Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РЕПАТРИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / НЕЗАКОННЫЙ ВЫВОД КАПИТАЛА / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / FOREIGN TRADE CONTRACT / CURRENCY OPERATIONS / REPATRIATION OF FUNDS / ILLEGAL WITHDRAWAL OF CAPITAL / CURRENCY REGULATION / CURRENCY CONTROL / ADMINISTRATIVE OFFENSES / CURRENCY CONTROL BODIES AND AGENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соленая Светлана Валентиновна, Хоренков Александр Петрович

В статье проанализированы основные изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в 2018 г., а также изменения в административном законодательстве в части административных правонарушений в сфере валютного контроля. Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами при реализации функции органа валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF APPLYING NEW RULES OF CURRENCY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Major changes in currency legislation that came into force in 2018 as well as the changes in administrative legislation in terms of administrative offenses in the field of currency control are analyzed in the article. Problematic issues arising in the implementation of the tasks facing the customs authorities at realization of the function of a currency control body are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С. В. Соленая, А. П. Хоренков

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы основные изменения в валютном законодательстве, вступившие в силу в 2018 г., а также изменения в административном законодательстве в части административных правонарушений в сфере валютного контроля. Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами при реализации функции органа валютного контроля.

Ключевые слова: внешнеторговый контракт; валютные операции; репатриация денежных средств; незаконный вывод капитала; валютное регулирование; валютный контроль; административные правонарушения; органы и агенты валютного контроля.

S. V. Solenaya, A. P. Khorenkov

ANALYSIS OF THE PRACTICE OF APPLYING NEW RULES OF CURRENCY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Major changes in currency legislation that came into force in 2018 as well as the changes in administrative legislation in terms of administrative offenses in the field of currency control are analyzed in the article. Problematic issues arising in the implementation of the tasks facing the customs authorities at realization of the function of a currency control body are considered.

Keywords: foreign trade contract; currency operations; repatriation of funds; illegal withdrawal of capital; currency regulation; currency control; administrative offenses; currency control bodies and agents.

Каждая страна, являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), обязана обеспечить соответствие своих законов ее принципам и нормам. Одним из основополагающих принципов, которыми руководствуются страны - члены ВТО, является либерализация движения капиталов.

В 2018 г. в целях усиления государственного контроля в сфере валютного законодательства вступил в силу ряд нормативных правовых документов, внесших существенные изменения в сферу валютного контроля.

Принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-Ф3 «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения, внесенные данным нормативным правовым актом, затронули, в первую очередь, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон 173-Ф3), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Также с 01.03.2018 вступил в силу новый порядок представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, утвержденный Инструкцией Центрального банка Российской Федерации (РФ) от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (Инструкция 181-И).

98 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2019

Основные изменения в сфере государственного контроля в области валютных правоотношений заключаются в следующем.

В первую очередь, конкретизированы требования к репатриации денежных средств. Если ранее требование о репатриации содержалось только в ст. 19 Закона 173-Ф3, то начиная с 14.05.2018 законодательно закреплено требование об указании сроков исполнения сторонами своих обязательств непосредственно во внешнеторговом контракте. В уполномоченный банк, принявший внешнеторговый контракт на обслуживание, должна быть предоставлена информация о сроках получения от нерезидента денежных средств за исполнение обязательств путем передачи товаров нерезиденту либо о сроках исполнения нерезидентом обязательств путем передачи товаров в счет осуществленных авансов. Также у резидентов появилась обязанность указывать во внешнеторговом контракте сроки возврата авансовых платежей.

Анализ практики работы Ростовской таможни по направлению валютного контроля показывает, что более чем в 70% внешнеторговых контрактов, в отношении которых были проведены проверки соблюдения валютного законодательства в части исполнения обязанности по репатриации денежных средств, сторонами не указываются конкретные сроки исполнения обязательств и сроки репатриации денежных средств. В этом случае таможенные органы вынуждены ориентироваться на дату завершения всех обязательств по контракту, которую стороны сделки могут ежегодно переносить путем составления дополнительных соглашений к контракту и фактически откладывать исполнение обязанности по репатриации денежных средств на неопределенное время.

