Научная статья на тему 'К вопросу об административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации'

К вопросу об административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / административная ответственность / валютное регулирование / валютный контроль / органы валютного регулирования / administrative offense / administrative responsibility / currency regulation / currency control / currency regulation bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианова Н.Г.

в статье рассматриваются основные особенности административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. На основании судебной практики высших судебных инстанций за последние несколько лет автор делает вывод об основных тенденциях привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрианова Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applicant of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

the article deals with the main features of administrative liability for violation of the currency legislation of the Russian Federation and acts of currency regulation bodies. On the basis of the judicial practice of the highest judicial instances over the past few years, a conclusion is drawn about the main trends in bringing to administrative responsibility under part 1 of article 15.25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации»

Н.Г. Андрианова,

соискатель Института государства и права Российской академии наук

N. G. Andrianova,

Applicant of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

natalia.g.andrianova@gmail.com

DOI:

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. На основании судебной практики высших судебных инстанций за последние несколько лет автор делает вывод об основных тенденциях привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Рос-ЭС сийской Федерации об административных правонарушениях.

§ Ключевые слова: административное правонарушение, административная от-

^ ветственность, валютное регулирование, валютный контроль, органы валютного

1

2 TO THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

-Q

С

«V

регулирования.

FOR VIOLATION OF THE CURRENCY LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

p Abstract: the article deals with the main features of administrative liability for violation

of the currency legislation of the Russian Federation and acts of currency regulation bodies. O On the basis ofthejudicial practice ofthe highestjudicial instances over the past few years, a conclusion is drawn about the main trends in bringing to administrative responsibility under 5 part 1 of article 15.25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

¿3

O Keywords: administrative offense, administrative responsibility, currency regulation,

currency control, currency regulation bodies.

Составы административных правонарушений в валют-204 ной сфере определены в ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации ^ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно СЧ положениям данной статьи, административная ответственность уставу навливается: за совершение незаконных валютных операций; непредоставление резидентом отчета о переводах денежных средств (в слу-

чае, если предоставление отчета является обязательным); нарушение срока или непредоставление уведомления об открытии, изменении реквизитов, закрытии счета/вклада в зарубежном банке и иной зарубежной организации финансового рынка; невыполнение в установ-

ленный срок репатриации валютной выручки в соответствии с требованиями и др.

В научной литературе уже анализировалось определение времени и места совершения административных правонарушений, предусмотренных в ст. 15.25 КоАП РФ [1], а также сложности применения ст. 2.9 данного Кодекса [2]. На наш взгляд, еще одной существенной особенностью административной ответственности за нарушение валютного законодательства является ее высокий уровень. Например, в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ административный штраф устанавливается в размере от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции. Вопрос о соответствии закону той или иной валютной операции решается на основании валютного законодательства, предусматривающего соответствующие ограничения и запреты. ы

Значительный размер административного штрафа, закрепленный г в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, объясняется высоким уровнем обществен- ^ ной вредности нарушений в соответствующей сфере, тем не менее | физические и юридические лица стремятся оспорить данное законо- £ положение как нарушающее их права и законные интересы и несо- | ^ ответствующее Конституции РФ, например на основании необосно- | о ванного и избыточного ограничения валютных операций без учета 2 1 особенностей иностранного законодательства, а также на основании § 0 несоразмерной административной ответственности за несоблюде- ё ё ние установленных ограничений [3, 4]. При этом в Определении | § Конституционного Суда РФ от 29 октября 2020 г. № 2393-О [5] отме- п ^ чено, что санкции, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, позволяют * | индивидуализировать размер административного штрафа с учетом 1 | характера совершенного правонарушения, степени вины субъекта 1 П административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих | П и отягчающих административную ответственность. Таким образом, ^ £ Конституционным Судом РФ подтверждена необходимость оценки

каждого конкретного случая привлечения к ответственности по дан- | I

ной статье и индивидуализации размера административного штрафа в зависимости от конкретных условий.

В связи с этим представляется интересным проанализировать Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2021 г. № 34-П [6]. Фабула данного дела состояла в том, что Н.В. Кузнецов получил от своего отца денежные средства в дар, которые были внесены в качестве банковского вклада. Спустя некоторое время при переводе денежных средств со счета в российском банке на другой счет (также в российском банке) они были заблокированы уполномоченным банком США, в котором был открыт корреспондентский счет российского

| | 205

банка, в связи с введением санкций. Н.В. Кузнецов, узнав о сложившейся ситуации, обратился с просьбой о переводе соответствующей суммы денежных средств на его счет в российском банке. С течением времени уполномоченным банком США было принято решение о переводе денежных средств на счет Н.В. Кузнецова, открытый в одном из банков Великобритании, после чего денежные средства были переведены Н.В. Кузнецовым в российский банк. Со своей стороны российский банк, получив уведомление от уполномоченного банка США о совершении перевода соответствующей суммы денежных средств на счет Н. В. Кузнецова, открытый в банке Великобритании, сообщил об этой операции в российские налоговые органы. Н.В. Кузнецов был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 75 % от суммы валютной операции (в данном случае сумма денежного „о взыскания составила 30 971 708,95 руб.). Административный штраф го был уплачен Н.В. Кузнецовым.

