможенными органами // В сборнике: Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 149-156. - Текст: непосредственный

10. Яковлева М.А. Реформирование субъектов валютного регулирования и контроля России на пути к цифровой экономике // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 2. -С. -107-115. - Текст: непосредственный

Сведения об авторах

Мазурин Владимир Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, тел. 8-910-332-3397, e-mail: mazur2v2v2@mail.ru

Мирзоев Артем Олегович - магистр 1 курса по специальности «юрист в органах власти» юридического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: ta.sam.burenka@mail.ru

UDK 347.73(045)

CURRENCY CONTROL AS A BASIS FOR BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION

Mazurin V.V., Mirzoev A.O.

Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, Bryansk

The article examines the aspects of the relationship between currency control and measures carried out within its framework, with administrative responsibility for violation of currency legislation. It is also pointed out that there is a difference in the scope of powers to bring to administrative responsibility from various currency control bodies. Attention is drawn in the work to the powers of the Federal Customs Service of Russia in bringing to administrative responsibility for violation of currency legislation. The authors determined that the development of currency control is directly proportional to the increase in bringing to administrative responsibility of the perpetrators. Keywords: currency control, administrative responsibility, currency control bodies, currency legislation, offense, control

References

1. The Russian Federation. Laws. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 N 195-FZ. - Access mode: free. - URL: http://www.consultant.ru . - Text: electronic.

2. The Russian Federation. Laws. Federal Law No. 173-FZ of 10.12.2003 "On Currency Regulation and Currency Control". - Access mode: free. - URL: http://www.consultant.ru . - Text: electronic.

3. The Russian Federation. Laws. Decree of the President of the Russian Federation "On some issues of state control and supervision in the financial and budgetary sphere" dated 02.02.2016 No. 41 . - Access mode: free. - URL: http://www.consultant.ru . - Text: electronic.

4. Artemov N.M. Problems and prospects of legal regulation of currency liability in the Russian Federation / N.M. Artemov // Questions of economics and law. - 2013. - No. 1. - pp. 7-13. - Text: direct

5. Velikanova A.V., Paulov P.A. The concept of currency control as a type of state financial control // Modern scientific research and development. -2018. -№ 3 (20). - Pp. 180-182. - Text: direct

6. Vostrikova L.G. Textbook. Currency law. M., 2006. - Text: direct

7. Golovina O.N. Prospects for the development of currency control carried out by the customs authorities of the Russian Federation // Bulletin of DonNU. Ser. V. Economics and Law. -2021. - No. 1. - pp. 39-48. - Text: direct

8. Emelin A.V. Fundamentals of the organization and functioning of the currency control system in the Russian Federation // Money and Credit - 2005. - No. 3. - Text: direct

9. Yurchenko O.A., Yakovleva E.Y. Transaction passport control is the main instrument of currency control carried out by customs authorities // In the collection: Topical issues of currency control in modern conditions. Materials of the international scientific and practical conference. 2017. pp. 149-156. - Text: direct

10. Yakovleva M.A. Reforming the subjects of currency regulation and control of Russia on the way to the digital economy // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. - 2020. - No. 2. -p. -107-115. - Text: direct

Author's information

Mazurin Vladimir Vladimirovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, tel. 8-910-332-3397, e-mail: mazur2v2v2@mail.ru

Mirzoev Artem Olegovich - 1st year Master's degree in "Lawyer in government" of the Faculty of Law of the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: ta.sam.burenka@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.