Несомненным плюсом указания во внешнеторговом контракте сроков, о которых говорилось выше, является юридически закрепленная возможность осуществления органами и агентами валютного контроля (в нашем случае - таможенными органами и уполномоченными банками), при использовании всего арсенала взаимного информационного обмена, мониторинга соблюдения заявленных сроков и контроля исполнения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) обязанности, установленной ст. 19 Закона 173-Ф3 и скрепленной письменным соглашением сторон сделки.

Реалии современной политико-экономической ситуации, в которой оказалась Россия в последние годы, введение иностранными государствами в отношении многих российских компаний всевозможных санкций, мер ограничительного характера также нашли свое отражение в изменениях валютного законодательства, связанных с репатриацией денежных средств, причитающихся резидентам за переданные нерезидентам товары, работы, услуги. В Закон 173-Ф3 добавлено положение [1, п. 4.2 ст. 19] о том, что резидент, в отношении которого иностранным государством, учреждением введены меры ограничительного характера, считается исполнившим обязанность по репатриации, указанную в п. 1 ч. 1 ст. 19 при условии, что он включен в перечень, утвержденный Федеральной налоговой службой (ФНС России) и согласованный с Министерством финансов РФ (Минфин России), размещаемый на официальном сайте налоговой службы. Данное нововведение вступило в силу 30.07.2018.

Ранее вопрос страхования экспортных кредитов в контексте исполнения резидентом обязанности по репатриации денежных средств от экспорта товаров был отражен лишь в п. 4 ст. 19 Закона 173-Ф3 и касался обеспечения получения

экспортером на свои банковские счета страховой выплаты от агентства ЭКСАР в размере, равном либо превышающем сумму неполученных денежных средств. С 30.07.2018 вступило в силу дополнение в Закон 173-ФЗ, в соответствии с которым экспортер также считается исполнившим вышеупомянутую обязанность, если он обеспечил получение на свои банковские счета денежных средств по сделке, гарантирующей исполнение нерезидентом своих обязательств, заключенной с Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком, в размере, равном либо превышающем сумму неполученных денежных средств.

В практике работы Ростовской таможни встречаются такие случаи. Так, при проведении в 2018 г. проверки соблюдения одним из крупнейших производственных предприятий Ростова-на-Дону валютного законодательства РФ в части репатриации экспортной валютной выручки в особо крупном размере установлено, что данным предприятием отгружена готовая продукция контрагенту - резиденту одной из стран Балтии на сумму более двух миллионов евро. Однако после введения этой страной в отношении предприятия мер ограничительного характера, что на практике проявилось в форме отказа иностранного партнера оплатить стоимость поставленной продукции, российский участник ВЭД оказался де-факто в положении лица, не исполнившего обязанность по обеспечению репатриации экспортной валютной выручки, установленную ст. 19 Закона 173-ФЗ [1, п. 4.2 ст. 19]. Только своевременно заключенный договор страхования экспортных рисков с Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком, а также включение данного предприятия в вышеуказанный перечень оградили предприятие от административной, а руководителя - от уголовной ответственности. Сложно представить положительное разрешение данной ситуации без введения в Закон 173-ФЗ описанных выше изменений.

Существенно расширены полномочия банков как агентов валютного контроля, что выразилось, в первую очередь, в увеличении перечня оснований для отказа уполномоченным банком клиенту в осуществлении валютной операции. Если раньше уполномоченный банк мог отказать резиденту в осуществлении валютных операций в случаях, когда тот представлял в банк недостоверные документы либо документы не представлялись вовсе, то теперь решение об отказе в осуществлении валютной операции может быть принято и в случаях нарушения валютного законодательства РФ.