Традиционно к признакам административного правонарушения № относят: деяние; противоправность, состоящую в «запрещенности» § таких действий; виновность; наказуемость, означающую, что адми-§ нистративные правонарушения запрещены под угрозой применения 2 санкций, предусмотренных КоАП РФ.

^ Состав административного правонарушения имеет четырехзвен-— ную структуру: 1) объект административного правонарушения - ох-§ раняемые общественные отношения, складывающиеся в валютной 5 сфере; 2) объективная сторона административного правонарушения § - совокупность признаков противоправного деяния, характеризующих ^ внешние проявления административного правонарушения в реальной действительности; 3) субъект административного правонарушения -о лицо, совершившее административное правонарушение, в отношении ^ которого применяются меры ответственности; 4) субъективная сто-С рона административного правонарушения - психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

206 В рассматриваемом случае отсутствует признак виновности физи-^ ческого лица в совершении административного правонарушения, т.к. СЧ физическое лицо было вынуждено действовать в целях защиты и вос-® становления нарушенного права. В связи с этим Конституционным Судом РФ правомерно установлено, что Н.В. Кузнецов был привлечен

«V

к административной ответственности за валютную операцию с принадлежащими ему денежными средствами, которая, по сути, представляла собой вынужденную корректировку прерванной не по его вине первоначально законной валютной операции. Решение о совер-

I

о а

! °

со о

шении вынужденной корректировки было принято Н. В. Кузнецовым в условиях неопределенности в отношении судьбы денежных средств, выражавшейся в угрозе их потери или утраты контроля над ними в связи с действиями третьих лиц. Судом отдельно отмечено, что при привлечении к административной ответственности необходимо рассматривать и учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, которые в том числе могут свидетельствовать о препятствиях совершению законной валютной операции из-за применения санкций иностранным государством против Российской Федерации. Совершенные же в данном случае Н.В. Кузнецовым действия заключались в корректировке операции в целях защиты своих прав, конечная цель совершения такой корректировки является законной. Ограничительные меры в отношении Российской Федерации при- Ы

вели к видоизменению первоначально законной валютной операции 3

„2

ввиду прекращения исполнения третьими лицами такой валютной §

операции, в результате чего она по формальным основаниям перестала £

соответствовать критерию разрешенной валютной операции. Судом 3

установлено, что формального критерия недостаточно для признания | * неправомерными и виновными действий физического лица, направленных на преодоление негативных последствий и восстановление

права распоряжаться принадлежащими такому лицу на законных ос- 3 3

нованиях денежными средствами. Таким образом, с учетом названных I 5

факторов, привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ о |

при совершении валютных операций, обусловленных риском лишения 3 3 валютных ценностей в случаях наложения ограничительных мер против Российской Федерации, происходить не должно.

и

Список литературы: ^ |

1. Дубровина, М.О. Определение времени и места совершения админи- £ | стративных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ: проблемы правоприменительной практики / М. О. Дубровина // Административное право и процесс. - 2021. - № 11. - С. 83-86.

2. Денисов, А. Практика и проблематика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на примере решения _ Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 августа 2021 г. по делу ^ № 12-1303/2021 / А. Денисов, Т. Мацукова // Административное право. - ^ 2021. - № 4. - С. 71-78. 3

3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограничен- 3 ной ответственностью «ТК Элеватор» на нарушение его конституционных прав частями 1 и 2 статьи 2.1 и частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также частями 4 и 5 статьи 12 и частью 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регули-

"о 5

о го о I

е о I е

207

л

ровании и валютном контроле» : определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2022 г. № 21-О // Официальный сайт Конституционного Суда РФ.

- URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision586426.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ай Флай» на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2022 г. № 15-О // Официальный сайт Конституционного Суда РФ.

- URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision586577.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

5. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Двадцатый Век Фокс СНГ» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : определение Конституционного Суда РФ от 29 октября 2020 г. N° 2393-О // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. - URL: http://doc.ksrf.ru/decision/

^ KSRFDecision499738.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

6. По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об адми-

Сс нистративных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 § статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном § контроле», а также части 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении из-g менений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном С контроле"» в связи с жалобой гражданина Н.В. Кузнецова : постановление S Конституционного Суда РФ от 9 июля 2021 г. № 34-П // Доступ из справ.-g правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/ jj document/cons_doc_LAW_390175/ (дата обращения: 10.03.2022).

Ü

208

Я

«V о «V

CV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.