Информационный обмен, осуществляемый между таможенными органами и банками, в том числе в рамках противодействия незаконному выводу капиталов, во многом способствует реализации банками своих полномочий по пресечению валютных операций, обладающих признаками сомнительности. Одним из таких признаков, явно указывающих на отсутствие экономической целесообразности внешнеторговой сделки и ее мнимый характер с целью незаконного вывода капиталов за рубеж, является значительное (в два раза и более) завышение цены ввозимых товаров, в отношении которых не взимаются ввозные таможенные пошлины и налоги. В настоящее время информационный обмен между таможенными органами и уполномоченными банками построен следующим образом: должностное лицо таможенного органа, осуществляющее документальный контроль сведений, заявленных в декларации на товары, в том числе о их стоимости, в случае обнаружения факта значительного и необоснованного завышения цены ввозимых товаров, в отношении которых не взимаются ввозные таможенные пошлины

и налоги, проставляет в соответствующем поле декларации специальную отметку. После приема банком от таможенного органа информации о такой поставке товаров со специальной отметкой банк, реализуя свои полномочия, данные новой редакцией Закона, прекращает все транзакции резидента по выявленной сомнительной сделке.

Так, на таможенный пост Ростовской таможни были поданы сразу четыре декларации на товары, в которых разными участниками ВЭД были заявлены товары - жесткие диски для серверного оборудования. На этапе контроля таможенной стоимости было установлено, что цена одного изделия заявлена в размере 3 400 евро за штуку, при этом объем памяти одного жесткого диска составлял всего 500 гигабайт - весьма скромный параметр даже для использования в домашнем компьютере, не говоря о профессиональном серверном оборудовании.

Мониторинг цен идентичных и однородных товаров показал, что средняя цена декларирования таких изделий по стране составила порядка 155 долл. США за штуку, что соответствовало 135 евро. После совокупного всестороннего анализа ценовой информации об идентичных и однородных товарах таможней было принято решение о проставлении специальной отметки в декларации на товары, сигнализировавшей уполномоченному банку при получении информации о выпущенных декларациях [2] о необоснованном завышении цены товаров. В результате была предотвращена попытка незаконного вывода из страны более 2 млн евро.

Изменения произошли и в административной ответственности за нарушения валютного законодательства, установленной ст. 15.25 КоАП РФ, прежде всего, касающиеся круга субъектов административных правонарушений.

Определена ответственность должностного лица за осуществление незаконных валютных операций, нарушения требований по репатриации валюты. В категорию должностных лиц теперь попадают и физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц [3, прим. к ст. 2.4]. Административным наказанием будет являться штраф в размере от 20 до 30 тыс. руб. Также введена ответственность должностных лиц за повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Административным наказанием в данном случае будет являться дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет [3, ч. 5.1 ст. 15.25]. При этом законодатель не предусматривает срока давности для совершения первичного правонарушения. Административное наказание в виде дисквалификации назначается по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

Ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения валютного законодательства теперь соразмерна ответственности, которую несут юридические лица. Так, за совершение административных правонарушений, квалифицируемых ч. 1, 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ, предусмотрен административный штраф, составляющий от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, не зачисленных (не возвращенных) в РФ. Введение данной меры, как показывает анализ практики работы Ростовской таможни, действительно способствовало повышению ответственности индивидуальных предпринимателей в плане проявления гораздо большей осмотрительности при исполнении своих обязательств по репатриации денежных средств. Если по данным 2017 г. таможней за административные правонарушения, связанные с нарушением требований о репатриации денежных средств, образующие составы

ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, привлечены более 20 индивидуальных предпринимателей, то после внесения вышеуказанных изменений в КоАП РФ - ни одного.

Упразднение паспорта сделки как базового документа валютного контроля аннулировало обязанность резидента по его оформлению, затем переоформлению, закрытию. Как следствие, из практики возбуждения Ростовской таможней дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями установленных правил оформления (переоформления) паспортов сделок, данные составы правонарушений исчезли, тогда как ранее на указанные составы административных правонарушений приходилось до трети от всех выявляемых нарушений в сфере валютного контроля.

Согласно Инструкции 181-И учету в уполномоченных банках подлежат импортные контракты с суммой обязательств, эквивалентной 3 млн руб. и выше, для экспортных контрактов порог установлен в размере, вдвое большем - 6 млн руб. и выше. Следовательно, экспортерам, особенно относящимся к субъектам малого и среднего бизнеса, значительно реже придется обращаться в банк для постановки контракта на учет. Положительным моментом для участников ВЭД является также и то, что время, отведенное банку на постановку контракта на учет, по сравнению с оформлением паспорта сделки сократилось с пяти до двух дней.

Негативной стороной упразднения паспорта сделки, прежде всего для таможенных органов, стала невозможность привлечения после 01.03.2018 к административной ответственности лиц, нарушивших установленные ранее правила оформления (переоформления) паспортов сделок, даже если сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Таможенные органы начиная с июня 2016 г. регулярно получают в электронной форме информацию с признаками нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования [4]. Всего Ростовской таможней получено около 5 тыс. записей по валютным операциям с признаками нарушений, относящихся почти к 2 тыс. контрактов.

По состоянию на дату указанного нововведения по региону деятельности Ростовской таможни, согласно полученной банковской информации, насчитывалось 195 случаев с признаками нарушений правил оформления (переоформления) паспортов сделки, в результате 94 участника ВЭД избежали административной ответственности в силу того, что Инструкция 181-И улучшила их положение, исключив тем самым состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Соответственно, государственная казна недополучила почти 9 млн руб. штрафов, предусмотренных за вышеуказанные нарушения.

Негативные последствия имеет ситуация с отменой справок о валютных операциях [5]. Анализ массива банковской информации о признаках нарушений правил и сроков представления справок о валютных операциях участниками ВЭД, находящимися в регионе деятельности Ростовской таможни, показал следующее: по состоянию на 01.03.2018 насчитывалось 1 345 признаков нарушений данного состава, в результате административной ответственности избежали 230 участников ВЭД, а казна недосчиталась, в зависимости от возможной квалификации правонарушений, от 30 до 60 млн руб. административных штрафов [3, ст. 15.25].

Согласно получаемой таможенными органами от уполномоченных банков информации о признаках нарушений, о которой подробнее речь пойдет ниже, по состоянию на 01.10.2018 на регион деятельности Ростовской таможни приходился 1 201 признак нарушения резидентами правил и сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, т. е. основных документов учета согласно Инструкции 181-И. При этом сроки давности привлечения к административной ответственности, исходя из дат совершения нарушений, не истекли [6].

Для достижения эффективности работы в данном направлении, получения значимых результатов необходима длительная и кропотливая работа, в том числе по скорейшему решению проблем и устранению недостатков как технического, так и системного характера, которых сегодня не лишена система таможенно-бан-ковского валютного контроля. В первую очередь, это касается информационного обмена между таможенными органами и уполномоченными банками [7].

Анализ практики работы таможни с массивом информации с признаками нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, получаемой от уполномоченных банков, показал, что порядка 10% информации поступает в сроки, не позволяющие провести проверку, возбудить дело об административном правонарушении и вынести постановление о назначении административного наказания в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Множество нареканий со стороны таможенных органов вызывает и алгоритм формирования этой информации. Нередки случаи, когда при наличии весьма значительных сумм отрицательных итоговых сальдо расчетов, являющихся признаком возможного нарушения валютного законодательства в части нерепатриации денежных средств, в результате проведенной проверки, требующей значительных затрат времени, факты нарушений в итоге не подтверждаются [8].

Показателен пример из практики работы Ростовской таможни с банковским массивом признаков нарушений: из 907 проверенных записей признаки нарушений не подтвердились в 740, т. е. некорректными оказались более 80% переданных таможенному органу данных. Причины этого разные: ранее неучтенные, открытые в других банках по контракту паспорта сделок, сальдо расчетов по которым положительное; невозможность отражения в ведомости банковского контроля деклараций на товары, выпущенных до оформления паспорта сделки, и многие другие [9].

В итоге все вышеизложенное приводит к искажению реальной информации и свидетельствует о необходимости серьезной доработки алгоритма формирования банковского информационного массива с признаками нарушений валютного законодательства.

Не лишены недостатков и информационные системы таможенных органов. Среди основных следует отметить несвоевременное обновление информации в Центральной базе данных валютного контроля [10]. В результате задержек в формировании информационного массива происходит следующее: на дату формирования базы данных имеются все признаки нарушения резидентом требования о репатриации денежных средств по завершенному контракту в виде отрицательного сальдо расчетов, однако в результате проверки выясняется, что информация о нарушении устарела и на дату завершения проверочных мероприятий денежные средства поступили либо возвращены в установленные сроки. Как

следствие, указанные недостатки приводят к большому количеству нерезультативных проверок, непроизводительным потерям рабочего времени.

Подводя итог вышеизложенного, отметим, что нововведения, внесенные Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», безусловно, имеют большое значение как для развития бизнеса, так и для органов и агентов валютного контроля.

Знание и соблюдение новых правил, касающихся валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности, участниками ВЭД и государственными контролирующими органами, а также своевременное решение имеющихся проблемных вопросов как со стороны таможенных органов, так и со стороны уполномоченных банков позволят резидентам осуществлять ВЭД эффективно, прибыльно и в соответствии с валютным законодательством.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» (вместе с «Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Указание Банка России от 16.08.2017 № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Козельский В. Н. Санкции за нарушение валютного законодательства // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 6 апреля 2017 г.). Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ имени Г. В. Плеханова, 2017. С. 26-33.

6. Овсянников С. А. Роль таможенных органов в обеспечении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 6 апреля 2017 г.). Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ имени Г. В. Плеханова, 2017. С. 6-10.

7. Панченко В. И. Особенности интеграции национальных валютных систем в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 3. С. 32-37.

8. Панченко В. И. Валютные ограничения и валютный контроль в механизме валютного регулирования // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 90-97.

9. Войналович Я. С., Панченко В. И. Федеральная таможенная служба России: от агента к органу валютного контроля // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (26). С. 59-63.

10. Панченко В. И. Механизм валютного регулирования и особенности его действия в современных условиях // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 16-17 ноября 2017 г.): в 2 ч. Ч. I. Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2017. С. 261-268.

Е. И. Сидоров

НЕУПЛАТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ШТРАФА ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья посвящена правовым и организационным вопросам, связанным с ответственностью за неуплату административного штрафа за правонарушения в сфере таможенного дела. Автор исследует сущность понятия, правовую природу и особенности административной ответственности за данное правонарушение, а также порядок процессуального оформления и пути совершенствования правоприменительной практики по данному направлению.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; таможенные органы; неуплата административного штрафа; правоохранительная деятельность; юридический состав; особенности; мировой судья; протокол.

E. I. Sidorov

FAILURE TO PAY AN ADMINISTRATIVE FINE FOR CUSTOMS VIOLATIONS: LEGAL BASIS AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to legal and organizational issues connected with liability for failure to pay an administrative fine for customs violations. The author studies the essence of the concept, legal nature and features of administrative responsibility for this offense as well as the process of registration and ways to improve law enforcement practice in this area.

Keywords: Customs code of the Eurasian Economic Union; Code of the Russian Federation on administrative offenses; customs authorities; failure to pay an administrative fine; law enforcement activity; legal structure; features; magistrate; protocol.

В настоящее время в связи с созданием и функционированием Евразийского экономического союза роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти остается значительной. Таможенные органы в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по защите экономической безопасности государства. В связи с этим одним из важнейших направлений их деятельности продолжает оставаться правоохранительная функция.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 354 Таможенного кодекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.